кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Кавказ » В горах за Тереком: история и культура чеченского народа (часть V)

В горах за Тереком: история и культура чеченского народа (часть V)

После окончания Кавказской войны чеченцы, как и большинство других горских народов Северного Кавказа, стали подвергаться жестоким притеснениям со стороны царских властей. Чечня была включена в состав Терской области — административно-территориальной единицы, управлявшейся командованием Терского казачьего войска. Согласно данным в обмен на покорность гарантиям царское правительство не препятствовало исповеданию чеченцами мусульманской религии и исламскому религиозному просвещению в горской среде, а также сохранило внутреннее управление чеченских общин по религиозным и национальным традициям. Однако очень быстро выборные сельские старшины, осуществлявшие общинное самоуправление, были заменены назначаемыми российской военной администрацией. Естественно, «казеные» старшины все дела вели в интересах, прежде всего, царских властей. Сходная ситуация сложилась и в религиозной сфере: назначение сельских мулл тоже проходило под строгим контролем российских военных чиновников; эти муллы получали жалованье из российской государственной казны и в своих проповедях должны были восхвалять российское самодержавие, призывать к полной покорности царской власти и обличать тех, кто ей противодействовал. 3 января 1864 г. был арестован и отправлен в ссылку в Новгородскую губернию Кунта-хаджи Кишиев, который, хотя и призывал соплеменников не сопротивляться России, однако не желал быть послушной марионеткой у царских чиновников, проповедовать то, что желают они, даже если это противоречило исламскому учению. В связи с его арестом по Чечне прошли волнения, наиболее драматический характер принявшие в селении Шали, где царские войска открыли огонь из пушек по вооруженной лишь кинжалами демонстрации, убив свыше 150 человек, в том числе женщин. В ссылке проповедник оказался в полной изоляции: письма, которые он писал родственникам, властями не отправлялись, сам он не владел русским языком, отчего не мог даже заработать себе на жизнь. Через три года он умер. В отношениях с горским населением царские власти демонстративно стремились подчеркнуть то, что теперь они являются хозяевами кавказских земель, что на первом месте везде стоят русские и православные интересы. Мусульманам, за исключением совершивших хадж — паломничество к исламским святым местам в города Мекку и Медину, было запрещено носить чалмы. В случае конфликтов между русским и горским населением власти всегда вставали на сторону первого; казаки, случалось, оставались безнаказанными, даже застрелив горца в ссоре из-за земли, горцы же попадали в тюрьму просто за оскорбление представителя царской власти, даже нижнего чина. В Чечне положение горского населения осложнялось еще тем, что у чеченцев не имелось собственной знати, представители которой могли бы разговаривать с представителями российской царской администрации более-менее на равных, отстаивая права своего народа. Абсолютное большинство чеченцев для властей, состоявших преимущественно из вчерашних помещиков-крепостников, были по определению не имевшими права голоса простолюдинами. Дворянское достоинство могли получить лишь немногочисленные чеченцы, поступившие на российскую государственную службу и своим усердием выслужившиеся до соответствующих чинов. Однако в связи с традиционной непримиримостью чеченцев с навязываемыми извне порядками, глубокой озлобленностью чеченского населения на лишившую их свободы, погубившую множество представителей их народа империю, на царскую службу шли обыкновенно весьма беспринципные люди, которых мало интересовали проблемы и нужды соплеменников.

какой чечня была при царском режиме до революции

Грозненский округ

Особенно тяжело чеченцы в Российской империи страдали от малоземелья. Как уже говорилось, и прежде от чего страдали чеченцы в царской россииземельные ресурсы Чечни из-за специфичных рельефа и климата были ограниченными, и еще до Кавказской войны ее периодически посещал голод. После Кавказской войны обширные земельные площади в равнинной Чечне были конфискованы у коренного населения и переданы в собственность Терского казачьего войска и генералов Кавказской армии. Горское население лишилось самых плодородных своих земель в то время как было и без того разорено длившейся несколько десятилетий войной. Кроме того, царские власти сильно сократили гарантированный горцам срок освобождения от уплаты податей для восстановления хозяйства после войны. Когда же во второй половине XIX в. на российском Кавказе стали быстро развиваться капиталистические отношения, скудные хозяйства горцев оказались неспособными конкурировать с мощными латифундиями российских дворян и купцов, зажиточных казаков-фермеров. Началось повальное обнищание горского населения. При этом горцы были обязаны платить в российскую казну тяжелые подати, а также выполнять трудовые повинности.

Нищета, бесправие, дискриминационная политика царских властей не способствовали и общественному порядку в горской среде. Правоохранительная система, существовавшая при Шамиле, была упразднена, а российские чиновники авторитетом у горцев не пользовались. Вновь стали распространяться воровство и разбои, а поскольку мусульманской полиции, как в Имамате, больше не было, общество вернулось к традиционным методам поддержания внутреннего порядка: суду старейшин и коллективной ответственности родов за действия своих представителей. Однако теперь, в условиях массовой бедности, если где-то случалось кровопролитие, нередко у родственников убийцы не хватало имущества, чтобы откупиться от претензий рода убитого. Применение кровной мести, вражда между родами в тот период приняли широкие масштабы. Крайне напряженными отношения были между горским и казачьим населением: горцы не только видели в казаках теперь пособников ненавистной власти, с оружием в руках ее защищавших и силой подавлявших противодействия ей, но и систематически ссорились из-за земли, которой недоставало. Казаки озлоблялись на никак не желавших окончательно покориться горцев, против выступлений которых их все время посылало командование. Часто эта напряженность в отношениях выливалась в кровавые стычки и даже фактически мини-войны между казачьими станицами и горскими селениями, в ходе которых горские мятежи беспощадно подавлялись подразделениями российской регулярной армии, их участники в большом количестве арестовывались, заточались в тюрьмы или отправлялись на каторгу.

Колониальный гнет спровоцировал массовое переселение чеченцев из родной страны в Османский Халифат. Однако вскоре многие чеченские семьи возвратились оттуда, так как зачастую в османских пределах земельный вопрос для переселенцев — мухаджиров, оказывался еще более тяжелым, чем в России.как чеченцы боролись с давлением российских властей

В 1877 г., когда Россия вступила в очередную войну с Османским Халифатом, османские агенты сумели установить связь с рядом авторитетных людей в Чечне и Дагестане. Среди командования османских сил, действовавших в Закавказье, был сын и бывший ближайший сподвижник имама Шамиля Гази-Мухаммад. В апреле угнетенные тяжелым военно-колониальным режимом горцы Дагестана и Чечни подняли широкомасштабное восстание с целью восстановить Имамат и, впоследствии соединив свои силы с наступавшими на Закавказье единоверными османами, сделать Гази-Мухаммада своим правителем. кто такой алибек хаджи алдамовДагестанским фронтом восстания руководил сын накшбандийского шейха Мухаммад-хаджи из аварского селения Согратль, чеченским — Алибек-хаджи Алдамов из селения Симсир в Восточной Чечне. Воодушевленные ожиданием османской армии, в которой были к тому времени проведены реформы, позволявшие надеяться, что она сумеет нанести поражение российским силам, горцы вложили в свое выступление всю свою озлобленность на захватившую их земли и заставившую подчиниться себе империю, всю свою любовь к свободе. Восстание оказалось неожиданно мощным и стремительным для российских властей. Под ударами повстанцев российские войска покинули бóльшую часть Чечни и обширные районы горного Дагестана, причем в Дагестане к восстанию присоединились многие горские общества, принимавшие в Кавказской войне участие лишь немного и еще при А. Ермолове присягнувшие на верность российскому императору. Тогда казалось, что возвращаются времена Кавказской войны: российские власти снова утратили контроль над горскими землями, сохранив за собой лишь входившие прежде в Кавказскую линию укрепления. Подавление восстания напоминало завоевание горских земель заново. Однако наступление османских войск в Закавказье оказалось неудачным. У разоренных Кавказской войной, земельным дефицитом и тяжелыми податями горцев не хватало собственных ресурсов для долгой войны с регулярными российскими войсками, командование которых уже научилось вести эффективные действия в горных районах, обладало подробными картами местности. К концу ноября 1877 г. силы повстанцев были оттеснены в глубь гор и затем блокированы в нескольких селениях, после чего, чтобы предотвратить чрезмерное разорение земель соплеменников, их вожди капитулировали. Предводители восстания и их ближайшие сподвижники были казнены в присутствии нарочно согнанных своих родственников и односельчан. Ряд горских селений был разрушен, произошли новые конфискации земель у горских обществ.как горцы сопротивлялись россии после кавказской войны

Непримиримые горцы, однако, продолжали вялотекущее и разрозненное сопротивление вплоть до конца эпохи российского самодержавия. Помимо вспыхивающих время от времени волнений и мятежей, на Северном Кавказе, в том числе в Чечне, развернулось движение абреков. В прежние времена абреками (чеченское «обарг» от осетинского «абыраег — отшельник, скиталец, изгой») называли горцев, за какие-либо преступления изгнанных из своей родовой общины и ведущих одиночный образ жизни вдали от человеческих поселений, как правило, промышлявших разбоем. В Кавказскую войну русские войска и казачьи поселенцы так стали называть участников небольших горских отрядов, совершавших диверсионные нападения на русские гарнизоны и станицы. После Кавказской войны название абреков закрепилось за кто такие абрекигорскими партизанами, которые, не признав военного поражения своих народов, скрывались в лесах и оттуда совершали стремительные нападения на дислоцировавшиеся на Кавказе казачьи и регулярные подразделения русской армии, разоряли казачьи станицы, грабили русских купцов и фермеров, захваченное имущество потом раздавая бедным соплеменникам, убивали представителей власти. Преследовать небольшие конные отряды абреков по сложной горно-лесной местности даже для опытных в местных военных делах казаков было очень трудным делом. Армии и полиции удавалось разгромить один горский партизанский отряд, но к этому времени уже в другом месте формировался новый. Горские дети, росшие в обстановке нищеты и бесправия, сызмальства проникались ненавистью к российским властям и со временем пополняли ряды старевших, погибавших от русского оружия или попадавших кто такой зелимхан харачоевскийна каторгу отцов. Из-за широкого размаха движения абреков российские власти были вынуждены и много лет спустя после окончания Кавказской войны держать на Северном Кавказе значительные воинские силы. В Чечне, да и, пожалуй, на всем Северном Кавказе самым знаменитым абреком царского времени стал предводитель отчаянного отряда, проводившего дерзкие и необычайно успешные для своей численности диверсии, Зелимхан Гушмазукаев из селения Харачой на юго-востоке Чечни, представитель одноименного тейпа. В 1901 г. скрывшись от преследования царскими властями в горах, Зелимхан Харачоевский не давал покоя администрации Грозненского округа Терской области, в состав которого входили чеченские земли, до 1913 г., когда с большим трудом был выслежен и убит казаками в неравном бою.

Развитие капиталистической экономики, усугублявшее бедственное положение горцев приносимым им резким имущественным расслоением населения, способствовало, тем не менее, развитию инфраструктуры что принес капитализм на северный кавказГрозненского округа. Интенсивная торговля шерстью, мясом, зерном, которую вели крупные землевладельцы и фермеры, привлекала в округ купцов, которые вкладывали свои инвестиции в облагораживание края и изыскивали способы извлечь из недавно присоединенной к России территории еще бóльший доход. На кавказских рынках появились более совершенные орудия сельскохозяйственного труда фабричного изготовления. В окружном административном центре — городе Грозном, выросшем вокруг бывшей крепости Грозной (городской статус получен 30 декабря 1869 г.), и крупных казачьих станицах открывались принадлежавшие русским капиталистам фабрики. Через казачьи и горские земли пролегли совершенные дороги. Земли края стали пристально когда в чечне стали добывать нефтьобследоваться российскими геологами. Важнейшим итогом развития капитализма стало открытие в 90-х гг. XIX в. богатых нефтяных месторождений в окрестностях Грозного. В связи с начавшейся интенсивной нефтедобычей в Грозный была проведена железнодорожная ветвь, соединившая его с Владикавказом — одним из важнейших железнодорожных узлов российского Кавказа. Грозненские нефтепромыслы принадлежали Терскому казачьему войску, которое за арендную плату отдавало их профессиональным промышленникам. Очень быстро Грозный стал одним из главных центров нефтедобычи в Российской империи. Это требовало привлечения в округ большого числа специалистов и государственных когда грозный стал городомчиновников. Численность населения Грозного и его благоустроенность росли. Однако составлявшие большинство населения Грозненского округа чеченцы, за исключением немногочисленных семей, члены которых давно сделали карьеру на службе в интересах царских властей, в том числе против интересов соплеменников, очень мало пользовались прогрессивными плодами капиталистического развития. Горцы юридически оставались населением «второго сорта», и хотя могли теперь пахать землю более качественными плугами фабричного изготовления, самой этой земли у них было очень мало.почему город грозный такой большой

Но постепенно безжалостные условия рыночной экономики того времени, когда еще не было законов против монополизации, спекуляции, законов об охране труда, приводили к тяжелому имущественному расслоению и в среде русских поселенцев Кавказа. Среди казаков тоже появилось много своих богатых, что было в чечне во время революциисделавших состояние на торговых операциях с сельхозпродукцией, и своих бедных, не сумевших вовремя приспособиться к новым экономическим условиям. Зажиточные казаки-фермеры постепенно окутывали более бедных односельчан долговыми обязательствами, материальной поддержкой товарищей завоевывали себе авторитет и в конце концов занимали руководящие должности в казачьем самоуправлении. Затем свои полномочия они использовали для укрепления положения и обогащения фермерского класса. Царские власти, нуждавшиеся в финансовой помощи крупных промышленников, купцов, банкиров, которые, в свою очередь, поддерживали свое благосостояние за счет торговли с казаками-фермерами, содействовали укреплению влияния зажиточного казачества, оберегали их господство на внутреннем рынке. Казачья беднота же со временем разорялась все больше и больше, тем более что казаки, выступая на службу, приобретали боевого коня, амуницию и холодное оружие за собственный счет. В еще более тяжелом положении находились русские крестьяне-переселенцы, не принадлежавшие к казачьему сословию (так называемые «иногородние»). Оставившие свои обедневшие сельские общины в средних губерниях России и в поисках лучшей жизни переселившиеся на недавно присоединенный к империи Кавказ, они оказывались в краю с непривычными природными и социальными условиями, где вся земля уже была поделена. Обычно они были вынуждены либо батрачить на богатых землевладельцев, либо устраиваться рабочими на фабрики и заводы с тяжелыми условиями труда и низкой заработной платой, либо выкупать жалкие участки земли, чтобы только вырастит немного хлеба на пропитание. В целом о Северном Кавказе в эпоху капитализма мы говорили на history-thema в отдельной посвященной этому статье.

Задавленная тяжелой нуждой казачья беднота, пребывавшие в бесперспективности иногородние, испытывавшие тяжелый колониальный гнет горцы, имея общего социального врага: царских чиновников и капиталистов, поневоле начинали проникаться друг к другу симпатией. Так нараставшее в России второй половины XIX — начала XX вв. имущественно-классовое расслоение населения приводило к тому, что как чеченцы и казаки пытались помиритьсяклассовые противоречия становились более острыми, чем национальные и внутриполитические. В Чечне начала XX в. широкую популярность приобрели проповеди накшбандийского шейха Дени Арсанова, уроженца селения Зебир-Юрт, представителя тейпа энгиной. Дени Арсанов, который имел очень высокий авторитет в Чечне как независимый духовный лидер, мудрыми решениями умевший примирять враждующие роды и разрешать конфликты между чеченцами и казаками, большое внимание в своих проповедях уделял политической аналитике. Он утверждал, что не существует причин для вражды между чеченцами и простыми казаками и русскими, а первоисточником всех конфликтов считал провокационные действия царских властей и капиталистов. По его мнению, в случае свержения российского самодержавия и конфискация излишков имущества у богачей чеченцы и русские легко нашли бы общий язык и зажили бы мирно в тесном союзе. Многие суждения Д. Арсанова перекликались с распространявшимися в то время по охваченному тяжелыми социальными противоречиями Кавказу революционными идеями. Д. Арсанов считал, что для чеченцев не будет необходимости государственного отделения от России, если в России будет низложена монархия и наступит настоящее народовластие, а чеченцы получат равные со всеми народами права и за кого чеченцы воевали в гражданскую войнувозможность внутреннего управления по исламским религиозным законам. Серьезную конкуренцию проповедям Д. Арсанова и его сторонников составляли, однако, активно агитировавшие на Северном Кавказе большевики, пропаганда которых с идеями всеобщего равенства и уравнительного передела земель тоже находила отклик как в чеченской среде, так и среди русско-казачьей бедноты. В отличие от идеализированных, но представлявших довольно неопределенную будущность проповедей Д. Арсанова, большевики выдвигали конкретную программу политических и экономических преобразований. Д. Арсанов, разделяя идеи равенства и дружбы народов, в то же время критиковал большевиков за их идеологическое неприятие религии, так как был убежден, что только милость Бога — творца и правителя Вселенной, может сделать народ счастливым, а для достижения милости Бога необходимо строгое исполнение божественных законов. Марксистское учение, тем не менее, в революционный период в России тоже приобретало широкую популярность в Чечне, хотя на первых порах большевики-пропагандисты старались обходить вызывающие категорическое неприятие у очень религиозного народа атеистические положения своей идеологии. Возможно, идеи построения социалистического государства импонировали чеченцам потому, что во многом соответствовали их еще стойкому в то время общинному менталитету.почему в чечне все время воюют

С началом Первой Мировой войны некоторые чеченцы поступили добровольцами на фронт на стороне России. Из них и представителей других коренных народов Северного Кавказа была сформирована так называемая конная Кавказская туземная дивизия, еще прозванная «Дикой», показавшая очень высокую боеспособность в действиях против австро-венгерских и германских войск в Восточной Европе.что такое дикая дивизия

После Февральской революции 1917 г., закончившейся отречением от престола последнего российского что было в чечне перед революцией императора Николая II, и наступившим тяжелым кризисом власти только миротворческие усилия Д. Арсанова и атамана Терского казачьего войска М. Караулова долгое время удерживали население Грозненского округа от гражданской войны. Горское население, наконец, было юридически уравняно в правах со всеми гражданами России. Однако лучшие земли по-прежнему оставались у капиталистов-аграриев и зажиточного казачества, а большинство горцев продолжало жить в нищете. Большевики, среди которых было много чеченцев, требовали уравнительного передела земель, что вызывало враждебность дороживших традиционной свободой распоряжения своими земельными наделами зажиточных и средних казаков. После Октябрьской революции, когда власть в российской столице перешла к большевикам во главе с В. Лениным, и большевисткие ячейки на местах тоже стали захватывать властные полномочия, в Чечне возобновились кровавые столкновения между казаками и горцами. 26 декабря 1917 г. до сих пор пытавшийся удерживать казаков от массового восстания атаман М. Караулов был убит бывшими солдатами царской армии на станции Прохладная (в современном городе Прохладный Кабардино-Балкарской Республики). На следующий день на дороге между Грозным и станицей Новогрозненской оппозиционными большевистскому руководству казаками был убит Д. Арсанов. После этого удержать враждебные стороны от полномасштабного конфликта стало невозможным, и Грозненский округ оказался охваченным гражданской войной. В руководстве чеченскими ополчениями руководящие позиции теперь заняли местные большевики во главе с Таштемиром Эльдерхановым и Асланбеком Шериповым. Примечательным было то, что чеченские большевистские лидеры, вопреки критикующему религию учению марксизма — ленинизма, оставались вполне религиозными людьми, в своей деятельности акцентируя внимание лишь на марксистско-ленинских чем закончилась эпоха российского самодержавия и капитализма в чечне идеях построения основанного на равенстве и взаимоподдержке социалистического общества. Сторонники большевиков — не чеченцы, были в Грозненском округе немногочисленны, так как свыше половины его населения составляла горская беднота, а казаки, кроме самых малоимущих, выступали за реставрацию традиционных порядков Российской империи и поддержали разворачивавшееся по всей ее бывшей территории как оппозиция большевикам и большевизму белое движение. Таким образом, театр общероссийской Гражданской войны в Чечне с самого начала во многом принял характер межнационального конфликта.

 

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

7 комментариев

  1. Никогда бы не подумал что на кавказе в то время нельзя было носить чалму! А вообще интересно почитать про малые народы России,про быт и жизнь в целом,читалось на одном дыхании!!!

  2. Главная ассоциация с чеченским народом — мощь и стать. Нам СМИ преподносят не в лучшем виде порой информацию, да я ей и не верю. Сильный и стойкий народ, а то, что часто воевать приходится — так это оборона в чистом виде.

  3. И все-таки чеченцы — сильный и уникальный народ. Вытерпели множество бед и не сдались. В какой-то степени они близки с русским народом.

  4. Да, как почитаешь чеченцы всю жизнь с кем-то воевали , как и в первой мировой, так и во время революции , да что говорить, вспомните знаменитую чеченскую войну в 90-х, сейчас грозный живет более менее тихо-мирно, что хотелось бы и в дальнейшем.

  5. я ЧЕСТНО ГОВОРЯ ДАЖЕ И НЕ ЗНАЛА, ЧТО В ГРОЗНОМ ЕСТЬ НЕФТЬ, ДА И ЕЩЕ ЭТОТ ГОРОД БЫЛ ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕНТРОВ НЕФТЕДОБЫЧИ! Очень непростое время описано в статье, но интеренсное!

  6. Наверное, Дени Арсанова можно назвать первым чеченским революционером.

  7. Любопытна причина отличия имперской политики в отношении разных этносов.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

16 − 12 =