кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Восток » Омейяды и становление исламской державности

Омейяды и становление исламской державности

После победы первых мусульман над язычниками Мекки (630 г.) и смерти первопроповедника Ислама пророка Мухаммеда (632 г.) на территории Аравии сложилось молодое государство Халифат (по-арабски «хиляфа – наместничество (Бога на земле)»). как развивался арабский халифатПоскольку основателями его стали арабы, а государственным языком – арабский, в мировую историографию это государство вошло под именем Арабского Халифата. В течение почти трех десятилетий им правили наиболее уважаемые в мусульманском обществе из сподвижников Мухаммеда (Абу Бакр ас-Сиддик (632 – 634), Умар ибн аль-Хаттаб (634 – 644), Усман ибн Аффан (644 – 656), Али ибн Абу Талиб (656 – 661)), которых, согласно изречению пророка, назвали халифами («наместниками»). Этот ранний период истории Арабского Халифата мусульмане, а за ними и мировая историография называют праведным халифатом, так как для него характерна исключительная религиозность правителей, их готовность пожертвовать всем ради исполнения религиозного долга, а государственная политика определялась исключительно интересами Ислама как религии. Халиф Абу Бакр после смерти не оставил после себя практически никакого наследства, так как имел обыкновение весь личный доход тратить на помощь нуждающимся, халиф Умар запрещал своим наместникам в провинциях выделяться имуществом среди остального населения, а Усман позволил себя убить группе мятежников, не желая проливать кровь единоверцев. В эпоху праведного халифата халиф либо избирался авторитетными представителями мусульманских общин разных местностей, либо получал свою должность по преемственности от предыдущего халифа. В правление первых четырех халифов мусульмане завоевательными походами расширили пределы своего государства от Египта до Ирана включительно, при этом сокрушив богатую персидскую державу Сасанидов. Во время правления последнего праведного халифа Али в мусульманском государстве произошла жестокая смута из-за вопроса о соответствии прихода Али к власти исламской законности. Корни ее лежали в недовольстве многих рядовых мусульман сосредоточением в руках высших должностных лиц государства значительных земельных площадей и нараставшее имущественное неравенство в мусульманской среде (арабские воины, захватывая территории соседних народов, присваивали себе много земли и имущества, тогда как новообращенным мусульманам из покоренных Халифатом стран, не участвовавшим в походах, негда было овладеть землей и трофеями). Во время смуты в Халифате фактически сложилось двоевластие: большинство его территории находилось под властью Али, но Сирия – его северная провинция, была оплотом оппозиции, которую возглавлял ее наместник Муавия ибн Абу Суфьян из рода Бану Умайя (Омейя). Впоследствии Али и Муавия, желая соблюсти предписанное в Коране – священном писании, содержащем базовые положения Ислама, единство и братство верующих, примирились. Однако после убийства Али одним из хариджитов – враждовавших и с ним, и с Муавией сторонников общинного равенства мусульман, в 661 г. войска Муавии заняли разные провинции Халифата. Большинство населения молодой державы присягнуло ему как новому халифу, и столица Халифата из Медины, в которой прежде жил и проповедовал пророк Мухаммед, была перенесена в культурный и экономический центр Сирии Дамаск. С этого времени в истории Халифата начинается новый период – Дамаскский или Омейядский (по названию рода, к которому принадлежали Муавия и его потомки). Чтобы впредь избежать повторения смуты, Муавия назначил своим преемником своего сына Язида. С тех пор у халифов установился обычай передавать свою власть по наследству: как и другие государства того времени, Халифат превратился в монархию. Династия Муавии вошла в историю под именем Омейядов.

Во время правления Муавии продолжалось совершенствование политической структуры Халифата и расширение его территорий. Первый омейядский халиф учредил правительство – диван, помогавший ему управлять. Диван разделялся на канцелярию, ведавшую основными вопросами государственного управления и называвшуюся диван-аль-хатам, и управление почтовым как правил муавия ибн абу суфьянсообщением – диван-аль-барид. При Муавие, и ранее известном как выдающийся полководец, Халифат продолжил активную войну с Византийской империей. Арабы еще прочнее закрепились в Магрибе (Северной Африке), вытеснив войска Византии из ее африканских провинций, а в 674 г. армия Муавии осадила саму столицу могущественной державы – преемницы Древнего Рима, Константинополь. Древний город, бывший тогда фактически культурным центром Европы, войска мусульман осаждали три года. Могло показаться, что теперь и одна из величайших держав своего времени, владевшая землями в Европе и Азии, рухнет под ударами последователей новой религии, как недавно – Сасанидский Иран. Однако в 678 г. вооруженный грозным «греческим огнем» флот византийцев, имевших древние традиции мореплавания, сумел нанести поражение морским силам еще только начавших осваивать море арабов. Осаду византийской столицы пришлось снять, но и без того Халифат теперь стал геополитическим гегемоном в Западной Азии и Северной Африке.

В 680 г. Муавия умер. Халифом стал по преемственности его сын Язид. Язид правил всего три года, однако за это время молодое государство перенесло новую серьезную внутреннюю смуту. Власть Язида категорически отказались признавать Алиды – потомки четвертого праведного халифа Али, стоявшие теперь во главе противников Омейядов – шиитов (позже шииты образовали ряд обособленных религиозных течений). Алиды видели в качестве нового халифа Хусейна – сына Али и внука самого пророка Мухаммеда. Однако, согласно заветам Мухаммеда, мусульманам надлежало повиноваться халифу, признанному ранее, и бороться с теми, кто пытается отобрать у него власть. Сторонники Хусейна же отказались повиноваться Язиду, считая, что Муавия завещалкак укреплялась власть омейядских халифов ему власть в Халифате незаконно. 10 октября 680 г. в священный мусульманский день Ашура в пустыне близ города Кербела (Карбала) в Ираке произошло сражение между Хусейном с группой сторонников и верными Язиду войсками. В ходе битвы правительственные войска, числом намного превосходившие отряд Хусейна, одержали победу, сам Хусейн погиб. Хотя лично Язид не отдавал приказа о начале битвы с Хусейном и выразил скорбь по поводу смерти внука пророка, Кербельская битва еще больше усугубила разногласия и взаимную неприязнь между верным халифу населением и сторонниками Али, ускорило тенденции выделения шиитов в отдельную религиозную группу. День Ашура (10 число месяца мухаррам по мусульманскому календарю) считается с тех пор у шиитов днем траура, у большинства последователей шиизма распространен обычай в этот месяц подвергать себя истязаниям в знак скорби.

После смерти Хусейна его сторонники во главе с сыном известного сподвижника пророка Мухаммеда Абдуллахом ибн аз-Зубайром, бывшим активным сторонником Муавии, но недружелюбным к Язиду, закрепились в Мекке. На верность Абдуллаху присягнуло население Хиджаза – Западной Аравии, включая Мекку и Медину. В 684 г. верные Язиду войска сражались со сторонниками Абдуллаха в пустынных горах Хиджаза. После смерти Язида правительственная армия отступила, и влияние Абдуллаха ибн аз-Зубайра стало стремительно возрастать. Ему присягнули жители Йемена, Басры, Куфы, Хорасана и других провинций Халифата. Только Сирия и часть Египта сохранили верность новому омейядскому халифу Муавие II(в том же году отрекся от власти, не желая заниматься политикой) и его преемнику Марвану. Казалось, что власть Омейядов вот-вот падет, и новым халифом станет Абдуллах. Однако после поражения, нанесенного войскам Абдуллаха Марваном, Омейядов признал законными правителями Ирак. Пришедший к власти в Дамаске в 685 г. новый халиф Абд-аль-Малик ибн Марван назначил во главе войск бесстрашного и сурового полководца аль-Хаджжаджа, который принялся отвоевывать утраченные Омейядами территории. Взятием Басры армия аль-Хаджжаджа установила полный контроль над Ираком, после чего правительственные войска снова выступили на Хиджаз против оппозиции Абдуллаха ибн аз-Зубайра. В 692 г. войска аль-Хаджжаджа осадили Мекку. В разыгравшемся драматичном сражении, в ходе которого погибло много мирных жителей города, а обстрелом из катапульт был поврежден священный храм мусульман – Кааба, 73-летний Абдуллах и его младший сын были убиты. Начавшееся в том же году восстание хариджитов было подавлено аль-Хаджжаджем через четыре года. Омейяды восстановили свой полный контроль над территорией Халифата.

Для всего дамасского периода в истории Халифата характерно противостояние власти халифов различных оппозиционных групп: молодая держава шла к своему расцвету, преодолевая внутренние смуты. Шииты составляли самую многочисленную из них. Особенно сильны их позиции были в Иране, где население еще живо помнило разгром арабами его древнего государства с какие оппозиционные группы противостояли халифамтысячелетней культурой, а потому особенно было недовольно сосредоточением земель и богатства в руках арабских наместников и военачальников. Кроме шиитов, власти халифов продолжали угрожать хариджиты, сделавшие своим оплотом приморский город Басру на юге Ирака. Поскольку вся жизнь мусульман была неразделимо связана с религией, оппозиционные партии пытались обосновать свои взгляды с религиозной точки зрения, поэтому постепенно превращались в отдельные течения с собственными религиозными догмами. Так, шииты стали полагать, что достоверные религиозные знания можно черпать только со слов халифа Али и его потомков. Хариджиты верили, что человек, совершивший тяжкий грех, перестает быть мусульманином (в отличие от приверженцев ортодоксального Ислама, считающих, что неверующим становится лишь тот человек, который словами или делами нарушает принцип веры в единство Бога и пророчество Мухаммеда), и это использовалось ими для оправдания неповиновения обвиняемых ими в различных грехах правителям. Однако помимо оппозиционных партий, возникла и лояльная к власти халифов группа, тоже обосновывавшая свою позицию с точки зрения религии. В 90-е гг. VII в. внук Али Хасан ибн Мухаммед, пытаясь примирить Алидов с омейядской властью, высказал мнение о необходимости повиноваться любому мусульманскому правителю, независимо от его личных качеств и способа прихода к власти. В противовес же хариджитам, обвинявшим халифов в неверии, сторонники Хасана ибн Мухаммеда объявили, что мусульманином следует считать любого человека, произносящего шахаду (мусульманское свидетельство веры: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха»), даже если это не подтверждается его делами. В этом их мнение также разошлось с мнением ортодоксальных мусульман, считающих, что человек, совершающий действия, доказывающие его неверие (например, суждение не по религиозному закону или вражда с мусульманами на стороне иноверцев), не может быть мусульманином, даже если на словах признает единство Бога и пророчество Мухаммеда. Последователей Хасана ибн Мухаммеда стали называть мурджиитами (от арабского «ирджа – откладывание (заключения о вере или неверии человека до Судного Дня)»). При Омейядах идеи мурджиитов довольно широко распространились, особенно в Ираке, среди уставшего от внутренних смут населения.

В Омейядский период в Халифате происходит и зарождение другого направления в религии, прямо не связанного с политической борьбой, – калама (по-арабски «перо, прибор для письма»). Калам, который впоследствии, в период своего высшего развития, был представлен рядом теологических школ, заключался в попытках самостоятельного, путем рассуждения над священными текстами, познания сущности Бога и вопросов вероубеждения. Самыми древними представителями калама, появившимися уже в VII в. были мутазилиты («обособившиеся»),в отличие от ортодоксальных мусульман считавшие, в частности, что человеческая воля не зависит от воли Бога, что Бог никогда не меняет установленного порядка вещей, что человек может находиться в «среднем» состоянии между верой и неверием. Одним из наиболее видных представителей раннего калама был Джахм ибн Сафван – житель завоеванной арабами и в то время еще плохо ознакомленной с толкованием Корана лично пророком Мухаммедом Средней Азии. Джахм ибн Сафван, пытаясь самостоятельно постичь сущность единобожия, стал основателей одной из ранних школ калама – джахмизма, в котором содержалось существенное расхождение с кораническими догмами. Не отрицая истинность Корана, джахмиты полагали, что его текст можно понимать в не прямом смысле. Джахм ибн Сафван учил, что все сущее неразрывно связано с Богом, как бы являясь божественной частью, и посему даже все действия человека являются не произвольными, а сотворены Богом подобно воображению. Рай и ад, по мнению Джахма, являются не вечными, как и все мироздание, и впоследствии исчезнут, в чем уже видно прямое противоречие Корану. Джахмиты отрицали наличие у Аллаха каких-либо признаков сотворенных существ, например, рук (хотя в Коране упоминается о руках Аллаха, и пророк Мухаммед часто говорил, что его душа в руке Аллаха), а также верили, что Аллах вездесущ (согласно Корану, Аллах имеет конкретное местопребывание – над (божественным) Троном). Джахм ибн Сафван говорил, что неверующим может быть только тот, кто не знает о Боге, а кто знает о Боге, тот является верующим, даже если отрекается от Бога. В 745 г. Джахм ибн Сафван принял участие в восстании против наместника Омейядов в Хорасане Насра ибн Сайяра, за что был казнен в среднеазиатском городе Мерв. В Арабском Халифате как при Омейядах, так и после них, учения калама чаще всего воспринимались как явная ересь, активно преследовались властями. Однако в последующие периоды истории исламского мира в связи с забвением времени пророка Мухаммеда и его сподвижников многие представления калама весьма прочно укрепились в вероубеждении широких масс мусульман, в том числе правящих слоев исламских стран.

Несмотря на смуты и политическую борьбу, в начальный период правления Омейядов в государстве сохранялся высокий религиозный энтузиазм эпохи праведных халифов. Единственной целью в жизни для всего мусульманского населения – от рабов до самого правителя, было достижение милости Аллаха и попадание в рай. А адский огонь был для мусульман реальным кошмаром, и они все готовы были сделать, чтобы его избежать. Богатые могли половину своего имущества просто так раздать бедным; заслышав чтение Корана, особенно строк, угрожающих карой ослушникам Аллаха, отважные мужчины-воины начинали плакать и даже теряли сознание от благоговейного страха; все поведение мусульманина было связано с религией, неразрывно зависело от ее положений, и даже в том, как надевать обувь или с какой ноги входить в дверь, мусульмане старались подражать пророку Мухаммеду.что было основой жизни в арабском халифате

После подавления антиомейядских восстаний 80 – 90-х гг. VII в. Халифат продолжил активную завоевательную политику. Целью как арабы расширяли пределы халифатазавоевательных войн по-прежнему было только предписанное в Коране установление на земле божественного закона, а не господство арабской нации или сбор дани формирующейся феодальной прослойкой. Завоевав очередную территорию, мусульмане свергали тамошних правителей, и халиф назначал там своего наместника – эмира (амира). Первоначально эмирами (по-арабски «распорядитель») назывались вожди арабских племен. Эмир во вверенной ему провинции обладал фактически всеми полномочиями халифа, командовал местным войсковым контингентом. Часть завоеванных земель становилась собственностью государства – вакф, часть распределялась между воинами-завоевателями – мульк, часть переходила в собственность халифа – сафави. Немусульманское население завоеванных территорий платило в государственную казну джизью – подать, взимаемую за предоставление покровительства исламского государства, и харадж – налог на пользование государственной землей. Мусульмане, имевшие в собственности землю, платили ушр – отчисления на общественные и государственные нужды, а зажиточные также закят – налог, шедший в основном на помощь нуждающимся. Также мусульмане могли выкупать у государства землю для личного пользования. От уплаты податей освобождались бедняки – как мусульмане, так и иноверцы. Новообращенные мусульмане первые десятилетия правления Омейядов, как и в эпоху Праведного Халифата, на некоторое время освобождались от уплаты всех податей и даже получали докуда простирались земли арабского халифатасодержание из государственной казны. К 711 г. мусульмане завоевали все африканские владения Византийской империи, после чего в 714 г. полководец Джабаль ат-Тарик, переправившись через пролив Геркулесовы Столпы (получивший в его честь современное название Гибралтар), начал войну с королевством вестготов в Испании и подчинил Халифату бóльшую часть его владений. Земли Халифата на Пиренейском полуострове стали называться Андалусией. В 20-е гг. VIII в. мусульмане установили полный контроль над Средней Азией, населенной в основном ираноязычными племенами, а также окончательно завоевали Закавказье (кроме Западной Грузии) и каспийское побережье Северного Кавказа. За контроль над Северным Кавказом арабы начали войны с господствовавшим в его степях и Нижнем Поволжье Хазарским каганатом – могучим государством степных кочевников. В 737 г. полководец Марван, разгромив хазарское войско, дошел до «великой славянской реки», т.е. Дона. Продвигаясь из Ирана на Восток, мусульмане завоевали долину реки Инд (территория современного Пакистана). К середине VIII столетия границы Халифата простерлись от Испании до Индии. Так арабы, когда-то считавшиеся полудиким народом пустынь, после возникновения в их среде новой религии, за сто с небольшим лет создали без преувеличения могущественнейшую державу своего времени. Хотя управление Халифатом Дамаскского периода, как и в других государствах Средневековья, было построено по феодальному образцу, для мусульманского общества было характерно равенство людей перед законом. Происхождению людей как мусульмане управляли землями халифатазначения не придавалось, человек оценивался по своему вероисповеданию. Поскольку все мировоззрение мусульман формировалось исключительно религиозным законом, представление о равенстве верующих консервировалось, и ни выделение знатной прослойки, ни обогащение самих халифов в последующее время не привело к возникновению сословной иерархии, характерной для других средневековых стран. Теоретически любой мусульманин мог однажды занять важную государственную должность, за свои преступления и феодалы, и простолюдины отвечали одинаково. Даже личность самого халифа в Омейядский период не считалась священной или непогрешимой. Халиф, несмотря на фактически неограниченную власть, воспринимался мусульманами как «первый среди равных». Пророк Мухаммед завещал мусульманам беспрекословно повиноваться своему правителю в делах, соответствующих божественному закону, и не повиноваться в греховном, поэтому халифы были так или иначе вынуждены придерживаться шариатской законности, чтобы не потерять свое влияние. Поэтому население завоеванных мусульманами областей часто встречало завоевателей как освободителей от гнета собственной знати и изначально симпатизировало им. Простота же догматов Ислама, а также то, что мусульмане платили гораздо меньшие подати, чем иноверцы, способствовали тому, что на завоеванных Халифатом землях население массово принимало новую веру.где находились границы халифата

Собственно, это и было целью завоеваний. Мусульмане считали, что распространение Ислама, увеличение числа людей, верующих в единого Бога, это их священный долг. Однако довольно быстро выявилось, что массовое обращение населения завоеванных земель в Ислам не в лучшую сторону сказывается на поступлениях в государственную казну. Поскольку подати, которые уплачивали мусульмане, были значительно ниже податей иноверцев, доходы государственной казны неуклонно снижались. какие проблемы были в арабском халифатеПоэтому власти стали повышать налоги, ограничивать выкуп государственных земель, облагаемых хараджем. Дальше всех пошел уже упоминавшийся полководец аль-Хаджжадж, который, будучи назначенным наместником Ирака, в 700 г. издал местный закон, согласно которому новообращенные мусульмане должны были, как и прежде, платить джизью, а за пользование землей, выкупленной у государства, было положено и далее платить харадж. Издание этого закона спровоцировало массовые выступления, в ходе которых власти жестоко расправились как с недовольными новообращенными, так и с протестовавшими против такого вопиющего нарушения религиозных традиций потомственными мусульманами. Так, несмотря на формальное равенство мусульман вне зависимости от их национальности, в эпоху Омейядов начало проявляться различие в фактическом социальном положении между арабами, имевшими в собственности больше земли, и народами завоеванных территорий, где к тому времени как население принимало Ислам, земля в основном уже была поделена между завоевателями.

В 717 г. к власти пришел халиф Умар ибн Абд-аль-Азиз (Умар II), отличавшийся исключительной набожностью. Он отменил все Кем был Умар ибн Абду-ль-Азиздискриминационные законы, в том числе об уплате джизьи новообращенными мусульманами и обложении хараджем земель, уже выкупленных у государства. Также он разрешил свободу передвижения подданным Халифата; для путников были выстроены постоялые дворы; по территории державы прокладывались удобные дороги, выкапывались колодцы. Важной частью государственной политики стало просвещение населения в области религии, содействие деятельности знатоков Корана и учения пророка Мухаммеда. Этот халиф оставил очень добрую память в народе, образно его даже прозвали «пятым праведным халифом». Рассказывают, что однажды он, войдя в мечеть, случайно задел ногой спящего там человека. Проснувшись, тот закричал: «Ты что, осел?!», на что халиф спокойно ответил: «Нет, я Умар». Приближенные халифа, возмущенные такой неслыханной дерзостью, спросили правителя, неужели он не желает наказать наглеца, на что Умар ибн Абд-аль-Азиз сказал: «Он просто спросил, осел ли я, и я ответил, что нет». Умар IIстремился поддержать внутреннее единство мусульман. При нем было запрещено проклинать халифа Али, что часто делали тогда многие сторонники Омейядов, поскольку тот был одним из любимых сподвижников пророка Мухаммеда. Даже с предводителями давних врагов власти – хариджитов, Умар пытался вести переговоры.

Халифы, правившие после Умара ибн Абд-аль-Азиза, вернулись к прежней политике повышения налогов и фактического притеснения иноверцев и мусульман-неарабов. Это спровоцировало новые выступления и политические интриги уже внутри самой династии. Армия уже больше подавляла вспыхивавшие в разных частях огромной страны восстания, а не присоединяла новые территории. В 40-гг. VIII в. смута охватила и самое сердце Халифата – Сирию и Ирак. Халиф Марван II, пришедший к власти в 744 г., подавил восстание в Сирии и восстановил контроль над Ираком, перешедшим в руки хариджитов. Однако в восточных провинциях Халифата набирало силу восстание шиитов и других недовольных Омейядами партий под предводительством бывшего раба-перса Абу Муслима, которому оказывал активную поддержку знатный род Аббасидов – потомков дяди и сподвижника пророка Мухаммеда Аббаса. Повстанцы Абу Муслима стремительно захватывали одну провинцию за другой, и, наконец, 25 января 750 г. в битве на реке Большой Заб (Ирак) нанесли сокрушительное поражение войскам Марвана II. В этом сражении, чувствуя, что их эпоха подошла к концу, участвовали практически все взрослые мужчины рода Омейядов (около 300 человек), и почти все погибли. Сам Марван бежал в Египет, где был схвачен и казнен. Немногочисленные уцелевшие представители дома Омейядов смогли скрыться за пределами Халифата. Внук десятого омейядского халифа Хишама Абд-ар-Рахман переселился в Испанию, где в 756 г. основал независимый от Халифата Кордовский эмират. Власть в Халифате перешла к Абу-ль-Аббасу ас-Саффаху – первому халифу из новой династии Аббасидов. Эпоха правления Омейядов закончилась.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

8 комментариев

  1. Любое государство ,в своем развитии, прошло длинный и тернистый путь, становление исламской державы не исключение.

  2. Населявшие Медину племена ауса и хазрадж , перейдя в ислам, стали основной группой приверженцев Мухаммеда. К концу жизни Мухаммеда образовалось исламское теократическое государство , занимавшее весь Аравийский полуостров — Арабский халифат .

  3. Некоторые факты мне были неизвестны. Рада, что нашла эту информацию. К сожалению, в первом тысячелетии войны были обычным делом. Демократичность правления Омейядов можно оценить положительно.

  4. Были же разумные и справедливые правители. Почему это на генетическом уровне не закрепилось?

  5. Время рассыпало в прах такие колоссальные государства, увы ничто не вечно

  6. Становления исламского государства проходило довольно тяжело. Ужесточенные законы и разумное правление обеспечило им развитие.

    • Анна Вавилова

      Каждое государство ,в своем становлении, прошло длинный и тернистый путь, становление исламской державы не исключение.

  7. Пока еще плохо знаю восточную культуру ,а из этой статьи почерпнула для себя много интересных исторических фактов.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

пять − 3 =