Независимый дух против самодержавия: Кавказская война (часть XVIII) - history-thema.com История - от древности до наших дней
кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Кавказ » Независимый дух против самодержавия: Кавказская война (часть XVIII)

Независимый дух против самодержавия: Кавказская война (часть XVIII)

С 60-х гг. XIX в. начинается самый жестокий и драматичный — заключительный период Кавказской войны: кавказская война какая часть кавказской войны была самой страшнойисполнение разработанного в 1860 г. Н. Евдокимовым плана «скорейшего очищения Западного Кавказа от враждебного туземного населения». После захвата российскими войсками большей части Абадзехии положение горных адыгов, в основном оттесненных за Главный Кавказский хребет и «прижатых» к Черному морю, стало катастрофическим. Стремясь во что бы то ни стало полностью очистить обширные горные области Западного Кавказа от слишком свободолюбивых, а потому непостоянных в своей лояльности местных жителей, русская армия действовала уже в типичном духе агрессивного империализма, попросту истребляя тех, кто не успел бежать или, как тогокак россия завоевывала кавказ требовало российское командование, выселиться на равнину. Захватываемые селения сжигались до основания, сады вырубались, поля вытаптывались. Западный Кавказ, прежде описываемый путешественниками как богатый край, изобилующий садами, тучными нивами и полными скота пастбищами, стремительно превращался в дикую выжженную землю, где лишь в покрывавших горы густых лесах хоронились потерявшие все люди — остатки древнего народа, в средние века владевшего половиной всего Северного Кавказа. Остановить наступление русских адыги, несмотря на крайне ожесточенное и кавказская война войска россии идут по горамотчаянное сопротивление, уже не могли: бóльшая часть боеспособных мужчин погибла за предыдущие годы войны, не хватало боеприпасов. Численность действовавших против адыгов русских войск, наоборот, в несколько раз возросла, так как капитуляция Восточного Кавказа позволила царскому командованию перебросить на правый фланг высвободившиеся силы. Тем не менее адыги-горцы, совершенно не представлявшие себе жизни под диктатом царских властей, вне привычной родной земли, зачастую предпочитали умереть в окружении с детства знакомых гор и лесов, чем сдаться. Современник событий, историк и этнограф Кубани П. Короленко в своей книге «Переселение казаков за Кубань» писал:кавказская война как воевали на кавказе

Народная память адыгов и до наших дней сохранила рассказ о женщине, муж и все старшие сыновья которой погибли в бою с врагом. Когда же наступавшие российские войска вошли в селение, последний сын — подросток, схватил кол и с ним бросился в схватку, после чего, естественно, тоже был убит.

На опустошенных землях в стратегически важных пунктах быстро возводились новые русские укрепления, при которых тоже с быстротой выстраивались казачьи станицы: казаки, привыкшие к жизни в постоянных военных тревогах, должны были стать первым новым населением Закубанья, где еще продолжали сопротивление коренные жители.

кавказская война как кавказ был присоединен к россии и стал частью россии

Бой казаков с горцами

Несмотря на запрет по Парижскому мирному договору 1856 г. держать на Черном море военный флот, российское командование направило военные корабли для крейсирования вдоль Черноморского побережья Кавказа, чтобы пресечь поставки горцам оружия и боеприпасов из Османского Халифата. Однако добровольческие группы османов и европейцев под обстрелами русской корабельной артиллерии продолжали проникать на адыгское побережье на способных укрываться в мелководных устьях рек судах. Одним из таких волонтеров был француз А. Фонвилль, в 1863 — 1864 гг. пребывавший на Западном Кавказе в составе европейско-турецкого отряда полковника Пржевольского. В своих мемуарах он составил весьма подробное описание сложившейся в то время в горной стране адыгов обстановки, постигшей народ ужасающей трагедии — самой жестокой за всю его тысячелетнюю историю. В мемуарах А. Фонвилля сказано и о деморализации измученных десятилетиями войны горцев, о выраженном первобытном невежестве простого горского народа того времени, и в то же время об их непоколебимом намерении сражаться до последнего, о глубокой преданности своей религии и идеалам родной страны, неприятии ими деспотичной самодержавной власти могущественного врага-иноверца. А. Фонвилль описывает и то, какой смертельной опасности неоднократно подвергался и волонтерский отряд, в составе которого он находился, в частности, столкновение с русским дозорным кораблем у кавказского побережья:кавказская война кто участвовал в кавказской войнекавказская война что такое кавказская война

Также из воспоминаний А. Фонвилля:кавказская война как россия завоевала кавказ

Далее приводится описание перехода добровольческого отряда вдоль побережья из района Вардане, где он произвел высадку, в Туапсе, в направлении которого с севера — с Кавказской линии через горы, наступала ударная колонна русской армии:кавказская война как черноморское побережье кавказа вошло в состав россии и стало частью россиикавказская война где проходила кавказская война

Также приводится описание боя горцев с наступавшей к побережью через широкий проход в горах на западе адыгской земли русской колонной:кавказская война как россия воевала с кавказскими горцамикавказская война Фонвилль 6

Несмотря на отчаянное сопротивление адыгов и родственных им убыхов, в боях за проход к побережью кавказская война горцы обороняютсяосновные силы горского войска потерпели поражение. В начале кавказская война как кавказ стал российским1864 г. российские войска преодолели низкий Гойтхский перевал в Главном Кавказском хребте и вышли в долину реки Туапсе на южном макросклоне Кавказа. Затем, продвигаясь быстрым маршем на юг, без боя заняли важнейший стратегический пункт Черноморского побережья — урочище Туапсе, где находился оставленный русской кавказская война как шел последний год кавказской войныармией в Крымскую войну полуразрушенный Вельяминовский форт. После занятия русскими Туапсе адыгское войско было оттеснено на сравнительно небольшую территорию в горные районы земель убыхов. В связи с этим в Сочи — столице адыго-убыхского государства, состоялось срочное заседание Меджлиса. На заседании было признано, что бороться дальше против многократно превосходящего по силам противника невозможно. Чтобы не стать подданными царя-иноверца и сохранить возможность жить в соответствии с предписаниями Ислама, было принято решение об эмиграции всего горного адыгского и убыхского населения в Османский Халифат.

Началось массовое бегство горского населения на побережье, к которому в большом количестве стали кавказская война почему горцы проиграли кваказскую войну с россиейприбывать османские торговые суда, владельцы которых соглашались перевезти людей через море за небольшую плату. Толпы коренных жителей — большей частью женщин, детей и стариков, двигались, оставив пустыми родные селения, взяв с собой лишь то из имущества, что могли унести в руках, по горным тропам среди зимних лесов. Беженцы массово умирали от голода или замерзали в пути; волки и не залегающие на черноморских склонах в спячку медведи выкапывали человеческие трупы из-под снега и поедали. В огромном количестве обездоленные жители скапливались на морском берегу, стремясь скорее уйти от российских войск, которые из Туапсе развернули наступление на восток и заняли пустой Лазаревский форт, долину реки Шахе. Очевидец А. Берже пишет:кавказская война трагедия адыгов в кавказской войне

Всякий раз, как на море появлялось османское судно, толпы беженцев криками и знаками начинали манитькавказская война чем закончилась кавказская война его к себе. Капитаны кораблей, понимая, что с разоренных горцев много взять не смогут, старались взять на борт как можно больше людей — так, что матросам приходилось выполнять работы, ступая буквально по головам забивавших палубу беженцев. Среди тех, как это обычно бывает при социальных бедствиях, стали распространяться тиф и другие заразные болезни. Опасаясь, что болезни перейдут на команду, капитаны приказывали выбрасывать людей за борт при малейшем признаки болезни. В наши дни морской путь с Черноморского побережья Кавказа в Турцию занимает несколько часов, по транспортным же возможностям того времени на то, чтобы пересечь Черное море, кораблю требовалось несколько дней. Все это время адыгские беженцы обоих полов и всех возрастов сидели под открытым небом на палубе впритык друг к другу, почти без пищи, страдая от морской болезни. Некоторые суда из-за перегрузки тонули, едва выйдя в открытое море. На османском побережье беженцев высаживали на территории, оцепленные войсками: поскольку с собой они несли заразные болезни, по распоряжению османской администрации их выдерживали под карантином. Коррумпированные османские власти, недолюбливавшие кавказцев за то, что те не желали ранее признавать себя подданными султана и не оказали Халифату существенной помощи кавказская война мухаджирыв войнах с Россией, не позаботились об организации жилищных условий для переселенцев. Те на новом месте ютились фактически под открытым небом, продолжая ежедневно сотнями умирать от болезней и страдать от голода, так как обеспечение их продовольствием было налажено слабо. В таком «карантине» беженцы — мухаджиры, проводили месяцами, и в некоторых районах переселенцы вымирали почти полностью. Люди из отряда полковника Пржевольского, разделившись, покинули адыгскую землю вместе с мухаджирами на османских кораблях, в том числе и А. Фонвилль. Он описывает обстановку в 15-тысячном лагере беженцев на оливковых плантациях местности Аче-Кале (не путать со старым Аче-Кале, в то время уже бывшим российским городом Очаков):кавказская война как жили адыгские переселенцы в турции

Самые непримиримые из горцев продолжали сопротивление наступавшей русской армии, забирая семьи и кавказская война что стало с адыгамиуходя с женами и детьми в труднодоступные горные леса. Однако их сил уже не хватало даже для того, чтобы хоть ненадолго задержать продвижение российских войск. 20 мая 1864 г. три колонны русской армии сошлись в горном урочище Кбаада на земле убыхского племени ахчипсоу, бывшем последним оплотом организованного горского сопротивления на Кавказе. В настоящее время там находится относящийся к Сочи поселок Красная Поляна, где в 2014 г. проходили Зимние Олимпийские игры. Этот кавказская война кбаададень традиционно считается окончанием сорокашестилетней Кавказской войны, хотя разрозненные группы горцев и укрывшиеся в горах местные жители-одиночки еще продолжали сопротивление, а с последними сражающимися ополчениями абадзехов, чьи высокогорные земли были практически недоступны для русской армии того времени, мир был заключен только 5 ноября в урочище Мельгадин. Вообще же организованные восстания горцев на Кавказе периодически вспыхивали еще довольно долго. 21 мая 1864 г. в урочище Кбаада состоялся парад русской армии, посвященный окончанию Кавказской войны. Живущие же на Кавказе и по сей день адыги (адыгейцы, черкесы и кабардинцы) считают эту дату трагической, в современных Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках в этот день проводятся траурные митинги. Горные адыги, действительно, более, чем какой-либокавказская война где сейчас живут адыги другой кавказский народ, пострадали от колониальной политики российского самодержавия. И по сей день подавляющее большинство адыгского этноса (черкесов) проживает в диаспоре на территории Турции (около четырех миллионов человек), а также других стран, образовавшихся в результате распада Османского Халифата: Сирии, Иордании, Косова на Балканах и др. кавказская война где есть адыгские диаспорыСовременные адыгейцы, черкесы и кабардинцы, проживающие на Северном Кавказе — это лишь весьма скромная по размерам часть древнего этноса, до начала российской колонизации населявшего практически всю западную половину Северного Кавказа, начиная от реки Дон. Народ убыхов, в этнокультурном отношении занимавший промежуточное место между адыгами и абхазами, некогда славившийся своей непримиримостью и героизмом в боях, почти полностью выселившись в Османский Халифат, растворился среди более многочисленных адыгов и исчез. О нем напоминают лишь некоторые оставшиеся от убыхского языка географические названия в Сочинском районе и Северной Абхазии. Обширные же горные территории Западного Кавказа, согласно плану Н. Евдокимова «очищенные от туземного населения» (сегодня это горные районы Краснодарского края и Республики Адыгея) так и не были заселены в прежнем объеме: привыкшие к хозяйствованию в степной полосе казаки и не привычные к южному климату переселенцы из Средней России не смогли в должной мере освоить горное хозяйство. Достаточно быстро выходцами из других районов Российской империи (Средней России, Закавказья, Прибалтики) было заселено лишь Черноморское побережье, где из поселений при крепостях Черноморской линии выросли портовые города Анапа, Новороссийск, Туапсе, Сочи, Сухуми (большинствокавказская война почему в адыгее и краснодарском крае так мало людей в горах их впоследствии стали курортными). В советское время заселение горных районов Западного Кавказа в связи с развитием лесной и горной промышленности шло более интенсивно, но все равно и по сей день большинство их заселены очень редко, в основном заняты глухими лесами. В самой высокой и труднодоступной части бывшей Абадзехии был учрежден обширный охотничий заказник, принадлежавший российской императорской семье, в настоящее время это — Кавказский Государственный заповедник. События Кавказской войны, особенно заключительного ее этапа, адыги считают геноцидом своего народа. Из полумиллиона общего числа адыгов (включая многочисленных и активно воевавших с Россией только на начальном этапе войны кабардинцев) в 1863 — 1864 гг. при переселении в Османский Халифат умерло около 100 тыс., не считая погибших ранее в ходе военных действий и массовых убийств. Однако из стран — участниц мирового сообщества, к настоящему времени факт геноцида адыгского (черкесского) народа официально признает только Грузия.

Постепенно большинство укрывавшихся в недоступных для русской армии горных районах адыгских кавказская война насколько страшной была кавказская войнапартизан, кто нашел способ не замерзнуть и не умереть от голода, примирившись с судьбой, сдавались и выселялись на равнину — к жившим в Прикубанье равнинным адыгским племенам. Через некоторое время, так и не сумев до конца подавить сопротивление скрывавшихся в причерноморских горах адыгов племени шапсугов, царские власти, что называется, махнули на них рукой. Самым стойким горцам, так и не пожелавшим ни выселиться в Османский Халифат, ни сдаться, было все-таки разрешено в обмен на прекращение сопротивления остаться жить в привычных горных районах. Все равно они уже были немногочисленны и серьезной угрозы российским позициям на Черноморском побережье не представляли. Эти горцы, сложив оружие, осели в нескольких селениях на территории современных Туапсинского и Сочинского районов Краснодарского края: аулы Агой, Большое Псеушхо, Большой Кичмай, Малый Кичмай, Хаджико, Солох-Аул и др.кавказская война что за аулы в туапсе и сочи

Долгое и отчаянное сопротивление горцев Северного Кавказа российской военной колонизации вызывало безусловное восхищение современников. Так, идеологи марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс в «Коммунистическом манифесте» заявили: «Народы, учитесь у них, на что способны люди, желающие остаться свободными». Многие и участники войны с российской стороны относились к своему противнику весьма сочувственно. «Правду сказать, и мы к ним не с добром пожаловали: мы жгли их села, истребляли их хлеба, сено и пометали золу за собой», — писал А. Бестужев-Марлинский. Простой же кубанский казак Пимен Пономаренко так охарактеризовал горцев и их сопротивление России: «Самый геройский народ. Да и то сказать — свою родную землю, свое родное гнездышко защищали. А если по справедливости, то их тут правда была, а не наша».

Покоренный после нескольких десятилетий кровопролитной войны Северный Кавказ был разделен царской властью на несколько административных областей. Обширные земли, отвоеванные у коренного населения, были переданы в собственность Кубанского и Терского казачьих войск, на них были разбиты многочисленные казачьи станицы и хутора. Особенно интенсивно казачьи поселения возводились по соседству с территориями, отведенными для проживания горцам, чтобы в случае возникновения мятежей их можно было оперативно подавлять. Значительные земельные площади получили во владение российские генералы, руководившие войной против горцев. Горцы Центрального и Восточного Кавказа в основном остались проживать на тех же землях, которые занимали прежде, хотя были потеснены казачьими станицами. Горные адыги же были выселены на Прикубанскую равнину — на земли живших здесь всегда равнинных адыгских племен. Из-за сильной скученности населения и тяжелых поборов царской администрации началось быстрое обнищание адыгов, между жителями равнины и переселенцами из гор часто вспыхивали кровавые стычки из-за земли, порой переходившие в настоящие локальные войны. После Кавказской войны мусульманское население Северного Кавказа, у которого за долгие военные годы был сильно подорван генофонд, попало под жестокий колониальный гнет. Причем дискриминации стали подвергаться не только народы, до последнего не желавшие складывать оружие, но и народы, прекратившие сопротивление России еще при А. Ермолове. Горцам, сложившим оружие, российскими властями было обещано освобождение от налогов на несколько лет для восстановления разрушенного войной хозяйства, однако обещание это царская администрация не сдержала. Как только активные военные действия были окончательно прекращены, горцы, многие из которых были и так лишены последнего имущества, были обложены тяжелыми податями, а также трудовой повинностью. Мусульманское население, и прежде жившее не особо богато, теперь повсеместно нищало. К «культуре и просвещенности», распространением которых российские власти часто оправдывали войну, доступ получила, как и следовало ожидать, только горская элита, в основном феодалы, которые получили возможность посещать в русских городах Кавказа театры и библиотеки, а их дети — образование в дворянских учебных заведениях. Простой горский народ, которого было большинство, оставался почти бесправным и задавленным тяжелой нуждой. Нередко бывало, что казаки в ссорах из-за пашни или пастбища убивали горских селян, и власти закрывали на это глаза. Горцы за малейшее нарушение получали длительные срока ареста и тюрьмы. Несколько лет после войны горское население управлялось выборными старшинами, подотчетными российской военной администрации («военно-народное управление»), но затем старшины стали прямо назначаться царскими властями из числа, как правило, далеко не самых уважаемых среди своего народа лиц. Российские власти старательно следили, чтобы горцы, как это было при Шамиле, не объединились вновь против них. Власть нарочно попустительствовала столкновениям горских народов и общин между собой. Это в совокупности с тяжелой материальной нуждой, в которой жило большинство горцев после Кавказской войны, отбросило горный Кавказ в значительной мере назад — к социальной обстановке, подобной той, что была до Шамиля. Снова на Северном Кавказе распространились преступность и вражда общин между собой, воровство, разбои и похищения людей. Преследованию подвергались все, кто мог хоть на чем-то объединить горских мусульман. Так, в 1864 г. по надуманному обвинению был сослан в Новгородскую губернию чеченский проповедник-пацифист, сам прежде призывавший чеченцев покориться России, Кунта-хаджи Кишиев. Царская администрация просто испугалась его высокого в Чечне авторитета и проповедей, критикующих вражду между мусульманами.

В эти годы с Северного Кавказа шел интенсивный отток переселенцев в Османский Халифат: мусульмане не кавказская война почему кавказские горцы переселялись в турциюжелали быть подданными иноверного царя, терпеть жестокие поборы и унижения царских властей. В большом количестве народ переселялся из Чечни и Дагестана, но особенно больших размахов мухаджирство достигло среди закубанских адыгов: российское правительство не оставляло надежды полностью очистить имеющий особое стратегическое значение Западный Кавказ от коренного населения, и нарочно создавало адыгам совершенно невыносимые условия жизни. Иногда горцев, находившихся на особенно плохом счету у властей, негласно силой сажали в вагоны и на пароходы, просто принуждая уехать с родной земли. Только когда широкие территории в Закубанье были оставлены коренными жителями, переселившимися в османские владения, власти запретили переселение, так как оно всегда сопровождалось сильными народными волнениями.

Жестокий колониальный гнет, удручающая нищета привели к широкому восстанию горцев в Дагестане и Чечне в 1877 г.: разразилась очередная русско-османская война, и кавказские мусульмане вновь рассчитывали соединиться с наступавшими на Закавказье османами. Причем в этом восстании активно участвовали и народы, прекратившие сопротивление России еще на начальном этапе Кавказской войны, например, даргинцы. Однако на это раз не османы наступали в Закавказье, а наоборот, русская армия наступала на Османский Халифат со стороны Кавказа, и восстание было подавлено.

Помимо выступлений, периодически вспыхивавших по всем мусульманским областям Северного Кавказа, кавказская война как горцы сопротивлялись россии после кавказской войныгорцы продолжали и партизанскую войну. Разрозненные отряды горцев — абреков, укрывались в горных лесах, получая помощь от своих с виду ведущих мирную жизнь соплеменников, и совершали нападения на русские военные колонны, казачьи хутора и станицы, убивали представителей властей, грабили купцов. Движение абреков было стихийным, распространенным всюду, где жили горцы, передавалось из поколения в поколение. В связи с этим подавить его было просто невозможно, как ни старались военные власти. Уже после Революции абречество слилось с Гражданской войной в России, и многие горские повстанцы присоединились к воевавшей со сторонниками старых порядков Красной Армии.

Разумеется, одной политикой «кнута» царские власти не могли управлять скорыми на восстания горцами. Поэтому российская администрация предприняла и некоторые меры, чтобы обеспечить себе лояльность хотя бы небольшой части мусульманского населения и через нее влиять на остальной покоренный народ. Так, кавказская война как горцы жили при царском режиме после кавказской войнывласти оказывали содействие в обучении редких зажиточных представителей горского общества в духовных училищах Османского Халифата и открытии в горских селениях религиозных школ-медресе. В то же время мусульманские проповедники, пользовавшиеся покровительством властей, призывали народ к покорности российскому императору, смирению с тяжелым гнетом и нищетой ради вознаграждения загробной жизни. Это постепенно привело к сильному снижению авторитета религиозных проповедников в кавказском обществе и уже во время антирелигиозной политики большевиков способствовала ее значительному успеху. Горская верхушка: феодалы, горцы, поступившие на российскую военную службу, получили достоинство российского дворянства, доступ к просвещению и благородному быту. Это способствовало углублению социального расслоения, классовых противоречий в горском обществе. Многие из простых людей стали смотреть на свою знать как на предателей, сговорившихся с врагом. В то же время среди прочего дворянства российской империи горские дворяне часто воспринимались как «второй сорт», царские чиновники нередко пренебрегали их интересами, подчеркивая их религиозную и национальную ущербность. Тяжелая дискриминационная политика в отношении мусульманского населения Северного Кавказа продолжалась вплоть до падения российского самодержавия и установления на Кавказе советской власти. Однако коммунисты, хотя уравняли горцев в правах со всем населением страны и способствовали улучшению их общего быта, впоследствии, опираясь на своих сторонников из некоторой части самого горского населения, повели политику разрушения религии и традиционного уклада жизни кавказцев, что вызвало новые протесты. В годы Второй Мировой войны несколько кавказских народов были вновь подвергнуты жестокой дискриминации с принудительным выселением в восточные районы СССР со стороны сталинской системы.

Кавказская война была самым длительным вооруженным конфликтом в истории как Кавказа, так и России. Она длилась сорок шесть лет — с 1818 по 1864 г. Для мусульманского населения Северного Кавказа она стала тяжелейшим национальным бедствием, причинила опустошение обширных земель, изгнала значительную часть коренных жителей далеко за рубеж, очень сильно подорвала человеческие ресурсы горских народов. Несмотря на некоторые положительные стороны присоединения к Российской империи как к одной из передовых держав того времени: приспособление к жизни и быту в условиях развитой государственности, переход в межнациональном общении на единый русский язык, в целом горские народы пережили тяжелый культурный и экономический упадок. Были забыты многие традиционные кавказские промыслы, например, адыгское (черкесское) садоводство. Выселившиеся в Османский Халифат кавказские мусульмане чаще всего поселялись на малоплодородных землях, и, хотя их как превосходных бойцов охотно брали там на военную службу, еще долго они там не могли наладить благополучного быта. Некоторые, терзаемые тоской по родной земле, предпочли вернуться под гнет российского самодержавия, но царские власти чаще всего отказывали мухаджирам в возвращении. Уже в позднесоветское время началась довольно значительная репатриация потомков кавказских переселенцев на родину предков, постепенно продолжающаяся и сейчас.кавказская война мафехабль

Россия с присоединением Кавказа очень прочно укрепила свои позиции на южных рубежах. Раздача в избытке плодородных кавказских земель участникам покорения Кавказа, экономически выгодное расположение Кавказа способствовало интенсивному развитию после Кавказской войны фермерству и товарообороту. Кавказ стал одним из главных центров развития в России капитализма. Кавказ стал исключительно важным в стратегическом и экономическом отношении регионом России в целом. Однако именно для российского самодержавия, более всего бывшего заинтересованным в Кавказской войне, она стала своего рода «Пирровой победой». На фоне общей низкой продуктивности крепостнического хозяйства израсходовав огромные средства на покорение отчаянных горских народов, амбициозные царские сановники ускорили внутренний кризис в империи, вылившийся в итоге в русскую революцию, свержение самодержавия и убийство царской семьи большевиками.

Хотя Кавказская война была привычной частью жизни Российской империи в течение сорока шести лет XIX в., оказала самое непосредственное влияние на ее внешнюю политику и экономику, ей уделяется, как правило, мало внимания в популярных исторических трудах и учебниках. Причиной этого было ее сознательное замалчивание в советскую эпоху. С одной стороны, горцы воевали против царского самодержавия — как и большевики в Гражданскую войну. С другой стороны, коммунисты старались «не ворошить прошлое», поскольку на Кавказе было очень много людей, недовольных и советской властью. Да и беспротестное участие в империалистической политике самодержавия простых солдат и казаков бросало тень на историю российского трудового народа. В правление И. Сталина была даже выдвинута теория, что горцы и не хотели сопротивляться России, но «буржуазно-империалистические агенты» Европы и кавказская война почему про кавказскую войну мало известноОсманской империи сумели обмануть горские народы и подбить на заведомо обреченное выступление. Впоследствии эту точку зрения, бросавшую тень уже на самих трудящихся горцев, несколько пересмотрели. Большинство советской эпохи официальной точкой зрения на Кавказскую войну была теория М. Блиева, который, акцентируя внимание на вступление в средние века в подданство России некоторых кабардинских и адыгских князей, но закрывая глаза на то, что большинство сопротивлявшихся России народов им не подчинялось, представил войну как утверждение российского самодержавия на уже давно принадлежавших ему землях. По этой причине до сих пор Кавказскую войну часто называют восстанием горцев, хотя восстаниями уже присягнувших России горских общин были лишь отдельные ее эпизоды. В основном же Кавказская война носила характер вооруженного сопротивления независимых народов попыткам России подчинить их своей власти. Собственно кавказские историки советского времени тоже не особенно охотно упоминали в своих работах о Кавказской войне. В школьных учебниках по истории родного края ее часто называли просто «антиколониальной борьбой». Кавказские советские историки не отрицали факта, что их народы до войны были независимыми, но подчеркивали, что вся вина за войну лежала только на самодержавии и западных и османских агентах, старались заретушировать ее народный характер. Говорить о лютой вражде представителей трудового класса в советские годы было не принято. Между тем, со стороны горцев главной движущей силой войны было именно сопротивление простого народа колониальной политике царской России, тогда как османские и европейские агенты лишь старались использовать его в своих интересах. Также и со стороны России, хотя более всего в войне было заинтересовано высшее военное чиновничество, определенные интересы имели и представители простого народа. Казаки получали новые плодородные земли, вышедшие в отставку солдаты — земельные наделы, которыми пользовались единолично, а не общиной, как в русских губерниях. Большую выгоду от присоединения Северного Кавказа получило и российское купечество. Также в советское время сильно принижалось значение религиозного фактора сопротивления горцев, хотя именно он стал базой для объединения кавказских народов, создания Имамата Шамиля. Однако исключительное значение конфликта религий в Кавказской войне выглядит налицо: хотя российской колонизации и сопротивлялись некоторые христианские и языческие общины горцев, все же почти все воевавшие с Россией народы и племена — мусульманские. Главным же опорным пунктом России в горной полосе были земли православных осетин, через которые была проложена Военно-Грузинская дорога.кавказская война какую роль играла религия в кавказской войне

Причин того, что Кавказская война длилась несколько десятилетий, было много: здесь в один клубок сплелись и геополитические, и ментальные, и религиозные, и социальные противоречия. Но самыми базовыми стали два фактора. Первый — это «воинственность» горцев, умение каждого взрослого мужчины превосходно сражаться, используя особенности родной местности, древние воинские традиции, происходящие от времен войны Кавказа с монголами и Улусом Джучи (Золотой Ордой). Второй — это совершенная нестыковка менталитета элиты самодержавно-крепостнической империи и жившего в условиях еще не разложившегося родоплеменного строя с его общественным равноправием горского народа. кавказская война почему кавказские горцы проиграли кавказскую войну с россиейГорцы, привыкшие считать, что каждый человек свободен изначально и волен сам решать, где ему жить, как вести свое хозяйство, регулирующие отношения друг с другом строго регламентировавшими права и обязанности каждого древними неписаными обычаями, не представляли себе жизни под диктатом чужеземных сановников, по постоянно меняющимся государственным законам. Как уже говорилось, это же стало и главной причиной внутреннего ослабления Имамата Шамиля.кавказская война почему кавказская война шла так долго и горцы не хотели подчиняться россии, а россия непременно хотела завоевать кавказ Российские генералы же — помещики-крепостники, считали позорным для себя не суметь заставить полностью повиноваться неграмотных простолюдинов, кем было большинство сражавшихся с русской армией горцев. Большинство русских военачальников смотрело на горские народы Кавказа как на «разбойничьи племена», с которыми не может быть иного разговора, кроме как палками, пушками и штыками. Этот ментальный конфликт и приводил к тому, что стороны не могли пойти на в той или иной степени взаимовыгодный мирный договор.

Трудно сказать, могли ли горцы реально отстоять до конца свою политическую независимость, поскольку кавказская война могли ли кавказские горцы победить в войне с россиейсилы все равно были совершенно неравны. В то же время сорок шесть лет непрерывной войны — слишком много для изначально обреченного сопротивления. Да и министр финансов России при Николае I Е. Канкрин всерьез заявлял, что для спасения экономике России необходимо прекратить затяжные военные действия на Кавказе. Так что, можно смело утверждать, что теоретически горцы имели шансы хотя бы добиться права на широкую автономию в составе Российской империи — наподобие той, что имела, например, Финляндия. Однако этого не произошло, с одной стороны, из-за амбициозности царских сановников, считавших унизительным признать поражение от народов, казавшихся им «полудикими», и самого Николая I, во что бы то ни стало решившего продолжать войну, когда встал вопрос об ее прекращении. С другой стороны, горцы, прежде всего, сами были повинны в своей трагической судьбе. Тот самый независимый дух, не позволявший им признать российскую власть, играл и против них самих тоже. Нежелание поступаться собственными интересами ради общего дела приводило к тому, что горские союзы против России оказывались нестойкими. Поодиночке же горским племенам сражаться с одной из передовых европейских армий того времени было бессмысленно. Нелюбовь горцев к писаным законам и государственным принудительным мерам привела к внутреннему разложению системы Имамата Шамиля, и кавказские мусульмане упустили прекрасный шанс надежно переломить ситуацию в свою пользу во время наступления в Закавказье османской армии, поражения России от коалиции в Крыму. Ментальная зашоренность, слепая приверженность древним обычаям вопреки объективной обстановке не позволяли горцам приспосабливаться к изменениям стратегической обстановки. Несправедливая гибель родственника требовала, согласно горским традициям, непременного отмщения. Примирение с врагом по причине отсутствия сил считалось большим позором. Поэтому после каждой битвы число кровников в лице русских военных у горцев возрастало, и они снова и снова стремились в бой, даже если соотношение сил не оставляло им возможности победить. Страх позора был сильнее страха смерти. Даже если горцы, обессилев или еще по какой-то причине заключали с русскими перемирие, оно не было стойким, и даже их вожди не могли полностью удержать ситуацию под контролем: рано или поздно кто-то не выдерживал и, оказавшись в удобное время в удобном месте, нападал на русских солдат или казаков. А поскольку каждое сражение оборачивалось новыми жертвами, жажду мести горцев невозможно было утолить. В таких условиях горцы непоправимо растрачивали свои силы, которые, поскольку шло вооруженное противостояние с одной из сильнейших держав мира, следовало беречь.

Кавказская война и последующий колониальный гнет над горцами принесли много тяжелых социальных проблем Северному Кавказу, которые никак не могли изжиться на протяжении долгих десятилетий. Главной из них стала русофобия — страх и неприязнь перед всем российским, распространившаяся в среде коренных народов Кавказа. Если до Кавказской войны горцы воспринимали русских как один из многочисленных народов, с которым они соседствовали, с которым отношения могли быть как напряженными, так и дружественными, то во время войны и после нее Россия, самодержавие и все, кто его поддерживал, то есть, в первую очередь, русские поселенцы на Кавказе, стали восприниматься горцами как первый враг. Межнациональные конфликты де-факто поощрялись царскими властями, так как это помогало удерживать в повиновении простой народ. Еще долго горцы и казаки совершали взаимные набеги на селения друг друга,кавказская война как горцы и русские поселенцы на кавказе относились друг к другу угоняя скот, сжигая дома, вырезая целые семьи. Разумеется, тесное соседство, в котором приходилось теперь жить, не могло в определенной степени и не сблизить людей разных культур. Тем более, с развитием на Северном Кавказе капитализма началось резкое имущественное расслоение русских поселенцев, и многие из них сами попали в бедственное положение, а общая беда, как известно, сближает. Так, известный чеченский имам Дени Арсанов (1851 — 1917) открыто проповедовал, что простым русским поселенцам и горцам не из-за чего враждовать друг с другом, и общим врагом и для тех, и для других является царь-тиран и его прислужники из российских чиновников и знатных горцев-предателей. Тем не менее, земельные споры, старые обиды и несхожесть менталитета отравляли отношения между коренным населением Северного Кавказа и потомками переселенцев из России фактически до 70-х гг. XX в., а в районах, пострадавших от сталинских репрессий, — намного дольше.

Не избежали долгосрочных внутренних проблем, посеянных Кавказской войной и колониальным гнетом, и сами горские народы. Выраженным общественным явлением стала национальная самоизоляция кавказских народов: череда территориальных споров, колониальная политика по принципу «разделяй и властвуй» выработала привычку относиться с недоверием к представителям другого народа, даже тоже кавказского, той же религии, со схожим менталитетом. И поныне это выражается в склонности коренных народов Северного Кавказа признавать общественными лидерами только людей своей национальности в ущерб таланту и образованности, неохотном заключении межнациональных браков. До завоевания Россией обычным делом были и предводительство над горцами разных народов единого вождя (шейх Мансур, имам Шамиль и др.), и смешанные браки. События Кавказской войны так или иначе заложили основы для многих современных кавказских конфликтов.кавказская война как кавказские народы помнят сегодня о кавказской войне

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 







9 комментариев

  1. Рамазан-Лак(Леки)

    Где то здесь ненароком увидел то ли фотографию,то ли рисунок, где было написано тарковский шамхал.Фишка в том,что тарковских шамхалов не было,а Тарки был лишь зимней резиденцией Гази-Кумухских(не путать,не кумыкских)шамхалов,а после изгнания из Гази-Кумуха шамхалов в середине 17 века,институт шамхалства был ликвидирован.

    В XVII в. шамхалы укрепились в Тарках, где их господство просуществовало до 1867 г.admin

  2. Пятая часть всего населения адыгов погибла только в Турции! Страшная цифра. На самом деле интересно кто-то подсчитывал жертвы Кавказской войны? За десятилетия положили массу народа: кавказцев, казаков, русских. Вина лежит не только на царской России, но на Османском Халифате и Европе также.

  3. Тимман

    Тяжело читать такие статьи: забудется такая катастрофа нескоро. Куликовская битва была почти 700 лет назад, уже не вызывает такого душевного трепета, а Кавказская война по масштабам истории прошла недавно. Боль за предков живет не только у горских народов. Русский солдат шел в эти края не по своему желанию. По всем это время прошлось колесом. Надо помнить, напоминать, чтобы не повторилось, чтить память предков с обеих сторон и ценить мир.

  4. Алексей Иванович

    Нелегкое было время для горцев и русских солдат. Но историю не перепишешь.

  5. История крутится по колесу — войны и завоевания всегда были, и сейчас такое же. Тесно человеку с себе подобными на Земле.

  6. Как всегда, где есть политика, там нет места эмоциям и простой народ это «разменная монета». Читаю с тяжелым чувством, но это часть нашего прошлого, знать об этом совсем не лишнее.

  7. Сабрина

    Кстати я что-то не припомню, чтобы в школе изучали эту тему. Вообще конечно у кавказских народов довольно сложная в «историческом» плане история. Думаю поэтому и по сей день, то и дело вспыхивают отклики той войны.

  8. Рустам

    Остаётся только посочувствовать Черкесам и другим кавказским народам пострадавшим в той войне.

    • Комментарий удален за использование выражений, содержащих унижение человеческого достоинства по национальному признаку, и противоречие законодательству Российской Федерации.admin

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

два × пять =