В ходе Гражданской войны часть чеченцев, однако, противостояла и большевикам с их идеологией, посягающей на многие традиционные устои чеченского общества. В декабре 1917 г. чеченцы, служившие прежде в Кавказской туземной дивизии, направляемые сумевшей в свое время сделать карьеру на царской службе местной элитой, захватили город Грозный. Однако уже в следующем месяце прибывшие из Владикавказа подразделения Красной гвардии — напрямую подчиненных большевистским ячейкам вооруженных отрядов, выбили их оттуда. В 1918 г. над частью территории Чечни, опираясь в основном на местное казачье население, установили контроль белогвардейцы Добровольческой армии генерала А. Деникина, воевавшие под лозунгами русского национализма и восстановления традиционных для России ценностей и уклада жизни. Помимо местных большевиков против белогвардейцев выступили сторонники восстановления в Чечне исламской государственности по подобию бывшего Имамата Шамиля. Они объединились вокруг аварского духовного лидера Узун-Хаджи Салтинского, который сделал своей резиденцией чеченское селение Ведено — то самое, где прежде заседал и имам Шамиль. На территориях Чечни и соседнего Дагестана, подконтрольных сторонникам Узун-Хаджи, сложилось новое государство с шариатским правлением — Северокавказский эмират. Османский султан объявил о принятии Эмирата в свое подданство, которое, однако, было чисто формальным. Имея общего врага — белую армию, войска Северокавказского эмирата и отряды сторонников большевиков сражались в тесном союзе друг с другом. Горцам, подчинявшимся Узун-Хаджи, удалось нанести белоказакам ряд поражений в предгорной Чечне, а подчиненный большевикам гарнизон из горцев, бывших солдат царской армии и казачьей бедноты сумел в 1918 г. отстоять от белогвардейского натиска Грозный. Однако в февраля 1919 г. Грозный все же был занят подразделениями Добровольческой армии П. Врангеля, которые были усилены эшелоном британских интервентов. Белогвардейцы учредили в Грозном местный орган власти — Терский Большой казачий круг. Но в сентябре 1919 г. Грозный был атакован пробольшевистски настроенными горцами во главе с А. Шериповым. Несмотря на гибель А. Шерипова в бою, город был захвачен. В марте 1920 г. в Грозный вступили части Красной Армии — созданных большевистским правительством России регулярных войск с централизованным командованием. Главе Северокавказского эмирата — Узун-Хаджи, было предложено признать правительство большевиков верховной властью. Тот категорически отказался, однако вскоре умер. После его смерти большинство горцев стало смотреть в сторону обещавших радикальные экономические перемены большевиков, и Эмират разложился. На всей территории Чечни установилась большевистская советская власть в лице местных комитетов Коммунистической партии, которые подчинялись общероссийским партийным коллегиям. Большевики провели уравнительный передел земли, в ходе которого в собственность чеченцам были переданы многие земли, конфискованные у их предков в ходе Кавказской войны, в том числе часть территории междуречья Терека и Сунжи, откуда чеченцы были выселены еще при А. Ермолове.
В первые годы советской власти территории, населенные преимущественно чеченцами, были включены в так называемый Чеченский национальный округ, находившийся в составе Горской Автономной Советской Социалистической Республики — советского государственного образования, являвшегося, в свою очередь, частью Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР, Российская Федерация). РСФСР вместе с другими образовавшимися на месте бывшей Российской империи государствами, где у власти утвердились большевики, с 1922 г. составляла единое во внешней и во многом — во внутренней политике объединение — Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Территории Чечни, населенные преимущественно казаками, составили Сунженский казачий округ, а город Грозный имел особый административный статус. Однако верховные органы управления Чеченским национальным округом располагались в Грозном. 30 ноября 1922 г. Чеченский национальный округ был переименован в Чеченскую автономную область. В 1924 г. Горская АССР была упразднена, и составлявшие ее автономные области стали самостоятельными административными единицами в составе РСФСР. В начале 1929 г. в состав Чеченской автономной области были включены территория упраздненного Сунженского казачьего округа и город Грозный.
Большевики выполнили свои обещания по наделению горцев землей и расширили возможности горского представительства в органах власти. Также были введены бесплатное и обязательное начальное образование для горских детей, бесплатная и доступная всем медицинская помощь. Судопроизводство в горской среде в ранний советский период осуществляли местные шариатские суды, для чего большевистские власти активно сотрудничали с мусульманскими духовными лицами. В то же время большевики с первых же шагов своего правления стремились оградить от участия в общественной жизни всех своих оппонентов, в том числе сторонников восстановления полного шариатского правления. Стремление большевиков полностью доминировать в общественной жизни вызвало новое недовольство чеченцев, исторически ставивших нерушимость своего внутреннего жизненного уклада выше материального благополучия. В этом отношении советская власть начинала выглядеть в их глазах даже хуже царского режима, который хотя и жестоко притеснял горское население, но особо не вмешивался в его внутренние дела. Уже в 1920 — 1921 гг. значительная часть территории Чечни и Дагестана была охвачена восстанием во главе с духовным деятелем из аварского селения Гоцо Нажмудином, выступавшим за реставрацию Имамата. Мировоззрение чеченцев в то время уже в большой степени соответствовало шариатскому порядку, и призывы Нажмудина Гоцинского был поддержаны широкими массами чеченского населения. Опираясь на местных сторонников советской власти, большевики вооруженной рукой подавили восстание; Нажмудин Гоцинский был расстрелян. Однако разрозненные выступления противников большевизма продолжались, несмотря на активные репрессивные меры против их участников, в разных районах Чечни.
Особенно осложнилась ситуация в Чечне после сосредоточения в конце 1920-х гг. политической власти в СССР в руках И. Сталина и его сторонников. Начатая новым советским руководством политика тоталитарного контроля Компартии и государства над всеми сферами жизни общества, откровенная борьба со всем, что противоречило идеологии Марксизма — Ленинизма, стремление к культурной унификации СССР, замена даже внутри Партии демократических начал на жесткую вертикаль власти, подобную существовавшей при царском режиме жесточайшим образом ударили по не представлявшему себе жизни вне привычных традиций чеченскому народу. Ожесточала население и проводимая большевистскими властями политика фактически принудительной коллективизации сельских хозяйств. Прежде земля, которой владели чеченцы, принадлежала сельским общинам, но община распределяла ее в пользование между своими семьями сообразно числу едоков в каждой из них. Каждая семья трудилась на своем наделе самостоятельно, лишь при необходимости прибегая к помощи односельчан, и сама обеспечивала себе тот уровень материального благосостояния, которого желала достичь. Советская коллективизация хозяйств практически лишала отдельные семьи хозяйственной инициативы, что в корне противоречило стойкому кавказскому менталитету о неотъемлемом праве каждого человека на свободное обеспечение собственной состоятельности. Кроме того, объединение хозяйств в колхозы — организации с полной обобществленностью хозяйственной собственности, сопровождалось принудительным и безвозмездным изъятием большого количества выращенного хлеба и других продуктов на общегосударственные нужды. В результате Чечня, как и другие хлеборобные регионы СССР, в 1932 — 1933 гг. оказалась охвачена жестоким голодом. На фоне голода в Чечне вспыхнуло новое масштабное антисоветское восстание, причем на этот раз против советской власти вместе с чеченцами выступили не менее пострадавшие от коллективизации и голода казаки. В марте 1932 г. Красная Армия и советские органы государственной безопасности подавили восстание. Жители некоторых наиболее непримиримых селений при этом были депортированы за пределы Северного Кавказа.
В 1934 г. Чеченская автономная область была объединена с соседней Ингушской автономной областью, населенной преимущественно близкородственными чеченцам ингушами, в единую Чечено-Ингушскую автономную область. 5 декабря 1936 г. Чечено-Ингушская автономная область была преобразована в Чечено-Ингушскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (ЧИАССР) в составе РСФСР. В эти годы под руководством Компартии происходило интенсивное индустриальное развитие региона. Особенно быстрыми темпами развивалась находившаяся теперь в собственности советского государства нефтепромышленность, в связи с чем в Чечню продолжался значительный приток населения из других регионов СССР. Усилиями Компартии происходило и культурное развитие Чечено-Ингушетии. Издавались газеты и книги на чеченском языке, создавались национальные творческие коллективы, в частности, танцевальные ансамбли. Чеченские дети получали общее образование по установленным в СССР единым образовательным стандартам.
Все это происходило на фоне все более жесткого закрепления партийного контроля и беспощадной борьбы не только с противниками советского режима как такового, но и теми, кто не разделял конкретных мер советского правительства. Были упразднены шариатские суды и введено единое для всей РСФСР судопроизводство; многие чеченские духовные деятели были казнены или отправлены в лагерное заключение. Та же участь вскоре постигла не желающих во всем следовать линии советского руководства представителей чеченской интеллигенции. В школах чеченским детям наряду с обучением общим наукам и мировой культуре преподносили как социальное зло религию, а уже воспринимавшихся чеченцами как национальные герои предводителей сопротивления колониальной политике царизма выставляли «османско-буржуазными агентами» (на авторитет Шамиля, Байсангура Беноевского и др. в своих призывах ссылались поставленные большевиками вне закона сторонники шариатского правления). Такие жестокие и бесцеремонные действия советского руководства окончательно оттолкнули от советской власти даже тех чеченцев, которые до недавнего времени еще поддерживали большевиков. Более того, даже некоторые состоявшие в Партии чеченцы, в том числе начальники местной милиции, для вида оставаясь в партийных рядах, скрытно оказывали содействие противникам большевизма. Вооруженные выступления не стихали: советские войска подавляли одно, но тут же в другом месте вспыхивало другое. Вновь широко развернулось движение абреков, скрывавшихся в труднодоступной горно-лесной местности и оттуда совершавших небольшими отрядами нападения на гарнизоны советских войск, убивавших активных партийных деятелей. В 1940 г. деятельность отрядов чеченских антисоветских повстанцев стала координироваться бывшим журналистом чеченской национальной газеты, первоначально большевиком, выступившим против сталинского политического курса, Хасаном Исраиловым. Во время Второй Мировой войны на контакт с Х. Исраиловым сумело выйти германское командование: в 1942 г. в ставке А. Гитлера ключом к успеху в войне с СССР видели захват богатых нефтяных промыслов на Апшеронском полуострове Азербайджана, а для продвижения к ним вермахту требовалось, в свою очередь, захватить сначала грозненские нефтепромыслы. В течение лета 1942 г.: во время наступления вермахта на Кавказ, немецкое командование несколько раз сбрасывало в помощь повстанцам Х. Исраилова десантные группы. Однако большинство местного населения, чувствовавшего себя обманутым советской властью, видело в немцах очередных чужаков, прикидывавшихся союзниками для установления в будущем собственной диктатуры. Все группы немецких диверсантов на территории Чечено-Ингушетии были очень быстро разгромлены советскими войсками при содействии местных же жителей. Наступление вермахта на Грозный оказалось неудачным: потеряв значительные силы в боях с Красной Армией во время продвижения по другим регионам Северного Кавказа, немецкие войска смогли захватить лишь небольшую северо-западную часть Чечено-Ингушской АССР. После разгрома в начале 1943 г. крупной группировки вермахта и войск союзных Германии стран под Сталинградом в междуречье Волги и Дона немецкое командование стало спешно отводить войска с Северного Кавказа, так как опасалось их масштабного окружения. Вскоре большинство повстанцев под гарантии освобождения от преследования сложило оружие.
Воспользовавшись наличием в своем распоряжении очень обширных человеческих ресурсов в связи с массовой военной мобилизацией населения всей огромной страны и разгромом значительных немецких сил, высвобождавшим крупный советский войсковой контингент, руководство СССР приняло решение одним ударом покончить с антисоветскими настроениями и повстанческим движением на Северном Кавказе. Этот период стал одной из наиболее драматичных страниц в истории нескольких кавказских народов, в том числе чеченского. В феврале 1944 г. управления советских органов госбезопасности и внутренних дел начали подготовку войсковой операции на территории Чечено-Ингушетии, получившей кодовое название «Чечевица». Во главе ее стояли лично глава Народного комиссариата государственной безопасности (НКГБ) СССР В. Меркулов и глава Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР Л. Берия. Первоначально военными картографами был составлен очень подробный план местности региона. Затем в Чечено-Ингушскую АССР было введено под предлогом размещения на отдых около 200 тыс. солдат и офицеров Красной Армии и войск НКВД, которые заняли позиции вблизи всех крупных населенных пунктов региона. Накануне 23 февраля 1944 г. войска широко, чтобы не вызвать подозрений, оцепили чеченские и ингушские села, а утром жители тех были созваны на митинги по случаю Дня Красной Армии. На митингах жители были взяты под конвой и затем после коротких сборов препровождены в грузовые автомобили, на которых доставлены к подготовленным эшелонам из товарных вагонов на Грозненской железной дороге. В этих эшелонах около 500 тыс. чеченцев и ингушей — почти все коренное население Чечено-Ингушской АССР, были вывезены на специальные режимные поселения в Казахстане и республиках Средней Азии. Депортация осуществлялась исключительно по национальному признаку: ей подлежали все чеченцы и ингуши независимо от пола и возраста, личного отношения к советской власти. Депортированы были как известные противники большевиков, так и герои социалистического труда. Формальным поводом было предотвращение возможного сговора населения с немецким командованием. Особенно драматичные события разыгрались в селении Хайбах в горах Западной Чечни, где несколько сотен местных жителей, включая стариков и новорожденного младенца, были заживо сожжены в колхозном хлеву, поскольку неожиданно начавшийся мощный снегопад не позволил войскам вывезти их к эшелонам. Еще несколько труднодоступных селений, куда войска вообще не смогли добраться, были разрушены авиацией с помощью зажигательных бомб. Чеченцы и ингуши, мобилизованные в Красную Армию и воевавшие на советско-германском фронте, были отозваны и тоже направлены на спецпоселения в Казахстан и Среднюю Азию. Еще раньше, в 1943 г., такая же участь постигла два других северокавказских народа, в среде которых были сильны антисоветские настроения: карачаевцев и балкарцев.
Насильственная депортация привела к массовой гибели чеченцев и ингушей от способствовавшей распространению заразных болезней скученности в эшелонах, голода и холода. Она унесла жизни свыше 150 тыс. человек, большинство из которых погибло на плохо подготовленных для проживания спецпоселениях, но многие — еще по пути туда. Особенно высокой была смертность среди детей и стариков. После депортации на территории Чечено-Ингушетии осталось лишь около 2 тыс. чеченцев и ингушей: по каким-либо причинам освобожденных от переселения или сумевших укрыться в труднодоступной горной местности. Чечено-Ингушская АССР была упразднена, некоторые ее западные территории включены в состав Северо-Осетинской АССР, восточные — Дагестанской АССР, но большинство образовало так называемую Грозненскую область. В состав Грозненской области также были включены прежде входившие в Ставропольский край Наурский район и еще некоторые округа по левому берегу Нижнего Терека. Опустевшая территория стала заселяться частично — выходцами из Северной Осетии и Дагестана, в основном же переселенцами из Европейской части России и Украины. Войсками разрушались оставшиеся от депортированных народов культурные свидетельства: кладбища, мечети, памятники архитектуры, в том числе старинные. Согласно плану советского руководства, переселенные чеченцы, ингуши, балкарцы и карачаевцы должны были впоследствии асимилироваться среди более многочисленных коренных народов Казахстана и Средней Азии.
Однако сразу же сталинские планы по освоению северокавказских территорий без коренного населения и по культурной ассимилияции того в иноплеменной среде стали давать сбои. Сопротивление укрывавшихся в горах повстанцев-абреков даже выселением их соплеменников подавить не удалось: они стали находить материальную базу для своего движения в соседней горной Грузии, население которой тоже было недовольно советской политикой. Более того, к ним примкнуло много людей, сумевших бежать во время окружения их родных сел советскими войсками. Действия горных партизан, совершавших нападения на гарнизоны советских войск, разрушавших объекты инфраструктуры, которые пыталась возводить на их земле после депортации ее населения советская власть, разорявших поселения новых жителей, препятствовали освоению края заново. Даже гибель 25 декабря 1944 г. в столкновении с войсками НКВД Х. Исраилова не привела к прекращению активности абреков, которым, по существу, уже нечего было терять.На спецпоселениях в Казахстане и республиках Средней Азии переселенные народы не подвергались ассимиляции: преисполенные ненависти к советской власти и всем, кто ей лоялен, они вообще неохотно вступали в контакт с местным населением и не принимали насаждавшихся властями духовных ценностей. Управление спецпоселениями требовало мобилизации значительных человеческих и материальных ресурсов, больших финансовых затрат. В конце концов уже после смерти И. Сталина, в 1957 г., сменившееся партийное руководство признало депортацию народов Северного Кавказа преступной и необоснованной. Представителям депортированных народов было разрешено вернуться на родину. В течение нескольких лет подавляющее большинство чеченцев и ингушей возвратились на родные земли, Чечено-Ингушская АССР была восстановлена, а Грозненская область упразднена.
Однако столь грубое насилие и унижение национального достоинства вызвало уже бесповоротную ненависть к советской власти в вайнахской среде, а также сформировало своего рода социальный синдром страха перед всем чужеземным, постоянного ожидания подвоха и агрессии с чужой стороны. Чеченцы и ингуши неохотно стали заключать браки с представителями других народов. В Чечено-Ингушетии широко развились антирусские настроения: верховное советское руководство заседало в Москве, большинство партийных руководителей и поселенцев, занявших чеченские и ингушские дома после выселения их жителей, были русскими по национальности при том, что еще были живы люди, помнившие притеснения со стороны царского режима и даже Кавказскую войну. Возвращавшимся из ссылки чеченцам и ингушам теперь пришлось делить землю с занявшими ее за время их отсутствия русскими, украинскими, осетинскими, дагестанскими поселенцами. Ситуацию усугубляло то, что советские власти не только отказывали возвращавшимся в праве проживать в уже занятых новыми хозяевами своих домах, подчас построенных собственными руками, но и вообще медлили с предоставлением нового жилья. Первое время чеченцы и ингуши были вынуждены ютиться в плохо оборудованных общежитиях при заводах, фабриках, прочих учреждениях, на которые поступали работать. Земельные ссоры систематически приводили к ожесточенным конфликтам, которые, несмотря на усиленное противодействие властей, временами выливались в целые кровавые побоища. Особенно ожесточенный характер приняли массовые беспорядки в Грозном в конце августа 1958 г., когда после гибели в пьяной драке между чеченскими и русскими рабочими одного из последних по городу прокатилась волна чеченских погромов и манифестаций с требованием повторной депортации чеченцев. Митингующая толпа горожан даже захватывала здание областного комитета Партии. Со временем обстановка стала утихать: чеченцам и русским приходилось мириться с тем, что им приходится делить одну землю, постепенно привыкать друг к другу и вливаться в общесоветский уклад жизни, однако время от времени столкновения возобновлялись и иногда подавлялись только с применением властями военной силы. Последний чеченский абрек — ставший легендарным Хасуха Магомадов, был убит только в 1976 г., будучи уже престарелым, до последнего отстреливаясь от окруживших его советских милиционеров.
Расулу: при чем «законы военного времени»? Люди воевали на фронтах, а их родных под одни грабли объявили предателями, даже младенцев.
Надо понимать законы военного времени где все люди были привязаны к колхозам и никто не мог никуда добровольно перемещаться Аварцы даргинцы лакцы и кумыки были насильно переселены в Чечню для того чтобы в заброшенных колхозах производилась сельхоз продукция для фронта Чеченцы акинцы добровольно выбрали г Хасавюрт для проживания ибо в те времена колхозники были бесправными рабами без паспортов Они получили зем участки и ссуды для постройки домов но когда пришла Горбачевская демократия они захотели выселить лакцев и восстановить Ауховский район который тоже организовался недавно Надо признать что казачество было против Советской власти а чеченцы вступив в красную Армию принимали активное участие против казаков которые были депортированы Сталиным в их станицы заняли чеченцы Историк АЮ Безугольный описывает все это в своей монографии «Народы Кавказа и Красная Армия «
Расул! В комментарии вы привели столько примеров, хоть это тысячная часть того, что происходило. Вы пишите «понимать», но как разобраться в этом «винегрете», что нарубленном коммунистами. Понять вообще нельзя, ведь понять, значит, простить. До сегодня живы боль, обида за предков.
Иосиф Сталин не справедливо поступил с чеченским народом. И не только с чеченским. Но история поставила все на свои места.
История Чеченского народа как и судьба очень тяжелая. Однако это люди которые всегда боролись за свое мнение и свободу и склонить их так никому и не удалось. Данная статья это лишь подтверждает. Ни депортация ни бесконечные атаки на них нельзя назвать полностью успешными.
История всегда уносит во времена где люди сражались и умирали ради идеи. Чеченцы очень сплоченный народ, с укоренившимися устоями.
Это надо прочитать тем, кто тоскует по сталинскому времени. Вот она, цена за прорыв вверх СССР, который сами же «прорывщики» и развалили: перемешанные судьбы, уничтоженные и униженные люди, заживо сожженные женщины, старики и дети.