Герои, которые встречаются в разных сказках с регулярной частотой, когда-то в древности были не такими уж и сказочными.
В народном творчестве они олицетворяли какие-то конкретные предметы или явления, либо были объектом культа, то есть наши предки действительно верили в них и, обычно, совершали им поклонения.
К последним относится и баба-Яга – неотъемлемый персонаж русских мистических сказок.
Люди древности не могли логически объяснить устройство окружающего их мира и происходящих в нем процессов. Им казалось, что каждая стихия управляется каким-то определенным разумом и имеет своего живого хозяина.
Древние славяне называли таких «хозяев» богами и чтобы получить дары от природы или не пострадать от ее опасностей, пытались умилостивить их поклонением и жертвоприношениями.
Баба-Яга в древние времена была богиней лесов у славян и других некоторых народов восточной части Европы.
Суровые и дремучие русские леса, изобилующие дикими зверями, сильно отличались от веселых дубрав солнечных Греции и Италии, поэтому и русская баба-Яга разительно отличается от прекрасной женщины-охотницы Артемиды (Дианы) у древних греков и римлян. Роль лесной хозяйки славяне отвели безобразной, злой и коварной старухе.
Впрочем, облик бабы-Яги может иметь и более реальное происхождение: жрицы лесной богини, возможно, состарившись, полностью посвящали остаток жизни служению ей, уходили в леса и занимались магическими ритуалами, негостеприимно встречая случайных людей, нарушивших их лесное затворничество.
Лес для человека древности был местом, хотя и необходимым (оттуда люди брали дрова, дерево на строительство жилья, грибы, ягоды и дичь для пополнения своего небогатого рациона, целебные растения), но полным отчуждения и опасностей.
Леса занимали огромные пространства, и, сбившись в них с пути, можно было легко затеряться и погибнуть. В то время не было ни карт, ни компасов, ни спасательных служб, а дикие звери еще не боялись плохо вооруженных людей. Только человек смелый, находчивый и сохраняющий хладнокровие при опасности мог без особого страха забираться в лесные дебри.
И это нашло отражение в сказках: очень распространен эпизод, когда какой-нибудь добрый молодец, встретив в лесу грозящую съесть его бабу-Ягу, мгновенно превращает ее в своего союзника смелым упреком: «Разве так встречают гостей? Затопи баню, накрой на стол!»
Действительно, знатоки леса – охотники, собиратели грибов и ягод, умели обратить грозящие им там природные опасности себе в пользу.
Баба-яга повелевает всеми лесными силами — животными, растениями, духами.
Леса покрывали подавляющее большинство земель, где жили древние славяне, и почти весь мир дикой природы у них относился к лесу. Славянские мужчины закалялись, учась выживать в лесу, занимаясь охотой. Не случайно обряд инициации – приобщение ребенка к полной трудностей жизни через физические испытания, проводила жрица лесной богини. Поэтому в сказках баба-Яга любит сажать детей на лопату и засовывать в печь. Когда-то в древности это было реальностью и служило обрядовым действием.
Также баба-Яга была у славян, по-видимому, проводницей умерших из мира живых в мир мертвых. Поэтому, одна нога у нее обычная, а другая – костяная.
Постепенно людей становилось больше, совершенствовались орудия труда, вырубались леса, и уже не было такой сильной боязни дикой природы.
Бабе-Яге перестали поклоняться, и она просто становилась в сказках олицетворением злых, враждебных человеку сил. Лесной богине «вручили» другие (не свойственные ей раньше) атрибуты, например — метлу и ступу, на которых летали ведьмы – персонажи европейских сказок. Бабами-Ягами стали называть и женщин – вождей степных сарматских племен, иногда воевавших со славянами, потому что одно из них называлось ягами.
Сегодня, в век прогресса и технологий, человек совсем перестал серьезно относиться к природным опасностям. И баба-Яга, хоть и осталась злой, превратилась в довольно комичный персонаж. И боятся ее, как раньше, только маленькие дети.
Смешна и не страшная бабка, но познавательно.
Интересно бы прочитать и о змее горыныче, кикиморе и других.
Баба Яга — страшилка древности? Ею и сейчас детей пугают! 🙂
Кстати. Кажется, аналогичная ситуация была у славян и с медведем. Если разобраться, то это одно из тех слов, которые имеют общий индоевропейский корень. В санскрите один из вариантов «bhIruka», в немецком «bär», в английском «bear» и, в конце-концов, даже от наших предков остался в память потомству рецидив – «берлога». По одной из версий слово «медведь» стал для славян словом табуированным, воплощал собой страх. Славяне, как жители преимущественно лесные, находились в непосредственной близости с этим животным. Он не просто представлял опасность для охотников и собирателей, но и для первых славянских поселений. Приходя в славянскую деревню, медведь сеял разрушения. Особенно весной, когда выходил из спячки в поисках пищи и в брачный период. Здесь подействовало также особое мистическое мировосприятие наших предков: понятие «сглаза» существует и поныне, а в тот период времени имя «бер» поэтому и стали бояться произносить, дабы «не накликать беду». Поэтому решили заменить качеством, которое бы выделяло его из других представителей фауны – поиском мёда. Так он и стал «медвеедом», «медоведом» и т.д. Вроде как, похожая ситуация у эсков была (басконцев). Только там обозначение что-то вроде «черной угрозы», или как-то так. но с Бабой-Ягой еще интереснее:)
Eugen, спасибо. Очень интересно о медведе и берлоге — как бы продолжение статьи про «дремучий лес»… 🙂
Баба-Яга костяная нога — для меня это прежде всего персонаж из сказок, а раньше все могло быть иначе.
Ничего себе! Вроде обычная Баба Яга, а столько нового узнал! Очень познавательно! Спасибо, Алекс!