В VII в. н.э. на обширных маловодных землях Аравийского полуострова, бóльшая часть населения которого ютилась в защищенных от вражеских вторжений желтыми просторами пустынь оазисах, в результате объединения многочисленных арабских племен под знаменем общей религии — Ислама, возникло сильное государство — Халифат. Им управлял единый для всех мусульман вождь — халиф, власть которого ограничивалась лишь исламскими религиозными нормами. Складывание у арабов, веками живших разрозненно еще родоплеменным строем и часто смертельно враждовавших между собой, единого государства происходило по историческим меркам очень быстро. Соседствовавшие с Аравией две могущественные империи: Византийская и Сасанидская, прежде воевавшие друг с другом и мало обращавшие внимание на полудикие и неплодородные пустыни к югу от своих владений, неожиданно получили грозного противника, стремившегося оспорить их влияние в Западной Азии. Арабы, давно к тому времени прославившиеся как отчаянные воины, не боявшиеся никаких лишений в походах по раскаленным пустыням, а теперь еще тесно сплоченные, воодушевленные идеей распространить исламские законы в остальном мире, наносили тяжелые поражения превосходящим силам византийских и сасанидских войск. Армии двух империй состояли в основном либо из подневольных людей, мобилизованных на войну против собственного желания, либо из служивших своим правителям за земельные наделы и жалованье феодалов, стремившихся любой ценой поскорее закончить войну и вернуться к своим хозяйственным делам. И в Византии, и в Сасанидской империи простой народ в то время был задавлен нуждой и тяжелыми налогами, которые платил в государственную казну, феодалам и храмам. Продвигаясь из родных пустынь на север и северо-восток, арабы захватывали земли, прежде принадлежавшие византийским императорам и сасанидским шахам, удовлетворялись тем, что их население приносило присягу верности халифу и взимали с покоренных народов раз в год сравнительно небольшой налог, при этом учитывая материальное состояние каждой податной семьи. Неудивительно, что местное население не горело особым желанием сопротивляться завоевателям и предпочитало договариваться с ними миром. Большинство жителей покоренных арабами земель сами через некоторое время становились мусульманами, и тогда уплачиваемые ими в казну Халифата подати становились вовсе символическими. К середине VII в. Сасанидская империя пала, и все ее земли вошли в состав Халифата. А христианская Византия потеряла обширные владения на Ближнем Востоке, в том числе Халифату была передана Палестина с находящимися в ней главными христианскими святынями. В числе этих святынь были гробница в городе Иерусалим (по-арабски Кудс), где, согласно христианскому преданию, был похоронен после распятия Иисус Христос, и Базилика Рождества Христова в городе Вифлеем — один из древнейших христианских храмов, построенный на месте, где, как считают христиане, Иисус родился.
Древний народ, населявший в то время Палестину, был этнически родственен арабам и говорил на близком к арабскому языке семитской группы. После присоединения Палестины к Халифату и активной миграции в нее переселенцев из Аравийского полуострова палестинцы перешли на понятный им арабский язык общения и сами стали считать себя частью арабского этноса. Подавляющее большинство их тоже приняло Ислам. Однако в Палестине оставалась христианская община, которая продолжала ухаживать за своими святынями. Христиане пользовались покровительством исламского государства и неприкосновенностью своих храмов в обмен на уплату ежегодного налога — джизьи, в казну Халифата. Участвовать в мусульманских государственных делах иноверцам не разрешалось. Другой немусульманской общиной Палестины была иудейская: в древние времена на территории Палестины располагались еврейские государства Израиль и Иудея, однако в I в. до н.э. иудейское государство было включено в состав Римской империи — предшественницы Византии, а во II в. н.э. большинство иудеев было изгнано из родных мест римлянами.
Подавляющее большинство территории Европы занимали христианские государства, и их жителей идеологически раздражало то, что главные святыни христианского мира находятся в державе, которой правят мусульмане. Христианским паломникам, отправлявшимся из Европы в Палестину, не нравилось, что во время поездки им приходилось соблюдать порядки, установленные в исламском государстве, сталкиваться с ограничениями в правах для немусульман. Наконец, большинство населения европейских стран было необразованным, и христианские догмы в их сознании еще переплетались с некоторыми древними языческими представлениями, носившими мистический характер. Неурожаи, болезни, войны в Европе ее жители часто объясняли гневом Провидения за то что христианские святыни находятся под властью иноверного народа.
К X в. Халифат, овладевший огромными территориями от Пиренейского полуострова и Северной Африки до границ Китая и Индии, фактически распался на несколько менее крупных империй, в которых правили свои монархи. Власть халифа стала лишь номинальной. В XI в. Палестина стала ареной сражений между мусульманским государством турок-сельджуков и правителями Египта Фатимидами — представителями религиозного течения шиитов-исмаилитов, в предшествующие века постепенно обособившегося от основной массы мусульман. В 1076 г. сельджуки отвоевали у Фатимидов Иерусалим, но в 1098 г. город снова перешел в руки египетских правителей. В 1092 — 1094 гг. умерли правители обеих держав, определявших политику на Ближнем Востоке: халиф аль-Муктади, сельджукский султан Мелик-шах I и фатимид аль-Мустансир. В ближневосточных державах начались внутренние смуты и борьба за власть, чем не замедлили воспользоваться правители христианской Европы.
Ведущие европейские государства: созданная германскими королями Священная Римская империя, королевства Франция и Англия, к тому времени победили или иным способом усмирили большинство тревоживших их границы внешних врагов, наладили более-менее мирные отношения друг с другом. Только Византийская империя тогда пребывала в состоянии глубокого упадка. Именно политика византийского императора Алексея I Комнина «дала старт» начавшейся европейской экспансии на Ближний Восток. Несмотря на фактический распад Халифата, Византии не везло. Постоянно ее сотрясали вторжения разных соседних народов: печенегов, славян, норманнов, кипчаков, а теперь и турок-сельджуков. В 1071 г. сельджуки нанесли тяжелое поражение византийской армии, захватив у наследницы Древнего Рима едва ли не всю Анатолию (Малую Азию). Это привело к восстанию и гражданской войне в самой Византийской империи. Не имея возможности справиться с нараставшим хаосом своими силами, император Алексей обратился за помощью к папе римскому — главе католической церкви, Урбану II. В 1054 г. единая европейская христианская церковь уже распалась на католическую и ортодоксальную (православную). Абсолютное большинство стран Средней и Западной Европы признавало католическую церковь, Византийская империя, Русь, Грузинское царство — ортодоксальную. Церковный раскол сопровождался лютыми скандалами и взаимными проклятиями. Однако перед лицом близящегося полного поражения от мусульман византийскому императору пришлось смирить гордость.
После наступившего относительного спокойствия население Европы росло. Молодые семьи, отделявшиеся от родительских, стали страдать от нехватки земли. За несколько веков войн с враждебными соседями в европейских странах сформировался целый класс профессиональных воинов-рыцарей, не умевших ничем заниматься, кроме войны. Уменьшение количества внутриевропейских вооруженных конфликтов оставило широкие массы рыцарства фактически без средств к существованию. Обездоленные рыцари, используя свои боевые навыки, начинали заниматься разбоем. Королям надо было чем-то занять своих подданных, не находящих иного применения своему военному мастерству. Обратившись 26 ноября 1095 г. на соборе во французском городе Клермон к рыцарям-католикам с призывом оказать помощь ортодоксальным христианам Византии против сельджуков, папа Урбан II заявил, что им следует достичь Иерусалима и освободить город от мусульманского владычества. Папе тоже было выгодно образование новых верных Риму христианских государств: ведь во всех странах приверженцы католицизма уплачивали особый налог в пользу церкви. Папа открыто говорил в своих воззваниях, что «кто здесь обездоленный и бедный, будет там счастливый и богатый», стремясь заинтересовать материально добровольцев, желавших отправиться отвоевывать у мусульман Иерусалим. Рисовавшиеся церковью перспективы разом облагодетельствовать себя и в мирской жизни, и в загробной: путем отвоевания святой для христиан земли у иноверцев, нашли горячий отклик не только во Франции, но и во многих других европейских странах, в том числе в Священной Римской империи. Готовность принять участие в готовящемся походе изъявили не только герцоги, князья, рыцари и дворяне, но и широкие массы простого народа. Европейцы всех слоев общества готовились к дальнему путешествию и тяжелым сражениям, нашивая на одежду кресты как символы своей миссии. Так готовящийся поход, а затем — и последующие походы воинов-католиков с целью распространения своей веры и укрепления ее позиций, получили название крестовых, а их участники — крестоносцев.
У обездоленных простолюдинов и мелкого рыцарства, воодушевленных зажигательными воззваниями Урбана II, даже не хватило терпения дождаться намеченной даты похода и организованно идти с профессиональными войсками. Уже весной 1096 г. из Франции и Германии на юго-восток потянулись огромные хаотичные толпы украсивших свою истертую, залатанную одежду крестами бедняков, в основном крестьян. Вместе с ними шли их жены и дети, лошади и ослы тащили тележки, наполненные жалким скарбом. Понятное дело, вооружена эта толпа была из рук вон плохо, некоторые вместо мечей и копий несли примитивные рогатины и дубины, а бывали и те, что шли вовсе без всякого оружия, вероятно, полагая, что одного упования на Божью помощь достаточно для победы над сильными державами Востока. Эти самые первые крестоносцы были убеждены, что население встречных христианских стран, повинуясь чувству религиозной солидарности, будет оказывать им всяческую помощь и поспособствует добраться до святых земель. При этом многие из них имели лишь самое смутное представление о том, где находится священная земля, и подходя к какому-нибудь крупному европейскому городу, спрашивали местных жителей, не это ли уже и есть Иерусалим. Когда эти толпы нищего, но воинственно настроенного люда вступили в пределы Византийской империи, местное население было совсем не в восторге от такой «братской помощи». Жители отказывались снабжать эту «армию» продовольствием, к тому же, дали о себе знать последствия недавнего церковного раскола: византийцы в «помощниках» видели «папских еретиков», а обездоленная западноевропейская братия в византийцах — «схизматиков» (раскольников). Начались кровавые стычки и грабежи. Когда нищие толпы подступили к византийской столице Константинополю, испуганный император Алексей поспешил скорее переправить их через Босфор в Малую Азию — к границам сельджукского государства, с которым они так рьяно рвались воевать. Итог похода бедняков был закономерен: возле города Никея сельджукское войско легко и быстро частью перебило, частью захватило в рабство эту дикую «армию». Из 25 тыс. «освободителей святынь» сумело спастись только около 3 тыс., которые вернулись в Константинополь. Часть уцелевших отправилась затем по домам, а самые стойкие, видимо, набравшись уму, стали ждать подхода профессиональных рыцарских армий, чтобы уже вместе с ними исполнить данный обет.
Профессиональные силы Первого крестового похода, возглавляемые герцогом Лотарингии Готфридом Бульонским, князем южноитальянских норманнов Боэмундом Тарентским, графом Тулузы Раймондом, выступили летом 1096 г. Эта армия тоже крепким единством не отличалась, что, впрочем, было естественным для феодальной Европы. Следом за своими феодалами снова тащились со своим скарбом надеявшиеся попытать счастья в святых землях крестьяне. Рыцари тоже оказались не прочь пограбить население встречных земель, и правитель Венгрии даже потребовал от крестоносцев выдать ему заложников для обеспечения безопасности своей страны во время прошествия по нему крестового воинства. Зато Балканский полуостров, к населению которого католические воины относились как к еретикам-раскольникам, был жестоко разграблен. Произошло даже несколько столкновений с византийской армией. Однако император Алексей оказался исключительно хорошим дипломатом. Ему даже удалось склонить большинство рыцарей-католиков к присяге себе и взять с руководителей похода обязательство, что отвоеванные у сельджуков земли Малой Азии будут возвращены Византии. Затем он переправил крестовое воинство через Босфор.
Внутренние противоречия в сельджукском государстве, междоусобная вражда разных его городов не позволили мусульманам собрать достаточно мощного единого войска, способного остановить крестоносцев. В 1097 — 1098 гг. рыцари с крестами на облачении, захватывая один город за другим, овладели значительной частью Малой Азии, а затем, продолжая продвижение в южном направлении, завоевали Сирию. Выступив из Сирии в Палестину, летом 1099 г. они штурмом взяли Иерусалим, контролировавшийся силами Фатимидов. Первоначально те были союзниками крестоносцев, так как им выгодно было ослабление Сельджукского султаната. Однако владение Иерусалимом для Фатимидов тоже было принципиально важным, так как в Иерусалиме находятся и два особо почитаемых мусульманских храма. Захватив Иерусалим — конечную цель своего похода, крестоносцы устроили поразившие современников своими масштабами и жестокостью избиение мусульманского населения города и грабежи. Им была незнакома жалость к людям иной веры, так как они считали их проживание в священном для христиан городе страшным кощунством, осквернением святынь. Улицы Иерусалима были буквально завалены мертвыми телами и залиты кровью. Когда церковные колокола созывали христиан на молитву, рыцари прерывались, а после общей молитвы вновь возвращались к насилию и грабежам.
Вместе с Иерусалимом крестоносцами было завоевано все восточное побережье Средиземного моря. Здесь ими было создано три христианских государства: королевство Иерусалимское, графство Триполи и княжество Антиохийское. На северо-восток от Антиохийского княжества — на стыке Сирии и Малой Азии, крестоносцы создали еще одно государство — графство Эдесское. Король Иерусалимский формально был верховным правителем этих государств, но на самом деле вассальные княжества и графство являлись полностью независимыми. Первым королем Иерусалимским был провозглашен лотарингский герцог (Лотарингия — историческая область на северо-востоке современной Франции, граничащая с Бельгией, Люксембургом и Германией) Готфрид Бульонский. Поскольку с самого начала государства крестоносцев складывались на религиозной основе, огромное влияние в них имела католическая церковь, которой принадлежали здесь большие земельные владения. Именно здесь возникли сыгравшие в последующем немаловажную роль в истории Европы могущественные духовно-рыцарские ордена — военные братства христиан-католиков, дававших обет посвятить свое боевое мастерство служению христианской вере и церкви, возглавлявшиеся выборными, но утвержденными Папой Римским великими магистрами (гроссмейстерами). Первоначально рыцари орденов занимались охраной рубежей весьма небольших по территории созданных крестоносцами государств, окруженных землями сильных мусульманских держав, и путей в Иерусалим из стран христианского мира. Сначала возникли два духовно-рыцарских ордена: тампилеров, символом которых был красный крест, и госпитальеров, символом которых был белый крест на черном фоне. В конце XII в. паломники и торговцы, приезжавшие в Палестину из Германии, основали в приморской крепости Акра Тевтонский орден, символом которого стал черный крест на белом фоне.
Однако сами созданные крестоносцами государства оказались не слишком долговечными. Совершенно иные, нежели в Европе, климат, природные условия для ведения хозяйства были непривычны европейцам. После захвата Иерусалима христианами для мусульман, сильные государства которых располагались почти со всех сторон от не очень больших владений крестоносцев, отвоевать город обратно стало не менее святым делом, чем в свое время для тех. Непосредственная связь с католическим миром могла осуществляться только по морю, а в близлежащих землях Малой Азии располагались владения Византийской империи и Киликийской Армении, население которых исповедовало православную и армянскую веру соответственно. Их отношения с католиками ровностью не отличались. Упорным натиском мусульмане начали отвоевывать захваченные крестоносцами земли. В 1144 г. сельджукский атабек (провинциальный правитель) Занги захватил Эдессу. Сил одних государств крестоносцев явно не доставало для того, чтобы стабильно удержать завоевания. К тому же, Антиохийское княжество было занято войной с Византией, а Иерусалим страдал от внутренней нестабильности.
В 1147 г. католические страны Европы собрали новую крестовую армию, двинувшуюся на выручку единоверцам в Сирии и Палестине. Ведущую роль в организации и руководстве Второго крестового похода сыграли французский король Людовик VII и германский Конрад III. Эти монархи сами отправились в поход на Восток во главе своих войск. Однако снова дали о себе знать и традиционное вольнолюбие европейских феодалов, и неприязнь между католиками и византийскими ортодоксами, через земли которых проходили войска. Некоторые европейские предводители заключали выборочные союзы с мусульманскими правителями, другие, не дожидаясь верховного распоряжения, малочисленными отрядами пытались прорваться по опасным путям в вассальные Иерусалиму земли. Французы, не дойдя до главного противника — сельджуков, уже начали сражаться с византийцами, император которых Мануил Комнин, не пытаясь остановить крестоносцев, заключил, однако, договор о ненападении с сельджуками. Оказавшиеся в непривычных для себя условиях европейские армии продвигались по ближневосточных землях с трудом, постоянно подвергаясь стремительным набегам сельджукской конницы. Когда короли, наконец, добрались до государств крестоносцев, силы, с которыми они выступили в поход, настолько истаяли, что никакой существенной помощи своим христианским братьям оказать не смогли. Вместо отвоевания у сельджуков территории бывшего Эдесского графства, Конрад III и иерусалимский король Балдуин III попытались совместными усилиями захватить у мусульман Дамаск, но неудачно. В конце концов Людовик и Конрад разъехались по домам, а атабек Занги в 1149 г. разгромил объединенное войско антиохийского князя Раймунда де Пуатье и заключившего с ним союз против суннитов государства крайних шиитов-асассинов, после чего овладел восточными землями Антиохийского княжества.
В 1171 г. в Египте умер последний фатимидский правитель аль-Адид, и власть в бывшем фатимидском государстве с помощью сельджуков захватил сирийский правитель курдского происхождения Салаху-д-Дин аль-Айюби. Салаху-д-Дин был мусульманином-суннитом, поэтому вражда между Египтом и сельджуками закончилась; Салаху-д-Дин, признававший духовное верховенство аббасидского халифа аль-Мустади. Объединение мусульман делало положение государств крестоносцев все более шатким. В 1187 г. возглавляемое Салаху-д-Дином войско захватило Иерусалим, восстановив мусульманское господство над городом. В Европе в ответ стали собирать Третий крестовый поход (1189 — 1192), которым предводительствовали прославившиеся своей отвагой короли: правитель Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, французский Филипп II и английский Ричард I Львиное Сердце. Однако снова в стане европейцев не было единства. К тому же, когда крестовая армия проходила по землям Киликии близ Сирии, император Фридрих утонул в горной речке. Из-за острых разногласий между англичанами и французами (отношения их стран в средние века всегда балансировали на грани мира и войны) отбить у мусульман Иерусалим так и не удалось. Усилиями Ричарда Львиное Сердце крестоносцам удалось сохранить за собой часть восточного побережья Средиземного моря.
Вскоре мусульманский мир погрузился в новые споры и усобицы. Европейский католический мир воспрял духом. В 1198 г. Папа Иннокентий III начал призывы к новому крестовому походу для отвоевания у мусульман Иерусалима, которым с таким трудом овладевали первые крестоносцы. При этом он направил послание византийскому императору Алексею III, в котором предложил тому тоже выделить войска для участия в походе, а также создать унию католической и ортодоксальной церквей. На самом деле под предлогом создания унии Папа хотел подчинить своему влиянию Константинопольскую церковь, а западноевропейские монархи заглядывались на плодородные земли погрузившейся к тому времени в совершенный упадок империи. Понимая, что в действительности нужно Папе, Алексей отверг предложение. Собравшиеся по призыву Иннокентия III в поход французские и немецкие рыцари, общее руководство которыми осуществлял итальянский маркграф Бонифаций Монферратский, сначала планировало отправиться на кораблях, предоставленных дожем (выборным правителем) Венеции Энрико Дандоло, в Египет и нанести первый удар по мусульманским войскам там. Однако Дандоло запросил за предоставление кораблей очень высокую сумму, которой крестоносцы не располагали. Тогда Дандоло в обмен на предоставление кораблей предложил крестоносцам помочь ему победить балканский город Задар, прежде находившийся в вассальной зависимости от Венеции, но затем восставший и свергнувший венецианское господство. В 1202 г. крестоносцы захватили и разграбили Задар при том, что его население было католическим. Папа Иннокентий III за это отлучил участников грабежей от церкви, но затем, нуждаясь в верном войске, отменил отлучение. А крестоносцы, погрузившись на предоставленные Дандоло корабли, отправились не в Египет, а в непокорный папской политике Константинополь. Сам венецианский дож был не против: византийские купцы конкурировали с венецианскими в морской торговле.
В 1203 г. крестоносцы осадили византийскую столицу. После переговоров византийцы согласились низложить Алексея и вернуть на престол его младшего брата Исаака, который прежде был низложен и ослеплен его сторонниками. За оказанные «услуги» рыцари потребовали у Исаака щедрого вознаграждения. Однако казна империи, раздираемой произволом высшей аристократии, оказалась слишком скудна. Раздосадованные крестоносцы в апреле 1204 г. взяли Константинополь штурмом и подвергли страшному разграблению, подобному тому, что устроили их предшественники в Иерусалиме. Были убиты многие жители, похищены культурные ценности, и даже крупнейший храм города — собор Святой Софии, не избежал рук мародеров. Византийская империя распалась на несколько государств; на ее части, включавшей Балканский полуостров и Константинополь, крестоносцами была создана Латинская империя. До Палестины и вообще, до мусульманских владений, «освободители Иерусалима» так и не добрались. Наоборот, в связи с падением Византии сельджуки завоевали еще часть ее владений в Малой Азии.
Католические правители Латинской империи осуществляли гонения не только на ортодоксальных христиан, но и на базовую для Византии греческую культуру, считая ее почвой для ереси. Однако греки, укрепившиеся в других государствах — осколках Византии, вовсе не собирались мириться с таким положением дел и не оставляли попыток отвоевать этническое ядро своих земель у католиков. Не выдержав войн одновременно с греками Никейской, Трапезундской, Эпирской империй и болгарами на севере, в 1261 г. Латинская империя пала. Византийская империя под короной правителя Никеи Михаила Палеолога была восстановлена.
Идеи реванша на Ближнем Востоке и отвоевания палестинских святынь еще долго реяли над католической Европой. В 1212 г. на их почве Францию и Германию охватил очередной всплеск религиозного фанатизма, окончившийся драматически, прежде всего, для самих затронутых им людей. Огромные толпы простых людей, преимущественно молодежи, подростков и даже вовсе маленьких детей, сопровождаемые лишь немногочисленными воинами, двинулись к Средиземному морю. Причиной были якобы снизошедшие на нескольких простолюдинов (большинство из тех были детьми) в обоих странах «чудесные явления», в которых или сам Иисус, или Дева Мария поведали, как именно следует «освободить Иерусалим». Общая суть «откровений» сводилась к тому, что не силой оружия следует побеждать иноверцев, а силой веры. Детские и юношеские души еще чисты и неиспорчены, в связи с чем дьявол не сможет помешать отроческому походу своими кознями. Море по воле свыше расступится перед юным «войском», а сарацины (мусульмане) устрашатся и сами покинут святую землю. Так называемый в историографии Крестовый поход детей был поддержан влиятельным монашеским орденом францисканцев. Сам Папа тоже заявил, что «эти дети служат укором нам, взрослым. Пока мы спим, они с радостью выступают за Святую землю». Ныне предполагается, что реальными инициаторами этого своеобразного «крестового похода» были желавшие таким способом добиться духовного признания и поправить свое материальное положение родители нескольких якобы видевших «откровения» детей. Похоже, это понимали светские власти многих европейских государств. Король Франции Филипп II, когда огромное количество детей и молодежи собралось в Париже в ожидании королевской помощи, распустил юных «крестоносцев» по домам.
Однако десятки тысяч юнцов, сопровождаемые небольшим количеством взрослых, продолжали разными дорогами тянуться к средиземноморскому побережью. В трудном пути множество их погибало от голода, холода и болезней, и местные крестьяне долго еще хоронили остававшиеся вдоль дорог детские трупы. В конце концов остатки юного «воинства» добрались до Средиземного моря, собравшись в основном в городах Генуя и Марсель. Однако море, вопреки ожиданиям, не расступилось. Перевезти детей через море в Святую землю вызвались морские торговцы, изобразившие воодушевленность столь отчаянным походом. Но когда дети погрузились на корабли, купцы просто увезли их в чужие страны и там продали в рабство.
После похода детей католическая Европа собирала военные крестовые походы в Палестину еще четырежды. Крестоносцам Шестого похода (1228 — 1229), возглавляемым правителем Священной Римской империи Фридрихом II Гогенштауфеном, удалось все-таки снова овладеть Иерусалимом. Но лишь на 15 лет: в 1244 г. город был захвачен служившим потомкам Салаху-д-Дина выходцами из к тому времени завоеванной монголами среднеазиатской области Хорезм. В ответ французский король Людовик IX собрал Седьмой крестовый поход и в 1249 г. высадился в Египте, откуда предполагал наступать на Палестину. Однако французское наступление захлебнулось среди египетских песков в боях с мощной гвардией египетских правителей, состоявшей преимущественно из тюрков и кавказцев — мамлюками. В марте 1250 г. крестовый поход был полностью разбит, сам король попал в плен и позже отпущен за огромный выкуп. К этому времени династия Айюбидов в Египте пришла в упадок, а победа мамлюков над крестоносцами способствовала росту их популярности у мусульманского населения. В 1250 г. предводитель мамлюков туркмен Айбек захватил в Египте власть и позже принял титул султана. Мамлюки составляли в новом мусульманском государстве правящую прослойку, при этом сами они по-прежнему набирались из купленных, в основном, в Золотой Орде рабов, а потому были всецело преданны своему султану и не были связаны ни с какими феодальными группировками.
Летом 1270 г. Людовик IX, привлекши на свою сторону короля Сицилии Карла I Анжуйского, организовал Восьмой крестовый поход. На этот раз поход был направлен против более слабого противника: мусульманского государства Ифрикия, занимавшего территории современного Туниса, Северной Ливии и части Алжира, граничевшего с державой мамлюков на востоке. Отсюда крестоносцы планировали впоследствии наступать на Палестину. Французские рыцари на кораблях переправились через Средиземное море в Тунис и начали войну с ифрикийским правителем Мухаммадом I. Во время тяжелой осады города Тунис Людовик IX заболел и умер. Однако затем на помощь французам подошли войска Карла I. В конце концов Ифрикия обязалась выплачивать Сицилии дань.
Тем временем мамлюкский султан Бейбарс, успешно остановивший разоривших к тому времени едва ли не всю мусульманскую Азию монголов под палестинским Айн-Джалутом, продолжал отвоевывать земли у еще остававшихся на восточно-средиземноморском побережье государств крестоносцев. Карл I совместно с английским принцом Эдуардом (будущим королем Эдуардом I) отправились с войсками морем им на выручку. Прибытие англо-сицилийских войск, а также систематические вторжения монголов в пределы мамлюкской державы, позволило крестоносцам еще некоторое время удерживать свои владения в Палестине. Однако для реванша сил их уже явно недоставало. Идеи отвоевания палестинских святынь больше не пользовались популярностью в Европе, и пополнения добровольцев не приходили. В 1272 г. умер король Англии Генрих III, и в следующем году принц Эдуард отправился домой, чтобы занять престол. В 1289 г. мамлюкский султан Калаун, несмотря на отчаянное сопротивление христиан, захватил территорию графства Триполи. В 1291 г. мамлюки захватили Акру — последнюю столицу Иерусалимского королевства. А в 1302 г. мусульмане овладели последним оплотом крестоносцев в Палестине — островом Руад. Так после более чем двух веков непрерывных войн, насилия и тревог закончилось существование нескольких ближневосточных государств, созданных в результате, пожалуй, крупнейшей авантюры западноевропейского мира средних веков. С тех пор вплоть до XIX в. европейцы не оказывали прямого вмешательства в дела Ближнего Востока.
Тем не менее, крестовые походы в арабские страны оказали существенное влияние на западноевропейскую культуру. Европейская аристократия стала шире пользоваться некоторыми предметами восточного быта. В Европе стали развиваться прежде имевшие распространение только на Востоке науки (например, алгебра). Важным следствием более тесного знакомства европейцев с восточной культурой стало повышение гигиенического уровня их жизни. В странах Востока, где различные опасные инфекции очень легко распространяются вследствие жаркого климата, люди издревле учились максимально эффективно противостоять эпидемиям. После крестовых походов наиболее простые санитарные правила Востока, например, регулярная смена нижнего белья, стали практиковаться и в Европе. Также в европейских горадах стало открываться большое количество бань, несмотря на то что католическая церковь того времени предостерегала от частого мытья как телесного излишества.
Несмотря на уход из Палестины, не были расформированы и созданные в ней духовно-рыцарские ордена. В XIII в. с целью обращения местных жителей в христианскую веру рыцари Тевтонского ордена завоевали территорию Древней Пруссии в Прибалтике. Вслед за ними в эту область потянулись переселенцы из Германии. В конце концов древние пруссы были ассимилированы среди немцев и литовцев, а Пруссия стала областью Германии. В восточной части Прибалтики — Ливонии (территория современных Латвии и Эстонии) закрепилось автономное отделение Тевтонского ордена — Ливонский орден. Однако дальнейшее продвижение немецких крестоносцев на восток было остановлено русскими. Именно рыцари Ливонского ордена были разгромлены Александром Невским на льду Чудского озера в 1242 г. (Ледовое побоище).
В октябре 1168 года крестоносцы двинулись на завоевание Египта. Захватив Бильбейс они устроили жуткую резню, без всякого повода истребив всё население города, не взирая на возраст, пол и вероисповедание.
После этого иерусалимские войска двинулись на Каир. По приближении захватчиков халиф Египта аль-Адид послал Нур ад-Дину письмо с призывом о помощи.
Нур ад-Дин отправил на помощь своего вассала курда Ширкуха с армией, состоящей из более чем 2.000 всадников личной гвардии туркмен-афшаров «Нур-ад-дийа», 6.000 наемных туркменских кавалеристов, 500 тюркских мамлюков, а также курдов.
Ширкух со своим племянником Салах ад-Дином в начале января 1169 года прибыл в Каир, где был радостно встречен населением и фатимидской знатью. Ширкух сразу же явился к халифу аль-Адиду, который назначил его новым великим везиром Египта. Однако везират его был недолгим: 23 марта 1169 года после слишком обильной трапезы, в результате ужасного приступа удушья, вызванного несварением желудка, Асад ад-Дин Ширкух умер за несколько секунд. Великим везиром после него был избран Салах ад-Дин.
«Я начал с того, что сопровождал моего дядю. Он завоевал Египет и потом умер. И тогда Аллах дал мне в руки власть, которую я совсем не ожидал.».
— ан-Насир Салах ад-Дин Юсуф о своём дяде Асад ад-Дине Ширкухе.
Нур ад-Дина беспокоило усиление власти Салах ад-дина, объявившего себя в 1171 году султаном и причастного, по некоторым слухам, к смерти халифа аль-Адида. Эмир стал готовится к вооруженному столкновению со своим вассалом, но в начале 1174 года скончался.
«Именно Нур ад-Дин превратил Арабский мир в силу, способную победить крестоносцев, а его политический наследник Салах ад-Дин (Саладин) стал тем, кто сорвал плоды победы.
Я читал жизнеописания правителей прошлого, но не нашёл ни одного за исключением первых калифов, кто был бы так добродетелен и справедлив, как Нуреддин».
Это слова известного арабского историка Ибн аль-Асира, современника Нур ад-Дина Махмуда Занги.
Вильгельм Тирский, утверждал, что Нур ад-Дин Занги был «..справедливый князь, доблестный и мудрый и, согласно традициям своего народа, религиозный человек.».
Нур ад-Дин был воплощением религиозной терпимости. Когда умер Балдуин III, король Иерусалима, ожидалось, что Зангиды возглавят атаку на Иерусалим, воспользовавшись ослабленной ситуацией. Однако Нур ад-Дин проявил лучшие человеческие качества, заявив, что:
«Мы должны сочувствовать их горю и с жалостью щадить их, потому что они потеряли принца, которого нет сегодня во всем остальном мире.». .
К сожалению, на такие рыцарские жесты христианские вожди не всегда отвечали взаимностью. Сразу после смерти Нур ад-Дина Занги Амальрик I Иерусалимский немедленно начал наступление и вымогал огромные суммы денег у вдовы Нур ад-Дина.
По поводу победителя армий Второго крестового похода атабека Алеппо из династии Занги.
Полководец и блестящий дипломат Нур ад-Дин Занги, внук Ак Сункура из туркменского племени афшар объединив в военный альянс сельджукские страны нанес крупные поражения армиям крестоносцев .
За менее чем 30-летнее правления Нур ад-Дин объединил Сирию, бывшую еще со времен Омейядского халифата в тисках раздробленности и политической нестабильности. В 1154 г. провозгласил Дамаск столицей своего государства. С тех пор прошло 1000 лет и история подтверждает правильность его стратегического выбора — Дамаск и поныне остается столицей Сирии.
Нур ад-Дин Махмуд отличался религиозной терпимостью, умеренностью, честностью и гуманностью. Он предоставил равные права всем немусульманам, живущим на территории его государства, доказывая тем самым, что он боролся не против христианства, как такового – он был недоволен насилием, мародерством и грабежами, которым предавались армии крестоносцев. Он считал подобные действия богохульством и был полон решимости положить этому конец.
Наш современник историк Стивен Рансимен, скрупулезно изучивший первоисточники раннего средневековья отмечает, что Нур ад-Дин Махмуд отмечен как правитель, который ставил справедливость превыше всего остального, личность высокой духовности и гражданского мужества.
За время правления в Сирии он построил 42 медресе, половину из которых спонсировал лично. Он приглашал лучших профессоров для подготовки кадров своей администрации, уделял большое внимание развитию торговли, строил новые дороги и караван сараи, отремонтировал римский акведук в Алеппо.
По несколько раз в неделю Нур ад-Дин проводил встречи с населением, чтобы люди могли добиться справедливости в отношении представителей его власти по всей стране, совершивших какое-либо преступление.
Филипп II сначала одобрил детский поход. Потом уже, когда понял, что это не сулит ничего хорошего, обратился к ученым Пражского университета за советом. Те заявили, что поход детей от благословения сатаны. Только после этого стали детей разгонять по домам, кого успели. А начиналось с церковного благословения.
Урбан II это Геббельс своей эпохи.
Пропагандистская составляющая хорошо сработала, если даже дети в этом участвовали.
Обездоленных зажигательной речью нетрудно поднять на любое движение. Терять-то нечего.