Во время последнего ледникового периода, когда подавляющее большинство территории Европы было скрыто под толстым ледяным панцирем, до Кавказа ледник не добрался. Правда, климат на Кавказе в то время стал далеким от современного столь привлекательного для отдыха на курорте и хозяйства. Кавказ напоминал сегодняшний российский север: суровые хвойные леса вроде тайги на равнине и в предгорьях, тундры и огромные ледники в горах. Где сегодня пышно зеленеют нежные горные леса, по унылым холодным лугам среди скал бродили северные олени, ныне вымершие шерстистые носороги, бегали песцы, а в лесах паслись стада мамонтов.
В это время быстро исчезают многие тысячелетия жившие на кавказской земле, как и по всей Европе, неандертальцы, и появляются поселения современных людей. Обладавшие разумом, умевшие разводить огонь, строить жилища и производить из камня, дерева и кости сложные орудия труда, шить одежду из шкур, добытых на охоте животных, люди пережили ледниковый период. А когда ледник отступил на север, и на Кавказе установились сегодняшние климатические и природные условия, они расселились всюду. В горах наши предки жили в пещерах и под скальными навесами, загораживая вход завалом из ветвей, а внутри, для обогрева и приготовления пищи, разжигая костер. На равнине вместо пещер люди использовали под жилище вымоины в речных берегах.
Жили общинами в несколько десятков человек, происходящих от одного предка (родоплеменной строй). Мужчины охотились с копьями, у которых был каменный или костяной наконечник и дубинками — в основном на крупных животных, так как мелких было труднее поймать. А женщины собирали в лесу и на лугах съедобные растения, вероятно, и лягушек с насекомыми, поскольку они тоже съедобны, а выбирать из еды тогда не приходилось. Люди были поистине частью природы – как и все другие живые существа, ничего не производили, а только добывали себе пропитание, и благополучие племени зависело от погодных изменений, количества диких животных, съедобных растений.
Так было в течение нескольких десятков тысяч лет — примерно пять шестых времени существования человечества вообще. В истории эта эпоха называется палеолитом («древним камнем»), поэтому этот период в истории Кавказа можно назвать палеолитическим или просто первобытным.
Около V тысячелетия до н. э. у первобытных людей, в том числе на Кавказе, появляются домашние животные: собаки, овцы, козы, свиньи. Теперь жизнь людей уже не так зависит от количества добываемой дичи: в случае неудачной охоты можно было употребить в пищу овцу из своего стада. Из шкур домашних животных шьется более совершенная одежда, из жил плетутся веревки. А навоз идет на удобрение почвы, поэтому распространяется и земледелие. У многих охотников появляется лук, с помощью которого они добывают теперь мелкую дичь, и охота становится более продуктивной, менее рискованной. Словом, «жить стало лучше, жить стало веселее». Это – время неолита («нового камня»), а данный период кавказской истории можно назвать неолитическим.
Постепенно люди, если сказать упрощенно, «богатеют» на стадах домашних животных и злаковых полях, живут сытнее. Добыча пропитания занимает все меньше времени, больше его остается для творчества, изобретения чего-то нового. И примерно с III тысячелетия до н. э. люди учатся добывать и обрабатывать бронзу (сплав меди с оловом), изготовлять из нее орудия. Бронзовыми топорами они легко очищают от леса широкие участки земли, которые занимают под поля и пастбища, стрелами с бронзовым наконечником гораздо быстрее и больше добывают зверей и птиц на охоте, бронзовыми орудиями обрабатывается дерево. Из навоза и глины научились делать саман. Людям уже не нужно искать пещеры: они сами могут построить жилище в любом удобном, богатом пастбищами, посевными и охотничьими угодьями месте.
Появляются действительно богатые, обладающие большим количеством пастбищной земли, племена. С достатком появляется и зависть: менее удачливые в хозяйстве племена пытаются отобрать скот и зерно у тех, кто зажиточнее. Возникает необходимость защищать плоды своего труда и земельные угодья от других людей. Из бронзы изготавливается боевое оружие: мечи, копья, панцири. Богатые, сильные племена в голодное время поддерживают тех, кто победнее, продуктами, защищает их от набегов врагов. Взамен более слабые племена служат сильным, выступают за их интересы. Так формируется родоплеменная знать. Она превратится в феодальную в последующие эпохи.
Бронзовому веку в мировой истории соответствует бронзовый период на Кавказе. От него остались древние курганы в кавказских степях, в том числе Майкопский, имевший высоту почти 11 метров (в 1897 году был раскопан профессором Н. И. Веселовским) и – в горах Западного Кавказа, дольмены – погребальные сооружения из массивных скальных плит. В мире же бронзовому веку соответствуют цивилизации Шумера, Вавилона, Древнего Египта.
Понятно, что в эпоху бронзы у людей вообще появилось много возможностей для творческих занятий. И кто-то, чье имя не сохранилось в истории, изобрел кузнечный мех, способный до невероятной по тем временам силы раздувать пламя. А это позволило выплавлять железо из довольно-таки распространенной в природе железной руды. Данное изобретение быстро нашло применение среди населения всей Евразии, и люди стали применять для мастерства железо, которое было гораздо прочнее бронзы и его добывалось больше. Наступил железный век. На Северном Кавказе оно получает широкое применение в VIII веке до н. э. Железными орудиями люди расчищают и обрабатывают обширные земельные площади, копают землю, строят жилища и лодки, с оружием из железа нападают друг на друга, захватывая земли и скот. Изготовляются ткацкие станки и прялки, и можно шить удобную одежду на все времена года. Теперь больше всего трудятся мужчины: пашут землю, рубят лес, строят дома, охраняют стада и поля. К ним же переходит, соответственно, и племенная власть. Наступает эпоха патриархата.
В эпоху раннего железа на Западный Кавказ по морю приплывают древние греки. Один из них – известный географ Страбон, живший на рубеже старой и новой эры. Он составил описание проживавших на Кавказе племен. По его сочинению, содержащему данные об их языке, быте, одежде, становится очевидным, что это уже были предки современных народов Кавказа. В фольклоре кавказских народов их предки имеют общее название – нарты. Поэтому период раннего железа на Кавказе (VIII в. до н. э. – III в. н. э.) можно назвать нартским периодом. В это время на Западном Кавказе появляются греческие колонии, которые впоследствии занимали то одни, то другие народы, и некоторые из них, как населенные пункты сохранились до сих пор (например, Гермонасса – современная Тамань). Древние греки активно торговали с кавказскими племенами, в частности, закупали у них рыбу, которую те ловили в Азовском и Черном морях и засаливали.
В III веке н. э. степи Северного Кавказа активно заселяют ираноязычные кочевые племена – аланы и сарматы. Кочевники не были привязаны к одному местожительству, потому что не занимались земледелием. Живя в переносных юртах, они могли просто перегонять многочисленные стада скота по обширным степным пространствам, покупая хлеб у земледельческих народов. Также они могли легко уходить со своим хозяйством в другие места от неблагоприятных погодных условий (засуха, морозы) и врагов. Аланы и сарматы, захватывая все новые угодья, вытеснили предков исконно кавказских народов из степей к горам. Начинается кочевой период в истории Северного Кавказа, так как наибольшие силу и влияние, возможность контактировать и торговать с населением других регионов стали иметь степные кочевники.
Но аланы с сарматами господствовали в кавказских степях лишь около ста лет: в IV веке н. э. из Центральной Азии пришли новые кочевники – гунны, тюрко- или монголоязычные. Гунны захватили всю степную зону Северного Кавказа; сарматов и часть алан вытеснили в Восточную Европу, другую — оттеснили в горы в верховьях Терека. Там аланы, смешавшись с местными народами, стали родоначальниками осетинского этноса и впоследствии образовали свое государство – Аланское царство. Гунны же постепенно стали растворяться среди других кочевых народов, под их покровительством переселявшихся на Кавказ.
В VII веке к Азовскому морю и на Кубань переселилась часть тюркоязычных волжских болгар (предков казанских татар). А в VIII веке степной Кавказ уже вошел в состав мощного кочевого государства – Хазарского каганата. Хазары жили в то время не родоплеменным, а феодальным строем. О них известно, что говорили они на тюркском языке, заплетали волосы в косы, ели мясо, макая его в соленую воду. Хазарская феодальная знать исповедовала иудаизм, для чего приглашала к себе священников – евреев. Многие богатые хазары женились на еврейках, и их дети, хотя вели типичный кочевой образ жизни, считались по иудейской традиции евреями.
Но хазарский каганат постоянно подвергался вторжениям со стороны. В VIII веке он вел долгую войну с арабским Халифатом, в котором потерпел стратегическое поражение, хотя арабам и не удалось закрепиться в кавказских и европейских степях. Однако мусульманский полководец Марван с войском сумел пройти через весь Кавказ до реки Дон, после чего повернул обратно. Форпостом Халифата стал древний город Дербент на берегу Каспийского моря в Южном Дагестане.
В X веке западную оконечность Кавказа – Таманский полуостров с прилегающими землями, принадлежавшими хазарам, захватили русские, которые основали там Тмутараканское княжество. В 1022 году тмутараканский князь Мстислав, желая расширить свои владения, пошел войной на жившие в горных районах племена адыгов – коренных кавказцев. В ходе войны погиб адыгский (касогский) племенной вождь Редед. Далее сообщения в источниках разнятся: русская летопись говорит, что Мстислав покорил адыгов и обложил их данью, адыгейский же фольклор указывает, что адыги отразили притязания князя. Редед же, вызвав Мстислава на поединок, спас тем самым жизнь своим воинам. После 1022 года о каких-либо столкновениях между адыгами и Тмутараканью ничего не известно.
Читать дальше здесь.
Да интересная очень статья .Надеюсь все войны останутся в истории, так как мы за мирное время.И хорошо что суровый климат на Кавказе сейчас для нас история,а не реальноть .
Интересно, что в эпоху палеолита наши предки скорее всего ели лягушек! А если дофантазировать эту историю до конца, то окажется, что самые большие любители квакообразных))) по каким то непонятным причинам переселились на территорию современной Франции!
Я понять не могу почему предками кавказцев, т.е. их пращуров назывались нартами, ведь нарты — это сани у коренных северных народов, может быть одно и тоже слово подразумевалось под разными понятиями!)))
Что-то мне слабо верится в отвагу вождя Редеда, который будто бы вызвался на поединок с нашим князем. Скорее всего, погиб от шальной стрелы или тому подобное.
В Российской империи была мода одевать ,,черкеску,, у знати , видимо им нравилось подражать трусам
После того, как Сарматия вошла в роспись Константинопольской церкви, упоминаются две ее области – Зихия и Алания. В Зихии были образованы четыре епархии: Фанагория, Тмутаракань (Тамань), Зихия и Никопсис. Северный Кавказ, был просвещен светом христианства в первые века, а другая часть приняла истинную веру от святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Будет справедливо если в наше время мы вернём Северному Кавказу истинную веру.
По-моему, времена, когда истинную веру насаждают огнём и мечём, должны остаться в прошлом. Что это за вера такая, в которую нужно заставлять верить?
Так и сейчас веру проповедуют активно, правда, немного другими методами. Но посмотрите, как настойчиво обрабатывают население протестанты даже у нас в стране.
Очень интересная статья, честно говоря раньше я очень не любил историю, но такие статьи люблю почитать! Но единственное печалит что это чаще всего бывают догадки, домыслы ни каких точных доказательств и фактов подтвержденных находками. Спасибо автору за статью)
И еще сейчас говорят это в Краснодарском крае, только теперь он называется Тамань.
Кстати, насчет Тьмутаракани далеко не все историки единодушны и не все размещают ее (даже признавая ее реальное существование) именно на Таманском полуострове.