В истории славянами называются многочисленные племена, с глубокой древности жившие в Европе и говорившие сначала на едином праславянском языке индоевропейской языковой семьи. Сегодня в народной речи славянами принято называть также современные народы, происходящие от древнего славянского этноса и говорящие на языках славянской языковой группы – происходящих от общего языка древних славян. О ранней истории славян документальных исторических свидетельств осталось очень мало. Большинство историков считает, что первым сохранившимся упоминанием о славянах являются древнеримские повествования о венедах – одном из варварских народов Европы, который жил в первые века новой эры. Однако некоторые исследователи сомневаются, что венеды являлись славянами. Еще часть историков полагает, что предками славян являются так называемые скифы-пахари – оседлые потомки народа скифов, который с десятого по третий век еще до новой эры кочевал в степях юго-восточной Европы.
Зато в ранний период существования наследницы Древнего Рима – Византийской империи, когда она подвергалась постоянным нашествиям варваров и сама нанимала представителей варварских племен на военную службу, славяне все чаще упоминаются в сочинениях хронистов (византийских летописцев). Судя по византийским текстам и данным археологических раскопок, в первом тысячелетии нашей эры славяне населяли обширную территорию, простиравшуюся от Балканских гор до нынешней Беларуси, от реки Днепр до Центральной Европы. В границах сегодняшней России славян тогда еще не было. Само название «славяне» происходит от «слово» (изначально «словяне, словены» – результат закрепления «аканья» на письме), то есть, «говорящие словами, понятно». Это был традиционный способ обозначения в древних языках своего, понятного народа и племени, так же, как, например, название народа коми переводится с языка предков финно-угров, по наиболее убедительной версии, просто «свой, свои».
В византийских источниках VIв. славяне называются антами или склавинами. Анты являлись многочисленным и сильным племенным союзом, неславянским по происхождению, но позже, живя в течение веков в тесном соседстве со славянами, воспринявшим их язык и культурные особенности. Анты постоянно вели войны с соседями: германскими племенами готов, кочевниками гуннами, нередко нападали и на саму Византийскую империю. Византийцы отмечали исключительное умение славянских воинов бесшумно подкрадываться к неприятелю. Однако с VIв. славянское могущество приходит в упадок в связи с заселением степей Поднепровья тюркоязычными кочевниками аварами. Авары разбили антов и смогли, хотя и не полностью, подчинить славян своему грозному государству – Аварскому каганату. Тогда же заканчивается период славянского единства: племенные группы перестают подчиняться утратившим влияние общенародным вождям, все меньше контактируют между собой, постепенно превращаются в отдельные народы. Языки групп, образовавшихся от распада единого славянского этноса, продолжают развиваться самостоятельно, впитывая в себя заимствования из языков народов, живших по соседству с каждой отдельной группой. Хотя они сохраняют общие праславянские корни, постепенно сильно отделяются друг от друга, язык одной группы становится малопонятен для представителей другой. Так из общего славянского единства выделились три ветви: славян южных, западных и восточных. В последующую свою историю эти славянские группы еще неоднократно будут каждая сама по себе дробиться дальше, снова объединяться, снова распадаться, смешиваться с другими народами, и так же будут изменяться образующиеся новые славянские языки. Пока не сложатся живущие в наши дни южнославянские (сербы, хорваты, черногорцы, боснийцы, македонцы, словенцы), западнославянские (поляки, чехи, словаки) и восточнославянские (русские, украинцы, белорусы) народы.
В течение пяти веков восточные славяне заселили обширные, разнообразные по климату и природным ландшафтам территории между Балтийским, Белым и Черным морями. При этом они постепенно вытесняли или ассимилировали жившие там ранее различные балтийские и финно-угорские племена. На юге – на границе со степной зоной, славяне активно контактировали с местными ираноязычными племенами, которые, изначально бывшие кочевыми, оседали в южной части лесной полосы, тоже смешивались со славянами и перенимали культуру тех как более опытных в ведении оседлого хозяйства. Поэтому в антропологическом типе живущих ближе к Балтийскому и Белому морям представителей восточнославянских народов часто хорошо выражены балтийские и финно-угорские черты, а у живущих на юге восточнославянской этнической территории – черты южных народов (смуглота, темный цвет волос и глаз, прямой или с горбинкой нос).
Славяне селились по берегам рек, которые служили им, прежде всего, для передвижения и перевозки грузов на большие расстояния. У славян было развито искусство изготовления различных речных плавающих средств: лодок, плотов, небольших парусно-гребных судов – ладей, перетаскивания их вместе с грузом из одной реки в другую по специально проложенным путям – волокам. На ладьях славяне могли выходить из рек в моря и плавать на довольно большие по тому времени расстояния. Из Балтийского моря по реке Нева, затем Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, рекам Ловать, Кунья, Серёжа, Сережинско-Торопскому волоку, затем рекам Торопа, Западная Двина, Каспля, Касплинско-Катынскому волоку, затем рекам Катынь и Днепр в Черное море проходил торговый путь, по которому осуществлялся активный товарообмен между славянами, населением Скандинавии и Византийской империей. Этот путь – «из Варяг в Греки», также называемый Восточным, был основным экономическим двигателем для древних восточнославянских племен. Впоследствии торговая привязанность к пути «из Варяг в Греки» способствовала объединению восточных славян и формированию первого русского государства. Варягами славяне называли иноязычное население Прибалтики (древних балтов, местные финно-угорские племена) и живших на Скандинавском полуострове норманнов.
Основным занятием древних славян было земледелие. В северной части территории их расселения использовалась подсечно-огневая система. То есть, славяне выбирали участок леса под будущее поле, вырубали его, древесные стволы использовали для строительства и изготовления предметов быта, а пни выкорчевывали и, когда они подсыхали, поджигали их. Оставшиеся после этого зола и уголь служили удобрением. Землю обычно распахивали, после чего засевали. Такое поле плодоносило три – четыре года, пока не истощалось. Тогда земледельцы расчищали новый лесной участок. Понятно, что лес на месте бывшего поля восстанавливался медленно, и чтобы всегда имелись в наличии пригодные для земледелия участки, требовалась очень большая территория. Поэтому северные славянские племена расселялись редко, небольшими деревнями. На расчистку и обработку пахотной земли требовалось много сил и времени, урожай она давала небольшой. Уровень развития хозяйства жителей северной части этнической территории восточных славян был значительно ниже того у жителей южной части, а сами северные земли были очень малолюдны. На юге же, где был более теплый климат, более плодородная почва, земледелие осуществлялось преимущественно так называемым перелогом: распахивались многочисленные лесные поляны и открытые участки в лесостепи, несколько лет поле давало урожай, а затем под распашку попадало другое место. Оставленное поле некоторое время «отдыхало», зарастая дикой травой, восстанавливая естественное плодородие почвы, и вскоре его снова можно было возделывать. На полях больше всего выращивали нетребовательную к температуре рожь, хотя она давала довольно низкие урожаи. Также активно возделывались ячмень, овес, просо, в южных землях – пшеница. Для изготовления материала для одежды и веревок выращивали лен и коноплю. Возле жилища разбивали огороды, на которых выращивали бобы, горох, капусту, лук, редьку, чеснок и главную в то время овощную культуру – репу.
В животноводстве особое место занимало разведение лошадей, которых использовали, чтобы ездить верхом и перевозить грузы. В пищу конина употреблялась редко. При раскопках древнеславянских поселений археологи находят кости коров, овец, коз, свиней и разных домашних птиц.
Уровень сельского хозяйства славян, как и других народов севера, центральной части и востока Европы, еще не обеспечивал полностью всех потребительских нужд. Поэтому важную роль в жизни славян играли рыбная ловля и охота, чему способствовало проживание в лесистых местностях вдоль больших рек и озер. С помощью крючков, сетей, неводов и прочих приспособлений славяне ловили сазана, щуку, сома, судака, леща, осетра и другую рыбу, обитавшую в водоемах на их земле. С помощью лука со стрелами добывали птиц, зайцев, куниц, бобров, лис, оленей. С копьями и рогатинами шли в лес на кабана, медведя.
Славяне проживали, главным образом, в небольших селениях, в которых обычно насчитывалось не более десяти – пятнадцати дворов. В одном селении проживала одна родовая община. Селение обносилось стеной из положенных одно на другое бревен, закрепленных врытыми в землю деревянными столбами. Стена служила для защиты от хищных зверей и набегов врагов. Дерево являлось почти единственным строительным материалом. Из дерева возводились и немногочисленные славянские города, по числу населения напоминавшие сегодняшние села. Города, обнесенные высокими стенами из вертикально врытых в землю бревен, возникали, как и везде в мире, в местах, где постоянно осуществлялась торговля между разными родами и племенами (торгах), часто останавливались иноземные торговцы, жили племенные вожди – князья. Князь (слово происходит от скандинавского слова «конунг – вождь», поскольку в славянские земли часто переселялись искавшие среди славян военную поддержку скандинавские вожди) являлся военным предводителем племени, возглавлявшим дружину – воинов, которые всегда находились на страже безопасности того. У князей и дружинников не было времени заниматься хозяйством, и прочее население содержало их, отдавая часть плодов своего труда, добытые на охоте ценные шкуры зверей – дань. Князья осуществляли военную и дипломатическую власть, внутренними же делами племени заправляли родовые старшины. У некоторых восточнославянских племен, по-видимому, к тому времени вообще еще не сложилось княжеской власти, и старейшины сохраняли все властные полномочия. Даже у племен с княжеской властью дружина (буквально: «друзья», т.е. друзья князя) являлась основной ударной силой в бою, но по-прежнему каждый взрослый мужчина в племени был воином и брал в руки оружие в случае угрозы нападения врага. Важнейшие дела племени решались на общем сходе всех воинов (т.е., всех взрослых мужчин). Военные тревоги случались часто: отношения с народами, жившими по соседству, далеко не всегда носили характер лишь мирной торговли. Укрепилась, превратившись в могучую державу, Византийская империя. Византийская армия нередко совершала нападения на славянские земли, захватывая пленников, которые затем в качестве рабов продавались на византийских рынках. Из степей продолжали совершаться грабительские набеги кочевников, а по Балтийскому морю приплывали норманнские воины – викинги, излюбленным делом которых были грабежи и захваты. Нередко и сами славянские племена совершали нападения одно на другое: отобрать добро у соседа было гораздо проще, чем упорно и кропотливо самому выращивать урожай и охотиться. Народы, нападавшие на славян, в свою очередь, тоже часто терпели их набеги. Собираясь подчас в довольно крупные войска, славяне отваживались нападать на укрепленные каменными стенами византийские города и грабить их, после чего быстро, пока успевала пешим ходом прибыть византийская армия, отходили по морю на ладьях.
Византийский писатель Прокопий Кесарийский в VIв. сообщал о славянах, что они очень высокие, огромной физической силы, имеют белый цвет кожи и волос. Согласно его сведениям, славянские воины шли в бой с дротиками – метательными копьями, прикрывшись щитами, но никогда не надевая панцирей. Некоторые, вероятно, для облегчения движений и маневров в бою, выступали в поход одетыми лишь в штаны, которые на бедрах перетягивались широким поясом. Современник Прокопия Кесарийского Маврикий Стратег указывал на многочисленность и выносливость славян. По его словам, они легко переносили жажду, голод, холод, ненастье, нехватку одежды. Сражаться с врагами славяне предпочитали в густых лесных зарослях, теснинах, на обрывах, отличались на войне исключительной хитростью, умело используя засады и внезапные атаки. Наступление славян было неорганизованным, отчего они и избегали открытых мест. Если им все-таки приходилось столкнуться с неприятелем в открытом поле, то они шли на него медленно, с устрашающим криком. Противника, не выдержавшего этой «психологической атаки», то они устремлялись его преследовать, если же предпочитал дать бой, то они сами обращались в бегство, понимая, что в открытом бою со строго организованным византийским войском им не устоять. При отступлении славяне часто бросали захваченную добычу – будто бы в смятении, а затем, сделав крюк по лесам и ущельям, возвращались с другой стороны и внезапно нападали на противника, занятого ее разбором. То есть, славяне того времени, как и большинство других народов лесной Европы, будучи неспособными собрать единую многочисленную и организованную армию, вели в основном действия полупартизанского характера. Они, как и другие народы раннего Средневековья, охотно захватывали пленников, однако не держали их в рабстве неограниченное время, и через определенный срок предлагали или вернуться домой за выкуп, или остаться жить в своей земле на равных правах с собой (пережиток первобытнообщинного строя, при котором существовало равноправие всех, кто мог работать). Маврикий также сообщает о тактической хитрости славянских воинов: при внезапном приближении более сильного противника они заходили в водоемы и ложились навзничь на дно, держа во рту длинный полый стебель тростника, через который дышали. Враг принимал торчащие из воды тростниковые трубки славян за естественные, растущие в воде, и проходил мимо.
Весьма значительную информацию о племенном устройстве восточных славян дает Повесть временных лет – древнерусский памятник литературы, наиболее древний из сохранившихся русских летописных текстов (начало XIIв.). Автором ее является Нестор – монах из Киево-Печерского монастыря, хотя дошедшие до нашего времени тексты впоследствии дополнялись другими авторами. Согласно Повести временных лет, прародиной восточных славян являются земли по реке Дунай, откуда они расселились по разным территориям и стали обозначаться «именами своими, кто где сел на каком месте». Союз племен восточных славян, которые населяли Среднее Поднепровье, где проходила конечная часть речного пути из Варяг в Греки, назывался полянами. Отмечается, что название это происходит от слова «поле», поскольку они живут среди полей. В Повести временных лет говорится, что три брата обосновались на трех холмах возле Днепра: старший – Кий, на горе «где ныне подъем Боричев», второй – Щек, на горе Щекавице, и третий – Хорив, на горе, называемой Хоривица. У них также была сестра, которую звали Лыбедь. Братья возвели городок, который по имени старшего из них назвали Киев. Также говорится, что Киев окружали обширные леса, в которых жители промышляли охотой. «И были те мужи мудры и смыслены и назывались они полянами, от них поляне и до сего дня в Киеве». Легенда эта о трех таких братьях-основоположниках широко распространена у разных народов Европы, поэтому летописную версию происхождения Киева – центра полянской земли, можно поставить под сомнение. Однако нет сомнения в том, что поляне из всех восточнославянских племенных объединений были самым богатым и культурно развитым: сказывалась относительная близость к Византийской империи. Именно поэтому вокруг Киева впоследствии стали объединяться другие славянские племена и союзы, заложив фундамент для формирования русского этноса и возникновения первого русского государства – Киевской Руси.
Повесть временных лет сообщает, что по рекам Десне и Суле жил племенной союз северян, то есть, живущих к северу от полян. К северо-западу от Киева жили древляне – «жители дремучих лесов», с центром в городе Искоростень; между реками Припятью и Двиной жили дреговичи (от «дрягва – болото»); земли в области впадения в двину Полоты населяли полочане; в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги жили кривичи, центром которых был Смоленск. По притоку Днепра Соже жили радимичи, по впадающей в Волгу Оке – вятичи. Повесть временных лет указывает, что радимичи и вятичи происходят от «ляхов» (вероятно, поляков) по именам соответственно Радим и Вятко, которые были братьями друг другу. По реке Буг жили бужане, называемые еще дулебами. Летописец отмечает, что они попадали в зависимость от степных кочевников авар (в летописи они называются обрами). Авары жестоко притесняли бужан, использовали их женщин в качестве тяглового скота, запрягая в повозки. Но впоследствии авары все бесследно исчезли, как отмечает летопись, из-за собственной гордости. «… и Бог истребил их, и умерли все, и не осталось ни одного обрина». Вокруг озера Ильмень недалеко от Прибалтики жили словене новгородские или ильменские. Центром их был город Новгород. Основные данные Повести временных лет вполне подтверждаются археологическими раскопками.
Повесть временных лет содержит и описание характера, быта, нравов разных славянских племенных объединений. «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий», у них строго соблюдалась субординация перед старшими, отличались скромностью отношения между людьми разного пола. По брачному обычаю полян, невесту ее родные сами приводили в дом жениха, после чего им уплачивался выкуп. Древляне, как отмечает летопись, жили «зверинским образом», насмерть враждовали между собой, ели «все нечистое», а вместо заключения браков просто похищали своих невест. Радимичи, вятичи и северяне тоже похищали невест (во время шумных празднеств с песнями и плясками, по предварительному сговору), при этом имея по нескольку жен, также ели «все нечистое», жили в лесу «подобно зверям», сквернословили при отцах и невестках. Покойников они сжигали, после чего кости складывали в глиняный сосуд и ставили на столб возле дороги. Таким образом, можно заключить, что большинство восточнославянских племен в VI– VIIIвв., а какие-то, быть может, и позже, еще не до конца распрощались с первобытнообщинным строем и первобытным хозяйством. Поэтому довольно слабым был институт брака, а отражением несложности быта была простота нравов. Еще слабая развитость производящего хозяйства побуждала людей питаться, как в первобытные времена, всеми дарами природы, включая, вероятно, не только грибы и ягоды, но и земноводных, пресмыкающихся, крупных беспозвоночных животных. Конечно, учитывая, что авторы Повести временных лет жили в Киеве, им вполне могло быть присуще стремление возвысить свой город. Тем не менее, очевидно, что постоянно контактировавшие с византийцами поляне в культурном отношении далеко опережали другие восточнославянские племенные союзы, что и способствовало складыванию у них впоследствии государственности.
«славяне ловили сазана, щуку, сома, судака, леща, осетра…», дальше там про зверей, леса и т.д. Где сейчас все это природное роскошество! Человек разумный сократил это богатство до такого минимума в угоду сомнительной прибыли. Конечно, не все так ужасно, в России еще много нетронутых мест.
История Киевской Руси мне хорошо знакома, не Древней Руси как сейчас пытаются представить это объединение племен, а именно Киевской, как написано во многих исторических документах по всей Европе!
Единственная для меня загадка, как и для многих историков, что побудило жителей начать приглашать на киевский престол скандинавов? Однозначного мнения на этот счет нет, только множество версий.
Захват власти варягами. «Легализация» из начиная со Святослава (первое славянское имя).
Киевская Русь ? Не смешите уж ))
класная статья))
А как же Трипильская культура древних восточных славян? ведь это же высочайшего уровня и цивилизацилнного развития были поселения. А еще ведь предки славян на Южном Урале обитали.
А некоторые ученые связывают славян и индусов, но все сомневаются, где же именно они пересеклись. Докопаться бы до истины…
Фолкхистори на этом сайте не освящается.
Так бы в учебниках писали! Но…
Удивляет то, как сегодня любят фальсифицировать исторические факты и преподавать свои версии под выгодной им политической направленностью, славян теперь ассоциируют с отсталыми племенами, которые где то бегали и что то делали, в то время как остальные строили цивилизацию, причём нигде не найдено большего количества древних городов как у нас с сохранившимися артефактами и собственной культурой.
Поддерживаю. Было время, когда территорию обитания славян называли «Гардарикой», от того что городов было много. И ещё, знакомо вам понятия «азбучные истины»? Если вдуматься, то можно увидеть такую глубину мысли, в этой алфавитной матрице, что Библия со своими, заветами будет как детский лепет… И как отсталые, дикие славяне додумались, до этого? Сиё тайна великая есть..
Да, это правда — читается легко, как и другие статьи которые успел сегодня открыть. Понравился ваш сайт!
Очень хорошая статья т.к. освященно не только проиисхождение славян, но и другие аспекты их истории такие как образ жизни, культура, связь с другими народами, немного «историографии». На мой взгляд, идеальная(ый) лекция(конспект) или ответ на экзамен))
Славяне — воистину великая нация. У славян изначально была собственная вера, свои традиции и законы. К сожалению, многое из их знаний сейчас забыто и утеряно.
Все же не думаю, что корни славян — в долине Дуная, они туда пришли откуда-то еще.
Очень многие исследователи истории славян, в наши дни считают, что на Дунай наши предки пришли с территории Ближнего востока. С Дуная, было два направления движения, первое на север и только достигнув Балтики, повернули на восток. Так образовались довольно сильные в то время племена северных славян. И второе направление северо-восточное, через причерноморские степи к Днепру и дальше на северо-восток.
Очень все увлекательно, легко воспринимается. Хотя, не совсем совпадает с тем, что пишется в учебниках. Заинтересовался, поищу еще такую информацию. Хочу разобраться. Интересно ведь, история. Больше такого материала…
Надо по больше таких статей, чтоб знали какими были наши предки, а то все знают Стоунхендж , а наш Аркаим нет хотя наши сооружения ничем не уступают.
Александр, Аркаим — это поселение где-то в 3-ем тыс. до нашей эры, в Сибири — не было там в то время славян;)
):
А почему, вы думаете там не было славян? Ну может они назывались тогда как-то по-другому. Есть мнение, что тысяч 5-ть, а то и 25-ть, наши предки уходя от оледенения дошли до Индии, захватили там власть. Это объясняет почему санскрит очень похож на русский язык. И пантеон богов Индийских, чем-то похож на пантеон славянских богов. Впрочем Греческие боги, те же славянские. И ещё, прошу только сразу не пинать, слышал что на некоторых блоках, Египетских пирамид руницей выбито «Мастерская Рода», а Род это верховный бог славян. Может и фейк, но как знать, как знать…
Статья написана легко, и читается без передышек. Но, я всегда считал и буду считать славян великим народом!
Как легко написано! С увлечением прочитала!
Раньше я немного и знал об истории развития славянских племен, но в этой статье почерпнул для себя очень много нового.
Достаточно интересная статья, я хоть и учил историю в школе, но много узнал нового.