Свидетельства культуры среднекаменного века – мезолита, запечатлены людьми современного типа, находившимися на стадии первобытной общины. Они обладали чувством красоты уже в полной мере и оставили много произведений первобытного искусства – прежде всего рисуночных изображений.
Рисунки делались в основном минеральными красками. Изображались преимущественно животные, обитавшие рядом с племенем. Полагают, что через образы животных люди выражали какие-то важные для них представления о мире. Примечательно, что изображения самих людей в мезолите – большая редкость. По-видимому, склонность во многих сказках всех народов показывать человеческие отношения через образы животных, является пережитком данной эпохи. Возможно также, что изображения животных использовались для каких-то обрядов. Например, уже в наше время аборигены Австралии, отправляясь на охоту, вычерчивают на земле образ животного, которое намерены поймать, и наносят по изображению символический удар копьем.
На территории России имеется только один исторический памятник пещерной живописи (внутренние росписи стен жилищ первобытных людей) – Капова пещера (Южный Урал), где исследователи обнаружили 14 нарисованных животных. Но отдельные сохранившиеся рисунки есть на многих стоянках эпохи мезолита. Так, в 1983 году в трех километрах от города Майкопа (Адыгея) местные школьники нашли в карьере несколько галек с рисунками, которые они отнесли в краеведческий музей. В результате двухлетних археологических работ под руководством Аутлева П. У. (первого археолога — палеолитоведа Адыгеи) в месте находки было обнаружено 90 петроглифов (галек, на которых выгравированы изображения животных, и в стиле геометрического схематизма – человека). Животные (мамонт, слон, бык, лошадь, олень, козел, волк, заяц) прорисованы в более или менее реалистическом стиле. На девяти петроглифах изображены сцены охоты. Петроглифическое местонахождение получило название Махошкушховского по горе Махошкушх (Мэхъошкъушъхь), на террасе которой и находился петроглифический памятник.
Несомненно, в те далекие времена наскальных рисунков было гораздо больше, чем сохранилось до наших дней, так как минеральная краска имеет свойство постепенно осыпаться или смываться водой. Камень – это не бумага, так что при всей старательности наскальная живопись не может быть настолько легким и четким делом, чтобы передать слишком большой объем информации о нравах, обычаях, характере и традициях первобытных людей. Поэтому об их песенном, музыкальном, танцевальном искусстве можно судить только по тем же формам у современных отсталых обществ (например, пунаны в Индонезии – охотники и собиратели; байнинги – народность Новой Британии, живущая по канонам своей древней культуры и другие).
Я не совсем уверен, что эти рисунки на скалах можно искусством называть. Больше похоже на передачу информации для других поколений, как жили, чем занимались.
Потребность в творческом самовыражении была даже у первобытных людей. Современному человеку, может показаться что в то время для творчества не было условий, но сохранившиеся памятки доказывают обратное.
Еще раз доказывает, что люди с самого своего появления на Земле стремились к исскуству. Если бы у тех людей было больше ресурсов и возможностей, то они бы нам оставили гораздо больше информации о тех временах.