кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Известные личности » Ярослав Мудрый и первое законодательство на Руси

Ярослав Мудрый и первое законодательство на Руси

В 980 г. у киевского князя Владимира Святого (знаменитый Владимир Красно Солнышко, при котором состоялось крещение Руси) родился сын. В тот год Владимир еще не принял христианскую веру, и ребенку дали славянское когда правил Ярослав Мудрый национальное имя Ярослав. Буквально имя означает: «славящий Яра», то есть, древнеславянского бога солнца. Первые годы жизни Ярослав провел в отцовском тереме, а в семь лет по существовавшему на Руси обычаю отец назначил его своим наместником в зависимом от Киева Ростовском княжестве. Столицей того был город Ростов, ныне являющийся районным центром в Ярославской области. Назначение в 987 г. Ярослава ростовским князем, конечно, не означало, что мальчик уже стал взрослым и мог управлять государством. В то время даже школ на Руси еще не существовало, и подрастающее поколение всему училось на личном примере взрослых. Малолетний князь был номинальной правящей фигурой, в свободное от официальных церемоний время, как и все дети, играл и забавлялся или постигал боевую науку у опытных воинов. Управляли за него фактически назначенные отцом приближенные, однако, присутствуя на встречах послов, разъезжая с дружиной по погостам для сбора дани с населения, формально отчитываясь перед отцом о делах во вверенном княжестве, мальчик по мере взросления глубоко вникал в суть государственного управления. Достигнув сознательного и ответственного возраста, он уже мог всю полноту власти в уделе взять в свои руки. В годы ростовского княжения Ярослава (987 – 1010) в его владениях на Верхней Волге был построен новый город – Ярославль, спустя столетия ставший областным центром. После смерти в 1010 г. старшего брата, княжившего во «второй столице Руси» Новгороде, тридцатилетний Ярослав, как того требовал обычай, оставил ростовский престол и стал новгородским князем. Правление новгородскими землями, в которых начинался сухопутный «путь из варяг в греки», позволило Ярославу в значительной мере почувствовать себя независимо. В 1014 г. он отказался платить дань отцу, посчитав ее размер слишком высоким. Владимир пришел в ярость от такой непокорности сына и стал готовить военный поход на Новгород. Однако выступить киевская дружина так и не успела: 15 июля 1015 г. Владимир умер. Киевляне с глубокой скорбью и великими почестями похоронили крестителя Руси в мраморном гробу.когда родился Ярослав Мудрый

Русь была объединена еще относительно недавно, русский этнос только начал складываться, и население разных как жили на Руси в старинуземель, происходившее от разных восточнославянских племенных союзов, нередко стремилось к сепаратизму или господству над другими русскими племенами. У Владимира было много сыновей, княживших в разных землях, и не было ясно, кому должна перейти по наследству великокняжеская власть в Киеве. В столице Руси находился один из сыновей Владимира Святополк, ранее княживший в городе Турове на реке Припять, но незадолго до смерти отца посаженный тем под арест по подозрению в заговоре. Теперь он был освобожден и, поддержанный киевлянами, провозглашен великим князем. Однако киевский престол могли оспорить его братья, имевшие в распоряжении собственные дружины, и Святополк повел с ними войну. Так состоялась первая княжеская междоусобица на Руси. В ходе войны Святополк убил своих братьев, Бориса – любимца Владимира, у которого изначально было больше всего шансов занять место отца, затем Глеба – муромского князя, и древлянского князя Святослава. Последний пытался бежать от войск брата-убийцы, но был настигнут вблизи Карпатских гор. Борис и Глеб позже были канонизированы русской церковью как первые русские святые. Однако сильное войско Новгородского княжества, где правил пользующийся безусловной поддержкой местного населения Ярослав, Святополку разбить не удалось. Дружина Ярослава была усилена также шведскими воинами, присланные отцом его жены – шведской принцессы Ингигерды. В декабре 1015 г. войска Святополка были разбиты войсками Ярослава под Любечем и захватили Киев. При этом сам чем известен князь ярославЯрослав не претендовал на великое княжение и официально титул великого князя еще не принял, хотя три года заправлял в Киеве. Тем временем Святополк укрывался при дворе отца своей жены польского короля Болеслава Храброго. Через три года он вновь появился в киевской земле вместе с большим польским войском. Дружина Ярослава была разбита, сам он с ее остатками отступил обратно в Новгород. Святополк, заняв Киев, вновь провозгласил себя великим князем. Понимая, что следом польско-киевское войско войдет в Киев, и тогда его ждет судьба младших братьев, Ярослав собирался уже отбыть в Скандинавию, но новгородцы, не желавшие терпеть над собой власть Святополка, заявили, что намерены сражаться до конца. Послушавшись своих подданных, Ярослав укрепил дружину, нанял варяжских воинов и приготовился к решительной схватке с алчным до власти братом и польским тестем того. Тем временем в Киеве начались народные волнения, связанные с засильем в городе польских королевских дружинников. Опасаясь потерять поддержку народа, Святополк сам выступил против дальнейшего пребывания поляков в киевских землях. Оскорбленный Болеслав разграбил родной город вероломного зятя и вернулся с дружиной в Польшу. И тогда в 1019 г. Ярослав двинул войска на Киев. В решительном сражении, состоявшемся на реке Альте – левом притоке Днепра вблизи Киева, Святополк был окончательно разбит и бежал к населявшим степи Восточной Европы кочевым племенам кто такой святополк окаянныйпеченегов. Как указывает Новгородская первая летопись, впоследствии он впал в безумие, гонимый страхом преследования, бежал на носилках еще дальше и умер то ли на границе Польши и Чехии, то ли вообще неизвестно где. По другим данным, Святополк был настигнут наемников Ярослава варягом Эймундом, который убил его и голову доставил новгородскому князю. В историю как ярослав мудрый пришел к властиСвятополк Владимирович вошел под прозванием Окаянный, то есть, уподобившийся сыну Адама Каину, о котором рассказывается в Библии, и который из зависти убил своего брата Авеля. Иногда в исторической литературе можно встретить перевод прозвища Святополка на современный вариант: Святополк Братоубийца. Однако необходимо отметить, что практически все источники, из которых можно достаточно подробно почерпнуть сведения о первой княжеской междоусобице на Руси, написаны после победы Ярослава над Святополком. Поэтому вполне возможно, что события в них изложены достаточно однобоко. Был ли Святополк действительно таким продажным чудовищем, как о нем повествует летопись, был ли Ярослав таким доблестным вождем, стремившимся ради народного блага восстановить справедливость, а также действительно ли были такими невинными жертвами другие сыновья Владимира, достоверно неизвестно. Но так или иначе, усобица разрешилась для народа вполне благополучно. «Ярослав же сел в Киеве, утер пот с дружиною своею, показав победу и труд велик», — повествует летопись.

На самом деле Ярослав, хотя и принял, наконец, в том же году великокняжеский титул, до 1036 года пребывал в что сделал Ярослав Мудрыйпривычном и полюбившемся ему Новгороде, где его поддерживали и уважали все. В 20-х гг. XIв. началась новая борьба за великое княжение: теперь между Ярославом и другим сыном Владимира Мстиславом. В 1024 г. войско Мстислава нанесло поражение Ярославу под Лиственном, однако Мстислав оказался не столь беспощаден, как Святополк, и предложил брату остаться киевским князем, отказавшись только от великого княжения. Ярослав отказался. В 1025 г. братья заключили мирный договор. Ярослав становился верховным князем в западной части Руси и Киеве, Мстислав – в восточной части, сделав своей столицей город Чернигов. Граница между землями Ярослава и Мстислава проходила по Днепру. Также два князя обязались оказывать друг другу военную поддержку. В 1029 г. Ярослав с дружиной прибыл на помощь брату, когда тот собирался выбить из зависимого от него Тмутараканского княжества на крайнем западе Кавказа (самое южное русское владение в то время) населявший северокавказские степи ираноязычный народ ясов. В 1030 г. войско Ярослава нанесло поражение жившей вблизи Новгородского княжества чуди, как русские называли соседние племена, говорившие на языке финно-угорской группы. В чудских землях Ярослав возвел город Юрьев (сегодня Тарту в Эстонии). В 1031 г. Ярослав и Мстислав отвоевали у Польши приграничные с Русью города Перемышль (польск. Пшемысль) и Червен. В 1036 г. Ярослав разгромил подошедшие к Киеву войска печенегов, которые, издавна враждовавшие с Русью, после этого поражения так и не оправились и вскоре были поглощены пришедшими из Средней Азии тюркоязычными кочевниками кипчаками. На месте решительной победы над печенегами киевляне воздвигли собор Святой Софии – по аналогии с подобным храмом в Константинополе.с кем воевал Ярослав Мудрый

В то же время Ярослав не был склонен к частым военным походам, как его предки династии Рюриковичей. Некоторые исследователи считают, что причиной этого было полученное однажды тяжелое ранение в ногу: при исследовании останков великого князя обнаружилось, что одна нога его в буквальном смысле перерублена, и кости сращены неправильно. Летопись тоже отмечает, что Ярослав был хромым на одну ногу. И князь больше времени уделял чтению книг, изучению христианских священных текстов. Увлекшись чтением, Ярослав проводил за книгой ночи. Он отличался исключительной набожностью, стремлением твердо соблюдать устои христианской религии. Князь собрал в Киеве писцов и знатоков греческого языка, поручил им перевести на русский (в смысле, древнерусский) язык книги, которые привозили из Византийской империи – в то время центру православия. От современников Ярослав получил прозвание Мудрый и под этим именем вошел в историю.

Рассудительность, широкий кругозор и редкая для восточного славянина того времени начитанность стали причиной как выглядел Ярослав Мудрыйтого, что Ярослав основным направлением своей политики сделал внутренние преобразования в русском государстве, направленные на достижение Русью передового политического уровня в Европе. Из примитивного феодально-племенного государственного образования Русь превращалась в развитое для того времени, единое и внутренне крепкое государство, с которым начинали считаться другие европейские страны. Ярослав активно содействовал распространению на Руси просвещения. До него при Владимире в Киеве уже было построено духовное училище, готовившее священнослужителей из русских. Ярослав открыл такое же училище в Новгороде. При Ярославе в Киеве была написана первая русская летопись, а около 1050 г. первая летопись была написана и в Новгороде. Началось официальное фиксирование политических событий, происходивших на Руси. При Ярославе же был написан первый русский богословский труд: «Слово о законе и Благодати», автором которого является митрополит Илларион Берестов. Митрополит – глава региональной церкви, традиционно назначался константинопольским патриархом, однако Ярослав, подчеркивая независимость своего государства, назначил Иллариона митрополитом Руси по своему усмотрению.

Важнейшим же достижением правления Ярослава стало издание впервые в русской истории единого свода что такое Русская Правдаобщегосударственных законов – Русской Правды («Правда Роськая», иногда называют Правда Ярослава). Правда в данном случае – не то, что означает сегодня, а образование от глагола «правити – управлять, вершить управление», т.е., буквально «юстиция» или «закон». Единый свод законов упорядочивал жизнь в государстве, подчеркивал национальное единство всех восточнославянских земель. Поскольку он стоял выше всех других законов и обычаев, он устранял те из них, которые шли вразрез с общегосударственными интересами. Впоследствии преемники Ярослава дополняли свод новыми законами. Издание Русской Правды знаменовало собой переход к князьям законодательных полномочий, начало характерного для развитой государственной системы доминирования писаных законов над народными обычаями. Русская правда в основном регулировала гражданские правоотношения, устанавливала уголовную ответственность за преступления и принципы судопроизводства (в частности, выборность гражданских судей в количестве двенадцати человек). В настоящее время ее текст является важным историческим источником, дающем представление о государственном и социальном устройстве в Древней Руси, об укладе жизни русских в то время. Как писал известный деятель русской литературы XVIII– XIXвв. Н. Карамзин, увлекавшийся изучением древнерусских летописей (иногда его ошибочно называют историком, хотя в то время история еще не сложилась как специальная наука), Русская Правда утверждала личную безопасность и права на собственность каждого из подданных князя. Русская Правда, закрепляя в основном демократические принципы управления обществом, была основана на традиционных древнеславянских представлениях и является характерным примером того, что изначально русский народ был европейским по своемукакие памятники архитектуры сохранились от времени Ярослава Мудрого менталитету. То есть, основной ценностью в древнерусском мировоззрении была человеческая личность, ее достоинства и качества. Чем человек был предприимчивее, активнее, храбрее, тем больше он ценился обществом, и эти качества считались более важными, нежели исполнительность на службе, общая дисциплинированность. Уголовное законодательство во многом отражало традиционные родоплеменные отношения. Основной мерой уголовного наказания был штраф. Самые высокие штрафы назначались за убийство. При этом родственники убитого могли не принять штраф от убийцы, и тогда им предоставлялось право кровомщения. Однако они сами должны были найти убийцу и расправиться с ним: государство делами кровной мести не занималось. Смертная казнь назначалась за самые тяжкие преступления, прежде всего, за попытку захвата власти. Тюремного заключения не существовало. Телесные наказания согласно Русской Правде могли применяться к рабам, в отношении свободных людей они не предусматривались, хотя не исключено, что их применяли для наведения внутреннего порядка сельские и городские общины согласно местным обычаям. Пытки при судопроизводстве также отсутствовали. Существовали распространенные в то время и у других народов Европы испытания, основанные на вере в сверхъестественное. Например, для разрешения спора между оппонентами судьи могли заставить каждого из них взять в руку раскаленный металлический предмет, и правым считался тот, у кого ожоги заживут быстрее. Для предотвращения княжеских усобиц в дальнейшем Русская Правда устанавливала твердый порядок престолонаследия. Великокняжеский престол должен был наследовать старший мужчина в роду Рюриковичей. То есть, если у великого князя были братья, то именно старший из них, а не сыновья, наследовал трон после его смерти. Сын князя занимал престол, только если умирали все братья его отца. Младшие братья и сыновья князя правили удельными княжествами, из которых состояла Русь. Однако, как впоследствии оказалось, система престолонаследия, установленная Ярославом, не избавила русское государство от княжеских междоусобиц. Вероятно, причина крылась не в том, кто должен наследовать трон – сын или брат, а в том, что младшие Рюриковичи, получив удел, в котором распоряжались практически как полноправные князья, быстро чувствовали самостоятельность и стремились упрочить свое положение, захватом и великокняжеского престола.как судили в древней руси

В период правления Ярослава Киев стал одним из крупнейших центров христианского мира. Главный въезд в него был украшен грандиозными Золотыми воротами, приводившими в изумление путешественников. Немецкий хронист того времени Дитмар Мерзебургский сообщал, что в Киеве имелось 400 церквей, 8 рынков и пребывало огромное множество народа. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина IXМономаха. Дочерей Анну, Анастасию и Елизавету великий князь выдал замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Это свидетельствовало о том, насколько возрос в годы правления Ярослава международный авторитет Руси.  какие преобразования совершил Ярослав Мудрый

Ярослав умер в 1054 г. в возрасте 74 лет, завещав своим сыновьям сообща оберегать русское государство. Наследником великого князя становился старший сын Изяслав, и остальные сыновья – удельные князья, должны были подчиняться ему. Другой сын Ярослава Святослав получил черниговский престол, Всеволод стал править Переяславским княжеством, Игорь – Владимир-Волынским, Вячеслав – Смоленским. Полоцким княжеством стал управлять внучатый племянник Ярослава Всеслав Брячиславич. Со времени правления Ярослава Древняя русь вступила в период своего расцвета.как жили в древней руси

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

29 комментариев

  1. Его правление стало «золотым веком» для Руси и не только.

  2. Изданный Ярославом Мудрым сборник законов, названный «Русской Правдой», был первым летописным кодексом судебных законов древней Руси-Украины, объединяющим гражданское и уголовное право и все процессы судопроизводства того исторического времени, охватывающего весь ХI век.

  3. В тексте говорится о том , что князь, якобы был начитанным. Да, верно, но в умолчании, звучит, что это исключение. А кто мне скажет, из нас начитанных, что такое глаголица? И ещё, факт, дочь Ярослава, Анна учила французов мытся. Каково? Неграмотные и отсталые, да?

    Уважаемый критик, Вы пишете в таком тоне, будто считаете, что авторы статей должны придерживаться непременно Вашей теории. Если Вы полагаете, что более осведомлены в исторической науке, пожалуйста, излагайте свою точку зрения без сарказма и намеков на то, что авторы некомпетентны в своей работе или намеренно искажают исторические данные.admin

    • Роль Киевской Руси в формировании русского этноса, без сомнения, огромна. Однако, если сегодня начать заниматься кройкой и шитьем границ суверенных независимых государств, апеллируя к древности, никчему хорошему это не приведет: война, кровь, смерть, разруха.
      Пример добрососедского мирного развития таких западноевропейских государств, как Германия и Австрия, Швейцария и Лихтенштейн и др. свидетельствует о том, что не пограничные столбы нужно в ХХІ веке двигать, а развивать взаимовыгодное равноправное сотрудничество. Знать свое прошлое — это важно. Однако, нужно уметь извлекать из него позитивный опыт и идти вперед, смотреть в будущее, а не пытаться архаичными способами возрождать то, что уже кануло в лету и никогда не вернется.

  4. Жаль что библиотека Ярослава Мудрого не найдена,очень хотелось бы узнать как она выглядела на самом деле

  5. История древней Руси — интересна, но одновременно трагична — войны, насилие, братоубийства, отцеубийства и прочие события в борьбе за власть.

  6. Ярослав Мудрый — один из тех исторических персонажей, кто сделал очень значительный вклад в развитие цивилизации.

  7. Извините заранее что не в тему, просто интересно. Как вы относитесь к играм от компании Paradox? Europa Universalis IV и Crusader Kngs 2. Их считают исторически правильными. Или не играли?
    Думаю, Вам бы понравилось.

  8. Не всем так хорош и добр был Ярослав, но все-таки стоит отдать ему должное — личность выдающаяся и по сравнению с другими он все же был мягче.

    • Не можем сейчас сказать о доброте или жестокости Ярослава. Может, мудр, может, добр, но априори — не бывает не жестоких правителей!

      • Железный Дровосек

        А оправдывается жесткость интересами народа, государства — удобно расправляться под такими лозунгами с врагами!

      • Так вроде бы именно его Русская Правда запретила смертную казнь, значит, не был жесток без необходимости.

  9. Удивительная история, прочитав аж «мурашки» по коже… По больше бы таких исторических фактов!

  10. Увлекательная история, рад что посетил данный сайт… Прочитав эту историю вот честно даже «мурашки» по коже… Обажаю вас!

  11. Личность Ярослава Мудрого сыграла большую роль в истории Киевской Руси. Своим законодательством весомый вклад в мощную по тем временам государство и стремился ее совершенствования. Русская правда закрепляла за собой демократические принципы регулируя отношения между главными слоями населения в обществе. Своей демократической основой Русская правда положительно повлияла на дальнейшую историю законотворчества на Руси и является важным источником истории и права сегодня.

  12. Ярослава по полному праву прозвали Мудрым, он имел полную поддержку народа, потому что правил очень справедливо и тому свидетельство написанные им законы.

  13. Ярослав Мудрый — в первую очередь человек, всячески развивавший грамотность русских людей.Также он старался править по справедливости, чем и заслужил поддержку своего народа. Из известных мне, Ярослав — наилучший правитель.

  14. Вот достойный образец отечественного права для нас самих, учите историю и не нужно переписывать чужие конституции. которые нам-то и не подходят!

  15. Молодец Владимир! Не было тюремного заключения. Правильно, нечего лишний хлеб проедать!

  16. Великий князь, при котором Киевская Русь расцвела как в культурном, так и в экономическом плане. Его заслуги невозможно переоценит.

  17. Александр Пузатых

    Были великие государи на Руси, которые отстаивали свою землю, завоевылали новые. К сожалению, не всегда именно такие правили.

  18. Этот правитель действительно заслуживает того, чтобы называться «мудрым». Его заслуги в развитии Киевской Руси очень трудно переоценить: он очень много сделал и для культуры, и для образования, и в сфере политики и экономики его идеи всегда были успешными.

  19. Ярослав Мудрый,гордость русского народа.Благодаря таким мудрым и преданным своей стране людям и строилась и процветала Русь Матушка.

  20. Очень мудрый, дальновидный человек, воистину достойный княжеского престола. Неизвестно, как сложилась бы история Руси, не будь его.

  21. Такими историческими личностями можно гордиться! С Ярославом связан расцвет Древней Руси, такого народ всегда будет помнить.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

15 + 19 =