Начало ЗДЕСЬ
Российская колониальная администрация больше не имела достаточно сил и средств, чтобы регулярно организовывать экспедиции вглубь гор Кавказа, и ограничилась усилением самой укрепленной линии, строительством новых крепостей, чтобы сделать надежнее блокаду непокорных горцев. Шамиль же и его соратники занялись государственными преобразованиями в горах Чечни и Дагестана. Подвластную территорию Шамиль разделил на административные области – мудираты, которые делились на округа – вилайяты. Несколько близлежащих селений составляли махаллат, которым управлял мазун. Сельские общины – джамааты, возглавлялись старшинами – дибирами в Дагестане и туркхами в Чечне. Во главе административных единиц имам лично ставил своих наместников – мудиров и наибов.
Все мужское население в возрасте от пятнадцати до пятидесяти лет было обязано нести военную службу. Создавалась постоянная армия с организованной структурой воинских подразделений, учреждались подобие военной униформы (воины должны были носить одежду определенных цветов), воинские награды и даже знаки трусости. Шамиль старался поддерживать связь с двором османского султана, считая того, из исламской концепции мирового единства мусульман, духовным главой всех верующих. Прибывший в Имамат из Египта, который входил в Османский Халифат, инженер Хаджи Юсуф организовал производство горцами собственной артиллерии.
В 1847 г. был принят заменивший многие традиционные обычаи горцев (адат) единый писаный государственный закон – Низам, основанный на шариате. Чтобы подчеркнуть приверженность государства религии Аллаха, Шамиль обязал все взрослое население носить чалмы подобно тому, как одевались пророк Мухаммед и первые мусульмане. Важной особенностью системы государственной власти Имамата было наличие представительного органа – Диван-хане, ограничивавшего власть самого имама. Диван-хане состоял из тридцати двух пользующихся уважением народа сведущих в религиозных вопросах людей. Без его санкции указания имама считались недействительными, хотя и постановления Диван-хане были недействительными без одобрения имама. Несколько раз имели место случаи, когда Диван-хане отклонял постановления Шамиля. Для XIX в. такие демократичные институты еще были редкостью в государственной системе даже развитых европейских стран. Существовало и некоторое разделение исполнительной и судебной власти: осуществлявшие правосудие должностные лица областей и округов – муфтии и кадии, не подчинялись мазунам и наибам, хотя верховными судебными полномочиями обладал лично имам. Охрану государственной безопасности осуществляли подчиненные лично Шамилю тайные инспектора – мухтасибы, и муртазики – гвардия имама, охранявшая его самого, государственные учреждения, подавлявшая мятежи.
Идеи объединения под божественным законом для борьбы с российской экспансией распространялись далеко за пределы Дагестана и Чечни, среди всех мусульманских народов Кавказа, даже там, где суфизм не был распространен. В 1847 г. наиб Шамиля Мухаммед-Амин Асиялау прибыл за сотни верст от Дагестана на Западный Кавказ, где была этническая территория адыгов. Поддержанный местным населением, среди которого активно разворачивалось классовое противостояние между феодалами и простым народом, он сумел на основе шариатских законов объединить несколько горных адыгских племен и построить сходное с имаматом исламское государство. Формально государство Мухаммед-Амина с центром в земле адыгского племени абадзехов горном селении Хаджико (Хаджох; территория современного поселка Каменномостский в Адыгее) было частью Имамата Шамиля, но на самом деле из-за сильной удаленности от Чечни и Дагестана оно функционировало полностью самостоятельно. Однако Мухаммед-Амин ни разу не предал своего имама, хотя расходился с ним в некоторых политических взглядах (например, он не считал османского султана духовным лидером всех мусульман). Воины Мухаммед-Амина нанесли российской армии ряд тяжелых поражений на Западном Кавказе, а в 1851 г. наиб организовал поход на Карачай с целью соединиться с остальной частью имамата. Однако на реке Уруп продвижение мусульман было остановлено российскими войсками. Мухаммед-Амин первым в истории адыгского народа ввел обязательное общее образование для горских детей, и в каждом селении его государства открывались мусульманские школы-медресе.
Шамиль лично посетил с отрядом мюридов Кабарду на Центральном Кавказе, которая, как тогда казалось, давно уже была приведена к покорности России, о чем говорил тот факт, что у самых ее границ располагались популярные у всего российского дворянства курорты Пятигорья. Призывы Шамиля к исламскому единству и борьбе воодушевили тяжело страдающих от усиления феодальных притеснений кабардинских землепашцев и скотоводов. По всей Кабарде начались атаки повстанцев во главе с Мухаммед-мирзой Анзоровым, Умаром Шеретлоковым и др. на российские укрепления и гарнизоны, поместья пророссийски настроенных феодалов. Из-за действий воодушевленных Шамилем кабардинских повстанцев прервалась связь между важнейшими опорными пунктами России на Северном Кавказе – крепостями Владикавказ в Осетии и Екатеринодар (современный город Краснодар) на Кубани, курорты Пятигорья пришли в запустение.
Вторую половину 40-х гг. XIX в. справедливо считают апогеем Кавказской войны, и это связано прежде всего с деятельностью мюридов Шамиля и им сочувствующих. Законы Имамата запрещали песенное искусство, и, тем не менее, дагестанская, чеченская и адыгская песня восхваляли воинский талант и мужество Шамиля и его воинов. Концепция мусульманского единства в Имамате работала верно: хотя большинство горских воинов происходило из местного населения, бок о бок с ними сражались добровольцы из Османского Халифата (турки, арабы), ногайцы, осетины, татары, принявшие Ислам грузины, казаки, перебежчики из российской армии (русские и украинцы), поляки (участники антироссийского восстания 1830 г., в наказание сосланные в действующую армию на Кавказ и немедленно переметнувшиеся на сторону горцев).
Вторая половина 1840-х – первая половина 50-х гг. – время наивысшего экономического и военного расцвета первого общекавказского государства. Символами этого расцвета стали поход войска Мухаммед-Амина на Карачай, о котором говорилось выше, и попытка армии Имамата под командованием сына Шамиля Гази-Мухаммеда соединиться в 1853 г. с наступавшими на Закавказье османскими войсками. Активные действия дислоцировавшихся в Закавказье российских войск сорвали османское наступление, и следом было вынуждено отступать и успевшее захватить грузинский город Цинандали семитысячное войско мюридов. Однако воины Имамата захватили в плен двух грузинских княгинь Анну Чавчавадзе и Варвару Орбелиани с детьми и слугами. Позже Шамиль обменял у российского командования знатных пленников на находившегося в заложниках уже взрослого старшего сына Джамалу-д-Дина и такую огромную контрибуцию, что уплаченные царскими властями деньги в Имамате обесценились.
Однако сила и влияние кавказского исламского государства оказались недолговечными. История народов Северного Кавказа еще не знала государств с такой сложной административной структурой, и у кавказских мусульман просто не было соответствующих навыков государственного управления. Все уровни власти в Имамате вскоре были охвачены коррупцией и произволом военно-административных начальников. Кавказцы, привыкшие подчиняться веками устоявшимся обычаям, а не писаным законам, которые часто изменялись, все хуже слушались государственную власть. Наибы часто саботировали не нравившиеся им указания имама, превращались в новых феодалов, в условиях военного разорения облагая подвластное население жестокими поборами. В народе стало расти недовольство созданной Шамилем государственной системой, а также его собственным стремлением укрепить личную власть. Шамиль десятками смещал и даже казнил наибов, но новые назначенцы оказывались не лучше.
Сходные процессы происходили и в адыгском исламском государстве Мухаммед-Амина, где население вообще не знало, что такое государственность. Нежелание народа повиноваться не нравящимся им начальникам вызывало со стороны властей раздражение и карательные меры, которые, в свою очередь, только усиливали народное недовольство. Многие традиционные обычаи народов Северного Кавказа глубоко противоречили шариату, и их принудительное искоренение народ встречал враждебно.
Тем временем российские войска научились хорошо оборонять свои кавказские крепости. Атаки на них, сдерживавшие наступление русских в горы, становились все труднее и опаснее для армии Имамата, горцы начали нести тяжелые потери при неудачных штурмах. Постепенно в российской армии появились подразделения, специально обученные для действий в сложных условиях лесистых гор (вроде «горного спецназа»). В 1853 г. экспедиция князя М. Аргутинского-Долгорукого, перейдя пять снежных хребтов, неожиданно появилась в тылу Имамата на юге Дагестана и захватила Мессельдегерское укрепление горцев. Таких дерзких боевых операций еще не проводили на Кавказе ни воевавший с Дагестаном в XVIII в. иранский Надир-шах, ни крымские ханы-Гиреи. В 1854 г. в сражении с войсками барона Л. Николаи при селении Истесу в Чечне мюриды потеряли четыреста человек убитыми.
Первые волнения измученного бесконечной войной и поборами наибов населения начались в Чечне, где, как и на Западном Кавказе, никогда до Шамиля не было государственной власти. Многие чеченские старшины за спиной имама начали вести переговоры о принятии российского подданства. В январе 1858 г. российские войска, обманным маневром отвлекши основные силы войск Имамата в восточную часть Чечни, стремительным маршем захватили делившее Чечню на две части Аргунское ущелье. После этого большинство чеченских обществ отказалось повиноваться Шамилю и его наибам и принесло присягу верности императору Александру II. После этого российская армия начала решительное и упорное наступление на Имамат по всем фронтам. На Западном Кавказе от заложенного в 1857 г. у начала предгорий укрепления Майкоп российские войска начали наступать непосредственно на столицу государства Мухаммед-Амина Хаджико.
1 апреля 1859 г., несмотря на героическое и отчаянное сопротивление мюридов, пала столица Имамата – Ведено. Остатки исламской армии, сам Шамиль с семьей эвакуировались в горный Дагестан. В пути Шамиль был ограблен отошедшими от него собственными приближенными. После вступления российских войск в горы Дагестана наибы и военачальники Имамата массово стали сдаваться и переходить на сторону России. Большинство боеспособного населения уже погибло за военные десятилетия – таковы были итоги Кавказской войны.
В августе Шамиль с семьей и четырьмя сотнями оставшихся верными ему мюридов при четырех орудиях был окружен российскими войсками генерал-майора барона Г. Врангеля и полковника И. Лазарева в считавшемся неприступным селении Гуниб на высокой горе. В обороне наравне с мужчинами приняли участие и женщины, даже жены и невестки Шамиля носили камни, строя заграждения. Поначалу мюриды были полны решимости сражаться до конца и умереть в бою. Ультиматум о сдаче прибывшего к месту последнего боя имама царского наместника на Кавказе князя А. Барятинского был категорически отклонен.
24 августа русские войска, применив специальное снаряжение для подъема на отвесные скалы, начали штурм Гуниба. К утру 25 августа 1859 г. им удалось захватить часть укрепления. Посовещавшись, мюриды решили прекратить сопротивление. Встретившись лично с А. Барятинским, Шамиль посетовал ему на предательство народа и своих военачальников и, признав русских победителями, заявил о своей сдаче. 20 ноября 1859 г. в обмен на гарантии, что адыги сохранят право исламского вероисповедания и останутся жить на своей земле, с двумя тысячами своих гвардейцев (муртазиков) сдался российскому командованию и принес присягу верности русскому императору Мухаммед-Амин. В течение года российские войска подавили оставшиеся очаги сопротивления на Восточном Кавказе, при этом в Дагестане активно использовалась так называемая горская милиция – иррегулярные войска, набранные из местного же населения.
Так завершило свое существование первое в истории единое общекавказское государство. Однако в последующем во время своих восстаний против колониального гнета мусульманские народы Северного Кавказа неоднократно пытались восстановить исламскую государственность. Период господства на Кавказе Имамата Шамиля не прошел бесследно. За время существования горского государства в быту кавказских народов прочно утвердились исламские традиции. Суфийское учение накшбандия, которого придерживались мюриды Шамиля, до сих пор широко распространено в Дагестане, и его имамы являются влиятельной общественной силой. Преимущественно последователи этого учения служат в Духовном управлении мусульман Дагестана.
По крайней мере, у Шамиля был свой взгляд по устройству государства.
На сколько я знаю, Крымское ханство постоянно воевало, люди жили все время войной.
Люди всегда живут войной, почитайте историю любого народа. Война — единственный достаточно сильный движитель любой человеческой цивилизации. Викинги жили от набега к набегу, племена индейцев непрерывно воевали друг против друга, русские князья весь период так называемой в учебниках «феодальной раздробленности» непрерывно воевали между собой и отражали набеги кочевников и поползновения Европы в виде разнообразных тевтонов, а сама Европа — «вассал моего вассала…». Это история. А современность: Америка всюду несет демократию, танки Кантемировской гвардейской танковой бригады попадают под прицельный обстрел под Донецком…
Вся человеческая история — история непрерывных войн. И именно войны сделали человека человеком, все значимые изобретения человека — изобретения для войны. Даже интернет придумали военные — для своих целей, а ни как не для того, что бы человеки тусовались в «Контакте» и продавали-покупали разные гаджеты в интернет-магазинах.
Очень интересная статья, здесь в подробности описывается история Крымского ханства, здесь росказуеться как оно было основано кто им правил претендовал на его трон и много еще чего интересного.
Строгое какое государство создавал Шамиль, а почитать интересно было.
Все это давно история, но сколько людей гибло и с той, и с другой стороны — вот что всегда горько!!!