кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Кавказ » Северный Кавказ в эпоху капитализма (часть II)

Северный Кавказ в эпоху капитализма (часть II)

Наиболее тяжелым на Северном Кавказе второй половины XIX — начале XX вв. было положение коренных — горских, народов и переселенцев из других российских губерний (иногородних). В конце Кавказской войны царская администрация края, чтобы быстрее склонить горцев к прекращению сопротивления, обещала как жили горцы кавказа в российской империиосвобождение тех от всех денежных повинностей и податей до 1 января 1866 г. для того чтобы дать им возможность восстановить свое хозяйство после разрушительной войны. Однако после того как подавляющее большинство горских народов в 1864 г. сложило оружие, высшее царское чиновничество немедленно нарушило свое обещание и обложила горские общества податью, уплачиваемой с каждого двора, размер которой с каждым годом все возрастал. Затем для горцев были введены дополнительные налоги и сборы, а также ряд повинностей, в частности, трудовая. Крайне унизительным для горцев в силу их менталитета того времени было запрещение носить оружие. Впоследствии, перед лицом неукротимых горских волнений, власти разрешили горцам носить кинжалы и пистолеты, мало полезные в столкновениях с вооруженными скорострельными винтовками войсками. Горцам-мусульманам, кроме тех, кто совершил паломничество в Мекку, было запрещено носить чалму, которую власти рассматривали как атрибут воевавшего против России мюридизма. Представители властей относились к простым горцам-мусульманам подчеркнуто пренебрежительно, всячески стараясь показать им их национальную и религиозную ущербность, продемонстрировать, за кем осталась победа в Кавказской войне. В связи с тем, что обширные площади бывших горских земель были переданы казачьим войскам, кроме того, казаки в первую очередь использовались властями для подавления горского сопротивления, между горскими и казачьими общинами развивалась жестокая вражда, даже большая, чем во время самой войны. В ссорах из-за земли казаки подчас прямо на пахоте убивали горцев, что власти не стремились расследовать. В свою очередь, горцы не оставались в долгу и совершали ночные нападения на казачьи станицы, убивали и грабили одиноких путников-казаков. Потеря лучших пастбищных и пахотных угодий, разорение хозяйства Кавказской войной в совокупности с быстро растущими налогами приводили к почему горцы все время восставали против россиимассовому порой катастрофическому обнищанию горского населения. Задавленные крайней нуждой простые горцы, часто не знавшие русского языка, были вынуждены на кабальных условиях поступать работать на землях собственных феодалов, чьи помещичьи привилегии царские власти по строгой государственной традиции того времени не только берегли, но и старались расширить. После Кавказской войны социально-классовое расслоение в горской среде достигло огромной глубины. Горская аристократия, поступившая на царскую службу, жестоко притесняла собственный трудовой народ, удерживая простых пастухов и землепашцев в повиновении с помощью царских войск и полиции. Горские мусульмане испытывали тройной гнет: национально-религиозный, феодальный и капиталистический.

смотреть старые фото кавказских горцев

Быт карачаевцев (бассейн Верхней Кубани)

В преимущественно христианской Осетии, большинство населения которой исстари сохраняло лояльность к России, положение простых людей было не намного лучше: в других горских областях многие пастухи и земледельцы имели все-таки и какие-то клочки собственной земли, здесь же большинство земель находилось в руках наследственной аристократии. Помещики использовали труд безземельных и крепостных горцев, но при этом стремились не отстать по темпам производства от капиталистов-аграриев других кавказских районов, от зари до зари за кусок хлеба заставляя трудиться зависимых от них людей. Совмещение капиталистической погони за прибылью с крепостническим наследием тяжелейшим грузом ложилось на плечи рядовых жителей Осетии.

как царское правительсво дискриминировало кавказских горцев

Чабан в Осетии

Сразу после Кавказской войны на землях, населенных горцами, было введено так называемое военно-народное управление. Высшими властными полномочиями обладала администрация областей (Кубанской, Терской), к которым были приписаны горские районы. Собственные внутренние дела же горские общины решали на сельских сходах, которые избирали и местного административного главу — аульного старшину. Однако уже через несколько лет после окончания войны царские власти, верные принципу самодержавного единоначалия, упразднили выборность аульных старшин, которые стали назначаться теперь вышестоящей администрацией, то есть, командованием казачьих войск. Естественно, такие назначенцы в первую очередь от чего страдали горцыпеклись о том, как выслужиться перед поставившим их на такую должность, позволявшую не страдать от голода, думая, где достать денег на уплату подати, начальством, а не об интересах своего села. Крестьянская реформа, упразднявшая крепостное право и рабство, в горских областях проводилась медленно и непоследовательно: царские наместники боялись, что свободолюбивые горцы вслед за освобождением от власти своих помещиков поднимутся на борьбу против российской власти. Так, в Дагестане крепостное право было отменено только в 1913 г. и лишь после массовых выступлений зависимых сословий. Но и освобожденные крепостные и рабы оказывались фактически без средств к существованию перед необходимостью платить высокие подати государству, что вынуждало их оставаться у своих помещиков в качестве бесправных батраков.

где жили кавказские горцы

Районы Северного Кавказа, населенные горскими народами

Особенно жестокой дискриминации подвергались адыги (черкесы) Закубанья. Сотни тысяч представителей адыгского народа, населявшие обширные горные земли между рекой Кубань и побережьем Черного моря, погибли в последние годы Кавказской войны или переселились в Османский Халифат. Оставшиеся общины горных адыгов были принудительно выселены царскими властями на равнинную полосу вдоль левого берега Кубани, где уже жили местные — тоже адыгские, племена, после войны еще и сильно потесненные казачьими переселенцами. Царское правительство опасалось оставлять большое количество коренного населения на Западном Кавказе, особенно возле Черноморского побережья, так как не было гарантии, что на побережье не высадится османский десант, которому горцы-мусульмане непременно оказали бы поддержку. Выселившиеся на равнину закубанские адыги оказались в крайне бедственном положении: земли катастрофически не хватало, как выглядело адыгское жилищеиз-за чего постоянно происходили кровавые столкновения с казачьими поселенцами и уже жившими здесь общинами других адыгских племен. Власти нарочно подвергали закубанских адыгов исключительным притеснениям, вынуждая их вслед за своими соплеменниками переселиться из российских пределов в Османский Халифат. Деморализованные войной, сломленные нищетой и бесправием горцы Закубанья ежегодно сотнями с малочисленным скарбом выезжали под контролем властей на Черноморское побережье, где садились на пароходы и с родной земли, к которой были в силу традиционного менталитета очень привязаны, навсегда отправлялись за море. Особенно непримиримых к царской власти горцев полиция и казаки иногда хватали и силой грузили на уходящие в Турцию пароходы. Переселение в Османский Халифат происходило и из других мусульманских горских областей, хотя в меньшей степени, чем из Закубанья. Горцы не только были задавлены нуждой на вошедшей в состав Российской империи родине, но и по религиозным причинам не желали быть подданными императора-иноверца. Однако в османских пределах им были не особо рады: Османский Халифат пребывал в глубоком упадке, сам страдал от многих тяжелых экономических и социальных почему кавказские народы переселялись в турциюпроблем, и массовый приток обездоленного населения османские власти не радовал. Переселенцам — мухаджирам, отводились, как правило, земли не лучшего сорта, правившая Халифатом тюркская аристократия высокомерно смотрела на бедных выходцев с Кавказа, не оказавших Халифату занчительной помощи в его прежних войнах с Россией. Многие мухаджиры из Чечни и Дагестана после нескольких лет жизни у османов даже предпочли вернуться обратно на родину, где заправляли императорские чиновники. Переселившимся адыгам царские власти возвращаться запрещали. В последние годы XIX в. царская власть запретила переселение горцев в Османский Халифат, возможно, оттого что служившие России горские аристократы терпели от этого убытки: на их полях и пастбищах работали, прежде всего, их бедные соплеменники, так как русские иногордцы нечасто соглашались батрачить на иноверцев. Ко времени этого запрета в Закубанье осталось коренного населения лишь несколько процентов от исконного числа (их потомки проживают в современной Республике Адыгея и нескольких сельских поселениях в Туапсинском, Сочинском и Успенском районах Краснодарского края).

Правда, иногда вспыхивавшие горские выступления вынуждали царскую власть проявлять и «акты милосердия». Уже упоминалось, что императорским постановлением горцам в конце концов было разрешено ношение не имеющего значительной силы оружия (испокон веков привыкшие защищать свою землю от вторжений различный врагов горские народы считали оружие непременным атрибутом каждого когда исламское просвещение было особенно сильным на кавказесвободного мужчины). Также царские власти разрешили свободный выезд состоятельных горцев за получением религиозного образования в Османский Халифат. По иронии судьбы именно в период царского режима исламское религиозное просвещение достигло на Северном Кавказе наивысшего уровня. Вернувшиеся образованные горцы получали особые государственные привилегии и становились имамами мечетей, как царские власти относились к кавказским народамучителями местных медресе — школ, дававших начальное религиозное образование, кадиями — шариатскими судьями, разбиравшими местные дела. В то же время горскому духовенству было вменено в обязанность проповедовать полную лояльность к властям и существующему строю, почтение к российскому императору. Это привело к постепенной потере влияния духовных лиц в горской среде. У адыгского (черкесского) народа появилась поговорка: «Трое мулл — один мужчина». Уже в годы Революции потеря авторитета правительственных мулл в народе привела к тому, что горцы с воодушевлением встречали идеи большевиков, сквозь пальцы смотря на кто такой кунта-хаджи кишиевантирелигиозную пропаганду тех. Духовные деятели, не признававшие царскую власть законной с религиозной точки зрения, подвергались репрессиям. Так, в январе 1864 г. царским командованием был арестован влиятельный чеченский проповедник-пацифист Кунта-хаджи Кишиев, который, хотя и призывал горцев смириться с победой России, довольствоваться тем, что мусульманам не запрещено исповедовать свою религию и свои внутренние дела решать по привычным обычаям, но и не хвалил царскую власть с ее тираническими методами управления. Власти опасались, что имевший очень высокий авторитет в чеченском обществе имам может однажды изменить свое мнение и подбить народ на новое антироссийское выступление. Возмущенные арестом своего духовного наставника несколько тысяч горских мусульман, включая женщин, собрались в селении Шали и потребовали освобождения Кунта-хаджи. После того как в Шали стянулись армейские части, горцы бросили огнестрельное оружие и, обнажив кинжалы, двинулись на войсковые ряды. В ответ военные открыли стрельбу на поражение, убив около четырехсот человек. Сам Кунта-хаджи был сослан в Новгородскую губернию, где три года жил в нищете, из-за незнания русского языка почти не имея возможности зарабатывать себе на жизнь, страдая от непривычно сурового климата, пока не умер в 1867 г. Движение его последователей было запрещено и, уйдя в подполье, продолжало развиваться, впоследствии приняв, наоборот, весьма воинственный характер. Под его знаком развивалось подпольное сопротивление царской власти в Чечне. Религиозное течение, основанное Кунта-хаджи и его последователями, до сих пор распространено в Чечне и Ингушетии, целиком из его представителей состоят духовные управления мусульман этих республик.как раньше выглядели кавказские горцы

Горские народы, исконно высоко ценившие личную свободу, право по своему усмотрению вести хозяйство, отвагу и честь, понятное дело, всячески сопротивлялись самодержавно-капиталистическому угнетению. В первые годы после Кавказской войны локальные восстания постоянно вспыхивали во всех только что покоренных горских областях то тут, то там. Особенно же сильным потрясением для царских властей на Кавказе стало масштабное восстание в Чечне и Дагестане в 1877 г. (Малый газават) — на фоне шедшей в это кто руководил восстанием в чечне и дагестане 1877 годавремя очередной русско-османской войны. Первым инициатором его был возвратившийся из паломничества в Мекку житель Чечни Алибек-хаджи Алдамов, предположительно, за время пребывания в Османском Халифате общавшийся с бывшим предводителем горцев в Кавказской войне Гази Мухаммедом, сыном знаменитого имама Шамиля, ставшим теперь крупным османским военачальником. Узнав о готовящемся наступлении османской армии в Закавказье, угнетенные горцы Чечни, а затем и Дагестана — под предводительством Мухаммеда-хаджи из селения Согратль, подняли кто такой Мухаммад хаджи согратлинскийширокомасштабное восстание, надеясь, что смогут продержаться до прихода единоверцев-османов. Восстание охватило такую обширную территорию, что его подавление царскими войсками напоминало повторное завоевание Россией Чечни и Дагестана. Особенностью его было то, что в нем активно участвовали не только горцы, жившие прежде под властью Имамата Шамиля, но и народы Южного Дагестана, большинство которых присягнуло на верность России еще в начале XIX в. и в Кавказской войне участвовало очень мало. После окончания Кавказской войны прочно утвердившаяся на Северном Кавказе царская власть больше не церемонилась с мусульманским населением и ввела на землях так называемых «мирных горцев» такие же дискриминационные порядки, как и среди «немирных». Несмотря на серьезный урон, который нанесли повстанцы царским войскам в 1877 г., их сил после длившейся несколько десятилетий Кавказской войны уже не хватало на долгое сопротивление, а наступление османской армии в Закавказье было остановлено. В ноябре восстание было полностью подавлено, царские войска заняли все опорные пункты повстанцев. Свыше 300 предводителей и активных участников восстания, в том числе Алибек-хаджи Алдамов и Мухаммед-хаджи Согратлинский были повешены на глазах согнанных к местам казней местных жителей и родственников, остальные тысячами увезены в ссылку в другие российские губернии.

что за восстание было в чечне и дагестане в 1877 году

Русские войска наступают на восставший Лезгистан в 1877 году. Рисунок современника

В Закубанье, где коренного населения осталось лишь небольшое число, а адыгские селения для предотвращения мятежей были окружены казачьими станицами, значительных восстаний не происходило. Однако и там регулярно случались волнения горского населения. В 1872 и 1873 гг. царские войска подавляли выступления адыгов во главе с К. Унароковым и Э. Джанкетовым, охватившие практически все горские районы Закубанья. Причем вместе с горцами подняла волнения даже часть подавленного произволом властей и капиталистов русского населения. В 1874 г. войска подавляли горские выступления в аулах Екатеринодарского уезда. Летом 1887 г. жители аула Хакуриновского Майкопского отдела, выступая против тяжелых повинностей, ворвались в аульское правление, избили старшину, писаря и муллу, сожгли документы, по которым эти повинности исполнялись. Беспорядки в ауле Хакуриновском были подавлены казачьими частями, их зачинщики были приговорены к заключению на сроки от одного года до пяти лет с конфискацией имущества. В конце 1899 г. 15 «вожаков» аула Егерухай Майкопского отдела Кубанской области были приговорены к тюремному заключению и каторжным работам за то что во главе с И. Тхакумашевым подбили селян на выступление против аульного старшины Б. Махошева.

Помимо восстаний и выступлений типичной формой горского сопротивления властям было абречество. Первоначально абреками (от осетинского «абыраег») назывались горцы, изгнанные из рода, часто занимавшиеся при этом разбоем, и просто люди, ведущие отшельническую жизнь. После присоединения как на кавказе воевали абрекигорских областей к России абреками стали называть также непримиримых горцев, уходивших в леса и открывавших партизанскую войну против царских войск, полиции, чиновников, служивших царским властям местных аристократов и притеснявших трудовой народ землевладельцев-капиталистов.Войска и полиция не могли контролировать все труднодоступные горно-лесистые районы, кроме того, абрекам активно помогали, снабжая их пищей и укрывая в своих домах, местные жители. Абреки совершали нападения на отделения полиции, банки, перевозивший арестантов тюремный конвой, убивали участвовавших в притеснении горцев чиновников, грабили кто такой зелимхан харачойскийпринадлежавшие крупным землевладельцам и фабрикантам товарные обозы, после чего захваченные деньги и ценные вещи раздавали своим бедным соплеменникам. Широкую известность приобрел действовавший в 1901 — 1913 гг. в Чечне и Ингушетии отряд Зелимхана Гушмазукаева (Харачоевского), совершавший дерзкие набеги на подчас превосходящие его по числу гарнизоны войск и полиции, очень долго оставаясь неуловимым. Абречество было распространено во всех горских областях Северного Кавказа и Закавказья, существовало даже в Закубанье, где коренное население было относительно немногочисленным, и горским партизанам приходилось ютиться в безлюдных горах, покрытых дикими лесами. Абреки представляли собой серьезную помеху на пути утверждения на Кавказе порядков Российской какой кавказский абрек был самый знаменитыйимперии, они одними из первых подбивали горцев на массовые выступления, и на борьбу с ними отвлекались значительные силы войск и полиции. Поначалу абреками были преимущественно горцы — ветераны Кавказской войны, впоследствии активно к абреческому движению стала присоединяться горская молодежь. В царскую эпоху движение абреков так и не было подавлено. После Революции многие абреки присоединились к красному фронту Гражданской войны, а позже стали выступать и против советской власти, начавшей осуществлять на Кавказе антирелигиозную политику и принудительную коллективизацию горских хозяйств. Считается, что последним абреком на Северном Кавказе был Хасуха Магомадов из Шатойского района Чечни, убитый в 1976 г. в возрасте почти 71 года.

К концу XIX в. в определенной степени наблюдается слияние горского сопротивления, имевшего больше антиколониальный характер, с выступлениями доведенных до отчаяния нищетой и засильем капиталистов русских иногордцев, а также характерным в те годы для всей России революционным движением. При всех прежних обидах, религиозных и национальных противоречиях горцы и русские поселенцы страдали от многих общих проблем, вызванных глубоким классовым неравенством. И те, и другие страдали от малоземелья, от произвола коррумпированных властей, от экономического господства аграриев из дворянства и купечества, зажиточного казачества, с мощными латифундиями которых не могли кто выступал за союз чеченцев и русскихконкурировать бедные хозяйства горцев и иногородних. Несколько поколений соседства приучили горское и русское население терпимее относиться друг к другу. В отличавшейся особенной непримиримостью к царским властям Чечне широкую популярность приобрели проповеди последователя Кунта-хаджи Кишиева Дени Арсанова, учившего, что у простых горцев и русских нет причин враждовать между собой, а истинным врагом являются самодержавие и его чиновники. Дени Арсанов кто такой дени арсановпрямо выражал солидарность с революционным движением в России и выступал за совместную борьбу с царским режимом горских мусульман и русских, а также не видел ничего плохого в том, чтобы Чечня пребывала в составе России при условии истинного народовластия. Критикуя большевизм за его антирелигиозную идеологию, он, тем не менее, считал большевиков меньшим злом, чем царский режим, во время Гражданской войны отказался поддержать белое движение и в конце 1917 г. был убит белогвардейцами, попав в засаду.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

8 комментариев

  1. Я бы очень хотел получить эту карту, дайте ссылку на скачивание или скажите как найти пожалуйста?

    Это фотокопия типографического издания, отпечатанного с архивного оригинала в г. Махачкала.admin

  2. Кунта-хаджи Кишиев был пацифистом и умер в ссылке практически от голода. Шамиль воевал и был радушно принять. Вот почему.

  3. Как сказал чуть позже один из «вечных революционеров», впоследствии примкнувший к большевикам: «к революции я пришел исключительно из-за притеснения царским правительством малых народов Российской Империи» (может, немного другими словами, но не суть). Во время большой смуты весь потенциал недовольства имперских окраин выплеснулся на поверхность, но ни у консерваторов-монархистов, ни у условных либералов не нашлось лидера, который смог бы его в полной мере использовать. Тот же Колчак (во многом мерзопакостная личность, как его не отбеливай), бездарно упустил возможность объединить усилия с представителями народов Средней Азии и Закавказья. Причина была одна-единственная — даже находясь на грани полного разгрома, адмиралЪ отказывал потенциальным союзникам в малейшем признании прав хотя бы на национальную автономию. Результат известен. При этом далеко не факт, что правление деникиных-колчаков, приди они к власти, было бы менее кровавым, чем первый этап правления большевиков и экономика почти наверняка полностью ушла бы европейским концессионерам, не было бы индустриализации, недовольство национальных окраин однозначно топили бы в крови. Вряд ли из этого вышло бы что-то хорошее.

  4. Обалдеть! Моя семья по маме с Краснодарского края, кубанские казаки. Кое-какие истории мне рассказывали, но тут куда подбробнее. Поделюсб с мамой обязательно.

  5. Всегда нравилось изучать историю, но как-то так получилось, что история Кавказа прошла мимо меня. Наткнувшись на данную статью, прочла ее с большим интересом. Довольно увлекательно было узнать о борьбе гордых горцев за свою свободу, которая, хоть и не всегда была успешной, тем не менее не сломила устремление кавказцев к независимости!

  6. В наших учебниках история этих народов не освещалась отдельно, поэтому для меня эта статья –открытие. Тем более материал очень важный для понимания современных процессов в этих землях. Отдельно хочу выделить раздел об истории Закубанья, думаю будет полезным его почитать для общего развития многим, чтобы раздвинуть границы понятий «Кубань» и «Кавказ»

  7. Какая богатая история у народов Северного Кавказа. Главная черта, которая объединяет всех горцев- это свободолюбие.

  8. Замечательная, редкая по своему содержанию статья! Я сама родилась и долгое время жила в Краснодарском крае, и прочитав вышеизложенный материал, восполнила существенный пробел в своих знаниях!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

1 × один =