кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Запад » Церковное и мирское: европейская Реформация (часть V)

Церковное и мирское: европейская Реформация (часть V)

Не только в Германии и Франции Реформация спровоцировала кровопролитную войну. Очень благоприятные условиягде в каких странах была реформация для распространения реформатских идей существовали в Нидерландах — области из нескольких провинций у южного побережья Северного моря, населенной народом, по культуре и языку близкому к немцам. Основой экономики этой приморской страны была внешняя торговля, что способствовало особенно бурному развитию в ней буржуазных отношений. Однако Нидерланды на тот момент не имели политической независимости: они входили в состав владений испанских Габсбургов, хотя и были отделены от собственно Испании территорией Франции. Нидерландскиекак нидерланды восстали против испании капиталисты и морские торговцы были вынуждены значительные подати отдавать королю Испании и католической церкви. Это сильно тормозило свободное развитие нидерландской экономики, ну, а также взаимопониманию между приезжавшими для управления страной испанскими чиновниками и местным населением препятствовали совершенно разные культура и национальный менталитет. Идеи Мартина Лютера, проникшие в Нидерланды еще при жизни первого реформатского проповедника, не нашли в приморской стране широкого отклика, так как Лютер проповедовал полную покорность светским властям. Зато более «подогнанное» под условия наступавшего Нового Времени учение Жана Кальвина, начавшее распространяться в Нидерландах с 1540 г., стремительно охватило широкие массы населения, и через двадцать лет уже подавляющее большинство нидерландцев отреклось от католической церкви, объявив ее преступной и еретической. Кальвинизм привлекал предприимчивых жителей страны во всем: в отсутствии обязанности во всем следовать воле церковников и платить церковные налоги, в допустимости выступать против несправедливой власти с оружием в руках, в идее изначальной предопределенности спасения или погибели человека в загробном мире, дававшей буржуа духовную свободу делиться или не делиться своим доходом.

Распространение кальвинизма в Нидерландах нанесло сокрушительный удар по позициям в регионе католической церкви. Однако имевшая над Нидерландами сюзеренитет Испания в свое время была объединена с целью христианского отвоевания Пиренейского полуострова у мусульман. То есть, само возникновение единого испанского государства было связано с религиозным вопросом, и охрану католической веры, которую они считали единственно правильной, испанские короли считали главнейшим приоритетом своей политики во всем. Реформация в Нидерландах не могли не вызвать ответной реакции со кто боролся с революцией и реформацией в нидерландахстороны испанской короны. В 1556 г., когда Карл Габсбург, уставший от напряженных политических дел в разных странах Европейского континента, добровольно отказался от престола, на трон взошел его сын Филипп II, особенно непримиримый к «еретикам». Правительство Филиппа II повело бескомпромиссную борьбу с кальвинизмом в Нидерландах. Начались казни упорно не желавших возвращаться в католичество протестантов. Практически сразу ужесточение королевской политики и развернувшийся инквизиционный сыск вызвали ожесточенное противодействие населения, в том числе в форме вспыхнувших тут и там вооруженных мятежей. В 1562 г. группа нидерландской высшей аристократии образовала политическую партию, поставившую своей целью освободить страну от религиозного и национального гнета со стороны Испании: Лигу господ. Во главе ее стояли кто руководил нидерландскими голландскими революционерами повстанцами гезамипринц (князь) Оранский Вильгельм I, Ламораль, граф провинции Эгмонт, и адмирал Филипп де Монморанси, граф Горн. В следующем году в Нидерландах сформировалась вторая оппозиционная партия — союз дворян. Аристократические партии заключили соглашение с протестантскими духовными советами — консисториями, городов, в которых сосредотачивалась экономическая жизнь страны и деятельность буржуазии. 5 апреля 1566 г. оппозиционеры подали наместнице (штатгальтеру) Нидерландов сводной сестре короля Маргарите Пармской петицию со своими требованиями. Маргарита была известна хорошим знанием местных обычаев и уклада жизни, кто правил нидерландами во время их зависимости от испаниистремлением проводить взвешенную политику, однако ее попытки уладить дело миром сразу натолкнулись на сопротивление католических чиновников и церковной инквизиции. Один из приближенных наместницы даже презрительно назвал явившихся к ее двору оппозиционных депутатов «гёзами», что означало «нищие», так как они в соответствии с кальвинистскими канонами были скромно одеты. Впоследствии это прозвище закрепилось за всеми участниками нидерландского сопротивления испанской короне и католической церкви.

В августе 1566 г. страну охватили безудержные погромы католическихкак проходила реформация в нидерландах церквей и монастырей, где кроме франции и германии реформация привела к войнесопровождавшиеся убийствами священнослужителей. В одной только провинции Фландрия прошло свыше четырехсот погромов. Поняв, что теряет контроль над отдаленным регионом, связь с которым могла осуществляться только по морю, Филипп II направил в Нидерланды герцогакто такой герцог альба который боролся с нидерландской революцией испанского города Альба Фернандо Альвареса де Толедо — того самого, что в правление его отца руководил испанским войском, посланным против лютеранских князей Германии. Искусный военачальник, 3-й герцог Альба отличался бескомпромиссным, крутым и жестоким нравом. После его приезда в Нидерланды 22 августа 1567 г. старавшаяся проводить умеренную политику Маргарита Пармская потеряла всякое влияние и уехала в Италию. Герцога как испания боролась с реформацией и революцией в нидерландах Фернандо сопровождала огромная армия. В сентябре им был учрежден так называемый Совет по делам о мятежах, который оппозиционеры прозвали Кровавым. Он был наделен неограниченными полномочиями в борьбе с ересями. За шесть лет его существования было казнено около двух тысяч протестантов. В свою очередь, нидерландская оппозиция подготовила проект национального церковного устройства, основанного на кальвинистских принципах. В 1571 г. в Эгмонте состоялся протестантский собор, на котором было решено, что церковь должна управляться коллегиально выборными старшинами: своя коллегия старшин должна быть у каждого прихода, выше нее становилась церковная коллегия провинции, а важнейшими делами национальной церкви заведовала духовная коллегия всей страны (пресвитерианская система управления). Здесь же был принят общий свод религиозных догматов нидерландского протестантизма, позже получивший распространение и у протестантов многих других стран и названный Бельгийским исповеданием. В основе его лежали суждения, подготовленные пастором-кальвинистом Ги де Бре. Особо в нем оговаривалось признание авторитета добропорядочной светской власти и осуждались неправомочные с религиозной точки зрения мятежи. Свод догматов нидерландско-кальвинистского вероучения был направлен Филиппу II, однако король не желал даже разговаривать с «еретиками».

Не сумев разрозненными силами справиться с мощной армией герцога Фернандо, нидерландцы — искусныекак нидерланды боролись за независимость мореплаватели, развернули масштабную пиратскую войну на море, атакуя и грабя испанские суда. Пираты-протестанты получили прозвище «морских гёзов». Завоевав морское господство, повстанцы во главе с адмиралами Виллемом де ла Марком и Виллемом ван Треслонгом 1 апреля 1572 г. высадились на побережье западной провинции Голландия и захватили город почему голландцы нидерландцы стали воевать за независимость с испаниейБрилле. Попытавшиеся отбить город испанские солдаты зашли в его часть, занимавшую бывший участок морского дна, отгороженный от моря дамбами (традиционная городская планировка в Нидерландах). Тогда повстанцы открыли шлюзы дамб, и хлынувшая на улицы морская вода вынудила испанцев перебираться на верх плотины, где они были расстреляны огнем корабельной артиллерии морских гёзов. Успехи морских гёзов воодушевили население многих северных нидерландских городов. Там снова начались народные бунты, в ходе которых города один за другим переходили в руки восставших. Герцог Фернандо не считал мятежных простолюдинов серьезной угрозой и был занят подготовкой армии к войне с профессиональными бойцами — силами Вильгельма Оранского, рассчитывая разбить сначала их. Пока герцог мешкал, восстание охватило весь север страны, мятежныекто победил в буржуазной революции борьбе за независимость нидерландов города успели хорошо вооружиться и укрепиться, согласовать свои действия с организованно выступившими против испанцев войсками аристократии. Только после более чем семимесячной осады войска герцога Альба смогли взять город Харлем на севере провинции Голландия. Осада западного голландского города Лейдена оказалась для испанцев безуспешной. Видя, что герцог не может справиться с все шире охватывавшим Нидерланды повстанческим движением всех слоев населения, король в конце 1573 г. отозвал его. В 1575 г. в Лейдене был открыт реформатский университет, в котором стали готовить священников для национальной нидерландской церкви.

как реформация победила в нидерландах голландии

О. ван Веен «Выручка Лейдена гёзами»

В 1576 г. наместником Нидерландов был назначен сводный брат Филиппа II Хуан Австрийский. В городепочему в испании реформация не победила Гент провинции Фландрия (на территории современной Бельгии) состоялись Генеральные штаты, на которых Хуан был признан законным правителем в обмен на прекращение преследований протестантов и вывод из страны склонных к бесчинствам испанских войск. Однако крупные провинции Голландия и Зеландия категорически отказались признавать испанскую власть, в результате чего война вспыхнула вновь. В 1578 г. Хуан Австрийский заболел и умер. Новым испанским наместником Нидерландов был назначен Александр Фарнезе. В 1579 г. в городе Аррас (на территории современной Франции) аристократы южных нидерландских провинций, в которых значительное число населения продолжало исповедовать католическую веру, а буржуазия экономически сильно зависела от поставок сырья из Испании, заключили союз, образовавший умеренную фракцию в повстанческом движении. Последователи Аррасской унии выступали за сохранение испанского сюзеренитета, добиваясь только расширения автономии и ухода испанских войск. Это категорически как нидерланды раскололись разделились на две части отказывались принимать северные нидерландские провинции. 23 января 1579 г. представители северных оппозиционных сил заключили собственную унию в городе Утрехт. Согласно Утрехтской унии, в союзных провинциях учреждалась единая финансовая система и создавалась единая постоянная армия, а внешнюю политику провинции должны были вести, только учитывая общие интересы. Так страна оказалась расколотой на двекак появились независимые нидерланды голландия части: северную, в которой образовалось фактически независимое объединенное государство и протестантизм был господствующей религией, и южную, сохранявшую вассальную зависимость от Испании, где позиции католической церкви оставались сильными. Это не привело к миру и не заставило испанскую корону отказаться от попыток вернуть всю страну под свою руку и в лоно католической церкви. Боевые действия между испанскими и нидерландскими войсками, между силами Утрехтской и Аррасской уний вспыхивали снова и снова. В историографии этот затяжной и кровавый конфликт называется по-разному в зависимости от того, какой автор как смотрит на его основные суть и причины: Война за независимость Нидерландов, Восьмидесятилетняя война, Нидерландская буржуазная революция. Только в 1648 г. Испания, ослабленная участием в проходившей преимущественно на территории Священной Римской империи Тридцатилетней войне, наконец, отказалась от претензий на Северные Нидерланды. В результате в Европе образовалось новое независимое государство — Республика Соединенных провинций Нидерландов, долгое время бывшее одним из ведущих участников мировой морской торговли. Оно просуществовало до 1795 г., когда ее территорию оккупировали войска революционной Франции, однако уже в 1813 г. власть в Нидерландах захватил принц Оранский Вильгельм VI, восстановивший их независимость (формально признанную в 1815 г.) уже с монархической формой правления.

Другой страной, где Реформация достигла значительного успеха, была Англия. Королевская власть в средневековой Англии издавна отличалась значительно большей силой, чем в большинстве других европейских монархий того времени. Все подданные должны были служить королю, и даже вассалы крупных феодалов были обязаны повиноваться, в первую очередь, королевским указам, а потом уже своим сюзеренам. Издавна в Англии были развиты и государственные представительные органы, например, парламент, юридически способные ограничивать власть короля, но их возникновение и было связано со стремлением аристократии и городской верхушки противостоять нередко притеснявшему их интересы своеволию английских монархов. Островное положение Британии, наиболее крупную часть которой занимала Англия, способствовало и относительной безопасности ее от вторжений врагов с континента, и каковы были особенности реформации в англии развитию морской торговли. Развитие капиталистических отношений и укрепление позиций буржуазии в конец Средневековья — начале Нового Времени шло в Англии не менее бурно, чем в Нидерландах. И короли поощряли это, так как промышленники и торговцы, уплачивая в королевскую казну налоги и пошлины, давали королям возможность содержать сильную личную армию и широкий штат чиновников — то, что было необходимо для их сильного контроля над делами в стране. К началу Нового Времени королевская власть в Англии усиливается еще больше. Господство католической церкви стало сильно тяготить как властных королей, не желавших служить интересам находящегося где-то в Италии Папы, так и буржуазию, рост благосостояния которой серьезно тормозила необходимость уплачивать церковные налоги. Короли и буржуа нашли общий язык, и в Англии Реформация в основном осуществлялась «сверху» — с подачи и под контролем королевских властей. Это обусловило специфические особенности английской Реформации, сильно отличные от таковых в других странах.

Толчком, фактически катализировавшим начало Реформации в Англии, стали семейные неурядицы как проходила реформация в англииотличавшегося особенным деспотизмом и пренебрежением всеми невыгодными лично ему устоями короля Генриха VIII Тюдора (1509 — 1547). Поначалу Генрих VIII был противником реформатских идей и лично критиковал учение Мартина Лютера. Он приблизил к себе видного гуманиста и сторонника католицизма Томаса Мора. Папа Лев X даже наградил английского короля титулом «Защитник веры». Однако к концу 20-х гг. XVI в. Генриха начал тяготить брак с Екатериной Арагонской — дочерью основателей объединенной Испании Фердинанда и Изабеллы. Королева никак не могла родить ему наследника. Король мечтал избавиться от первой жены и взять другую, однако расторжение законно заключенного брака противоречило католическим церковным канонам. Генрих обратился к папе Клименту VII с просьбой признать его брак незаконным, но тот отказался. Тогда король созвал парламент, надеясь, что кто такие англикане и пуританеверные ему сановники убедят остальных заседателей признать незаконным его брак с Екатериной, после чего Архиепископ Кентерберийский — высшее духовное лицо в Англии, расторгнет брак без согласия Папы. Однако парламент не решился диктовать волю духовным лицам, так как еще у многих его заседателей было сильно убеждение, что от благословения церкви зависит спасение или погибель человеческой души после смерти. Разъяренный король официально обвинил всекак генрих восьмой проводил реформацию в англии высшее духовенство страны в предпочтении власти Папы над королевской властью, и соответственно, в государственной измене. Под давлением короля новым архиепископом Кентерберийским был избран протестант Томас Кранмер, почему реформация в англии победила который расторг первый брак короля. В 1534 г. парламент издал так называемый Акт о супрематии, согласно которому английская церковь отделялась от римско-католической, и ее главой становился сам английский король. Томас Мор и другие сторонники сохранения целостности римско-католической церкви были обвинены в государственной измене и казнены. Затем Генрих провел массовую секуляризацию: обширные церковные земли в Англии были конфискованы в казну или розданы сторонникам короля. Библия была переведена на английский язык.

В то же время религиозные реформы в Англии отличались большой сдержанностью: королю не были нужны ни лишние конфликты между подданными, одни из которых склонялись к протестантским идеям, другие же оставались убежденными католиками, да и не желал он ослаблять духовный контроль теперь послушной себе церкви над населением страны. Формально английская церковь продолжала называться католической, хотя и больше не подчинялась Папе. В ней было сохранено епископальное устройство: высшая духовнаякто делал реформацию в англии власть в каждой церковной административной единице принадлежала одному лицу — епископу, назначаемому высшим духовенством. Только после смерти Генриха VIII стали вноситься определенные поправки в само вероучение английской церкви. Этому способствовала политика Эдуарда Сеймура, 1-го герцога Сомерсета, бывшего регентом при малолетнем новом короле Эдуарде VI. Герцог Сомерсет имел выраженные протестантские взгляды, и ряд протестантских положений был внесен в догматику национальной церкви. В 1549 г. священникам было разрешено вступать в брак. Тогда же был издан собственный английский молитвенный сборник — Книга общих молитв, в котором молитвы были написаны на английском языке вместо традиционной латыни. В 1553 г. были изданы 42 статьи англиканского вероисповедания со взятыми из кальвинистского учения взглядами на предопределение и причастие. Таким образом, была исключена роль церкви в спасении или погибели человеческой души, а благодеяния признавались лишь показателем будущего спасения человека после смерти от ада, но не его причиной самой по себе. Последнее отвечало, прежде всего, интересам набиравшей экономическую силу буржуазии, которая далеко не всегда была готова делиться заработанным куском хлеба с ближним.

В том же 1553 г. на английский трон взошла королева Мария — дочь Генриха VIII от его брака с Екатеринойкак католики пытались остановить реформацию в англии Арагонской. Мария была ревностной католичкой, и при ней была осуществлена попытка вернуть английскую церковь в лоно римского католицизма, изгнать из нее внедренные протестантские элементы. Поддерживавшие Реформацию английское духовенство и общественные деятели подверглись жестоким и массовым сколько протестантов было казнено и сколько бежало при марии тюдор в англии репрессиям, за что королева получила прозвище Кровавой. Около 300 человек было сожжено на кострах, в их числе архиепископ Томас Кранмер. Еще свыше 800 человек бежало из страны. Но в 1558 г. Мария умерла, и английский престол заняла ее сестра — дочь Генриха VIII от второго брака Елизавета I. Новая королева восстановила церковные реформы и отредактировала 42 статьи исповедания, исключив из них три. 39 оставшихся статей до сих пор являются базисными в вероисповедании последователей английской королевской церкви, имеющей вкак реформация победила в англии современном русском языке название англиканской и сочетающей в себе как католические, так и протестантские догматы. Реформация в Англии, однако, продолжалась и далее, уже выходя из-под королевского контроля. Наиболее радикально настроенные протестанты, вдохновленные учением Жана Кальвина, требовали удаления из церкви остатков католицизма, в том числе замены авторитарного епископального устройства на коллегиальное пресвитерианское. Они стали называться пуританами: от латинского слова «purus — чистый». В 1580 г. из самих пуритан выделилась более радикальная ветвь — конгрегационалистов, выступавших за автономию каждой местной церковной общины. Пуритане подвергались преследованиям со стороны королевских властей, в связи с чем в большом количестве переселялись в английские колонии Нового Света.

Реформация «сверху» — через акты королевской власти, осуществлялась и в в каких странах реформация проходила при участии королевской государственной власти Швеции. Однако в Швеции утвердилось учение Мартина Лютера. Шведская Реформация началась в 1525 г. с введения церковного служения на шведском языке. Ход ей дал король Густав I Васа, подобно английскому Генриху VIII вступивший в конфликт с папой Климентом VII. Однако в Швеции церковные реформы проводились без каких-либо глубоких социальных потрясений: контроль Папы в удаленной от Рима стране на севере Европы никогда не был сильным, и в мирских делах как для шведских священников, так и для их паствы с приходом Реформации менялось мало что. В конце концов вероучение и церковная организация шведских христиан были выстроены по лютеранскому образцу.

Реформация не прижилась в Испании, национальное самосознание жителей которой, как уже говорилось, было тесно связано с католической верой, и в Италии, на которую Папа оказывал непосредственное влияние. Протестантская проповедь не имела широкого успеха и в России: во-первых, как для испанцев римский католицизм, так для русских православие было неотъемлемой частью национального самосознания, во-вторых, протестантизм сложился как оппозиция римской церкви, и иностранные протестантские миссионеры с трудом находили общий язык с паствой Русской православной церкви, устроенной во многом иначе. В России, однако, в XVII в. происходил отчасти сходный с европейской Реформацией процесс: церковный раскол, вызванный усилением царской власти, стремившейся подчинить себе церковь.

Европейская церковная Реформация стала отражением глубоких перемен в общественном сознании европейцев, происходивших к началу Нового Времени. Развитие интенсивной торговли, промышленного капитализма, укрепление абсолютной власти монархов (следствием которого было усиление государственного контроля над жизнью общества) волей-неволей разрушало традиционные коллективистские ценности, пассивный социальный менталитет. На смену веками существовавшему европейцу — элементу соседской общины, подвластному своему феодальному владетелю, покорному сыну Римской церкви, приходил предприимчивый человек, думающий о том, как можно улучшить свое бренное существование, как самому стать маленьким королем хотя бы на своем подворье, и конечно, тяготившийся влезавшей в его личную жизнь опекой священника, феодала, сельского старосты. Религия еще не потеряла былого всепоглощающего значения в жизни средневекового человека. Но люди начинали стремиться самостоятельно, без оглядки на духовенство искать свой личный путь к Богу, к спасению души. Ну, а также вкаковы были последствия реформации Реформации явно прослеживается и желание людей наступавшей новой эпохи «подогнать» свое вероубеждение под новые мирские интересы, с религиозной точки зрения оправдать свое нежелание следовать начинавшим ущемлять их социальное и экономическое раскрепощение древним традициям. Реформация далеко не всем жителям охваченных ею стран несла добро. Следствием развития капиталистических отношений стало резкое имущественное реформация в европе это было плохо или хорошо расслоение населения Европы. Традиционные общинные и феодальные хозяйства, цеха городских ремесленников не могли конкурировать с игравшими все большую роль в европейской экономике латифундиям капиталистов-аграриев и мануфактурами промышленников. Множество людей разорялось и начинало нищенствовать. Прежде церковь была главным институтом, оказывавшим социальную поддержку обездоленным людям, и многие нищие просто не могли прожить иначе как церковным подаянием. Сопровождавшая Реформацию секуляризация лишала обездоленных возможности прокормиться у церковных ворот. Новая церковь не накапливала богатства, а потому помочь умиравшим от голода беднякам не могла. Более того, протестантизм вообще негативно относился к нищенству: новая церковь учила, что каждый должен зарабатывать свой хлеб сам, своим трудом. Вот только нередко даже самой черной работы в странах развивающегося капитализма хватало не на всех нуждающихся. Особенно много людей развитие капитализма и секуляризация разорили в Англии, где поначалу даже королевская власть в угоду крупной буржуазии издавала законы, откровенно дискриминационные в отношении людей, оказавшихся «не у дел» перед лицом коренных экономических и социальных перемен. Обнищание широких масс населения усилило миграцию европейцев в Америку, куда перед перспективой оказаться на обочине дороги обедневшие крестьяне и разорившиеся бюргеры отправлялись в надежде попытать счастья на свободных землях. В протестантских странах во время «ведьмофобии» XVI — XVII вв. значительно более активно, чем в католических, осуществлялось преследование людей, заподозренных в колдовстве. Обмирщление протестантской церкви, ее сильная сосредоточенность на правилах земной жизни в ущерб вопросам человеческого удела в жизни загробной у многих людей вызывало духовную неудовлетворенность.

К началу XVII в. в Европе наблюдается некоторое «разочарование» народных масс в Реформации, что в значительной степени способствовало успехам контрреформации, проводимой католической церковью. Последняя, в свою очередь, чтобы поддержать свой падающий авторитет, тоже произвела ряд преобразований внутри себя, не выходя за рамки принятой догматики. В частности, была упрочена централизация церкви. Католическое духовенство вернулось к практике активной проповеднической как католическая церковь реагировала на реформацию деятельности, детального разъяснения пастве религиозных догматов. Широких успехов католическая проповедь достигла среди коренного населения испанских и португальских колоний Америки, словно компенсировав ставшее следствием Реформации ограничение католического влияния в Европе. Была запрещена продажа индульгенций за деньги. Среди священников стали поощряться благонравие, воздержанность, скромность в быту. Тогда же был создан духовный орден Общество Иисуса, больше известный как иезуиты, состоящий из профессиональных проповедников, ведущих для большей близости к народу в целом светский уклад жизни. Первоначальная его цель была активно призывать людей к соблюдению христианской морали и верности католической церкви, но довольно быстро орден превратился в фактический орган церковной разведки и контрразведки, его члены принимали активное участие в политических интригах европейских государств. Наибольших успехов католический реваншизм достиг в Бурбоновской Франции, где гугеноты, казалось, уже почти одержали победу. После Нантского эдикта, изданного Генрихом IV, серьезные столкновения между католиками и гугенотами происходили редко. После почти столетия относительно мирного и равноправного сосуществования с католиками гугеноты уже не помышляли о том, что религиозные преследования когда-либо могут возобновиться. Поэтому когда в 1685 г. король Людовик XIV, при котором французский абсолютизм достиг расцвета, отменил эдикт о веротерпимости и запретил протестантское исповедание в стране, гугеноты оказались просто не готовыми дать отпор. Возобновившиеся гонения со стороны католических властей вынудили их покидать страну. Большое их количество переселилось в Новый Свет. В итоге прежнее господство католической церкви во Франции было полностью восстановлено, а простестантов в стране остался лишь очень небольшой процент. С XVIII в. конфликты между католиками и протестантами становятся все менее ожесточенными, принимая форму отдельных мятежей и волнений: сказывается общее падение роли религии в жизни европейского общества Нового Времени. К концу XIX в. рост национального самосознания европейских народов окончательно стер социальные границы между последователями разных вероисповеданий: немцы, французы, англичане стали чувствовать себя в первую очередь гражданами своей страны, а потом уже католиками, лютеранами, кальвинистами.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

3 комментария

  1. Интересно, что раскол церкви сопровождался кровопролитием, несмотря на то, что Иисус учил любви, а противоборствующие стороны были христианами.

  2. Шерше ля фам. Только для развода перевернуть церковь и возглавить ее. 🙂 🙂 😉

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

8 + восемь =

Спасибо! Комментарий появится на сайте после одобрения модератором.