кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Восток » Праведный Халифат – заря истории исламской цивилизации (часть II)

Праведный Халифат – заря истории исламской цивилизации (часть II)

После смерти Умара назначенная им шура избрала новым халифом другого близкого сподвижника пророка Мухаммеда Усмана (Османа) Ибн-Аффана. При Усмане активно продолжались дальнейшие завоевания Халифата. В 649 г. наместник города Басры в Ираке Абдуллах Ибн-Амир окончательно завоевал ядро Сасанидской державы – Персию, а в начале 50-х гг. VIIв. мусульмане овладели всеми когда-либо принадлежавшими Сасанидам землями. Сасанидская империя прекратила свое существование; в 651 г. точно не установленным лицом был убит последний сасанидский царь Йездигерд III. Древняя персидская цивилизация была поглощена Халифатом. Большинство населения Ирана, как и других покоренных воинами Халифата стран, вскоре приняло Ислам, и многие знатные иранцы, принявшие учение Мухаммеда, даже сохранили свои прежние государственные должности. Однако национальные чувства персов были сильно уязвлены потерей независимости своей древней державой, и в течение всего существования Арабского Халифата Иран оставался средоточием оппозиционных настроений. В 653 г. наместник Шама (Сирии) Муавия Ибн Абу Суфьян – сын долгое время боровшегося против Мухаммеда и первых мусульман, но затем тоже принявшего Какие завоевания совершили мусульмане при халифе усманеИслам вождя курайшитов Абу Суфьяна, завоевал Закавказье. Древний город  Дербент, замыкавший узкий проход между горами Большого Кавказа и Каспийским морем, стал северным пограничным форпостом Халифата (сегодня – южная часть Республики Дагестан на Северном Кавказе). Из Дербента арабы предприняли поход на располагавшуюся в Предкавказье и Нижнем Поволжье иудейскую державу Хазарский каганат, однако первая война между Халифатом и когда арабы завоевали кавказ и северную африкухазарами оказалась неудачной для мусульман. Не удалось Муавие овладеть и принадлежавшей Византии Малой Азией. Карфаген на побережье Северной Африки, называемой арабами Магриб («закат»), в 648 г. завоеванный наместником Египта Абдуллахом Ибн-Саадом, через некоторое время вышел из подчинения халифу. В 50-х гг. VII в. воины Халифата впервые вышли в море, овладев перенятым у византийцев искусством морского сражения. К 655 г. мусульманские боевые корабли стали господствовать в восточной части Средиземного моря. Государство, возникшее на пустынных полудиких землях Аравии, стремительно набирало силу и влияние.

каковы особенности правления халифа Усмана

Дербент. Древняя цитадель Нарын-Кала

Важным делом в области религии, начатым при Умаре и завершенном при Усмане, было собрание всех текстов Корана, записанных фрагментами на разных свитках, в единый свод, выполненный по византийскому образцу в виде книги-кодекса. Это позволяло в будущем избежать утери частей текста. И по настоящее время все оригинальные экземпляры Корана (на староарабском языке) переписываются строго один в один, с одинаковым числом страниц и идентичным текстом, где каждое слово расположено точно на соответствующем месте, каждой страницы. Также при Усмане была перестроена и значительно расширена основанная Мухаммедом и первыми мухаджирами мечеть в Медине. Продолжалось благоустройство территорий Халифата, начался интенсивный приток в Аравию переселенцев из провинций разных национальностей; Медина и Мекка превращались в многонаселенные, цветущие города.

Когда появился Коран в книге-кодексе

Коран

Усман, как и другие первые халифы, тщательно следил за тем, чтобы в подвластных мусульманам землях неукоснительно соблюдался шариат, поскольку охрана божественных законов считалась единственным смыслом существования исламского государства. Но, в отличие от своего предшественника Умара, он отличался мягкостью характера и широким дружелюбием к другим сподвижникам Мухаммеда, к мусульманам вообще. В связи с этим при нем ослабли установленный при Умаре жесткийкак складывалось первое исламское государство государственный контроль над настроениями в обществе, репрессивный аппарат. Усман отменил постановление Умара, запрещавшее арабам владеть землями в завоеванных областях, а также ограничение на обладание имуществом для наместников. В результате арабские предводители в провинциях Халифата, обогативших на захваченной в ходе войн земле и трофеях, стали превращаться в своего рода помещиков, все больше погружаться в дела личного хозяйства в ущерб исполнению служебных обязанностей. Это повлекло за собой недовольство масс населения, в том числе новообращенных мусульман, так как при формальном религиозном равенстве верующих фактически все больше власти сосредоточивалось в руках арабской элиты. Та, превращаясь в новую знать, нередко употребляла власть на личные, а не общественные, нужды. Недовольство провинциального населения в совокупности с ослаблением твердой руки государства привело к началу волнений, вспыхнувшему в 50-х гг. VII в. ряду восстаний в некоторых провинциях. Сам халиф был завален многочисленными обращениями со всех концов страны, в которых люди чуть ли не в ультимативной форме требовали для себя различных послаблений и льгот. Особенно яркую роль в формировании постепенно складывающейся оппозиции к Усману сыграл Абдуллах Ибн-Саба из Йемена, жестко критиковавший введенные Усманом порядки и призывавший мусульман сплотиться вокруг двоюродного брата пророка Мухаммеда Али (впоследствии, однако, он стал продвигать оппозиционные настроения и против того тоже). Назревавшая смута была закономерным явлением в молодом государстве, населенном народами разных культур: она стала отражением и этнических противоречий, и недовольства немусульман потерей главенствующего положения их религий, и трудной адаптации к условиям государственности самих арабов, привыкших к вольной жизни и родоплеменным традициям, тяжело реагировавших на резкое имущественное расслоение в своей среде. Среди мусульман уже не было Мухаммеда, одним своим словом раз и навсегда разрешавшего все разногласия в исламской Умме, а недавно принявшие Ислам люди из отдаленных от Медины и Мекки областей, мало общавшиеся со сподвижниками своего пророка, если, вообще, видевшие их, зачастую не отличались глубоким религиозным энтузиазмом, готовностью выполнять все без исключения предписания новой религии. Немало было и неискренних в Исламе людей, признавших единство Бога и пророчество Мухаммеда только чтобы сохранить свое имущество, руководящую должность или быть освобожденным от уплаты налогов. Твердо укреплялось в Исламе население завоеванных арабами земель уже впоследствии, спустя поколения, в процессе более глубокого познания основ государственной религии.

В 655 г. войско восставших жителей Египта вошло в Медину и подступило непосредственно к дому Усмана. Однако халиф смог убедить египтян в великой греховности их поступка, после чего они добровольно сложили оружие и вернулись домой. В 656 г. группа мусульман, вдохновленных призывами Абдуллаха Ибн-Сабы, возглавляемая аль-Гафики Ибн-Харбом, собралась у дома Усмана, чтобы потребовать у него отречения от власти. Усман, считая себя обязанным выполнить долг перед Аллахом и оправдать ответственность, возложенную на него избравшей его шурой, отказался оставить свою должность. В то же время ему казалась кощунственной мысль о поднятии меча на мусульман: до сих пор мусульмане подавляли силой только выступления иноверцев и вероотступников. По этой причине он не приказал воинам разогнать бунтовщиков. Те окружили его дом, надеясь, что изоляция заставит его уступить; через несколько дней они воспрепятствовали доставлению в дом Усмана еды и питья. Когда известие о положении халифа достигло Сирии, Муавия Ибн Абу Суфьян по собственному усмотрению повел войско на Медину, чтобы навести там порядок. Узнав о приближении верного Усману воинства, бунтовщики ворвались в дом и убили халифа, в момент, когда тот читал Коран.

После гибели Усмана недовольные его правлением мусульманские предводители во главе с убийцами обратились к двоюродному брату Мухаммеда Али Ибн Абу Талибу с просьбой заступить на должность халифа. Али пришел в ярость, узнав о случившемся, но, подумав, что хуже будет, если Умма останется без правителя, согласился. Поскольку большинство территории Халифата, в том числе самые многонаселенные места, приходилось на провинции, где в основном и распространялось недовольство политикой Усмана, большинство народа присягнуло на верность Али. В Аравии же были сильны позиции его противников, многие мусульмане отказались ему присягать. В знак протеста часть сподвижников Мухаммеда, в том числе любимая жена пророка Аиша, переселились из Медины в Мекку. Отказались присягать Али и в Египте и Сирии, где Муавия Ибн Абу Суфьян категорично заявил, кто такие мусульманечто Али, фактически приведенный к власти убийцами законного правителя, не может быть халифом. В Халифате назревал серьезный раскол – фитна, по ряду областей прокатились мятежи. Восстановление единства мусульман стало основным направлением политики Али. Через некоторое время халифу и его сторонникам удалось переубедить значительную часть непокорного населения не способствовать расколу в рядах мусульман и принести ему присягу. После долгой череды переговоров и столкновений Али все-таки признало халифом все население Египта. Однако в Сирии, где управлял Муавия, по-прежнему категорично отказывались признавать власть Али. В распоряжении сирийского наместника было сильное войско, и не оставалось сомнений, что он попытается низложить халифа. Али готовился к войне с ним, но кроме Сирии, серьезным оппозиционным оплотом стала Басра в Ираке, куда перебрались из Мекки не признавшие Али халифом близкие сподвижники Мухаммеда Тальха Ибн-Убайдуллах, аз-Зубайр Ибн-аль-Аввам и жена пророка Аиша. Опираясь на поддержку воинов из соседнего с Басрой города Куфы, в конце лета 656 г. Али разгромил войско басрийцев. В сражении, прозванном Верблюжьей битвой (руководя им, Аиша сидела верхом на верблюде), погиб Тальха Ибн-Убайдуллах. Аз-Зубайр, в разгар битвы покинувший ее, не выдержав зрелища, где мусульмане убивали мусульман, был убит в вади (речном русле, наполняющемся водой только в сезон дождей) ас-Сиба бедуином (арабом-кочевником) Амром Ибн-Джармузом. Битва закончилась, когда воины Али подрубили ноги верблюду, на котором сидела Аиша. После поражения в Верблюжьей битве Басра признала власть Али. Халиф не посмел подвергать репрессия любимую жену пророка Мухаммеда и дочь Абу Бакра, поэтому благополучно отправил Аишу домой в Медину.

Сделав Куфу своей резиденцией, Али в 657 г. собрал 50-тысячную армию, которую повел на последний – и самый сильный, оплот своих противников – Сирию. 19 июля 657 г. близ селения Сиффин в Ираке войска Али и Муавии встретились. Обе стороны считали себя правыми в своей борьбе, только лишь выполняющими свой долг перед Аллахом. Али стремился восстановить предписанное в Коране единство мусульманской общины, Муавия – добиться объективного избрания халифа и покарать убийц Усмана. Мусульмане были уверены, что это наступила та самая смута в их общине, которую предсказал однажды пророк Мухаммед. Потрясающая воображение своей кровопролитностью битва между единоверцами продолжалась девять дней, прерываясь лишь на ночь и на время молитвы. Начало сражения развивалось благоприятно для войска халифа, но затем ряды воинов Али стали увязать в ожесточенном сопротивлении армии Муавии. Со стороны Али в Сиффинской битве погибли 25 тыс. человек, со стороны из-за чего случилась большая смута (фитна) в ХалифатеМуавии – 45 тыс. Мусульмане еще не знали подобных ужасающих потерь, и усиливало потрясение их то, что такие огромные жертвы они понесли не в боях с иноверцами, а в междоусобном сражении. Погибли многие выдающиеся предводители мусульман, сражавшиеся по обе стороны конфликта, в том числе сын халифа Умара Убайдуллах, находившийся в рядах сирийцев. В конце концов один из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда, командовавший теперь отрядом в составе войска Муавии Амр Ибн аль-Ас, призвал, чтобы остановить битву, привязать к копьям листы с текстом Корана. К радости для большинства из обеих сторон, сражение было прекращено. Али и Муавия оба признали себя неправыми в разыгравшейся кровавой смуте и воззвали к Аллаху с покаянием. Здесь же – на поле только что отгремевшей битвы, начались переговоры о том, как поступить дальше. Поначалу было принято решение, что и Али, и Муавия отказываются от претензий на место вождя мусульман, и новый халиф избирается, как повелось после смерти пророка Мухаммеда, шурой – советом авторитетных лиц в исламской Умме. Однако, когда уже собирались приступить к исполнению решения, часть сторонников Муавии вдруг категорично отказалась выйти из повиновения тому. В стане Али многие воины тоже требовали продолжения битвы. Однако халиф был твердо настроен сохранить хотя бы относительный мир в Умме. Двенадцать тысяч раздосадованных воинов, понявших, что дороживший спокойствием внутри Уммы Али в основном будет продолжать политику Усмана и не примет мер к ограничению имущественного расслоения мусульман, покинули его лагерь и отправились в уже известную Басру. В Басре противники и Али, и Муавии, прозванные хариджитами (от арабского «хаваридж – покинувшие») организовали опорный пункт, из которого принялись совершать атаки и на верные халифу войска, и на гарнизоны сирийской оппозиции.

В последующие десятилетия хариджиты образовали ряд отколовшихся от ортодоксального Ислама течений (ибадиты, азракиты, саалабиты и др.). Одним из их основных взглядов является утверждение, что человек, совершающий большие грехи, не может считаться мусульманином (в ортодоксальном Исламе грешник, исходя из концепции о безграничной милости Аллаха, все равно остается мусульманином, если сохраняет исламское вероубеждение). Данное утверждение обосновывало их отказ от повиновения халифам, которых они обвиняли в различных грехах, а согласно исламскому вероучению, мусульманину нельзя подчиняться правителю иной веры. Впоследствии в исламском мире слово хариджит стало синонимичным «мятежник, смутьян».

В Басре предводители хариджитов составили план устранения наиболее одиозных, с их точки зрения, противников мусульманского равенства: халифа Али, Муавии и Амра Ибн-аль-Аса. 22 января 661 г. три хариджита неожиданно напали на Али в мечети Куфы после призыва к утренней молитве. В схватке халиф получил смертельное ранение кинжалом. Умирая, он завещал сыновьям Хасану и Хусейну, любимым внукам пророка Мухаммеда (Али был женат на его дочери Фатиме) быть преданными Аллаху и смиренными перед божественной волей. Убийца Али Абд-ар-Рахман Ибн-Мульджам был схвачен и ужаснейшим образом умерщвлен: его буквально живьем разрезали на части. Однако казнью мятежника нельзя было вернуть ни халифа, ни уходящую в историю эпоху Праведного халифата, ни помирить наиболее ревностных сторонников Али и Муавии Ибн Абу Суфьяна. Хариджиты подослали агентов и в Сирию, однако убийство Муавии удалось предотвратить: он был лишь легко ранен, а вместо Амра Ибн-аль-Аса подосланный хариджит по ошибке убил другого человека.

В тот же год Муавия с войском занял Мекку и Медину. Вскоре ему как новому халифу принесло присягу большинство населения Халифата. Али не оставил после себя преемника, и среди его сторонников не было однозначного мнения, как поступать теперь. Сыновья Али, руководствуясь вероучением Ислама о важности единства и стабильности в Умме, не желали продолжения противостояния с Муавией. Наиболее непримиримые противники Муавии и сторонники Али, которых больше всего было в уязвленном потерей державной независимости Иране, отказались признавать власть нового халифа, считая его узурпатором. Они стали противопостовлять себя большинству других мусульман как сторонникам Муавии и образовали отдельное сообщество, которое называли «аш-шиа – община», а себя – шиитами. Впоследствии шииты образовали несколько отделившихся от ортодоксального Ислама религиозных течений, объединенных недоверием к сподвижникам пророка Мухаммеда, составлявшим оппозицию Али во время Большой фитны. Согласно шиитским представлениям, достоверными являются только те сведения о жизни и учении Мухаммеда, которые переданы через Али. Сторонники Муавии, со своей стороны, долгое время считали Али узурпатором власти в Халифате. Только полвека спустя при халифе Умаре Ибн Абд-аль-Азизе (Умаре II) было однозначно признано, что Али, которого очень любил сам пророк Мухаммед, не мог быть отрицательной фигурой в мусульманской общине и сам стал жертвой политических интриг. К настоящему времени Али, как и предшествовавшие ему три первых халифа: Усман, Умар и Абу Бакр, очень почитаем у суннитов – ортодоксальных мусульман, как предводитель, положивший все силы на укрепление и охрану Ислама, боровшийся за сохранение единства мусульманской общины и погибший на этом пути. Шииты же, особенно наиболее многочисленное течение иснаашаритов («школа двенадцати имамов»), считают Али наследником пророка Мухаммеда, единственным законным преемником власти над мусульманами. Однако шииты полагают, что большинство других халифов, в том числе первые, пришли к власти незаконно с точки зрения шариата. Обособление шиитских течений от других групп мусульман с течением веков усиливалось, и в XVIв. при правлении в Иране Исмаил-шаха у части их даже установился обычай регулярно проклинать всех первых халифов и некоторых других сподвижников Мухаммеда, по их мнению, несправедливо отобравших у Али власть.

Со смертью Али и приходом к власти в Халифате Муавии Ибн Абу Суфьяна заканчивается исторический период Праведного Халифата. Стремясь не допустить повторения смуты после своей смерти, Муавия назначил преемником своего сына Язида. С тех пор у халифов установился обычай передавать свою власть по наследству: Халифат превратился в монархию. Поскольку Муавия принадлежал к роду, называвшемуся Бану Умайя (по-турецки «Омейя»), основанная им династия халифов вошла в историю под названием Омейядов, а почти столетний период ее правления – Омейядским Халифатом. При Омейядах Халифат быстро каким было политическое устройство Халифатапревращался в передовое по тому времени государство, впитавшее в себя и типичные традиции средневекового общественно-политического устройства, а именно – феодальный строй. Наместники и служивые люди обзаводились обширными землями, которые сами обработать не могли, и вместо них это делал живший на этих землях народ. Появились и крепостные земледельцы, не имевшие собственной земли и права самовольно уходить от своего помещика. Последующая история Арабского Халифата полна продолжения политических интриг и борьбы за власть. В то же время в начальный период халифата Омейядов продолжали стойко держаться дошедшие от времени пророка Мухаммеда и праведных халифов безграничная преданность мусульман Аллаху и стремление всюду установить божественные законы. При Омейядах были совершены наиболее масштабные мусульманские завоевания, посредством которых Ислам распространился на огромной территории от Западной Африки до Индонезии, а Халифат стал самой обширной и могущественной державой своего времени. При этом понравившуюся им религию, принесенную проповедниками из Халифата, принимали и многие народы, жившие далеко за его пределами. А на Востоке формировалась могущественная исламская цивилизация, с которой вскоре предстояло познакомиться Европе, Азии и Африке. Цивилизация, без которой уже много столетий не мыслится само понятие «Восток».Что такое намаз, как молятся мусульмане

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

15 комментариев

  1. Если бы не было столько интриг, смут и междоусобных войн, то ислам смог бы покорить гораздо больше территорий.

  2. После гибели Усмана. Даже не смотря, что Умма может остаться без правителя, я считаю, что Али поступил мудро своим решением.

  3. Прочитав статью, я жалею только о том, что не интересовался ранее Кораном и в частности Исламом. Много нюансов, в которые нельзя вникнуть с первого раза. Я считаю, молодому поколению нужно больше внимания уделять религии.

  4. Я по рождению католичка. Меня всегда интересовало — почему католики, почему православные, почему баптисты и другие течения религии, ведь все они христианские. Не нашла ни одного поста на эту тему. Может, невнимательно искала. Про ислам прочитала с удовольствием. Все понятно предельно. Жду про католиков хотя бы. Спасибо.

    Мы планируем сделать публикацию по ранней истории Христианства. Но разделение церкви на католическую и православную — это значительно более поздняя история, поэтому об этом будет тоже написано позднее. admin

  5. Я прочитал обе части этой статьи, было интересно узнать о становлении и распространении Ислама. Вот только не хватила информации о суннитах и шиитах. Как, когда появились эти направления, и чем они отличаются между собой?

    Прочитайте внимательнее в предпоследнем абзаце статьи. admin

  6. Столько разветвлений в одной религии (конкретно в исламе и в общем), что даже порой трудно запомнить что есть что и с чем его едят. Полезно почитать такие статьи об истории, можно набраться уму-разуму.

  7. Я почему то совсем не удивлён нынешними разногласиями в мусульманском мире, просто насильственное присоединение, даже из самых лучших побуждений, всегда будет вызывать противодействие…

  8. Потратила время, почитав все статьи об исламе на этом сайте, интересно, понятно, почти ничего и не знала об этой религии раньше. Неплохо бы так же «подковаться» в отношении Христианства и других мировых религиозных течений.

  9. Мне непонятно (не только в Исламе, но и другой религии) — зачем откалываться от первоначального толкования ее, я за ортодоксов, но в приложении к реальному времени.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

пять × четыре =