Наверное, нет таких людей, кто не слышал бы о художнике Иване Айвазовском. А если и не слышали, то уж с его картинами точно знакомы, например, с той, что называется «Девятый вал». Трудно оставаться равнодушным, глядя на бушующую красоту моря, которая на самом деле страшна, поскольку вот-вот поглотит едва спасшихся после кораблекрушения людей. Но о деталях картин пусть рассуждают специалисты, нам достаточно восторга от их созерцания, удивления от того, как художник может очень точно передать все сюжетные нюансы. Мы же – историки, и поэтому нам интересна личность художника, его биография и время, в которое он жил.
История армянского народа очень сложна и трагична, им часто приходилось переселяться не по своей воле из обжитых мест. Например, почти весь XVIII век на исторических землях Армении периодически вспыхивали восстания, о чем мы здесь на history-thema.com уже говорили в статье «История армянского народа: между тремя империями», кто-то погибал в войнах за национальную независимость, кто-то, спасая семьи, перебирался в незнакомые края. Вот и предкам Айвазовского в XVIII веке случилось покинуть Западную Армению и поселиться в Галиции. По-видимому, там Айвазяны не бедствовали, так как есть сведения, что они были владельцами крупных земельных участков в районе Львова. Отец Айвазовского Константин какое-то время жил в Молдавии, Валахии, занимаясь торговлей, и наконец, окончательно осел в Феодосии. Фамилию Айвазян он, как выходец из Львова, писал на малороссийский манер: Гайвазовский. Отсюда и Айвазовский, хотя, когда в семье Константина появился сын Иван, в метрической книге армянской церкви Феодосии ребенка записали Ованесом Айвазяном. Родился Ованес в 1817 г. 17 июля (по старому стилю).
У Ованеса был еще брат, старше его на 5 лет, и три сестры. Поскольку Айвазовский-отец был человеком эрудированным, знал несколько языков, то и дети его были очень талантливы. Старший Саргис, позже ставший архиепископом Гавриилом (Габриэлом), знал множество языков, был ученым-историком, лингвистом, издателем, преподавал восточные языки.
Когда родился первый сын Саргис, Константин, бывший ранее довольно успешным купцом, уже почти разорился. Причиной разорения стала эпидемия чумы 1812 года. Чтобы прожить большой семье, мать (феодосийская армянка Рипсиме) занялась вышиванием, даже маленькому Ованесу пришлось в 10 лет работать в греческой кофейне. Но обедневший купец изыскивал всяческие возможности для обучения сыновей. Например, Габриэл вначале закончил церковно-приходскую школу, затем обучался в старинном городе Карасубазаре у священника Минаса Медици (Минаса Бжшкянца), который в 1821 году переселился в Крым из Венеции. А уже Минас Медици позже отправил юношу в Венецию в Академию Мхитаристов, где Габриэл получил всестороннее гуманитарное образование и постригся в монахи.
Ованес, как и большинство армянских детей, рос самостоятельным, что, возможно, и помогает определить склонность ребенка к чему-либо, а затем помочь ему развить в себе дарование. Ованес сам научился игре на скрипке, а на тягу мальчика к рисованию первым обратил внимание архитектор Я. Х. Кох. По преданию, Ованес рисовал углем на беленых стенах феодосийских домов, и якобы именно эти рисунки заметил Яков Христианович. Он же подарил будущему великому художнику (но кто тогда об этом знал) бумагу и карандаши, и преподал несколько уроков. Оценив юное дарование, Я. Х. Кох похлопотал за него перед градоначальником А. И. Казначеевым, который и сам по себе был очень интересным человеком: участвовал в Отечественной войне 1812 г., был ординарцем Кутузова, бился за Бородино и Тарутино.
Казначеев, поняв, что с улицы ему привели настоящий талант, принял живейшее участие в судьбе Ованеса. С согласия родителей он поселил мальчика на полном содержании у себя в доме, помог поступить ему в гимназию, а после и в Академию художеств в С-Петербурге.
Через два года учебы в Императорской Академии студент Иван Айвазовский заслужил серебряную медаль за морские пейзажи. Для постижения дальнейшего мастерства его определили в помощники Филиппу Таннеру – очень модному тогда французскому маринисту. Работать помощнику самостоятельно запрещалось, но Айвазовский все равно писал свои пейзажи, и некоторые представил на очередной академической осенней выставке. Картины зрителям понравились, но Таннер нажаловался самому царю, и по Высочайшему повелению пейзажи Айвазовского тут же сняли с выставки. Простили студента только через полгода. Затем он еще обучался батальной живописи у профессора А. И. Зуервейды, и очень скоро за картину «Штиль» ему вручили Большую золотую медаль. Его талант всем уже был очевиден, и Айвазовского выпустили из стен Академии раньше на два года, дабы он посвятил их самостоятельной работе в родном Крыму. Причем, «командировка» оплачивалась.
В Крыму Айвазовский работал и как художник-маринист, и как художник-баталист, и смог даже поучаствовать в Кавказской войне: внимательно с берега наблюдал, как высаживается десант в долине Шахе (река в Черкесии). По мотивам этих событий художником была создана картина «Десант отряда в долине Субаши». Купил ее сам Николай I.
Летом 1839 г. Иван Айвазовский вернулся в Санкт-Петербург, осенью ему вручили аттестат об окончании Академии, также он получил личное дворянство. Совсем неплохо для 22-летнего сына обедневшего купца.
Интересная биография.
Иван Айвазовский — настоящий волшебник, очень люблю его работы. Каждая картина оживает в глазах смотрящего: сразу чувствуется морской запах, слышится звук разбивающихся о берег волн. Кисточка в его руках будто бы стала волшебной палочкой, я еще не видела автора, в чьем произведении море было бы передано еще более реалистичнее и прекраснее. Захотелось изучить подробнее историю его брата, о нем читаю впервые.
Хотелось бы отметить один момент. Картину «Одесса ночью» Айвазовский писал по памяти и имеются некоторые неточности, что явилось причиной споров историков об одесской архитектуре.
На картины Айвазовского можно смотреть бесконечно. Никто не умел так тонко передавать настроение моря.
Айвазовский один из лучших армянских деятелей.
Мне очень понравилось. Айвазовский великий художник! Не знала, что и брат у него такой известный.