Рабство известно с первобытных времен: враждуя между собой, родовые общины захватывали одна
у другой людей и заставляли работать в своем хозяйстве, чтобы было больше рабочих рук. В тяжелые, голодные годы общины и сами торговали своими членами, расставаясь прежде всего с девушками и детьми, которые превращались в обузу. Неофициально рабство существует и сейчас в регионах мира, где до сих пор преобладает патриархально-родовой быт и слаба государственная власть. Но наивысшего расцвета рабство достигло в античных государствах: Древней Греции, Древнем Риме и странах, воспринявших их культуру.
В ранний период истории Греции и Рима рабство, как и везде в мире, было так называемым патриархальным. То есть, раб считался младшим членом семьи, как жена и дети ее главы. Он жил в одном доме со всеми ее членами, сидел с ними за одним столом; общество обычно воспринимало его вполне как полноценного человека, он мог участвовать в обсуждении важных дел. Под сильной властью отца семейства в одинаковой степени находились и рабы, и его жена, и дети; в то время, чтобы прожить в суровых условиях древности, работать в меру сил должна была вся семья, и раб рассматривался лишь как дополнительная пара рук. Глава семьи был хозяином над всеми своими домочадцами, мог изгнать из семьи, ничего не дав даже на пропитание, или продать как раба, так и жену, сына, дочь. Фактически единственное, чем отличался правовой статус раба, было то, что после смерти отца семейства его жена и сыновья становились свободными, могли устраивать свою личную жизнь, а раб оставался рабом и переходил к кому-нибудь из них по наследству. Этот этап включала в себя история института семьи. Чаще всего рабами становились, как и в первобытную эпоху, военнопленные, но немало было среди них и разорившихся людей, обращенных в рабство за неуплату долгов своими кредиторами, людей, в детстве проданных своими родителями от бедности.
В V – IV вв. до н.э. в Греции укрепляется государственная власть городов-полисов. Победа греков в войнах с Персией, расширение греческой колонизации Средиземноморья привели к росту богатства и благосостояния древнегреческого общества. Военные победы сопровождались захватом большого количества пленников. Быстрый рост числа рабов позволил свободным людям меньше трудиться, больше заниматься духовными изысканиями. Отсюда и тот высокий по тому времени уровень развития культуры и науки в Древней Греции, прославивший древнегреческую цивилизацию на все времена. Появились государственные рабы, принадлежавшие всему городу, которые строили общественные здания, мостили и убирали улицы, поддерживали общественный порядок (т.е., выполняли и полицейские функции). В это период рабы начинают сильно дистанцироваться от свободных людей, теперь меньше занимающихся производительным трудом. Их уже не воспринимают как членов семей и тем более как полноценных членов общества. Внутри одной семьи у каждого ее члена уже могли быть свои рабы.
После присоединения греческих городов к Римской империи рабский труд окончательно стал основой экономики государства. На городских работах, в мастерских, на строительстве, мореходных судах, рудниках, в библиотеках трудились рабы. Личные рабы могли быть даже у свободных бедняков. Рабы были секретарями, врачами, домашними артистами, гувернерами у состоятельных граждан. Римская империя расширяла свою территорию, захватывая новые и новые страны, откуда пленники вывозились десятками тысяч. Семьи римских граждан регулировали свою численность, лишних новорожденных детей просто вынося на улицу, где тех подбирали работорговцы. Существовали и специальные дома, где рабов содержали в буквальном смысле на развод: рабыни там рожали детей, которых уже сызмальства воспитывали в безоговорочной покорности хозяину и затем продавали. Активно использовалась и сексуальная эксплуатация рабов, причем в связи с довольно широкой половой свободой граждан в период расцвета римской цивилизации спросом пользовались в этом отношении как молодые и привлекательные девушки-рабыни, так и юноши, и дети.
В Римском государстве раб уже не почитался за человека в полном смысле этого слова, на него обычно смотрели на разумную и говорящую вещь. Встречаются даже письменные документы, где рабы прямо названы «говорящими орудиями». Хозяин мог поступить с рабом так, как ему хотелось: убить, искалечить, заставить исполнять перед собой и другими людьми шутовские роли, и, как правило, это осуждалось обществом не больше, чем сегодня осуждается жестокое обращение с животными. Этот тип рабства называется классическим. Хотя иногда власти все же принимали меры, чтобы сдержать растущий произвол сытых, почувствовавших вседозволенность хозяев над своими рабами. Так, по эдикту императора Клавдия (41 – 54 гг. н.э.) наказание грозило хозяину, оставившему умирать потерявшего работоспособность невольника. Вводился в Древнем Риме также закон, предусматривавший ответственность хозяина, забившего раба до смерти, правда, впоследствии он был отменен.
Особенно тяжелым было положение рабов на рудниках и гребных морских судах, где им приходилось выполнять самые изнурительные работы. Рабами были большинство гладиаторов – бойцов, устраивавших на потеху зрителям кровавые поединки.
Однако не следует думать и то, что абсолютно все рабы в античности испытывали бесчеловечное угнетение. Хозяева были разными. Разумный хозяин понимал, что раб будет лучше трудиться, если с ним договариваться по-хорошему. Общество Древнего Рима было достаточно рачительным, чтобы ценить здоровье рабов. Противником жестокого обращения с рабами был даже римский политик II в. до н.э. Цензор Катон, известный своими рекомендациями хорошему домохозяину непременно продать старого раба и утверждением, что «раб должен или работать, или спать». Имели свое значение и периодически вспыхивавшие восстания рабов, самое крупное из которых – восстание Спартака в I в. до н.э., подавление которого потребовало отвлечения крупных сил римской регулярной армии.
В Древней Спарте рабы – илоты, жили самоуправляющимися сельскими общинами, вели свое хозяйство и принадлежали спартанскому государству. Но жизнь их во всем зависела от граждан-спартиатов, обращавшихся с ними самым бесцеремонным образом, даже устраивавших для регулирования их числа и тренировки молодежи специальные облавы, когда молодые спартанцы просто выслеживали и убивали первых попавшихся рабов.
Рабы стоили дорого. В Древних Афинах в зависимости от пола, возраста, физического состояния и трудовых навыков стоимость раба колебалась от 120 до 220 драхм при ежедневном прожиточном минимуме для средней афинской семьи в половину драхмы. Поэтому заставлять раба работать на износ, плохо кормить или убить раба было крайне невыгодно для хозяина. И большинство хозяев берегли своих рабов как сегодня автовладелец бережет свой личный автомобиль. Большое количество рабов было показателем высокого положения в обществе, богатые люди могли приобретать рабов больше, чем им требовалось на самом деле, и в их домах рабы трудились немного, зато не знали нужды в изысканной пище и одежде. Преданным служением господину можно было заслужить свободу. В Древнем Риме хозяин, освобождая раба, символично касался его особой палочкой – виндиктой. Рабы – единственно, кто остался верен римскому оратору Цицерону (106 – 43 гг. до н.э.) в последние дни его жизни, до последнего пытались спасти хозяина от преследования врагами. И тем не менее, раб, пока он был рабом, юридически оставался живой вещью, и никогда не мог знать, у какого хозяина, на каких работах он однажды окажется. После смерти хозяина рабы переходили по наследству к его детям или распродавались на покрытие его долгов.
Преобладание рабского труда в экономике государства считается главной чертой, характеризующий античность – древний греко-римский мир и впитавшие греко-римскую культуру страны (государство Селевкидов, включавшее в себя Малую, Переднюю и часть Средней Азии, Египетское и Македонское царства). Тем не менее, по сложившейся традиции к античной истории относят и раннюю историю Греции и Рима, когда рабство не выходило из патриархальных границ и не играло большой роли в хозяйстве. В эпоху классического рабства свободный люд тоже отнюдь не переставал трудиться, кроме богатой прослойки общества. В связи с высокой стоимостью рабов простой народ не мог иметь больше одного – трех невольников на семью. В среде простолюдинов свободные по-прежнему работали наравне со своими «говорящими орудиями». Использовался не только рабский, но и наемный труд: свободного слугу, работавшего за плату, не надо было постоянно обеспечивать едой, одеждой и крышей над головой.
В эпоху поздней Римской империи (после II в. н.э.) рабский труд в экономике медленно, но верно начинают вытеснять зарождающиеся феодальные отношения. Хозяева крупных земельных владений – латифундий, поселяют рабов на своей земле, чтобы те ее обрабатывали и выращивали урожай. Такие рабы назывались колонами, а поселение рабов-земледельцев – колонией. Законы империи начинают четче регламентировать правовой статус рабов. В итоге было запрещено подвергать раба наказанию иначе как через суд; раб был признан, наконец, личностью, хотя и низшей степени. Было запрещено и разъединять семьи рабов при продаже, а затем стали законными браки между свободными и рабами. Зарождение феодализма предвещает приближение заката античной эпохи.
После падения Западной Римской империи в V в. феодальные отношения окончательно вытесняют античное рабство на второй план. Рабы-колоны смешиваются с подчиненными по разным причинам землевладельцам-феодалам изначально свободными сельскими обывателями в одно сословие – крепостных крестьян. В средние века рабство никуда не исчезло как таковое, но в странах Европы его роль постепенно совсем сошла к минимуму. В средневековой Европе рабов было уже очень мало; военнопленных предпочитали освобождать за выкуп от их соплеменников, лишь те, родственники которых не находились, оставались в личном услужении европейских дворян и купцов.
Очень интересно, автору спасибо)
К сожалению, и сейчас очень богатые люди склонны относится к остальным как к рабам. Но рабство сейчас, можно сказать, добровольное: хочешь — подчиняешься, не хочешь — можешь уйти к другому «хозяину», который относится более уважительно.
Я думаю рабство не исчезло до сих пор. Только в наше время ему дали другое название.
Люди все разные и хозяева разные, если хозяин добрый нормальный человек, то и рабу у него жилось хорошо. Раб приносил выгоду хозяину, и угнетать его было не выгодно. Нашим теперешним хозяевам жизни нужно почитать эту статью, чтобы лучше относились к своим работникам.
Конечно, если бы за меня кто-нибудь выполнял мою работу, у меня тоже бы появилось свободное время. Я, вот, рисовать люблю, да и стихи сочиняю. А времени свободного нет.
Если сравнить с нашим временем — то у нас современное рабство. Как по мне, мы просто перешли в другую форму его выражения.
Да и в наше время есть рабство, Мы не далеко ушли от древних славян!
На самом деле рабство существовало даже среди славян, так что это — не античная выдумка.
Я и не знала, что существовало такое себе «патриархальное» рабство! Сродни нашему крепостному праву: в Греции рабы с властителем и кушали, и беседовали, а у нас еще и в театрах играли.
Вообще-то патриархальное рабство было и у славян, почитайте ту же «Повесть временных лет»
Зачем забираться далеко к древним славянам. В действительности классическое рабовладение, стыдливо называемое «Крепостным правом» существовало в Российской империи до 1861 года.
Конечно, не отнять того, что древние цивилизации (Рим и Греция) были высокоразвитыми, но все же свободный труд гораздо эффективнее поднимает экономику.
Зато рабский труд давал свободным гражданам самое нужное для развития культуры — время.