По договору, заключенному в 1555 г. в городе Амасья, населенные армянами земли в Закавказье и Передней Азии были поделены между двумя набравшими мощь державами: Османским Халифатом и Сефевидским Ираном. Западная Армения отошла во владения османскому султану, Восточная — сефевидскому шаху. Еще при предыдущих владетелях — туркменах племенного союза Ак-Коюнлу, у армянской национальной аристократии были конфискованы все поместья, что фактически низвело армянское дворянство до положения простолюдинов. Таким образом, как нация армяне перестали быть хозяевами на собственной земле: среди них не было больше знатных людей, способных представлять национальные интересы перед правителями империй и их наместниками. Весьма длительное время эта политика в отношении местного населения сохранялась и со стороны сефевидских властей, а со стороны османов — все последующие века, сколько существовал Османский Халифат. Армяне, как и все христиане, в обеих империях имели статус зиммиев — подданных-иноверцев, которые пользовались покровительством государства, но не имели права участвовать в руководстве его политикой, занимать главенствующее положение над мусульманским населением и платили особый подушный налог — джизью.
В Позднее Средневековье главным бедствием армянского населения были бесконечные войны между Ираном и османами за влияние в Передней Азии. Османский султан считал себя мировым покровителем всех мусульман-суннитов, тогда как сефевидские монархи своей приоритетной целью ставили борьбу за торжество шиизма. Линия фронта османско-иранских войн проходила через армянские земли, поэтому они в первую очередь подвергались набегам, разорению, а на население раз за разом обрушивались чрезвычайные военные меры. Армяне за свой счет снабжали то иранскую, то османскую армии. Иранцы в борьбе с османами активно применяли тактику выжженной земли, разрушая селения своих же подданных-армян, вытаптывая их сады и поля, угоняя скот, чтобы наступавшим османам негде было находить продовольствие и фураж. Османы же были охочи до работорговли и, захватывая у Ирана армянские земли, большое количество населения уводили в рабство как военный трофей. Особенно драматичные события разыгрались в 1603 — 1604 гг., во время очередной масштабной и кровопролитной войны между Ираном и османами, когда по приказу шаха Аббаса I было совершено переселение в глубь Сефевидской империи более 250 тыс. армян, чтобы развивавшим наступление османским войскам было трудно закрепиться на захваченных территориях. Об этом событии, вошедшем в историю как Великий сургун, подробно рассказывает армянский историк-современник Аракел Даврижеци из Сефевидского Ирана. Османы наступали быстро, и времени хорошо подготовить переселение жителей Армении у иранцев не было. С помощью армянских же начальников, служивших шаху, войска кызылбашей — сефевидских подданных-шиитов, просто выгоняли сотни тысяч людей из домов, не дав собрать сколько-либо значительных пожитков, и заставляли толпами уходить вглубь иранской территории. Во время переправы через полноводную реку Аракс, так как по узким мостам столько народу не могло перейти быстро, кызылбаши просто погнали весь народ в реку, рубя саблями тех, кто пытался упираться. Огромное множество людей заполонило всю поверхность реки; сплошной вереницей по Араксу плыли тела утонувших детей, женщин и стариков. При переправе погибли десятки тысяч человек, сумевших все-таки перебраться войска гнали дальше во внутренние районы Ирана. Оставшиеся на родной земле армяне массово умирали от голода, так как кызылбаши уничтожили все запасы продовольствия в местных селениях, угнали скот и вытоптали посевы. Случалось, что обездоленные начинали заниматься людоедством. Османские войска, занимая оставленные кызылбашами территории, захватывали уцелевшее от политики шаха армянское население и забирали в рабство. Около 100 тыс. жителей Восточной Армении в те годы было продано на невольничьих рынках Сирии и Египта. В 1606 г. шах Аббас отвоевал захваченные у него османами, но опустошенные им самим земли обратно: тактика выжженной земли все-таки принесла свои плоды, и положение османских войск на сефевидских землях быстро ухудшилось.
Начиная от шаха Аббаса I, однако, национальное самоуправление в Восточной Армении стало частично восстанавливаться. С начала XVII в. в области Нагорный Карабах стали учреждаться находившиеся от шаха в вассальной зависимости армянские феодальные владения — меликства (их правители носили титул мелик, что в переводе с арабского языка означает «владетель, царь»). Всего было пять меликств, носивших общее название Хамс. Ими управляли феодальные роды Мелик-Исраелянов, Мелик-Беглерянов, Мелик-Шахназарянов и Мелик-Аванянов. Большинство же территории Восточной Армении входило в беглербегство — сефевидскую провинцию, Чухур-Саад. Ею управлял беглербег — наместник высшего ранга, назначавшийся шахом, но сосредоточивавший в ней всю гражданскую и военную власть, т.е., фактически бывший шахом местного уровня, отчитывавшимся только перед верховным правителем. Должность беглербега занимали знатные представители шиитских тюркских племен, поселенных шахами в Чухур-Сааде вперемежку с армянским населением.
Западная Армения, вошедшая в состав Османского Халифата, была поделена между турецкими крупными — пашами, и мелкими — беями, феодалами, служившими султану за предоставляемую им землю. В течение всего времени османского господства западно-армянские земли заселялись курдами, поскольку те исповедовали Ислам, и османское правительство рассчитывало использовать их как свою опору в случае мятежей армян. Имеющий очень древнюю и богатую историю, развитую культуру армянский народ, в прошлые времена создаваший весьма богатые и могущественные царства, был сильно уязвлен потерей всякой независимости. Вожди курдских племен также облагали армянское население податями. Также армяне были обязаны отдавать часть своих детей-мальчиков в янычарские учебные корпуса, где тех обращали в Ислам и воспитывали в глубокой преданности султану. Так армяне, как и бойцы, происходящие из семей других христианских подданных Османского Халифата, составляли значительную часть состава личной гвардии султана, бывшей до XIX в. главной ударной силой османского войска.
Значительная армянская диаспора проживала в столице Османского Халифата Стамбуле, где было учреждено патриаршество Армянской церкви. В отличие от своих соплеменников, проживавших на армянской этнической территории, стамбульские армяне как представители народа с древней и богатой культурой, хотя и не были юридически равными мусульманам, пользовались привилегиями в сравнении с другим немусульманским населением османской столицы.
В XVIII в. и Сефевидская империя, и Османский Халифат вступили в период упадка. В связи с этим в армянской среде стали развиваться национально-освободительные тенденции, наибольшее выражение получившие в Восточной Армении, так как Иран был глубоко терзаем еще противостоянием между его шиитским и суннитским населением. К тому времени немало армян, уходя от иранского гнета, переселялись далеко на север — в пределы расширявшей свое влияние в Восточной Европе Российской империи. Хотя армяне не были православными, все же христианская Россия в определенной степени сочувствовала им. В Поволжье и в Москве появились поселения армянских иммигрантов. Многие представители армянской аристократии стали видеть в новой могущественной державе, потеснившей османское влияние на Северном Кавказе, надежного союзника в избавлении от власти шахов. В 1701 г. представитель восточно-армянской знати из области Сюник (еще до провозглашения России империей) Исраэль Ори встретился в Москве с русским царем Петром I и попросил военной помощи против шаха Хосейна I, причем сам предложил подробный план совместных русско-грузино-армянских действий против иранской армии. Петр I пообещал оказать помощь христианским народам Закавказья после окончания войны со Швецией. Исраэль Ори был принят на русскую службу и позже выступал в роли дипломата и по совместительству разведчика на переговорах между российским и иранским руководством. В 1722 г. в Сюнике и Нагорном Карабахе поднялось массовое армянское восстание во главе с Давид Беком и католикосом (высший сан священников Армянской церкви) Есаи Асаном. Одновременно антииранское восстание развивалось в соседней Грузии; грузинские и армянские повстанцы объединили свои действия. Тогда же, наконец, в морской поход против Сефевидского Ирана выступили по Каспийскому морю из Поволжья российские войска. Однако поднявшиеся штормы затруднили продвижение русских кораблей, и, хотя российские подразделения заняли все иранские крепости по западному побережью Каспийского моря, включая главнейшие опорные пункты Дербент и Баку, развить наступление вглубь сефевидских владений русские не смогли. Часть восточно-армянских территорий была захвачена Османским Халифатом. В 1727 г. шах Ахмад признал Давид Бека практически единовластным правителем контролируемых повстанцами областей Армении, даже предоставил ему право чеканить собственную монету. Зависимость его от шаха становилась фактически номинальной. Однако вскоре правление Ахмада закончилось. В 1730 г. был убит преемник Давид Бека Мхитар Спарапет, и власть иранских шахов и их наместников над Арменией была восстановлена. Вскоре иранские крепости по каспийскому побережью были вынуждены покинуть русские войска.
В 1734 — 1736 гг. иранский полководец Надир из суннитского племени Афшаров отвоевал у османов территории, захваченные теми, в Восточном Закавказье и был провозглашен шахом. Последний шах династии Сефевидов — 8-летний Аббас III, был убит, на иранском престоле утвердилась новая династия — Афшаридов. Надир-шах предоставил самоуправление некоторым армянским феодалам, прежде бывшим вассалами враждебного ему хана города Гянджа. После смерти Надира феодальное расползание иранской державы продолжилось. В 1747 г. беглербегство Чухур-Саад, в которое входило большинство восточных армянских земель, было упразднено, на его территории возникли два полунезависимых ханства: Эриванское и Нахичеванское, в которых правили наследственные азербайджанские ханы.
Со второй половины XVIII в. идеи национальной независимости все больше звучат в среде армянской аристократии. Причем из Европы в Восточную Армению проникают республиканские идеи. Они отражены в таком источнике, как труд армянского писателя Шаамира Шаамиряна «Западня честолюбия», написанном в 1773 г. Другими представителями армянской интеллигенции, активно продвигавшими идею армянской национальной государственности и пытавшимися склонить к восстанию против Ирана и азербайджанских правителей своих соплеменников-феодалов, были Иосиф Эмин (1726 — 1809) и Мовсес Баграмян, впоследствии эмигрировавшие в Индию. В 80-е гг. XVIII в. карабахские мелики вели войну за независимость с верховным правителем Карабаха Ибрагимом Халил-ханом, окончившуюся неудачно, однако затянувшуюся надолго. С конца XVIII в. на владение Закавказьем решительно заявляет претензии Российская империя, к тому времени, сокрушив сильного османского вассала — Крымское ханство, и частью истребив, частью вытеснив на юг кочевавших в северокавказских степях ногайцев, прочно закрепившаяся на Северном Кавказе. В 1783 г. российский протекторат приняло грузинское Картли-Кахетинское царство. В 90-е гг. XVIII в. на отпадавшие от Ирана закавказские владения стал совершать походы Ага Мохаммед-шах — основатель новой иранской династии Каджаров, задумавший восстановить повсюду твердую шахскую власть. Его войска разоряли столицу Картли-Кахетинского царства Тбилиси, воевали с правителем Карабаха Ибрагимом Халил-ханом. В ответ на усиливающуюся экспансию Ага Мохаммед-шаха на Закавказье начала активное наступления Россия. Русская армия заняла вассальные шаху города прикаспийской части Азербайджана: Дербент, Баку, Губу, Шемаху, Гянджу. В 1801 г. Картли-Кахетинское царство было упразднено, и его территория стала полноценной частью России. Туда вошли российские войска. В 1804 — 1813 гг. шла большая русско-иранская война. Опасаясь разорения своих владений иранцами, Ибрагим Халил-хан присягнул на верность российскому императору Александру I. Нагорный Карабах вместе с его армянскими меликствами был включен в состав Российской империи как вассальное владение. Также к России отошла часть уже известной своими мятежными по отношению к шахской власти настроениями армянской области Сюник. Следующая русско-иранская война произошла в 1826 — 1828 гг. Иранская армия, использовавшая устаревшую восточную тактику действий, уже не могла состязаться на поле боя с организованной по передовому европейскому образцу российской. В июне 1827 г. русские войска взяли штурмом столицу Нахичеванского ханства Нахичевань, а 5 октября под командованием И. Паскевича — Эривань — столицу охватывавшего большинство восточно-армянских земель Эриванского ханства. За это И. Паскевичу императором Николаем I был присвоен титул графа Эриванского. По мирному договору между Россией и Ираном, подписанному в феврале 1828 г. в селении Туркманчай недалеко от города Тебриз в Южном Азербайджане, территории Эриванского и Нахичеванского ханств передавались шахом Фетхом Али — племянником Аги Мохаммед-шаха, во владение Российской империи. Так вся Восточная Армения перешла в состав России. В течение года было разрешено свободное переселение армян из Ирана в российские пределы, азербайджанцев, персов и курдов — в Иран. Около 35 тысяч армян из Ирана и Османского Халифата, в том числе потомки насильно угнанных во время Великого сургуна, переселились в русскую Армению. Нахичеванское и Эриванское ханства были упразднены, на их территории образована Армянская область, в 1849 г. преобразованная в Эриванскую губернию, состоявшую из семи уездов. Во главе ее стояли назначаемые высшей властью военные губернаторы (то есть, объединявшие в своих гражданские и военные полномочия) из командующих российскими войсками на Кавказе. После русско-османской войны 1877 — 1878 гг. России был передан прежде входивший в Османский Халифат город Карс с окрестностями, где тоже в большом количестве проживало армянское население. Здесь была образована Карсская область.
Восстановления армянской государственности и даже какого-либо самоуправления с присоединением Восточной Армении к России не произошло. Более того, самодержавно-бюрократический строй Российской империи, наоборот, был основан на централизации власти, стремился к максимальному объединению государственных законов и принципов государственного управления. Губернаторы Эриванской губернии назначались из русских дворян. Армянская церковь также имела меньше прав, чем православная. Однако с присоединением к России в Восточной Армении было покончено с грубой национальной дискриминацией, грабежами и войнами. Армяне наконец-то смогли почувствовать себя полноправными подданными нового правителя.
Судьба же армянского населения, проживавшего под властью Османского Халифата, за исключением жителей перешедшей к России Карсской области, оказалась в итоге плачевной. С 1839 г., когда Халифатом правил султан Абдул-Меджид I, права и представительства армянского народа были несколько расширены. 24 мая 1860 г. в Стамбуле была принята национальная армянская конституция, утвержденная османским правительством 17 марта 1863 г. Согласно ей, главой армянской нации признавался патриарх Армянской церкви, он же должен был обеспечивать соблюдение на территории Западной Армении османских законов. Внутренние дела Западной Армении должны были регулироваться местными законами, издаваемыми Национальным собранием, состоящим из представителей разных классов. Однако армянской автономии не суждено было просуществовать долго: она была не в интересах уже не одно столетие населявших Западную Армению других — мусульманских, народов: курдов и турок. После окончания русско-османской войны 1877 — 1878 гг. проблема армянского самоуправления в Халифате была вынесена на международный уровень, что делало в перспективе возможным принятие западных армян Россией под свое покровительство, а значит, и российскую аннексию восточной части Малой Азии. После этого османские власти начали политику наступления на права армян. После прихода к власти партии младоосманов (младотурок), представлявших интересы турецкой буржуазии, положение западных армян начало становиться катастрофичным. Прежде Османский Халифат представлял собой равноправное объединение разных мусульманских народов под властью султанов тюркского происхождения, младотурки же при формальных лозунгах традиционного исламского правления стали проводить политику турецкого национализма, порой принимавшую откровенно шовинистские формы. Стремясь не допустить отпадания от Халифата Восточной Анатолии, где в большом количестве проживали, помимо армян, турки, младотурецкое правительство лишило армянское население практически всех гражданских прав и начало топить в крови все армянские волнения. В 1894 — 1896 гг. в Турции прошли армянские погромы, в ходе которых погибло, по разным данным, от 100 до 300 тыс. человек. С началом Первой Мировой войны Османский Халифат вступил в свое последнее противостояние с Российской империей (и обе державы в ходе войны потеряли свою мощь и распались). Армянское население сразу заняло пророссийскую позицию, надеясь, что Россия избавит их от гнета и насилия младотурок. Тогда османские войска в 1915 г. просто начали поголовное истребление всех проживавших в Анатолии армян. Погибло около миллиона человек. Уцелевшие толпами бежали в российские пределы. Массовые убийства и выселения армян Малой Азии продолжались до 1923 г. В итоге почти все оставшееся в живых армянское население покинуло западную половину своей этнической территории, в том числе такие известные исторические центры Древней Армении как окрестности озера Ван, горы Большой Арарат. Опустевшие западно-армянские земли были заселены турками. Только в 2014 г. занимавший должность премьер-министра современной Турции Р.-Т. Эрдоган — представитель традиционалистской партии, возникшей на базе бывшей исламской оппозиции младотурецкому правительству, официально выразил соболезнования потомкам погибших и выселенных с родных земель в те годы армян.
« Аракс ( река),Арминия, Албания, Авганистан,—
Аргентина, Америка, Ангара, Архангельск, Англия,
«Алимания » происходят из слова —« Эркъаси» в транскрипции на Русский—« Аргаси» из которого еще и —
« Арагон( Испания),Аргонавты( поэмы древних Греков),
« Арианцы»( Христиане Египта, Севера Африки).
« Эркъаси»( Аргаси)— обозначает — Дальний, далекий.
Именно так на Древнем Реликтовом обозночали дальние неизвестные Земли.
И после из названий обозначающий дальний регион, превратились в названия Географических регионов, после и обозначение некоторых стран.
До Христианства у всех Народов Мира был один язык,
Древний Реликтовый, из которого происходят большинство названий нинешных Народов, древних городов, и сохранились слова во всех языках Мира.
Но с появлением Христиан, чтобы переписать и фальсифицировать Христианское учение, иза раскола среди Христиан сначала придумали искусственный —« Старо—
Болгарский, или Древнего Русский», и Арианцев, после Нестерианцев отдали «Анафеме» и подвергли гонениям.
А после група христиан из Рима и Византии сами раскололись на « Католиков» и « Византийцев» и обе группы отдали друг друга Анафеме, и в последствии придумали
опят искусственные « Латинский» и « Церковно Славянский»
на которую фальсифицировав перевели на свой лад Христианские учения.
И при каждом переводе при транскрипции менялось и
первоначальное звучание слов, и иногда и смысл понимания слова.
И именно с первых Крестовых походов и начались все войны, как на Ближнем Востоке ,так и по всей Европе.
Именно результатом Крестовых походов является захват Испании — Масонами- Иезуитами— Инквизиторами.
И в последствии многочисленными войнами Масоны— Иезуиты— Католики захватили Европу, меняя язык на основе « Латинского» и создавая таким образом отдельные
порабошенные области на основе которых и появились и отдельные « Нации». В России эти Фашисты— Масоны—
Иезуиты появились в « Смутные времена» в Москве.
А в эти времена Кавказская Албания и вся территория до Урала и дальше, до Польши и Прибалтики была Единым Государственным Образованием, которая состояла из равноправных Независимых общин, где вместе с
« Селджуками» была Этнически единым Народом.
« Седжуки»- ( Сабил Жан) — Самостоятельный Народ, —
из слова « Сабил»- Происходят— Словяне, Славия( Великий
Новгород),Сибирь,Саратов, Симбирск,— Сарматы, Словены, Словакия, Саксония, АнглоСакы, остров Сардиния, Скандинавия, Саамы— Суоми— Фины, Свеи- Шведы, в Дагестане есть община « Сирха», во время Кавказской Войны был « Сарир», и.т.
Всем привет..Во первых была депортация армян из Османской империи…(выгоняли)так как Армяне живя в Турции собирали отрчлы и нападали на Турков так называемое сопротивление:)Османы бы перебили бы всех если хотели бы этого так как они были на их территории…тпк что не надо ……Эрдоган не признавал что да мы. их истрибили ..…
В 90х было Армяно _Азербайджанская война убили всех беженцев протыкали беременным женшинам животы и резали груди матерям и довали их младенцам…ребята в чем честность и порядочность … заключается???в том что Иран спасал их от рабство??ПРИВЕЛ ИХ В СВОИ ЗЕМЛИ??которые они теперь называют своими исконнами???Нагорный карабах Или Просто Карабах (на тюрском черный сад) названным во времена нашествие манголов …они … …Армяне не отвоевали эти земли ни у Турков ни у Иранцев это сделала Российская империя……
Уважаемый, во-первых, избегайте слишком просторечных выражений: все-таки это научно-популярный сайт. Во-вторых, избегайте употреблять оборотов, которые могут быть истолкованы как разжигание национальной розни: это противозаконно.admin
Зверства в войнах всегда были и будут с обеих сторон, поэтому считать одних зверями, а других пушистыми — это есть неправильно. Также о землях: менялись эпохи и давно непонятно — что кому принадлежало в первооснове.
Комментарий удален за унижение национального достоинства пользователей и одобрение действий агрессивного характера применительно к современной эпохе.admin
Не знал многое.Интересная информация,многое подчеркнул для себя.
История армянского народа, действительно, трагична и тяжела. Вообще, для армян характерны такие черты, как порядочность, честность, мягкость, высокий интеллект. Вероятно, отсутствие природной жестокости, хитрости, характерных для других восточных народов, и способствовало тому, что именно армяне стали объектом геноцида на протяжении не одного столетия.
Роль России в истории армянского народа трудно переоценить, так как именно государство Российское, вмешавшись в трагедию народа, ныне называемую геноцидом, предотвратило полное уничтожение армян. Истории армянского и русского народов тесно переплетаются с момента, наверное, самого своего возникновения и до настоящего времени. В среде историков существует версия, что эти два народа имеют общие корни.
…Выдали армян, …,порядочные, честные, мягкие, особенно не хитрые и не жестокие, как восточные народы»… Они до этого предали Византию и переметнулись к тюркам. А когда учуяли приближения русских, сами спровоцировали эту резню и получили. Предав тюрков, переметнулись к России. …
Еще один комментарий, содержащий нарушение законодательства Российской Федерации и оскорбления возможных посетителей сайта — доступ Вам будет заблокирован. Здесь не базар и не площадка для выяснения отношений политического характера.admin
Армяне народ трудолюбивый, генетически предрасположенный к ведению бизнеса и изучению наук. Высококультурный, давший миру много великих имен. История и судьба армянского народа трагична на протяжении многих лет. Но самым жестокими и кровавыми годами были годы при младотурецком правлении. Ни один армянин не забудет имя Таалат-паши. Организатора депортации и массового уничтожения армянского народа. Руку помощи протянула Россия, когда вся Европа и США не хотела видеть страдания и унижения армян. Хотя не однократно миссионеры и журналисты пытались помочь истерзанному народу.Правители просвещенной Европы и прогрессивной Америки молчали и при их молчаливом согласии было уничтожено больше полутора миллионов армян.Сколько должно пройти времени, чтобы все это забыть? Потому что простить такое невозможно.
История армянского народа очень древняя и действительно тяжёлая. Как я поняла из статьи, огромную роль в их судьбе сыграла Российская империя.
Милана 777.Вы во всем правы,Российская империя сыграла положительную роль не только армянского народа,но всех остальных народов населяющие территории бывшего СССР. Правда сейчас стало модно и многие из них выдумывают для себя не существующие истории.
Плохо знаю историю, не любила ее никогда, путалась в датах. Но эту статью прочитала с удовольствием, так как написано очень содержательно, с интересными подробностями.
Всегда думала, что Армения это красивая восточная страна, где люди живут в теплом климате припеваючи и бед не знают. И так было всегда. А оказывается, что армянский народ вынес столько бед и лишений! Кто только на них не нападал и не завоевывал… По иному взглянула на историю Армении. Хорошо, что хоть Россия за них вступилась — горжусь своей страной!
Давно интересуюсь историей,но к своему стыду,ничего не знал об истории армянского народ(кроме, геноцида в начале 20 века).Теперь пробел закрыт, вернее стал меньше))
Геноцид — это многовековая беда народов. Извинения приносятся и принимаются, но миллионы погибших не вернуть и боль от произошедшего не унять.