кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Кавказ » Потомки тюрков в горах Кавказа — народ таулула

Потомки тюрков в горах Кавказа — народ таулула

Кавказ с его мягким климатом, плодородными почвами и высокими горами, позволявшими населению успешно скрываться и обороняться от врагов, в изобилии добывать камень для постройки жилищ, столько, сколько существует человечество, привлекал к себе людей. Уже в первобытную эпоху его населяли люди примерно того же антропологического типа, что и большинство современных коренных его народов, что говорит о том, насколько глубоко уходят в историю корни тех. Помимо народов — потомков древнейшего населения Кавказа, особо не смешивавшихся с другими этническими группами, проходящими через эту богатую землю, — народов, говорящих на языках иберийско-кавказской семьи, исстари на Кавказе селились и выходцы из других регионов, привлеченные удобством кавказской земли для жизни и хозяйствования.как жили на кавказе

В III в. н.э. степи Предкавказья были заселены кочевыми племенами аланов и сарматов. С того времени и докто предки балкарцев и карачаевцев присоединения к России на кавказских степных равнинах господствовали различные кочевые народы. На Северном Кавказе ираноязычных алан и сарматов через столетие сменили пришедшие из Центральной Азии гунны, гуннов в VII — VIII вв. — тюркоязычные болгары и хазары, а на смену хазарам в XI в. пришли кипчаки (половцы). После завоевания в XII в. своих земель войсками Монгольской империи и формирования в Юго-Восточной Европе и Севро-Западной Азии могущественного государства Улуса Джучи (Золотой Орды), кипчакские племена образуют в пределах джучидских провинций несколько отдельных этносов, одним из которых в равнинных степях Северного Кавказа и на обширных прилегающих территориях стали ногайцы. Но в течение всего очень долгого периода господства на кавказских  равнинах кочевых народов отдельные группы и общины тех переселялись в горную полосу, где преобладали древние народы Кавказа, или ближе к ней. Там они переходили к оседлому или полукочевому (летом жили на высокогорных пастбищах, куда перегоняли скот, а на зиму спускались в малоснежные долины) образу жизни.

Переселение представителей степных народов в горы могло происходить по разным причинам: кто-то терял большую часть своего скота и, чтобы не остаться совсем без средств к существованию, пробовал заниматься земледелием, кто-то спасался во время разорительных войн, особенно когда один кочевой народ сменял в почему карачаевцы и балкарцы говорят на языке тюркской языковой группыстепи другой (это ведь никогда не происходило мирным путем). Но всегда горы давали укрытие переселенцам: ведь, хотя площади удобных для хозяйствования земель здесь были ограничены резким рельефом, крутые склоны и скалы служили надежной защитой от грабительских набегов. Пока неприятельская конница тяжело маневрировала среди узких горных теснин, можно было успеть собрать скарб, укрыть хозяйство в потаенном месте и приготовиться к обороне. Переселившись на новое место, оказавшись в довольно непривычных условиях, искатели лучшей доли были вынуждены вступать в тесный контакт с местным исконным населением, перенимать его хозяйственные и культурные достижения, а поскольку переселенческие общины изначально были небольшими, чтобы избежать кровосмешения, заключать браки с местными жителями. Многие переселенцы совершенно ассимилировались в исконной горской среде, перенимали местные древние языки, и их потомки уже не считали себя ни сарматами, ни хазарами, ни кипчаками, а причисляли себя к тому этносу, среди которого выросли. И поныне среди считающихся чистокровными представителей народов иберийско-кавказской языковой семьи встречаются люди, имеющие явные древнетюркские черты лица. Но некоторые общины потомков переселенцев, с течением поколений вобрав в себя все бытовые и культурные черты исконных горских народов, в результате смешанных браков перестав отличаться от тех внешностью, сохранили свои изначальные языки и самосознание. Последней пришлой этнической, точнее, субэтнической группой, начавшей в поисках удобного для ведения хозяйства места заселять земли вблизи горной полосы Кавказа, перенимая (хотя не в полной мере) определенные черты быта и уклада жизни исконных народов гор, стали местные русские казаки, осваивавшие Кавказ с XVI по XIX вв.

Одной из областей Северного Кавказа, в которую исторически активно переселялись народы степей, стали что такое карачайгористые верховья реки Кубань и земли по впадающим в нее в этом месте рекам Зеленчук, Теберда и др. В этой области, которую степные переселенцы-тюрки назвали Карачай («черные речки»), горы до высоты примерно двух километров над уровнем моря покрыты особенно густыми лесами, служившими дополнительной защитой от нападения врагов и хорошим материалом для строительства жилищ. Заселение Карачая выходцами из степей началось очень давно: как считается, первыми степняками, обосновавшимися здесь — в тесном соседстве с древнейшими почему карачаевцы так называютсякавказскими племенами, были ираноязычные аланы — современники древнихкакие народы живут на кавказе греков и римлян. Затем вверх по Кубани поднялись заселившие в VII в. степное Приазовье болгары, родственные современным казанским татарам. А с XI в. верховья Кубани стали активно заселять кипчаки-половцы, язык которых то ли из-за их большого, подавляющего, количества, то ли в связи с тем, что он был государственным, а значит, более перспективным в установившем с XII в. господство в предкавказских степях Улусе Джучи, вскоре переняли потомки обосновавшихся в горах аланов и болгар. И в то же время общины потомков аланов, болгар, кипчаков, проживая в окружении древнейших горских народов: преимущественно адыгов и сванов, постоянно заключали с теми смешанные браки. Тюркские почему у карачаевцев и балкарцев кавказская внешностьмужчины брали в жены женщин из этих народов, которые, воспитывая затем родившихся от этих смешанных браков детей, передавали тем свои духовные ценности, привычки, менталитет, рассказывали свои народные кто живет в карачаево-черкесиисказки. К тому времени как в результате естественного прироста число потомков переселившихся на Верхнюю Кубань и в сопредельные земли алан и тюрок выросло настолько, что они уже смогли заключать браки в своей среде, они превратились в совершенный горский народ, отличающийся от древнейших кто живет в кабардино-балкариикавказских народов не более, чем они сами между собой. С теми же менталитетом, антропологическим типом, основными культурными чертами. Только на языке они продолжали говорить тюрко-кипчакском.

Часть перенявших исконные кавказские менталитет и культуру потомков аланских и тюркских переселенцев заняла земли не только Карачая, но и лежащие за высоким хребтом горные районы верховий нескольких рек, впадающих в другую крупную северокавказскую реку — Терек, на востоке от почему балкарцы так называютсябассейна Кубани. Это реки Малка, Баксан, Чегем, Черек и их притоки. Но говорили они на том же языке тюрко-кипчакской группы, что и население Карачая. Примерно в XIII — XIV вв. окончательно завершилось складывание тюркоязычных потомков переселенцев, смешавшихся с исконными горно-кавказскими народами, в единый этнос — таулула (т.е. «горные, горцы»). Несмотря на то, что все общины этого народа имели единый язык и идентичную культуру с незначительными местными различиями, и осознавали себя единым народом, соседние народы, вероятно, из-за резкой разделенности высокими горными хребтами его отдельных географических групп, традиционно воспринимали этнос таулула как несколько народов. Население Карачая называли карачаевцами, в населении западного бассейна Верхнего Терека выделяли несколько обществ: малкарцев на реке Малке, чегемцев на реке Чегеме, безенгийцев и др. Русские, заселявшие Северный Кавказ, разделяли таулула на два народа: карачаевцев в Карачае и балкарцев (от названия малкарцев — тюркского населения земель по Малке) в Терском бассейне. И в настоящее время формально этнос таулула разделен на карачаевцев (къарачайлыла) и балкарцев (малкъарлыла).

Основным занятием балкарцев и карачаевцев, как у большинства горных народов Кавказа, было отгонноечем занимались карачаевцы и балкарцы скотоводство: весной стада овец, коз, крупного рогатого скота и лошадей перегоняли на освобождавшиеся от снега высокогорные пастбища, где оборудовались временные стойбища для пастухов. Осенью скот сгоняли обратно к долинам, где располагались основные хозяйства жителей. Более-менее широкие участки горных долин распахивались и засевались просом, овсом, ячменем, пшеницей, кукурузой. Основными ремеслами были изготовление сукна, изделий из войлока, вязание, ковроткачество, кожевенное дело, а также резьба по дереву и камню. Жили карачаевцы и балкарцы компактными укрепленными селениями, готовыми в случае опасности слаженными усилиями отразить нападение врага. Сельская община, после распространения Ислама получившая название «джамагат» или «эльджамагат» (от арабского «джамаа — группа, община»), была основной хозяйственно-производительной единицей: все ее земли, то есть, пастбищные и пахотные угодья, равно как и скот, находились в общей собственности. Жители села сообща вели совместное хозяйство под руководством старейшин.

Жилища карачаевцев и балкарцев несколько отличиались от традиционных жилищ других горских народов карачаевцы и балкарцы это один народ или разныеКавказа: они возводились обычно не из камня или обмазанного глиной плетня, а из бревен, которые укладывались в сруб, далеко выступая концами за его углы. Этим они напоминали русские избы. Возможно, этот способ постройки жилищ был принесен в горы далекими кочевыми предками таулула от народов северо-востока Европы (славян и финно-угров). Сруб имел прямоугольную форму и двускатную земляную крышу. Внутри жилища возле стены находился открытый очаг — оджак; дым уходил через отверстие в потолке, т.е., топились жилища по-черному. В комнате с очагом жил старший мужчина — глава семейства, его жена и маленькие либо еще не вступившие в брак дети. Женатым сыновьям и их женам и детям отгораживались отдельные комнаты, а дочери, выйдя замуж, отправлялись жить в семью мужа. Поскольку совместный труд и совместная оборона от врагов играли исключительно важную роль в жизни балкарцев и карачаевцев, детей рождалось много, а женатые сыновья не торопились отделяться от отчего дома. Поэтому семьи были очень большие. К дому примыкал небольшой закрытый двор с хозяйственными постройками. После смерти отца, как и у всех горских народов, сыновья делили семейное имущество, старшие со своими семьями строили себе отдельные дома и подворья, а младший сын оставался со своими женой и детьми в отцовском доме, если тот еще не сильно обветшал. Как всюду на Кавказе, у карачаевцев и балкарцев существовал нерушимый обычай гостеприимства: любой путник, заехавший в селение, мог на несколько дней остановиться в любом доме, и хозяева, даже не расспрашивая его, кто он и откуда, должны были в течение установленного обычаем срока кормить его досыта, создавать максимальный комфорт, а в случае опасности — защищать даже ценой своей жизни. Для гостей в доме оборудовали отдельную комнату, а если позволяло пространство — строили отдельный дом. Принимали же гостя в главной комнате, где глава семейства с почетом усаживал его на собственное обычное место. В конце XIX в. таулула стали иногда строить двухэтажные дома с несколькими комнатами.

как выглядят карачаевцы и балкарцы

Карачаевская семья

В отличие от большинства народов Кавказа, живших в глубине гор, у балкарцев и карачаевцев существовалокак жили карачаевцы и балкарцы резкое сословное расслоение, подобное существовавшему у народов кавказских предгорий. Скорее всего, это стало следствием влияния живших по соседству адыгов (в особенности кабардинцев), с которыми у карачаевцев и балкарцев существовали тесные феодальные и торговые отношения. Социально-классовое устройство карачаево-балкарского общества в старину в основном совпадает с таковым у предгорных и равнинных адыгов. У карачаевцев и балкарцев выделялись два основных социальных класса, уклад жизни которых резко различался. Привилегированным классом была родоплеменная знать, которая выполняла основные военные функции, защищая народ от вторжений врагов и представляя его политические интересы. Аристократы сами не работали и жили за счет труда и податей простого народа. С раннего детства знатные мужчины приучались к военному делу и перенесению связанных с военной жизнью трудностей и лишений, для чего мальчиков из знатных семей обычно еще в раннем возрасте отдавали на воспитание опытным воинам — аталыкам. По достижении совершеннолетия молодые воины торжественно возвращались в отцовский дом, и между их семьей и семьей аталыка устанавливалась прочная дружба. На вершине сословной иерархии стояли князья — таубии, которые были военными и политическими предводителями народа. Глава княжеской фамилии фактически был политически независим, сам заправлял делами подвластного ему народа, мог хоть вступать в союз, хоть враждовать с другими таубиями и вождями других народов. В то же время он должен был неукоснительно следовать сложившимся в течение веков неписаным обычаям, сохранять свои честь и достоинство, чтобы не потерять уважение служивших ему дворян, которые были его главной опорой. Дворяне — уздени, служили таубию, взамен пользуясь полученной от него землей с жившим на той и несшимнарод таулула это кто в отношении них повинности простым народом. Простолюдины составляли второй основной класс — самый многочисленный, карачаево-балкарского общества. Они занимались в основном трудом и хозяйством, воспитывались с детства в родительском доме и, хотя получали от своих отцов некоторые военные навыки, необходимые для сдерживания неожиданно напавшего врага, пока не прибыло княжеское войско, или прикрытия состоящих из знати ударных сил войска в наступлении, больше приучались к сельскохозяйственным работам, пастушескому делу. Большинство простого народа было представлено свободными сельскими общинниками — каракиши («черный народ»), которые платили подати таубиям. Ниже их по социальной иерархии стояли азаты — поземельно зависимые (не имеющие своей земли и потому работавшие за плату или подать на землях знати) жители, происходящие от вольноотпущенников. В основном же обрабатывали земли знатных людей и пасли кавказцы это один народпринадлежавший тем скот крепостные селяне — чагары, не имевшие права уходить от своих хозяев, но пользовавшиеся предоставленными им земельными наделами и имуществом. На низшей ступени находились рабы — карауаши («черноголовые»), которые полностью принадлежали своим хозяевам: как знатным людям, так и простым, обслуживали их хозяйства, не имели собственного имущества и семей. Личность рабов не защищалась никем, кроме их хозяев, и хозяин мог делать с ними все, что хотел. Рабы происходили от военнопленных и от людей, обращенных в рабство за какие-либо проступки. Сословное неравенство было очень выраженным. Простой народ не сидел рядом со знатью в собраниях; знатные люди наказывались за преступления мягче, чем простые; браки почти всегда заключались только между представителями равного сословия.

Балкарские селения отличались теснотой и скученностью: в бассейне Терека лесов, сдерживавшихчем балкарцы отличаются от карачаевцев продвижение неприятельских войск, было значительно меньше, и людям приходилось селиться на очень ограниченной территории, обнесенной укрепленной стеной. Улицы балкарских селений порой напоминали просто узкие и темные проходы, население размещалось так плотно, что в некоторых источниках эти селения названы «городами». В Карачае селения были более просторными. Таубии жили в домах-замках, возведенных из камня, имеющих сторожевую башню, с которой дозорные оповещали о приближении врага, а стрелки вели меткий огонь.

Одежда балкарцев и карачаевцев соответствовала таковой у других горских народов Кавказа: нательная как одевались карачаевцы и балкарцырубаха из бумажной ткани, у мужчин — сужающиеся книзу, удобные для верховой езды штаны, у женщин — заправлявшиеся в обувь длинные шаровары. Мужчины носили бешмет — полурубаху-полукафтан со стоячим воротом, женщины — платье с длинными и широкими рукавами, с вырезом на груди. В общественных собраниях, во время работ, в военном походе мужчины надевали поверх бешмета черкеску — узкий в поясе кафтан без воротника с длинным вырезом на груди, по обе стороны от которого располагались кармашки, куда после распространения огнестрельного оружия стали вставляться деревянные гильзы с патронами (газыри). Подпоясывались узким кожаным ремешком, с которого свисали более мелкие ремешки. Свободные мужчины на пояс всегда вешали кинжал — необходимый предмет не только для постоянно ходивших в военные походы знатных людей, но и для сельских тружеников, которым иногда приходилось отбиваться от диких зверей, напавших на скот, разбойников или вражеских воинов. Головным убором у мужчин служили суконные шапки с меховой оторочкой, у селян — войлочные шляпы. Зимой надевали широкие войлочные шапки — папахи, в мороз и ветер покрываемые сверху соединенными друг с другом суконными колпаком и шарфами — башлыком. В дождь и умеренный холод мужчины покрывали плечи широким войлочным плащом — буркой. В холодное зимнее время балкарцы и карачаевцы носили теплые шубы из овчины или меха. Одежда мужчин выглядела достаточно скромно, женская одежда много украшалась узорами из галунов.

До XVIII в. балкарские и карачаевские князья являлись весьма влиятельной силой на Северном Кавказе. Основными торговыми партнерами балкарцев и карачаевцев были кабардинцы, сваны и рачинцы, жившие по другую сторону покрытого ледниками Главного Кавказского хребта, осетины-дигорцы. В XVI — XVII вв. карачаевцы и балкарцы, прежде исповедовавшие доставшийся от их предков — степных кочевников, культ небесного бога Тенгри (Тейри), приняли Ислам. Ряд предписаний Ислама вошел в гражданское право народа таулула, были учреждены шариатские суды для разбора дел, связанных с наследованием имущества, супружескими отношениями и т.п. Однако шариатское право не повлияло на социальную структуру карачаево-балкарского общества, продолжавшую регламентироваться неписаными вековыми обычаями. В 1639 — 1640 гг. через населенное балкарцами Баксанское ущелье проследовали в Грузию, попутно ведя торговлю и пользуясь гостеприимством местных жителей, русские послы Ельчин и Захарьев. В 50-х гг. XVII в. в Черекском ущелье также вели торговлю русские купцы. В 1657 г. балкарский таубий Айдаболов прибыл в Москву в составе посольства царя Кахетии Теймураза I, где был тепло принят русским царем Алексеем Михайловичем.

В конце XVIII в. по балкарским и карачаевским землям прошла опустошительная эпидемия чумы, в результате которой население очень резко сократилась. С этого времени наступает упадок могущества и влияния таубиев. С началом в XIX в. Кавказской войны, когда российская империя приступила к активной военной колонизации горной полосы Кавказа, карачаевцам пришлось объявить нейтралитет, поскольку после эпидемии боеспособного населения не хватало для продолжительных военных действий. Балкарцы, опасаясь вторжения российских войск, в 1827 г. отправили делегацию в Ставрополь, где располагался главный штаб русского военного контингента на Северном Кавказе, и изъявили желание добровольно вступить в российское подданство при условии сохранения за ними права на исламское вероисповедание и разбирательства внутренних дел по своим религиозным и национальным обычаям. Российская администрация приняла их условия, однако в залог сохранения верности стала забирать от знатных балкарских фамилий аманатов — мальчиков и юнош, которые воспитывались в русских крепостях и обычно затем поступали на русскую военную службу. Другие знатные балкарские мужчины тоже должны были по указанию российских властей выступать на воинскую службу. В 1828 г., заподозрив карачаевцев в нарушении объявленного ими военного нейтралитета, в частности, в участии в нападении горцев на казачью станицу Незлобную при реке Подкумок, российское командование ввело войска под командование генерала Г. Эммануэля на территорию Карачая. В разыгравшемся 20 октября 1828 г. жестоком сражении на перевале Хасауки полтысячи карачаевских воинов под командованием верховного таубия Ислама Крымшамхалова икарачаевцы и балкарцы воевали с россией его дружинника Казбека Байрамкулова 12 часов противостояли превосходящей их более чем в три раза по числу, оснащенной десятью орудиями экспедиции Г. Эммануэля. В конце концов под натиском превосходящих сил карачаевское войско было вынуждено отступить; И. Крымшамхалов получил ранение. Позже карачаевская знать признала себя подданными российского императора Николая I, однако в связи с сильной облесенностью высоких и крутых карачаевских гор, что затрудняло маневрирование российских войск, эта зависимость несколько лет оставалась лишь формальной. Только в 1834 г. карачаевские князья подчинились России окончательно.  В 1855 г. войска генерала В. Козловского проложили в лесистые горы Карачая дорогу, основной целью чего было, конечно, создание удобных условий для подавления возможных мятежей, однако этой дорогой было разрешено пользоваться и самим карачаевцам для торговых целей. По этой дороге на российские рынки впервые вышел из гор знаменитый продукт карачаевской национальной кухни — кефир. Именно в Карачае в давние времена была изобретена кефирная закваска, которая, как гласит предание, была открыта совершенно случайно в бурдюке одного пастуха. Кефирные грибки, до того времени нигде больше не встречавшиеся, были проданы русскому молокозаводчику Н. Бландову, вернее, посланной им на Кавказ знаменитому технологу И. Сахаровой, карачаевским узденем Бекмурзой Байчоровым. В 1867 г. в Балкарии и Карачае постановлением российских властей были отменены рабство и крепостное право.

Тем не менее, в период царского режима балкарцы и карачаевцы, как и все горские народы Северного как жили карачаевцы и балкарцы при царском режимеКавказа, тяжело страдали от малоземелья и пережитков феодальной эпохи, из-за которых их хозяйства в условиях бурно развивающихся капиталистических отношений не могли успешно конкурировать с латифундиями российских дворян и купцов, фермами зажиточных у карачаевцев и балкарцев один языкказаков. Поэтому в первое десятилетие после революции 1917 г. большинство таулула, как и у других горских народов Кавказа, поддержало советскую власть. Карачаевцы и балкарцы активно приняли участие в боевых действиях на кавказском фронте Гражданской войны на стороне «красных». Из их среды выдвинулось немало местных большевистских предводителей (М. Энеев, Ю. Настуев, К. Ульбашев и многие другие). В 1922 г. какие отношения были у балкарцев и карачаевцев с советской властьюбольшевиками была в составе Кубано-Черноморской области (раннесоветская административно-территориальная единица на Северном Кавказе) образована Карачаево-Черкесская автономная область, в которой карачаевцы наравне с проживающими по соседству черкесами (западными кабардинцами) получили государственное самоуправление. В том же году в составе Терской народной республики была образована Кабардино-Балкарская автономная область, в которой государственное самоуправление получили балкарцы наряду с восточными кабардинцами. В 1936 г. Кабардино-Балкарская автономная область была преобразована в Кабардино-Балкарскую автономную советскую социалистическую республику (КБАССР). В разговорной речи за автономиями кабардинцев, балкарцев и карачаевцев закрепились названия Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Советская власть, ликвидировав сословные различия в обществе, активно проводила политику просвещения и вовлечения в общественную и государственную жизнь всех народов образованного в 1922 г. СССР. В начале 20-х гг. в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, как и по всей стране, были проведены срочные мероприятия по обучению грамоте всего неграмотного населения. В столицах автономий Нальчике и Черкесске (бывшем Баталпашинске) были открыты культурные и просветительские учреждения. Простые балкарцы и карачаевцы получили доступ к образованию, а общее образование детей стало обязательным и организовывалось советским государством. Представители карачаевцев и балкарцев появились среди что принесла советская власть карачаевцам и балкарцамстудентов крупнейших вузов России в Москве и Ленинграде. В какие есть известные деятели балкарского и карачаевского народаранний советский период активно развивается и модернизируется культура народа таулула. В это время занимался творчеством целый ряд талантливых национальных поэтов и писателей, таких как К. Мечиев, С. Шахмурзаев. Быстро возрастал уровень жизни, развивалась медицина, к которой получило бесплатный доступ все население, прокладывались дороги, с помощью механизированного труда распахивались новые земли, открывались новые фабрики и заводы.старые фото карачаево-черкесии

Однако с начала 30-х гг. в связи с усилением влияния проводившего политику культурной унификации народов СССР, расширения государственного террора и фактически принудительной коллективизации сельских хозяйств И. Сталина отношение балкарцев и карачаевцев, а также других горских народов к советской власти быстро стало меняться. Хотя формально меры по развитию национальной культуры продолжали осуществляться (в 1940 г., например, был создан Балкарский драматический театр), управление автономиями осуществлялось уже не в национальных, а партийно-номенклатурных интересах, имело целью полностью подчинить все народы нараставшему советскому тоталитаризму. В 1930 г. в Чегемском ущелье произошло массовое выступление сельских жителей, недовольных грубыми действиями советского партийного руководства при создании коллективных хозяйств (колхозов). В последующее десятилетие развернулись репрессии против продолжавших отстаивать национальные интересы партийных работников и уделявших слишком много внимания самобытности национальной культуры представителей молодой карачаево-балкарской интеллигенции, в ходе которых практически все они, кроме оказавшихся готовыми поддержать во всем сталинский тоталитаризм, были расстреляны или высланы в лагеря. Окончательно оттолкнула массы карачаево-балкарского народа от советской власти начавшаяся беспощадная антирелигиозная политика, в ходе которой репрессиям стали подвергаться духовные лидеры и просто очень религиозные люди, оскверняться мечети и тексты Корана, а горским детям в школах религия как горцы кавказа боролись против советской властипреподноситься как зло и средство эксплуатации трудового народа. В ответ в балкарских и карачаевских селах начались массовые выступления и протесты, многие люди уходили в горы и начинали партизанскую войну, нападая на отделения милиции и колонны Красной Армии, убивая партийных работников, отбирая у советских служб собранную для поставок государству колхозную сельхозпродукцию. На борьбу с горскими партизанами (абреками), которым оказывало широкую поддержку местное население, направлялись войска. С началом Второй Мировой войны и приближением к горной полосе Кавказа немецких войск советские органы внутренних дел и государственной безопасности развернули настоящий террор против карачаево-балкарского населения, которое, как опасались они, окажет поддержку вермахту и способствует проходу немцев через высокогорные перевалы в Закавказье, несмотря на то, что большинство боеспособных мужчин было с началом войны мобилизовано и вполне усердно воевало в рядах Красной Армии. Особенно драматичные события разыгрались в 1942 г. — перед приходом немецких войск, в Черекском ущелье, где войска НКВД, проводившие операцию по зачистке гор от абреков, расстреляли несколько сотен мирных жителей, в том числе женщин, детей и стариков, и сожгли несколько балкарских сел.

Летом 1942 г. территория Карачаево-Черкесии и, в значительной степени, Кабардино-Балкарии была немцы приходили на кавказоккупирована немецкими войсками группы армий «А» под командованием В. Листа. В горах, а особенно — на высокогорных перевалах, отделяющих Карачай от Грузии и Абхазии, развернулись жестокие сражения между вермахтом и частями Красной Армии, стремившимися не допустить прорыва немцев в Закавказье. Именно в карачаевских горах в основном действовала знаменитая горно-стрелковая дивизия вермахта «Эдельвейс». Несмотря на продолжительный и ожесточенныйв карачаево-черкесии и кабардино-балкарии была война с немцами натиск, немецким войскам, действия которых также сковывались укрывавшимися в горах красными партизанами, не удалось преодолеть упорное сопротивление горных частей Красной Армии, и осенью они отступили в долины, а после разгрома группировки вермахта под Сталинградом немецкое командование, опасаясь обширного окружения на Кавказе, стало спешно отводить войска с Кавказа.

После занятия Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии советскими войсками партийное руководство кто выселял карачаевцев и балкарцев в среднюю азиюпод непосредственным началом главы НКГБ В. Меркулова и главы НКВД Л. Берия стало разрабатывать план по очищению горной полосы Кавказа от нелояльного советской власти населения. 2 ноября 1943 г. вошедшая в Карачай более чем 53-тысячная группировка войск НКВД и Красной Армии под инспекцией работников НКГБ (Народный комиссариат государственной безопасности) заняла карачаевские села. Принудительно погрузив все их население: по большей части женщин, детей икак депортировали кавказские народы стариков, так как большинство боеспособных мужчин находилось на фронте, в грузовики, советские войска вывезли его на заранее подготовленные и оборудованные железнодорожные станции, откуда несколькими эшелонами практически в полном составе карачаевский народ был депортирован на зачем карачаевцев и балкарцев выселяли в среднюю азиюспецпоселения в Казахстан и Киргизию. 8 марта 1944 г. та же участь постигла и балкарцев. Формальным поводом к депортации стали донесения агентов НКГБ об активном сотрудничестве многих балкарцев и карачаевцев с немецкой администрацией во время оккупации. Степень достоверности этих сведений в наше время установитьчем объясняли выселение карачаевцев и балкарцев невозможно. Насильственное переселение в условиях холодов, скученности в закрытых товарных вагонах плохих медицинской помощи и обеспечения продуктами питания привело к массовой гибели населения. Вслед за гражданским населением были отозваны с фронта и также депортированы в Среднюю Азию красноармейцы карачаевской и балкарской национальностей. В Средней Азии карачаевцы и балкарцы расселялись на спецпоселениях, находившихся далеко одно от другого, вперемежку с населенными пунктами местных жителей, что, по замыслу советского руководства, должно было способствовать их этнической ассимиляции. В то же время на спецпоселениях устанавливался жесткий административный режим, направленный на изоляцию их обитателей, в частности, без специального разрешения им не разрешалось заходить дальше определенного мизерного расстояния от окраины спецпоселения.

В ссылке депортированные с Кавказа народы оставались в течение 13 лет. Только 28 марта 1957 г., через четыре года после смерти И. Сталина, ареста и казни В. Меркулова и Л. Берия, Президиум Верховного Совета СССР постановил считать репрессии против балкарцев и карачаевцев, а также других народов Кавказа (23 февраля 1944 г. депортации были подвергнуты также чеченцы и ингуши) преступными и необоснованными. Депортированным народам было разрешено вернуться на родину, они были юридически восстановлены во всех гражданских правах. Однако неформально советское руководство и впредь проводило политику ограничения их участия в общественной и политической жизни (их представители «строго дозированно» принимались в высшие учебные заведения и на престижные государственные должности, нечем знамениты земли карачаевцев и балкарцев брались на службу в элитные войсковые подразделения). Бóльшую часть советского периода Кабардино-Балкария была автономной республикой в составе РСФСР (советской Российской Федерации), а Карачаево-Черкесия — автономной областью в составе Ставропольского края. После распада СССР в декабре 1991 г. центробежные силы довольно резко охватили Карачаево-Черкесию, которую, помимо карачаевцев и черкесов, населяет много русских, абазин и ногайцев. Представители наиболее многочисленных ее народов заявили о намерении создать на ее территории несколько национальных республик. Однако разделения Карачаево-Черкесии не произошло. 21 апреля 1992 г., Съездом народных депутатов РСФСР была внесена поправка, согласно которой Карачаево-Черкесская автономная область получала статус автономной республики. Принятая 12 декабря 1993 г. (вступившая в силу 25 декабря) Конституция Российской Федерации, ныне действующая, подтвердила ее республиканский статус.где изобрели кефир

В настоящее время карачаевцы имеют численность около 225 тыс. человек, из них в Карачаево-Черкесии, где являются самой многочисленной этнической группой — около 194 300 (41%). Численность балкарцев — около 125 тыс. человек, в Кабардино-Балкарии — около 108 500 (12,7%).

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

11 комментариев

  1. Мне как представителю этого народа (мама карачаевка, а папа — балкарец) было интересно узнать еще больше интересных фактов из истории. Язык карачаевцев и балкарцев очень похож. Существуют небольшие различия, но они незначительные. Говор у карачаевцев быстрее. А балкарцы делятся еще на таулула и малкъарлыла, и зависит это от села и ущелья, откуда они родом. Их речь тоже чуть-чуть отличается. Ну и самая большая лично для меня гордость — это хычины, особенно балкарские. Те, кто не пробовал, обязательно исправьте это. Можно попробовать их, приехав в Нальчик, в Приэльбрусье. Хотя, их можно отведать и в крупных городах, например, в Москве, Питере. Есть службы доставки.

  2. Получается, что кинжал в данном случае ещё и роль паспорта исполнял. Всё не просто так.

  3. Максим Рябинин

    У меня есть знакомый, который живет в горном поселку Гойтх (Туапсинский район). Нашел в выгоревшем лесу сабельку. Отнес в музей — там поблагодарили, сказали половецкая. Говорят местные часто находят такие предметы. Особенно после пожаров.

  4. Очень интересно проследить миграцию народов и дальнейшее проживание на территории нашей страны! Написано доступно, читать было легко. А уж о красоте мест самой Карачаео-Черкесии даже и говорить не приходится!

  5. Татьяна Миронова

    Что-что, обычай гостеприимства сохранился на Кавказе поныне. И сейчас гостю наилучшую комнату предоставляют, лучшей едой потчуют. Века проходят, традиции остаются.

  6. Прочитал эту статью и много узнал нового об этом народе который населял Кавказ. Очень интересно и познавательно. Всем любителем истории рекомендую.

  7. Интересный и более чем достоверный материал про карачаевцов

  8. Уважаемые авторы, а вы не допустили здесь ошибку? Разве кефирную палочку придумали не кабардинцы и строго охраняли этот секрет? Если я не права, то сошлитесь на какие-то источники. Это, конечно, частности, но все-равно хочется уточнить. В целом же статья просто уникальная в своем роде, написана простым живым языком и я восполнила свои знания о Кавказе, о его народах. Спасибо.

    Подробнее со ссылками на источники можно почитать в работе С. А. Рогатко «История продовольствия России с древних времен до 1917 г. Историко-экономический взгляд на агропромышленное развитие Российской империи».admin

    • Алим Хуболов

      Кефир такой же , как и Герой Советского Союза летчик-истребитель Алим Байсултанов, как покоритель Эвереста Абдул-Халим Ольмезов, поэт Кайсын Кулиев, проводник экспедиции на Эльбрус Килар Качиров и многие и многое другое, что , по обыкновению своему, стараются приписать . В том числе и карачаевскую лошадь, балкарский хычин и, естественно, не обошлось без попытки присвоить себе и происхождение кефира. Исторические факты говорят об обратном.

      Пожалуйста, соблюдайте определенную корректность, обсуждая вопросы национального характера.admin

      • насчет хичинов не спорю,а вот про лошадь карачаевскую,которой в природе до 1991 года не существовало и насчет Хачирова ты погорячился

  9. Статья написана четко и понятно. Читала на одном дыхании. Браво автору.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

девятнадцать + двадцать =