кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Запад » Потомки основателей Священной Римской империи

Потомки основателей Священной Римской империи

К V в. н.э. территорию Средней и Восточной Европы между реками Рейн и Висла, часть правобережья откуда происходят немцыДнепра и северо-западное побережье Азовского моря до реки Дунай на юге заселили пришедшие из региона Северного и Балтийского морей племена германцев. Они прославились как отчаянные воины, считавшие военные походы смыслом жизни и верившие, что мужчины, погибшие в бою, попадают в счастливую страну — Валгаллу, где одним из главных развлечений являются каждодневные сражения, после которых убитые вновь воскресают и весело пируют со своими победителями. Слово «германец» — латинское (germanus), то есть, возникло оно в Древнем Риме. О происхождении этого слова существуют лишь теории. Сами германцы так себя не называли, и вообще, не считали себя единым народом; их разные племенные союзы друг к другу относились так же как и ко всем остальным чужакам. Древние римляне описывали германцев как сильных и рослых людей со светлыми волосами и голубыми глазами. Германцы жили в домах продолговатой формы, стены которых были сделаны из опиравшегося на деревянные столбы и обмазанного глиной плетня. В мирное время их основным занятием было скотоводство (разводили преимущественно коров и овец) и земледелие (выращивали ячмень, рожь, овес, пшеницу). Одежду: рубахи, теплые плащи-накидки, у женщин — платья, у мужчин — иногда штаны, шили из льна и шкур животных. Общиной руководили старейшины, распределявшие между семьями общую землю, осуществлявшие почему слова германия и немцы такие разныесудопроизводство и улаживавшие внутренние споры. Отправляясь на войну, мужчины избирали боевого предводителя — герцога. Постепенно у германцев сложилась родоплеменная знать — эделинги, состоявшая из военных вождей и их постоянной дружины — воинов, которые ничем, кроме службы вождю, не занимались. Дружины эделингов становились главной ударной силой германского войска, а роль прочих свободных мужчин все больше сводилась лишь к выполнению на войне вспомогательных функций и выступлению в крупные походы. Появились короли — вожди, объединявшие под своей верховной властью общины разных герцогов.

Именно германцы сокрушили много веков господствовавшую в Европе Римскую империю, точнее, ее чем знамениты германцызападную часть. В 476 г. германский вождь Одоакр низложил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа, после чего она распалась на ряд независимых государств. Сам Одоакр был провозглашен королем Италии. В том же столетии король жившей у южных берегов Северного моря (современные Бельгия и Нидерланды) ветви германского племенного союза франков Хлодвиг завоевал бывшую римскую провинцию Галлию и издал на подвластной территории свод писаных законов — Салическую правду, заменившую традиционные правовые нормы. В 496 г. Хлодвиг принял христианскую религию, которая стала государственной в созданной им Франкском королевстве. К королям и их наместникам перешло от общинных старейшин большинство судебных полномочий и право распределения земель. Франкские короли правили, опираясь на служивших им знатных предводителей, которых за неповиновение могли изгнать со своих земель. Служившие королю вассалы тоже наделяли земельными владениями служивших им самим знатных воинов. А простой народ, трудившийся на этих землях и уже редко выступавший на войну, должен был взамен военной защиты и поддержания порядка отдавать аристократам часть продукции своего труда. Так в почему немцы так называютсягерманских землях складывалась типичная для Средневековья феодальная система. Почти через три столетия после Хлодвига — в 768 г., королем франков стал Карл I. Свое правление он посвятил расширению пределов франкской державы путем завоевательных походов в соседние страны, о чем мы уже говорили на history-thema. Он вынудил покориться себе большинство других германских племен Средней Европы, а также германское королевство лангобардов в Северной Италии. В 843 г. внуки Карла I разделили Франкскую империю между собой, в результате чего образовалось три больших независимых королевства: Западно-Франкское (будущая Франция), Срединное (вскоре оно тоже распалось) и Восточно-Франкское. Первым королем Восточно-Франкского королевства стал средний внук Карла I Людвиг.

В Западно-Франкском королевстве германцы-франки представляли лишь знатную, правящую прослойку населения. В основном же оно было населено потомками кельтов (галлов) — древних жителей этих земель, и переселившихся в Галлию в то время, когда та была частью Римской империи, римлян. Эти народы говорили на разных языках, поэтому общегосударственным языком Западно-Франкского королевства стала более-менее понятная всем со времен римского господства латынь. Постепенно латинский язык смешался здесь с заимствованиями из коренных и германских языков, превратившись в старофранцузский. На базе того с течением столетий сложился современный французский язык. В Восточно-Франкском королевстве же этнолингвистический состав населения был иным. Восточно-Франкское королевство охватывало территорию Средней Европы, где издавна расселялись германские племена, впоследствии завоеванные Карлом I. Здесь потомки разных германских племенных объединений: те же франки, а кроме них алеманны, саксы, бавары, готы, швабы и др., составляли абсолютное большинство населения. В Восточно-Франкском королевстве германское происхождение имели и знать, и простой народ. Поэтому после смерти в 911 г. последнего его короля из потомков Карла I — Людовика IV, а затем — возведенного на престол франкского герцога Конрада, и воцарения в 919 г. уже не франка, а сакса Генриха I историки называют это королевство королевством Германия. В 962 г. король Германии Оттон I, значительно укрепивший институт централизованной королевской власти и завоевав часть соседних территорий, в том числе королевство лангобардов в Северной Италии и сам Рим — духовный центр христианского мира того времени, был провозглашен императором. Этот год считается годом основания Священной Римской империи — обширного европейского государства, в состав которого впоследствии вошли многочисленные земли других народов, большей частью западных славян, однако административное управление им продолжало осуществляться из Германии. Священная Римская империя, несмотря на постепенно нараставшие упадок и децентрализацию власти, вызванную стремлением ее крупных феодальных владетелей к независимости от императорской власти, просуществовала до начала XIX в. включительно.

какие государства были у немцев

Пределы Священной Римской империи. Германия выделена жирным цветом

Населявшие Германию франки (франконцы), саксы (саксонцы), бавары, швабы, лангобарды и другие из каких народов образовались немцыгерманские народы не воспринимали себя как единый этнос. Однако они говорили на очень похожих языках, которые в противовес малопонятным для них северогерманским языкам, на которых говорили жители Скандинавии и Дании, и вовсе непонятным языкам других народов называли общим словом «diutisc», происходящим от слова «diot — народ». То есть, «народный язык», возможно, в значении «понятный» или «общий (для всех народов королевства)». Проживая в одном государстве, представители разных германских народов, говоривших на близких языках diutisc, часто контактировали друг с другом, так как приезжали торговать в одни города, общались с одними и теми же королевскими чиновниками, вместе выступали в военные походы. Это способствовало еще большему сближению языков, постепенному стиранию местных различий, активному заимствованию одними народами слов из языков других. Постепенно общее название языков королевства Германия трансформировалось из «diutisc» в почему немцы называют себя дойче«дойч» (современное немецкое написание «Deutsch»). А сами германские народы Средней Европы начинали чувствовать и определенную национальную близость, в результате чего у них появилось и общее для них всех обозначение: «дойчен» («Deutschen», ед. «дойче — Deutsche»), то есть «говорящие на языках «дойч». Англичане, румыны и некоторые другие народы называли германоязычное население Восточно-Франкского королевства и впоследствии Священной Римской империи старым латинским словом «german» — по названию страны, которую они населяли. Французы, испанцы, португальцы, через их посредство — арабы и затем турки, называли подданных короля Германии словом «aleman» или похожими словами — от названия алеманнов — одного из германских племенных союзов, чьи земли тоже вошли в состав Восточно-Франкского королевства. Народы Прибалтики и часть восточных славян называли германоязычных подданных Восточно-Франкского королевства Священной Римской империи латинским словом «тевтоны», как римляне называли одно изкакое отношения имеет германия к священной римской империи древних германских племен. Большинство же славянских племен называло их «немцами», что, по всей вероятности, происходит от старославянского корня «нем-», обозначающего непонятную речь (отсюда же: «немой»). Вплоть до конца Средневековья на Руси немцами называли все неславянские народы Северной и Средней Европы, в том числе население Балтии и англичан, лишь затем это слово закрепилось только за народами, говорящими на языках Deutsch. Однако некоторые исследователи связывают слово «немец» не со славянским «нем», а с названием германского племени неметов, чьи земли тоже вошли в состав королевства Германия.

В то же время ни в Восточно-Франкском королевстве, ни в Священной Римской империи немцы, несмотря на осознание языковой близости, не считали себя одной национальностью и очень долго тяготели к своим местным этнотерриториальным обозначениям. Германоязычный подданный императора считал себя франконцем, саксонцем, швабом, баварцем и др., а слово «Deutsche» для него было скорее обозначением общности языка. Всю историю Священной Римской империи ее провинциальные правители — герцоги и князья (фюрсты), стремились достичь бóльшей свободы в управлении своими владениями, время от времени восставали против императора, без конца устраивали войны друг с другом. В конце XIII — XIV вв. население почему в стольких странах немецкий язык государственныйнескольких горных долин на германском юго-западе завоевало себе право самостоятельно вести свою внутреннюю и внешнюю политику, оставив императору лишь свое номинальное подданство. В результате из союза этих областей (кантонов), расположенных в Альпах, ближних горах Юра и на плато между ними, образовалось государство Швейцария (по названию одного из кантонов Швиц). В XV в. от империи фактически отделилась когда австрия стала отдельной от германии странойАвстрия — герцогство, в 1156 г. выделившееся из состава Баварии. Именно стремление крупных феодальных владетелей обособиться от императорской власти способствовало успеху в Германии церковной Реформации, начатой саксонским священником Мартином Лютером (1483 — 1546), и распространению протестантизма, главной доктриной которого стало отрицание посредничества церкви между людьми и Богом. Дело было в том, что власть императора освящалась Папой Римским, поэтому для христианина-католика отречение от императора рассматривалось как отречение от Бога и ставило его вне всех законов. Религиозный авторитет императорской власти нередко был единственным, что удерживало откуда происходит название протестантизмвольнолюбивых феодалов от откровенных мятежей, поэтому учение Лютера, отвергавшее возможность церкви прямо влиять на христианскую чистоту человека и спасение его души, было воодушевленно встречено многими князьями. Само название христианского направления «протестантизм» возникло именно в Германии: когда в 1529 г. шесть князей и четырнадцать вольных городов отказались признавать постановление собравшегося в городе Шпайер рейхстага (общегосударственного съезда высшей аристократии, духовенства и представителей вольных городов) об осуждении Мартина Лютера и его учения, то есть, выразили так называемый «шпейерский протест». Впоследствии Германию долго сотрясали войны религиозной окраски: сначала между вдохновленными Реформацией, недовольными увеличением как жила германия в старое времяфеодальных повинностей крестьянами и феодалами, затем — между княжествами и городами, где укрепился протестантизм (лютеранство), и оставшимися верными императору и католической вере. Особенно опустошительной же стала проходившая преимущественно на территории Священной Римской империи Тридцатилетняя война 1618 — 1648 гг., в которую активно вмешивались соседние державы. К концу существования Священной Римской империи императоры потеряли всякую власть, а сама держава распалась на ряд больших и мелких государств, которые лишь формально считали себя императорскими владениями, в действительности уже не придерживаясь никакого, даже относительного, единства и полностью самостоятельно выстраивали всю свою политику. Некоторым императорам даже приходилось едва ли не нищенствовать, переезжая из монастыря в монастырь, чтобы только найти источник содержания. В 1806 г. последний император Франц II, который одновременно был королем нескольких считавшихся частью Священной Римской империи государств, после поражения от войск Наполеона при Аустерлице отрекся от верховного императорского трона. После этого империя официально прекратила свое существование.

Тем не менее, она оставила определенное языковое и культурное наследие народам, которые жили под ее властью или тесно с ней контактировали. В том числе некоторые политические термины германского происхождения, распространившиеся, в частности, в Чехии, Литве, Польше, Украине и Белоруссии: шляхта (мелкопоместное дворянство, от «schlagen — бить», то есть, «дробь, порода»), гетман (высший военачальник, от «Hauptmann — главный человек, предводитель»), рыцарь (от «ritter — всадник»).

Для самих немцев многовековое общее подданство тоже не прошло даром. Хотя, как уже говорилось, и в начале XIX в. они все еще не осознавали себя единым народом, к XVII в. в условиях тесных контактов внутри в каких домах жили немцыгерманской части Священной Римской империи сложились в значительной степени общая немецкая культура, сходный для разныхнемецких народов тип хозяйства, сходная традиционная одежда. Немцы жили в домах на каркасе (фахверке). Несущей основой были прочные деревянные столбы, укрепленные наклонными распорными балками. Между столбами возводили стены из самана (глины, для прочности смешанной с соломой или камышом) или (в городах) из кирпича. При этом столбы и балки конструкции оставались видны снаружи. На севере Германии в каких домах жили немцыстроились дома одноэтажные, включавшие в себя помимо жилых комнат и хозяйственные помещения. В Средней и Южной Германии, Швейцарии и Австрии строили двухэтажные дома, хозяйственные постройки размещали во дворе. При этом в средненемецком жилище на первом этаже дома располагались жилые комнаты, а на втором — подсобные помещения, тогда как в южнонемецком, австрийском, швейцарском было наоборот. В горных районах, где не было недостатка в камне, а неровный рельеф, частые подземные толчки требовали особой прочности конструкции, первый этаж дома делали каменным, а второй — деревянным. Отапливалось жилище на севере Германии очагом, на остальной территории, в Австрии и Швейцарии в каких домах жили немцыбыли распространены также печи. В сельской местности основным занятием было земледелие и скотоводство, однако в разных областях расселения немцев выращиваемые культуры и разводимые животные имеликак жили и одевались немцы раньше разное соотношение в зависимости от природных условий. На севере, где климат более холодный, выращивали больше рожь, а с XVII в. широко распространился завезенный из Нового Света картофель. На юге основной хлебной культурой была пшеница. На большей части территории Германии было распространено свиноводство, но в что интересного было в немецкой жизниальпийских районах активно разводили овец, легко переносящих типичные для гор неожиданно сильные похолодания. От типа хозяйства зависела и традиционная пища немцев. На столе северных немцев обычными были ржаной хлеб и блюда из картофеля, а на юге ели лапшу, суп с клецками и пшеничный хлеб. Из мяса во всех районах изготовляли много сосисок и колбас. Из овощей особое внимание уделялось капусте. Квашеная капуста считалась праздничной едой.

как раньше одевались немцыВ XVI — XVII вв. сложился традиционный немецкий костюм: рубахи, у мужчин — как выглядит тирольская шляпаштаны — короткие или длинные, жилеты, куртки, безрукавки, шейные платки, у женщин — юбки, передники, кофты, наплечные платки. Обувью служили кожаные башмаки с пряжками или сапоги. Некоторые немцы носили также деревянные башмаки. Традиционный немецкий костюм продержался в употреблении, однако, по историческим меркам не очень долго: в XIX в. в связи с бурным развитием промышленности его вытеснили общеевропейские предметы одежды фабричного производства.

У немцев, несмотря на христианское влияние, долго сохранялись пережитки древних языческих верований. Германия была страной, где наибольшего пика достигли преследования колдунов и ведьм в конце Средневековья — начале Нового Времени. До сих пор в Германии с 30 апреля на 1 мая отмечается Вальпургиева ночь, восходящая к древнегерманскому языческому празднику наступления весны, хотя само название восходит к христианской проповеднице VIII в. Вальпурге. В средние века считалось, что в Вальпургиеву ночь наступал разгул нечистой силы. Ведьмы садились на метлы и слетались на вершины холмов и гор, где предавались оргиям вместе с демонами. По-видимому, это поверье отражает народные воспоминания о каких-то древних языческих культах, отголоски которых дожили до периода «ведьмофобии», когда церковь и государство решительно повели наступление на пережитки языческих традиций, под предлогом борьбы с колдовством сжигая на кострах последователей тех.

Немцы всегда характеризовались старательностью, педантичностью и трудолюбием, которые у их соседей вошли в поговорку. Поэтому Германия стала европейской страной, в которой особенно интенсивно развивались капиталистические отношения. К концу XIX в., когда она вновь стала единым государством и обзавелась собственными колониями в разных частях света, по объему промышленного производства она обогнала Великобританию — прежнего мирового экономического и геополитического гегемона. В немецкой среде существовало и существует четкое разграничение личного и общего. В этом плане немцы, как и все европейцы, отличались от большинства народов Востока, для менталитета которых было характерно преобладание общего над частным, интересов общины или государства над интересами отдельных лиц и семей. Но в то же время общественные традиции у немцев были выражены значительно сильнее, чем у многих других народов Европы, что позволяло им весьма эффективно переживать неблагоприятные времена своей истории. Немец был полным хозяином в своем доме, в своей семье, сам выбирал себе род занятий и какие у немцев национальный характер и традицииместожительство (за исключением крепостных крестьян), однако в отношениях с соседями подчинялся общине, был готов немедленно прийти на помощь в случае стихийного бедствия, поделиться куском хлеба с обедневшим соседом. В общежитии поддерживался строгий порядок, община следила, чтобы никто не притеснял других и не создавал помех своим соседям. Такие же дифференциация личного и общего, строгое следование установленному порядку поддерживались и в семье. Семейные отношения имели отчетливо выраженный патриархальный уклад. Женщина имела мало личной свободы, будучи сильно зависимой от воли мужа, хотя в горных районах Швейцарии, где мужья часто уходили на все лето пасти скот на альпийских лугах, жена фактически становилась в отсутствие мужа главой семьи.

Во второй половине XIX в. немецкие государства, политическая воля и свобода экономического развитиякогда германия стала единой которых испытывали сильное стеснение от установившейся в Европе гегемонии Франции, начинают тяготеть к новому объединению. В авангарде объединительного движения стояли король Пруссии — самого сильного из них, на севере Германии, Вильгельм I Гогенцоллерн и его канцлер (высшая должность в когда немцы стали одним народомгосударственном административном аппарате) Отто фон Бисмарк. В 1866 г. Пруссия разгромила армию Австрии, которая сама претендовала на роль объединителя немецких земель, после чего был образован Северогерманский союз — конфедерация 21 немецкого государства под председательством Вильгельма I, который был провозглашен императором Германии. В конфедерацию вошло абсолютное большинство населенных немцами земель. В 1870 — 1871 гг. государства Союза блестяще выиграли войну с Францией, которая в результате утратила свою гегемонию в когда германия стала сильнойЕвропе. После этого Германия с ее бурно развивавшейся промышленностью быстро начинает завоевывать экономическое первенство среди европейских стран, колонизировать далекие земли за морем. В конце концов государства Северогерманского союза утратили свою самостоятельность и полностью подчинились единой власти Гогенцоллернов. Так из конфедерации возникло новое единое государство с сильной централизованной властью императора — Германия, которая уже с республиканской формой правления существует и по сей день. Очень быстро власти объединенной Германии столкнулись с проблемой недостаточного языкового единства ее населения. Немцы по-прежнему говорили на разных языках, и, хотя те были в целом очень похожи (обычно их называют немецкими диалектами), нередко возникали ситуации, когда выходцы из разных земель все же не могли понять друг друга. Тогда в качестве стандартного кто такие братья гриммгосударственного был принят язык населения Средней и Южной Германии (верхненемецкий), словарь которого в конце 50 — начале 60-х гг. XIX в. был составлен немецкими лингвистами Якобом и Вильгельмом Гриммами. Этот язык использовался для государственного делопроизводства, преподавался в школах, на нем издавалась литература. В связи с развитием промышленности и переселением большого числа крестьян в города общегосударственный язык приобретал все большую популярность, постепенно вытесняя традиционные диалекты. В крупных промышленных городах выходцы из разных областей Германии смешивались между собой, а возросший уровень коммуникации способствовал усилению национальной солидарности подданных Гогенцоллернов и в сельских районах. К началу XX в. немцы Германии, наконец, осознали себя единым этносом, хотя некоторые местные языковые и культурные отличия в разных областях Германии существуют и до сих пор.

Политические и экономические успехи Германской империи способствовали определенному духовномукогда германия тсала экономически сильной сближению с ее подданными и жителей не вошедших в нее немецких государств (Австрии, Швейцарии), а также немцев, проживавших в диаспорах — потомков переселенцев из старой Германии в иноязычные государства, например, в Российскую империю. Они тоже стали причислять себя к единому немецкому этносу. В нацистской Германии (1933 — 1945) немцев, проживающих за пределами страны, называли фольксдойче (Volksdeutsche), то есть, «немцы народа». Немцев самой Германии кто такие немцы поволжьяназывали рейхсдойче (Reichsdeutsche), то есть, «немцы государства, державы». После падения национал-социалистического режима эти названия были упразднены. В нацистский период 1938 г. Германия присоединила к своей территории также Австрию («аншлюс — объединение») и населенную преимущественно немцами Судетскую область Чехословакии. Головокружительные успехи в экономическом и культурном развитии, международной политике сыграли для зачем германия развязала две мировые войныГермании не только позитивную, но и отрицательную роль: в погоне за еще бóльшими достижениями, стремлении к мировой гегемонии Германия в XX в. была инициатором двух мировых войн, которые обе закончились для нее плачевно. После Второй Мировой войны Германия силами оккупировавших ее стран (СССР, США, Великобритании, чем знамениты немцыФранции) в 1949 — 1990 г. была искусственно разделена на два государства: Германскую Демократическую Республику с социалистическим строем и Федеративную Республику Германия, где были установлены типичные для государств Западной Европы демократический режим и рыночно-капиталистический экономический строй. Австрия вновь стала независимым государством, а Судетская область возвращена Чехословакии. 3 октября 1990 г. после падения господства социалистической партии ГДР была упразднена, ее земли включены в состав ФРГ, таким образом, единство Германии было восстановлено. В настоящее ФРГ имеет один из самых высоких в мире австрийцы лихтенштейнцы и швейцарцы сейчас считают себя немцамиуровень развития экономики, уступая по размеру внутреннего валового продукта на душу населения только США. В то же время, к началу нашего века в связи с общим ростом экономического благосостояния Европы, отходом от прошлой державной политики европейских стран начался и отход от осознания национальноголихтенштейнцы и австрицы это немцы единства немецких народов, являющихся титульными в других государствах. Основное население Австрии, Лихтенштейна, немецкоязычных кантонов Швейцарии уже все реже называет себя словом «Deutschen», предпочитая определять свою национальность по признаку гражданства: австриец (Österreicher швейцарцы это немцы[остерайхер]), лихтенштейнец (Liechtensteiner [лихтенштайнер]), швейцарец (Schweizer [швайцер]). Тем не менее, в этих странах в качестве государственного принят тот же верхненемецкий литературный язык, относящийся к западной подгруппе германской группы индоевропейской языковой семьи.где сейчас живут поволжские немцы Немцы диаспор, однако, в частности, поволжские немцы (Wolgadeutschen) — потомки переселенцев в российское Нижнее Поволжье из германских государств конца XVIII в., в результате принудительной депортации советскими властями в 1941 — 1942 гг. расселившиеся по разным регионам СССР преимущественно на Урале, в Сибири и Казахстане, по-прежнему осознают этническое единство с немцами Германии.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

3 комментария

  1. Оказывается, Гримм не только сказочники! Но в будущем, думаю их усилия пропадут, скоро мигранты по составу превысят коренных немцев, значит и язык будет меняться.

  2. Сейчас немец уже не тот. Навряд ли теперь у них найдется такой харизматик как Хлодвиг или Бисмарк.

  3. Удивляет, что немцы после войн и разрух быстро восстанавливаются даже будучи побежденными.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

восемнадцать + 11 =