Период ордынского ига на Руси - смена ментальности - history-thema.com История - от древности до наших дней
кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Россия » Период ордынского ига на Руси — смена ментальности

Период ордынского ига на Руси — смена ментальности

После Западного похода монголов и «Батыева погрома» Русь была совершенно разорена; погибли десятки отчего наступило монголо-татарское иготысяч человек, целые города были сровняны с землей и больше никогда не восстановились. Поэтому когда Бату-хан, расположив свою постоянную ставку в половецких степях Нижнего Поволжья и основав на ее месте новый город Сарай-Бату (или просто Сарай, т.е., «дворец»), отправил послов к выжившим русским князьям с требованием покорности, никто, кроме поплатившегося за это жизнью Михаила Черниговского, не решился противиться. Князья понимали, что если уж они с прежней силой не смогли остановить нашествие войска Бату, то теперь, после разорения, им ни за что не устоять перед повторным кошмаром монгольского вторжения. Князья несли ответственность за защиту спокойствия своих подданных, и им пришлось, смирив привычную гордость, отправляться в ханскую столицу и, поклонившись победителю, получать ярлыки — разрешительные грамоты, на правление в собственных землях, которые на правах верховной собственности теперь принадлежали Бату и его преемникам. В свою очередь сами ханы Улуса Джучи — созданного Бату и его старшим братом Орду огромного по тем временам государства степных кочевников, первое время так же отправлялись за разрешением править в нем к верховному правителю Монгольской империи в город Каракорум. Но в 1266 г. хан Менгу-Тимур приказал на монетах Улуса Джучи отчеканить собственное имя вместо имени верховного хана Хубилая. Это фактически означало провозглашение государственной независимости Улуса Джучи, который русские называли Ордой. С XVI в., когда Улус уже не существовал, в России за ним закрепилось название Золотой Орды.

где была золотая орда

Карта Улуса Джучи (Золотой Орды) в XIII в.

На Руси после монгольского нашествия наступила новая эпоха, впоследствии названная «ордынским игом» («иго» на древнерусском языке означает «ярмо»). Оно продолжалось с 1243 (когда владимирский князь Ярослав первым из русских князей вступил в подданство Бату) по 1480 г. (когда хан Ахмед увел войско от реки Угры, так и не решившись вступить в битву с московским великим князем Иваном III). За эти двести тридцать семь лет происходили кардинальные изменения в политической структуре Древней Руси и социальном сознании русского народа. Западные русские княжества (Киевское, Черниговское, Галицко-Волынское), чтобы не быть в зависимости от иноверных ханов Орды, постепенно переходили в подданство Великого княжества Литовского — сильного христианского государства, сумевшего несколько потеснить Орду на западе. Этнокультурное развитие населения этих земель дальше шло уже независимо от остальной части древнерусского этноса, и впоследствии на них сложились современные украинский и белорусский народы. Восточная же Русь далее развивалась под сильным политическим и культурным влиянием Орды. Ушла в прошлое овеянная нынче легендарным романтизмом эпоха былинных богатырей, независимых князей и что такое монголо-татарское ордынское иговольных пахарей. Орда была типичным восточным государством — феодальной деспотией с неограниченной централизованной властью хана, который по своему единоличному усмотрению определял границы уделов (улусов), назначал и смещал их правителей, издавал обязательные к исполнению на всей территории державы законы, мог в любое время вмешиваться в дела управления каждого отдельного феодального владения. Все подданные считались равными перед ханом; хан мог по самоличному решению назначать на любую должность и смещать с нее, оделить богатыми дарами и разорить, казнить или помиловать кого угодно из населения своей обширной державы — от раба до бека или князя. В течение ордынского господства централизация власти и усиление ее у князей становились все более выраженными и на Руси. Для удобства управления ханы из всех русских князей назначали старших — так называемых «великих князей». Институт великих князей существовал на Руси и прежде, но их власть над другими, помимо своего собственного, княжествами, как и единство Руси к моменту монгольского нашествия, была лишь номинальной. Теперь великие князья фактически становились наместниками хана над всей Русью, им были обязаны подчиняться все прочие русские князья, и их власть хан активно поддерживал военной помощью против непокорных. Так в Восточной Руси постепенно отмирали древние демократические традиции, формировались зачатки централизованной государственности, пока что навязываемой извне. Конечно, ордынским ханам была важна, прежде всего, надежность управления разделенной на многочисленные крупные и мелкие феодальные владения лесистой страной, и для этого они и проводили политику централизации власти на Руси. Но спустя два столетия именно ставшее следствием самой ханской политики преодоление феодальной раздробленности, объединение русских земель под сильной властью великих князей станет фактором, положившим конец ордынскому господству.

Территория Орды сразу после завоеваний Бату простиралась от Карпат на западе до реки Иртыш на востоке, включая в себя Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, низовья Дона и Поволжье, Северный Кавказ, юго-запад Сибири и территорию современного Казахстана. Впоследствии самую западную часть ее отвоевали у ханов литовские князья. Орда делилась на две части: западной управляли непосредственно ханы из потомков Бату, восточной — находившиеся от них в вассальной зависимости ханы из потомков его братакак жили русские во время ига орды Орду. Русские княжества непосредственно в Орду не входили, а были ее вассальными государствами. То есть, русские князья в целом самостоятельно, по собственным законам правили в своих уделах, постоянной администрации Орды в русских землях не существовало. Но князья должны были на внешнеполитической арене отстаивать интересы хана как свои собственные, присылать в помощь ему свои войска, а русский народ регулярно выплачивал в ханскую казну дань. Эту дань, выплачиваемую в основном пушниной и деньгами, на Руси называли выходом. Кроме того, в особых случаях, когда хан, например, собирал большой военный поход и нуждался в срочном пополнении казны, осуществлялись внеурочные сборы дани — запросы. Неплательщиков дани забирали в рабство. Первоначально Орда управлялась по общей для всей Монгольской империи системе, однако впоследствии усложнение общественной и политической жизни в стране побудило ханов перенимать более совершенную организацию государственного управления мусульманского Востока. В основном в этом вопросе ханы ориентировались на древние государства Средней Азии. А в 1314 г. хан Узбек, при котором Орда достигла наивысшего могущества, сам принял Ислам и объявил его государственной религией. В XIV в. подавляющее большинство населения Орды обратилось в Ислам. В том же столетии Орда была разделена на четыре больших улуса, которыми управляли ханские наместники — улусбеки. Ближайшим помощником хана и комендантом всех вооруженных сил Орды был беклярибек. В период упадка Орды влияние беклярибеков иногда превышало власть хана. Именно беклярибеком, а не ханом, как часто считается, был сражавшийся с русскими на Куликовом поле Мамай. Гражданской жизнью государства заведовал главный министр — везир, который возглавлял исполнительную коллегию — диван. В канцелярии дивана находились податные списки, какой была ордапо которым население страны платило налоги, в том числе переписи уплачивавших дань жителей Руси. До XV в. Орда была одной из самых богатых и процветающих держав Востока и самым сильным государством Восточной Европы. Расположения ордынских ханов искали европейские короли и папы римские, византийские императоры и османские султаны. Неоднократно Орда воевала с другими могущественными державами Востока, тоже образовавшимися в результате распада Монгольской империи (например, с Улусом Хулагу за власть в Закавказье), и с восточно-европейскими государствами — Великим княжеством Литовским, Польшей, балканскими владениями. На войнах сильно обогащалась ордынская знать.

Укрепление единой власти потомков Бату, введение централизованного государственного управления положило конец полупервобытному состоянию, в котором пребывало кочевое население восточно-европейских степей до монгольского завоевания. Вдоль степных рек выросли утопающие в зелени садов города с роскошными зданиями, возведенными невольниками. Открылись постоялые дворы — караван-сараи, для путников, школы, бибилиотеки. Через степные просторы были проложены удобные дороги, помонголо-татарское иго это хорошо или плохо которым потянулись торговые караваны. Грандиозная восточная цивилизация выросла среди прежде считавшихся дикими степей. Сами монголы, пришедшие с Бату, через некоторое время ассимилировались среди тюркоязычного (в основном половецкого) населения Орды. С культурной и языковой ассимиляцией монголов-завоевателей, однако, не поколебалась ханская власть. Тюркоязычные степные кочевники быстро поняли, какую выгоду им сулит верховная власть хана: государственную заботу о благосостоянии подданных, пресечение разбоя и межплеменных войн, возможности торговли на богатом восточном рынке. Коренное население степей само охотно стало служить потомкам Бату, и созданная им держава не распалась, сохранила свое единство и могущество даже тогда, когда потомки монголов-пришельцев, находясь в тюркском окружении, беря в жены половецких и болгарских девушек, забыли монгольский язык и свое национальное самосознание, сами превратившись в тюрков. Русские называли монголов так же, как их называли половцы — татарами (по названию одного из монгольских племен, полностью истребленного еще Чингисханом), а впоследствии название «татары» закрепилось на Руси за всеми непосредственными подданными ордынских ханов, хотя в Орде уже никто не считал себя по национальности монголом.

Для Руси самыми тяжелыми были первые десятилетия ордынского господства. Страна еще не оправилась от разорения нашествием, а уже должна была уплачивать весьма крупную дань. Чтобы точно знать, сколько как орда брала дань с русидани должно поступать с русских земель, ханские чиновники произвели первую в русской истории перепись населения. На каждую семью налагался определенный годовой размер дани (как говорили тогда, дань платилась «с дыма»). Долгое время сбором дани занимались, как это было установлено во всей Монгольской империи, непосредственно ханские уполномоченные, специально приезжавшие для этого на Русь. На монгольском языке они назывались даругачи, а на тюркском кипчакском, ставшим государственным в Орде — баскаки. Баскаками их называли и на Руси. Кроме того для простого русского народа никуда не отпала необходимость платить подати и собственным князьям. О том, как тяжело приходилось разоренному народу на Руси в первое время после нашествия Бату-хана, свидетельствует до наших дней дошедшая поговорка: «Незваный гость хуже татарина», так как из-за распространившейся повальной бедности стало трудно соблюдать традиционный обычай гостеприимства. Князьям же приходилось обуздывать любовь к лишнему богатству: по принятым в Орде традициям, к хану следовало отправляться с достойными подарками, а ездить в ордынскую столицу князьям приходилось достаточно регулярно. В доисламский период прибывшие в Орду русские князья должны были еще поклониться идолам монгольских языческих божеств, в том числе идолу обожествленного Чингисхана — основателя Монгольской империи. Шаманы, руководившие обрядом, на ритуальном огне сжигали часть княжеских даров — тоже в жертву их божествам. Ясное дело, князья-что изменилось за время татаро-монгольского игахристиане после возвращения из Орды домой сразу спешили в церковь и горячо каялись в том, что участвовали в языческих обрядах. С трудом выносили князья и необходимость проявлять перед ханом и его приближенными свойственную Востоку смиренность, похожую на кротость раба перед господином. Ведь они были воспитаны в независимом духе европейского феодализма, где старший феодал — сюзерен, будь он хоть правителем всего государства, воспринимался лишь как «первый среди равных». В Орде князь должен был смиренно преклонять колени перед ханом, опускать голову перед ханским сановником, а в своем княжестве уже по европейской традиции был обязан вежливо говорить с собственными воеводами. Главным же бедствием для Руси в начальный период ордынского господства были систематически повторяющиеся вторжения ордынской армии, одно из которых, в летописях названное Дюденевой ратью (1293) по имени командовавшего им полководца Тудана, едва не сравнялось по масштабам разрушений с самим Батыевым нашествием. Задавленный тяжелой нуждой, чувствующий себя униженным навязываемой Ордой деспотической властью, привыкший к прежнему демократизму в решении общественных дел народ постоянно восставал, а гордые князья по старой привычке устраивали междоусобные распри, не желая подчиняться назначенным ханом старшим князьям. Это провоцировало карательные походы из Орды, во время которых степные воины снова разоряли страну, разрушали города, уводили в рабство множество народа. Во второй половине XIII в. ордынцы совершили четырнадцать карательных походов на Русь.чем было плохо во время монголо-татарского ига

Главным фактором, отчего на Руси негативно воспринималось ордынское господство, скорее всего, все-такичто было хорошо во время монголо-татарского ига был фактор психологический. Русский народ в то время был совершенно европейский по менталитету, то есть, человеческому индивидуализму в общественном сознании отводилось очень важное место. Сельские и городские общины решали свои внутренние дела на общинных сходах, где каждый глава семейства имел равное право голоса. И ни князь, ни княжеский наместник, ни родовой аристократ (боярин) были народу во внутриобщинных делах не указ. В Новгороде и Пскове, вообще, существовали республики, и постоянных князей не было: жители этих городов сами приглашали правителей окрестных княжеств руководить их войском и внешней политикой, а потом могли и изгнать. Князья и бояре, тем более, чувствовали себя сами себе полными как зарождалась централизованная власть на русихозяевами, привыкли самолично распоряжаться делами своих уделов и никому не подчиняться. В эпоху ордынского господства происходила коренная ломка общественного менталитета русского народа. Постепенно отмирали демократические традиции, усиливалась власть князей, особенно старших («великих»), люди всех социальных слоев поневоле, но привыкали к смиренности перед вышестоящим лицом, готовности поступиться своими личными интересами ради интересов общественных, государственных. Конечно, переход от одного менталитета к прямо противоположному был очень тяжел, сопровождался протестами и жестоким подавлением тех.

Однако, конечно, отнюдь не весь долгий период ордынского ига был настолько темной страницей в истории Руси, как это часто представляют. Во многом ордынское господство, если можно так выразиться, «очернено» поздними летописцами и проповедниками — уже в эпоху Московского государства, когда надо было представить московских князей как «героев-избавителей», сокрушивших вековой жестокий гнет. Между тем, именно покровительству Орды московские князья обязаны своим возвышением над остальными владетелями Восточной Руси. На самом деле если современники монгольского нашествия и первые поколения после них еще живо помнили все беды, которые пришли в то время на Русь, то когда очевидцев тех событий уже не осталось в живых, Орда в массовом сознании перестала восприниматься как узурпатор. Поколения, родившиеся и выросшие под верховной властью Орды, если и не считали ее своей собственной державой тоже, то, по крайней мере, воспринимали ханскую власть привычно. И нынешнюю Россию населяет немало народов, чьи земли были присоединены отнюдь не добровольно, однако уже мало кто из их среды пытается ворошить историю и желает что-то изменить: зачем, если и в составе России можно достойно жить? Так же обстояло дело и на Руси в ордынский период. В XIV в. ситуация стабилизируется, Русь вполне органично вливается в сложившуюся систему управления могущественной восточной державой. Хан Узбек, правивший в 1313 — 1341 гг. и перенесший столицу Орды в другой поволжский город — Сарай аль-Джадид (Новый Сарай), отменил деятельность баскаков и поручил сбор дани с народа самим русским как у русских появился смиренный перед властью менталитеткнязьям. Это положило конец произволу ханских мытников и послужило успокоению обстановки в русских княжествах. Внук Узбека Бердибек (годы правления: 1357 — 1359) освободил от уплаты дани церковь, так как ханское правительство ценило духовную прослойку податного населения, влиявшую на общественные настроения и проповедовавшую покорность хану. Русские в большом количестве приезжали в ордынскую столицу торговать или на заработки. Сарай и Новый Сарай воспринимались тогда на Руси как заветные города богатой и красивой жизни, подобно тому,что орда принесла на русь как нынче в областях нередко воспринимаются Москва и Санкт-Петербург. Русские активно перенимали ордынскую моду в одежде, и так распространились уже кажущиеся неотъемлемой частью старого русского быта кафтаны, малахаи, башмаки. Русь не воспринималась в Орде как страна рабов или какого-то второсортного народа, и ее князья были такими же равноправными вассалами хана, как и тюркские беки. Знатные люди из русских и ордынцев очень часто заключали смешанные браки. Так, ордынское происхождение имеют знаменитые русские аристократические фамилии Годуновых, Шахматовых, Глинских, Урусовых, Тургеневых, Шереметевых. Поскольку для поездок в Орду и общения с ее чиновниками русским необходимо было хоть немного выучить ее государственный язык, на Руси распространилось знание тюркского наречия. Из-за частого употребления многие тюркские слова проникли в русский язык и укоренились в нем. В современном русском языке тюркское происхождение имеют слова «таможня», «деньги», «караул» и многие другие. Летописи фиксируют участие русских дружин в войнах Орды в Польше, на Балканах, Кавказе и даже в Китае. Некоторые тактические приемы ордынской армии были переняты русским воинством.русские дружили с ордой и татарами

Важным прогрессивным шагом в развитии государственного управления на Руси в ордынскую эпоху было кто такой ямщикучреждение регулярного почтового сообщения — ямской гоньбы. Сама по себе ямская гоньба была изобретена в Китае и еще в правление Чингисхана распространилась по всей Монгольской империи. Бату-хан распространил ее на свой улус, в том числе на вассальные русские княжества. На старых и вновь проложенных дорогах, связывавших центры административных единиц, через определенное расстояние возводились постоялые дворы и станции, где всегда содержали свежих лошадей. Обслуживало эти пункты, называемые тюркским словом «ям — дорога», местное население, которому это вменялось в обязанность. Работников ямов называли «ямчи» или, как было адаптировано в самом русском языке, ямщиками. В первую очередь система ямского сообщения обслуживала ханских чиновников, которым по предъявлении специальной бирки на яме бесплатно предоставлялись свежие лошади, место для отдыха и питание. Через ямские пункты курьеры провозили также послания, приказы, письма представителей власти, чиновников. Система ямского сообщения, почти не изменяясь, просуществовала на Руси и в России до конца XIX в.

Во второй половине XIV в. в связи с развитием внутренней нестабильности в самой Орде, стремлением к большей самостоятельности наместников улусов, ее господство над Русью начинает ослабевать. Великие князья, к тому времени назначавшиеся только из московских, перехватывают у ханов властную инициативу в русских землях, ведут независимую от ханского двора внешнюю политику. Ханы, которых владетели удаленных улусов уже мало слушались, поэтому вовремя не приводили свои войска в помощь, уже не могликак закончилось монголо-татарское ордынское иго организовывать крупные походы против непокорных князей, а мелкие карательные экспедиции начавшая уже добровольно объединяться вокруг Москвы Русь стала отбивать. Князья, получив власть по наследству, уже в последнюю очередь ехали в Орду за ярлыком как за чисто формальным подтверждением. Выплаты дани осуществлялись нерегулярно. В конце концов в 1380 г. русские войска под командованием московского князя Дмитрия разгромили организованный беклярибеком Мамаем крупный как русь боролась с ордойкарательный поход в битве на Куликовом поле у реки Дон. И лишь через два года энергичный хан Тохтамыш сумел путем новой войны, безжалостных репрессий и значительных уступок (в частности, предоставления князьям права занимать престол по наследству без консультации с ханом) восстановить относительную зависимость Руси от Орды еще на столетие. В течение XV в. Русь была фактически полунезависимым государством, политика которого уже мало определялась волей ордынских ханов. Она была далеко не единственной провинцией, откалывавшейся от некогда обширной и грозной державы. В 1441 г. от Орды отделилось другое мощное государственное образование — Крымское ханство. Вскоре оно стало ближайшим союзником Руси на пути к окончательной независимости. Еще раньше — в 1438 г., от Орды отпали Казанское ханство, являвшееся наследником древней Волжской Болгарии, и Мангытский Юрт (Ногайская Орда) на юге Урала и в степях между Каспийским и Аральским морями. К концу столетия от Орды отделились сибирские владения, образовашие Сибирское ханство, и степи Средней Азии, где сложилось Казахское ханство. Сама Орда в историографии с того времени называется уже не «Золотой», а «Большой». Пытаясь упрочить свою власть и предотвратить дальнейший распад государства, хан Ахмед в 1480 г. организовал новый масштабный поход на Русь, однако, встретившись с объединенным войском русских князей во главе с московским князем Иваном III на реке Угре, так и не решился пойти в решительное наступление. Слишком возросла боевая мощь русского воинства. А в 1502 г. союзник Москвы крымский хан Менгли-Герай (это намного позже крымские ханы превратятся в непримиримых врагов Московского государства) захватил ордынскую столицу и изгнал оттуда правящую фамилию. После этого Орда окончательно распалась на отдельные государства, соответственно, больше русским князьям некуда было ездить за ярлыками, а народу — некому платить дань. Так завершился период ордынского ига. И тогда же впервые для обозначения созданного Иваном III нового объединенного русского государства с сильной централизованной великокняжеской властью было использовано слово «Россия» («Руссия»).

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 







12 комментариев

  1. Тулентаев8

    Русь изначально была завоевана объединением тюркских племен т.к. как пишет Рашид-ад-дин в 13 веке в Монголии тюркские племена преобладали по численности все другие.

    Монголию населяли монгольские племена, и именно поэтому она так называлась. Рашид-ад-Дин имел в виду Монгольскую империю, т.е., территории, покоренные монголами, а не только их этнические земли.admin

  2. Последняя дань московия выплатила крымскому хану 170 году

    Московское государство официальную дань Крымскому ханству не платило. Только подарки и контрибуции.admin

  3. что то не понятное с этим игом .завоевали пол мира а дань брали только с руси.пишут-непобедимые а после разорения киева сунулись в волжскую булгарию и были разбиты.завоевывали пол мира монголы а имена у ханов тюрские.столица каракорум-тюрское слово.государственный язык -тюрский.на портретах гуюк хана узбек хана и других явные тюрки.мало того сама монголия входила в состав тюрского каганата.в 1380г китайцы вторглись на территорию монголии и стали всех крошить-ни один тумен с волги не пришел на защиту своей родины.странно это все.

    От волжских болгар потерпело поражение разведывательное войско монголов, разгромившее силы русско-половецкой коалиции на реке Калке в 1223 году, но непосредственно на Русь не выступавшее. Монголо-татарское нашествие, итогом которого стало возникновение даннических отношений между Русью и Ордой, состоялось уже в 1237 — 1240 гг., в ходе него Волжская Болгария также была разгромлена. Монголы завоевали почти половину территории Евразийского материка, но как целостное государство Монгольская империя просуществовала недолго: уже в конце XIII в. ее крупные улусы фактически перестали повиноваться верховному хану и превратились в независимые государства. Сама монгольская знать в завоеванных областях составила меньшинство населения и быстро ассимилировалась среди более многочисленных местных народов, в том числе тюрков.admin

  4. Чингисхан — выборный, военный чин хана, на время военных действий.Орда — войско славяно-арийской империи. Территориально орда — это место стоянки войска.

  5. Что-то изменилось в мире? Только внешние атрибуты, техника, медицина. А драки-войны, оккупация чужих земель, насильственная смерть от войн — все как раньше. Алексей пишет о расхождении версий у историков, о нашем времени тоже будут разные версии. Важно то, что остается неизменным, гибель тысяч людей, истина в этом, об этом надо задумываться.

  6. Тамара

    А версия Фоменко вообще не заслуживает упоминания?

    Абсолютно не заслуживает уже потому, что А. Фоменко — не историк, а математик. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Доводы А. Фоменко совершенно ни на чем не основаны и, говоря простым языком, обыкновенная фантазия человека, знакомого с указанной эпохой лишь понаслышке. Существование монголо-татарского господства на Руси подтверждено русскими, монгольскими, китайскими, персидскими и европейскими источниками, археологическими и фольклорными данными, и сомневаться в его факте просто смешно с точки зрения элементарного разума.admin

    • Александр

      Спасибо за статью, Спасибо за научность . Всем сторонникам отрицания фактов истории : » ….у человека есть право на свое мнение но нет права на собственные факты…»

  7. Андрей

    В этой статье я узнал много нового о Чингисхане. Он конечно воин и полководец от бога.

  8. Алексей

    Каждый раз, читая ордынскую эпопею по версии очередного историка, веришь, что именно так и было. Откуда же столь серьёзные расхождения у безусловно информированных людей, на основе одних и тех же немногочисленных источников?

    • Так одного авторитетного источника на есуществует, вот и расходятся версии.

  9. Не знал, что Чингисхан увлекался колдовством, тогда его интересовала только война и власть. Хан Узбек что то новое, я предполагал они смешанные Турки и Казаки или Турки и Монголы.

  10. Наталия

    Как раз открыла учебник ребенка, а там что-то про ордынское иго запутано написано. А здесь все понятно, как по полочкам разложено!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

1 × 4 =