Церковное и мирское: европейская Реформация (часть II) | history-thema.com История - от древности до наших дней
кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Запад » Церковное и мирское: европейская Реформация (часть II)

Церковное и мирское: европейская Реформация (часть II)

31 октября 1517 г. Мартин Лютер прикрепил к дверям церкви Виттенбергского замка несколько листов, на в чем суть учения лютеракоторых были записаны 95 пунктов возражения против проводимой католическим духовенством политики. Важнейшим было возражение против полномочия пап и церковников отпускать людям грехи. Указывая на то, что в Библии ничего не говорится о праве церкви быть посредником между людьми и Богом, Лютер заявлял о недопустимости подобной практики, утверждал, что только Бог может прощать или не прощать грехи, и только личным покаянием перед Богом, а не благословением священника и церковными обрядами человек может очистить свою душу. Такими заявлениями Лютер решительно настроил против себя католическое духовенство, так как полномочие отпускать грехи и предавать церковному проклятию было важнейшим инструментом, посредством которого церковь держала в подчинении себе не только отдельных людей, но и целые государства, империи. Зато учение Лютера нашло широчайший отклик среди населения Саксонии, а затем и других областей Германии: услышав от человека в сутане подтверждение того, что Библия ничего не говорит о власти церкви над человеческой судьбой в загробном мире, народ был рад возможности без страха отказываться от уплаты церковных податей, а князья – возможности безбоязненно выступать против освященного Папой императорского престола.

Римский двор не успел вовремя среагировать на распространение в отдаленной Саксонии нового религиозного учения, а император Максимилиан I Габсбург не смог оказать влияние на внутренние дела провинции из-за категоричного противодействия местных князей. Когда администрация папы Льва X (в миру: Джованни Медичи) вплотную занялась «саксонской ересью», Мартин Лютер оказался уже недосягаем для инквизиции. Когда в декабре 1520 г. Лев X отлучил Лютера от церкви, тот в присутствии студентов Виттенбергского университета сжег бумагу с объявляющим об этом папским посланием. Папский посол в Германии сообщал, что «девять десятых Германии кричат «Лютер», остальная десятая по меньшей мере «Смерть римскому двору!»». Посланцев папы народ встречал насмешками и камнями, городские лавочники выставляли на своих прилавках портреты Лютера с нимбом вокруг головы.

Обеспокоенный бурно развивавшимися в Северной Германии сепаратистскими устремлениями новый император (на тот момент еще официально некоронованный) Карл V созвал в городе Вормс рейхстаг – собрание представителей от разных земель и сословий, высшего чиновничества и духовенства, на который был вызван Лютер. Несмотря на грозившую ему опасность ареста, опальный священник, считавший своим как в германии проходила церковная реформациядолгом в любом случае отстаивать правду, прибыл в Вормс. Там ему было предложено отказаться от своих убеждений и вернуться в лоно католической церкви. Лютер, однако, заявлял, что откажется только в том случае, если священство подтвердит доказательство своей правоты словами из Библии. В конце концов он произнес: «На том я стою и не могу иначе. Да поможет мне Бог». Рейхстаг осудил труды Лютера, и император издал эдикт об их изъятии и уничтожении. Арестовать Лютера прямо в Вормсе имперские власти не решились, однако Лютеру было приказано возвращаться в саксонский Виттенберг и там ждать решения своей участи. Когда Лютер отправился назад в Саксонию, слуги ее курфюрста (старшего князя) Фридриха III инсценировали разбойничье нападение на сопровождавший священника эскорт и вывезли полюбившегося князьям и народу проповедника в замок Вартбург на территории Тюрингии. Здесь Лютер был укрыт от преследований под псевдонимом Юнкер Георг. Некоторое время в Германии его считали погибшим. А он тем временем продолжал развивать дальше свои религиозно-философские концепции, выстраивая принципиально новую для средневековой Европы теорию отношений между человеком и Богом, по-новому осмысляя роль церкви. Основополагающим принципом всех идей Лютера было прямое и непосредственное толкование Библии, которая, по его мнению, была писанием ясным и обращенным ко всем людям, а все противоречащее ей, в том числе в учении католической церкви, являлось происходящим от Сатаны. Эдикт Карла V об уничтожении трудов Лютера не удалось исполнить на всей территории Германии: в этот период уже получило распространение книгопечатание, и изъять весь их широкий тираж в политически раздробленной стране было невозможно.

почему лютеру дали критиковать католическую церковь

Замок Вартбург

Мартин Лютер учил, что человек не решает сам по себе, верить ему в Бога или нет: верующими становятся те, кому Бог по своему решению оказал такую милость, то есть, низвел свою благодать (лат. Sola Gratia). Она становится причиной духовной чистоты человека и его спасения в загробной жизни. По мнению Лютера, человек никак не может заслужить благодати, так как его природа изначально греховна, и Бог наделяет благодатью вне зависимости от человеческого стремления или поступков: просто по милосердию к людям. Однако человек может своими злодеяниями, несоблюдением десяти библейских заповедей разгневать Бога, в связи с чем Бог заберет у него дарованную благодать. Но если человек затем искренне раскается, будет усердно молиться и соблюдать установленные в Библии обряды, Бог может смилостивиться и вернуть ему отобранную благодать. Никто, по мнению Лютера, не может вмешиваться в отношения между человеком и Богом, которые у каждого человека индивидуальны. Разве что более мудрый, знающий человек может помочь другому постичь смысл Священного Писания и облегчить личный путь того к сохранению Божьей милости. Именно для этого, как считал Лютер, и нужна церковь: учить и разъяснять, но не решать за Бога, кому идти в рай, а кому в ад. Священник, как учил Лютер, является таким же человеком, как и мирянин, и священнику так же отвечать за свои дела перед Богом, как и обычному человеку. В связи с этим Лютер осудил издревле установленный в римском католицизме обычай целибата – безбрачия священнослужителей. Хотя целью существования целибата было оградить личную жизнь священства от мирских дел и заставить их полностью отдаться духовному служению, на практике это нередко оборачивалось, наоборот, развращением что изменил в церкви мартин лютердуховных лиц, так как неженатым священникам было трудно удержаться от греха прелюбодеяния. В 1525 г. Мартин Лютер сам женился на саксонской дворянке Катарине фон Бора, которая стала его ближайшей сподвижницей. Лютер осудил и многие другие традиции и обряды католической церкви как не установленные в Библии. Это были, в частности, культ святых и почитание икон, в чем Лютер и его сторонники видели аналог идолопоклонства, нарушения библейской заповеди «Не сотвори себе кумира». А также пышность и роскошь церковного убранства и одеяний священников, сложных церковных обрядов. В то же время Лютер отвергал не все церковные труды вообще, а только противоречащие Библии. По его мнению, мудрые сочинения отцов церкви и других ученых тоже заслуживали внимания, однако не являлись бесспорной истиной, как это утверждало католическое священство. И даже свои собственные умозаключения, если они были построены на логическом суждении, а не на прямом библейском тексте, Лютер не считал неоспоримыми и не исключал, что может в чем-то ошибаться.

Такое невиданное для средневекового европейца раскрепощение духовного сознания стало настоящей революцией. В 1521 – 1522 г. Лютер перевел Новый Завет Библии на немецкий язык. Собственно, именно он и ввел в широкий оборот понятие «родной язык» (нем. «Muttersprache»). Идеи независимости от церкви спасения души, слияния священства с миром, дешевизны содержания храмов и обрядов стремительно расходились по всей Германии, охватив и ее юг – земли князей, которые сохраняли верность императору и Папе. Широкие массы невежественного населения воспринимали внезапно открывшуюся истину как отмену всякого мирского порядка, всяких не оговоренных непосредственно в Библии законов. Положение усугублялось тем, что Лютер, скрывавшийся в замке Вартбург, не мог сам повлиять на стихийное распространение его учения, которое в разных местах толковалось и переиначивалось по-своему. Раздавались призывы не только не повиноваться церковным властям, но и устранить власть феодалов и чиновников, установить на земле «царство Божие». Раздробленная на полунезависимые феодальные владения страна не смогла вовремя справиться с растущим брожением умом и социальными беспорядками. В 1524 – 1526 г. вся Германия оказалась охвачена крестьянской войной, достигшей доселе невиданного размаха. Взбунтовавшихся против церковных и феодальных поборов крестьян поддержали некоторые к чему привела реформация в германиигорода с их гарнизонами. Движение крестьянства приняло такие широкие масштабы, что казалось, еще немного – и рухнет вся имперско-феодальная система власти в стране. Однако крестьяне, несмотря на начальный бурный порыв революционного энтузиазма, все же были вооружены и организованы гораздо хуже феодальных и имперских войск, не представляли себе ясной программы политического устройства после свержения феодальной власти, разногласили между собой даже в религиозных вопросах, поскольку в подавляющем большинстве были неграмотны и знали учение Лютера лишь фрагментарно. Они действовали против феодалов и регулярной армии преимущественно местными партизанскими группировками, почти не координировавшими свои действия с товарищами. С трудом массовое восстание крестьянства было подавлено, его следствием стала тяжелая хозяйственная разруха, в которую надолго погрузилась страна. Возможно, именно страх перед новыми выступлениями крестьян в значительной степени способствовал сохранению верности Папе и императору феодалами Южной Германии. Сам Лютер с возмущением встречал известия о мятежах, поднимавшихся против властей его именем. Ссылаясь на библейское запрещение выходить из повиновения властям, он заявлял, что бунтарство – страшный грех, и борьба с мятежниками любыми средствами, в том числе оружием, является христианским долгом.

Подавив крестьянские восстания, феодалы, воспринявшие учение Лютера, взялись сами за его кто противостоял мартину лютеру и протестантам в германиираспространение в своих землях, что являлось прямым саботированием постановления Вормсского эдикта Карла V. Принадлежавшие католическим монастырям владения в их провинциях конфисковывались в пользу князей. В 1526 г. в имперском городе Шпайер Карлом был созван новый рейхстаг. Сам император, однако, не смог принять в нем участие и прислал вместо себя своего брата Фердинанда. На Первом Шпайерском рейхстаге князья – сторонники Лютера, впервые во всеуслышание объявили о своем вероисповедании, не страшась ни папского интердикта, ни императорских репрессий. Их поддерживали потерявшие всякий трепет перед католической церковью верные дружины и менее как шла реформация в германиирадикально настроенная по отношению к светской власти бóльшая часть народа своих земель. Особенно активно в защиту Лютера и его учения выступали наиболее сильные правители земель севера и центра Германии: курфюрст Саксонии Иоганн и кто возглавлял протестантов в германииландграф Гессена Филипп. Ими был создан оппозиционный союз (Лига) против имперско-католических притязаний. Для католического лагеря на фоне разрухи после Крестьянской войны сложилась неблагоприятная обстановка: император рассорился с папой Климентом VII, в южные земли империи ожидалось османское вторжение. Северная Германия была далеко от южных врагов, и ее князьям, в сущности, ничего не угрожало. А вот католической знати южных германских земель совсем некстати был политический разлад с северными князьями. Итогом рейхстага стало постановление об отсрочке исполнения Вормсского эдикта до собрания в империи Вселенского собора – съезда духовных делегатов от разных земель.

В 1529 г. мощная османская армия во главе с самим султаном Сулейманом I стала стремительно захватывать Венгрию, создавая угрозу непосредственно Вене – постоянной резиденции Карла V. В связи с этим для разработки мер по мобилизации сил империи и наведения в ней внутреннего порядка в том же Шпайере был созван очередной рейхстаг. Император вновь не смог явиться на него и оставил вместо себя брата Фердинанда, к тому времени ставшего королем Венгрии. Незадолго до начала заседаний он отправил Фердинанду письмо с предписанием достичь внутреннего мира, даже если придется идти на новые уступки сторонникам Лютера. Письмо, однако, запоздало, и Фердинанд, находясь в смятении из-за захвата османами своего королевства, обвинил оппозиционных князей в неправильном истолковании постановлений предыдущего рейхстага, злоупотреблении благоволением императора. Под давлением Фердинанда Второй Шпайерский рейхстаг постановил исполнить Вормсский эдикт, не дожидаясь созыва Вселенского собора, запретить продолжение церковной Реформации, восстановить во всех землях полное церковно-католическое господство. А также карать смертью за исповедание анабаптизма – возникшего в ходе социально-духовного раскрепощения радикального религиозного течения, отвергавшего существование церкви как почему протестанты так называются общественного института и признававшего только добровольное (по своему выбору в сознательном возрасте, а не с младенчества, как это практиковалось у всех христиан) присоединение человека к духовной общине. В ответ поддерживавшие Лютера князья, среди которых было шесть влиятельнейших в империи правителей, и делегаты от четырнадцати имперских городов заявили от своего имени, имени своих подданных и всех христиан официальный протест императору. В связи с этим за ними и их сторонниками закрепилось общее название протестанты, как впоследствии стали обозначать всех последователей отколовшихся в XVI в. от римского католицизма христианских кто такие лютеранетечений. В 1530 г. в городе Аугсбурге в южной германской области Бавария собрался очередной рейхстаг, на котором князья-протестанты предъявили 28 статей, заключавших в себе основы их вероисповедания. Император и его католические сторонники отвергли эти положения, в ответ князья заявили о выходе из имперского подданства и готовности военной силой защищать свои религиозные принципы. В 1531 г. протестантские князья Германии создали для противостояния политике Карла V Шмалькальденский союз (по названию города Шмалькальден в Гессене, где был заключен соответствующий договор). Во главе союза стояли правители Гессена и Саксонии.

После короткого перемирия на съезде 1532 г. в Нюрнберге для объединения сил против османских войск, которые в 1529 г. даже осаждали Вену, в 1533 г. между армией Фердинанда и войсками протестантских какие были основные события религиозных войн в германиикнязей вспыхнула война за землю Вюртемберг в Южной Германии. Главной причиной был спор за владение: прежний герцог Вюртемберга Ульрих был за злоупотребления властью изгнан войсками верного императору Швабского союза (политического объединения князей и вольных городов юго-западной германской области Швабия), а его земли отданы Фердинанду. Находясь у протестантского правителя области Гессен Филиппа, Ульрих сам принял протестантизм. Объединенными силами под лозунгом борьбы за изгнание «папистов» Ульрих и Филипп стали изгонять из Вюртемберга австрийские силы (Австрия тогда была политическим «ядром» империи), используя подразделения из швейцарских наемников. Итогом войны стало возвращение Ульриха на герцогский трон Вюртемберга. В 1537 г. Мартин Лютер в качестве духовного руководства для Шмалькальденского союза написал так называемые Шмалькальденские артикулы, в которых изложил единые основы нового вероучения.

В 1534 г. последователи анабаптизма выходцы из Нидерландов булочник Ян Матис и портной Иоаннчто было в германии во время реформации Лейденский основали в городе Мюнстер на северо-западе Германии коммуну, изгнав оттуда всех католиков. Ожидая скорого прихода Христа и установления тысячелетнего царства справедливости, мюнстерские коммунары произвели распределение поровну имущества горожан. Иоанн Лейденский провозгласил себя новым царем Давидом, а Мюнстер – Израильским царством. Начались казни противников возникшего в Мюнстере теократического государства. Опасаясь, что под влиянием мюнстерских идей повторится кошмар Крестьянской войны, феодалы-протестанты объединились с католиками и в 1535 г. под общим руководством епископа Мюнстерского взяли город штурмом. Иоанн Лейденский со своими приближенными был казнен.

В 1541 г. состоялся рейхстаг в баварском городе Регенсбург. На него в качестве папского посла  прибылкак пытались договориться католики и германские немецкие протестанты лютеране известный не в пример многим другим представителям высшего католического духовенства своей набожностью и считавший неправильной слишком жесткую политику в отношении последователей Лютера кардинал Гаспаро Контарини. Он вступил в переговоры с близким духовным сподвижником Лютера гуманистом Филиппом Меланхтоном (Шварцердом). В ходе возникшего религиозного диспута заседавшим в рейхстаге католикам и протестантам удалось достичь некоторого соглашения, однако папа Павел III отказался его ратифицировать. К тому времени среди самих ученых – сторонников Лютера, назрел серьезный раскол. Поскольку Лютер, как уже говорилось, сам не претендовал на то, что его не опирающиеся непосредственно на библейские тексты заключения являются непреложной истиной, некоторые сподвижники вступили с ним в спор по весьма серьезным теологическим как первые протестанты в германии враждовали с католикамивопросам. Не все собранные в Библии тексты разных времен были единогласны между собой, и как они соотносятся один с другим, какой считать более важным и прямым, а какой менее – на эти вопросы у ранних теоретиков протестантизма были разные мнения. Уже в 1529 г. категорическое несогласие с рядом толкований Лютера какие течения откалывались от учения лютера высказали протестанты Швейцарии, духовным лидером которых был Ульрих Цвингли. В 1531 г. в ходе войны швейцарских католических кантонов (союзных государств) Ури, Швиц и Цуг против протестантского Цюриха, главой которого был Цвингли, тот погиб. Идеи Ульриха Цвингли продолжал развивать переселившийся в Швейцарию француз Жан Кальвин. К теме концепций Цвингли – Кальвина, учение которых в конечном итоге сыграло гораздо большую роль в истории Европы и Северной Америки, чем учение самого Лютера, мы вернемся позже. По фамилии Кальвина его последователи стали впоследствии называться кальвинистами, тогда как за полными сторонниками религиозных взглядов Мартина Лютера закрепилось название лютеран.

Мартин Лютер умер в 1546 г. Его смерть обострила противоречия между последователями протестантизма. Этим воспользовались имперские власти. Карл V, привлекши на помощь католические войска союзных итальянских и нидерландских городов, собрал огромную армию, с которой повел решительное наступление как католики пытались подавить лютеран на протестантские земли (Шмалькальденская война). Сначала императорской власти были вынуждены подчиниться князья южных земель, чьи дружины были разбиты в сражениях. Затем императорская армия, руководство которой осуществлял в основном герцог испанского города Альба Фернандо Альварес де что было интересного в истории германииТоледо (Карл одновременно являлся и королем Испании), двинулась на север страны. 24 апреля 1547 г. близ города Мюльберг на северо-востоке Германии войска лидера Шмалькальденского союза курфюрста Саксонии Иоганна Фридриха Великодушного потерпели поражение, сам курфюрст попал в плен. По требованию императора он отрекся от саксонского трона, передав его своему молодому двоюродному брату Морицу – протестанту по вероисповеданию, но противнику отложения от верховной имперской власти. Вскоре был арестован Филипп Гессенский. Мятежные князья как католики и протестанты в германии наносили поражения друг другу и побеждали были вынуждены признать императорскую власть. Карл V, чтобы несколько сгладить не обещавшие стойкого мира и покорности подданных религиозные противоречия, попытался пойти на некоторые уступки побежденным протестантам и признать частичную реформацию церкви, которую сам предложил возглавить. Однако категорически против этого выступили как наиболее непримиримые протестантские князья, так и многие католические союзники и вассалы императора, и сам папа Лев XI. Вместо уступок в итоге Карл издал эдикт, согласно которому учение Лютера категорически запрещалось, его книги нельзя было не только продавать и передавать, но и хранить, и даже не соответствующие католическому вероучению беседы в собственном доме объявлялись преступлением. Кроме того, все, кто узнал о приверженности кого-либо из своих знакомых лютеранству, были обязаны доносить властям. По всей стране начались организованные инквизицией репрессии.

Результат не заставил себя долго ждать: когда составлявшие основу императорской армии дворяне-католики чем знаменит мориц саксонскийбольшей частью разъехались по своим вотчинам, протестантское население опять заволновалось. Был озлоблен и Мориц Саксонский, который оставался верен учению Лютера и, как все вольнолюбивые немецкие князья, стал тяготиться экспансивностью императора. Саботировав императорский указ, он заручился поддержкой подданных. В 1552 г. Мориц неожиданно повел мощное саксонское войско на юг – в горную альпийскую область Тироль, где в это время находился Карл V. Императорские силы были разбиты внезапным нападением саксонцев, Тироль разорен воинами мятежного герцога, а император едва не попал в плен, когда его, тяжело больного, слуги вынесли на носилках из города Инсбрук. В июне 1552 г. в городе Пассау в Баварии между католическими и протестантскими феодалами был заключен договор, согласно которому в империи разрешалось исповедание лютеранства, находившиеся в императорском плену Иоганн Фридрих Саксонский и Филипп Гессенский были освобождены, проигравшим участникам Шмалькальденской войны была объявлена амнистия, в том числе изгнанные из своих имений феодалы-протестанты вернулись обратно. Благодарный кузену за свое вызволение из плена Иоганн Фридрих не стал оспаривать у Морица саксонский трон, а Мориц возвратил ему часть родовых земель.

25 сентября 1555 г. в Аугсбурге состоялся примирительный рейхстаг, на котором Карла V снова представлялчем закончилось противостояние католиков и протестантов в германии 16 века Фердинанд, получивший к тому времени титул римского короля. Рейхстаг постановил: «Пусть ни Его императорское величество, ни курфюрсты, князья и т.д. не чинят никакому чину империи никакого насилия или зла по поводу аугсбургского вероисповедания, но предоставят им в мире придерживаться своих религиозных убеждений…» Аугсбургский договор признавал легитимной помимо католической только лютеранскую конфессию и воззрения, в своей основе приближенные к лютеранству. Последователи анабаптизма, других возникших в ходе Реформации вольнодумческих течений, а также сторонники учения Цвингли – Кальвина оставались вне закона, и многие из них преследовались самими лютеранами как еретики. Также полной свободой выбора: католицизм или лютеранство исповедовать, наделялись только князья, имперские рыцари (несущие службу непосредственно императору) и жители вольных (имперских) городов. Подданные князей, крестьяне, работавшие на рыцарской земле, могли быть волей своего господина ограничены в праве отправления религиозных культов, если придерживались иной, нежели он, религии. Если господин придерживался лютеранства, его подданные, однако, получали право переселиться в землю князя-католика, и наоборот, исповедавшие лютеранство подданные католического феодала могли переселиться в землю единоверного владетеля. Князья-протестанты гарантировали неприкосновенность не конфискованных до 1552 г. владений католической церкви в своих землях.

Аугсбургский мир на довольно продолжительное время восстановил политическое единство и спокойствие в Священной Римской империи. Постепенно в Германии устоялись достаточно стабильные границы расселения католиков и лютеран: северные области (Саксония, Гольштейн, Бранденбург, Ганновер), Пфальц и Вюртемберг стали преимущественно протестантскими, а юг и, частично, запад остались католическими. Эти религиозно-территориальные границы сохраняются в Германии и по сей день. Однако договор о свободе вероисповедания не мог решить глубинных социально-политических проблем империи, которые, собственно, и стали почвой для религиозного передела. Напротив, авторитет католической церкви был подорван как никогда, и это побуждало феодалов на новые выступления против верховной власти. Католическая церковь же долго не оставляла надежд взять реванш за свои неудачи. В результате в 1618 г. Германия и другие входившие в империю страны были охвачены Тридцатилетней войной, перед опустошительностью и жестокостью которой меркнули все прежние религиозные войны.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

3 комментария

  1. Инна Сергеевна

    Уважаемые создатели сайта, благодарю вас за интересный материал. Использую как дополнительный на своих уроках.
    Желаю мира и добра,
    Любви, душевного тепла!

    Благодарим! Вам тоже!)admin

  2. Wolrish

    Пока Мартин прятался в Тюрингии, он переводил Библию на немецкий: по 1800 слов в день!

  3. Константин

    Интересно было прочитать, но вы не упомянули, что Мартин прикрепил к дверям церкви свои 95 тезисов, – это всего лишь легенда.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

двадцать + 6 =