кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Разное » Новокаменный век и окончание первобытной эпохи

Новокаменный век и окончание первобытной эпохи

Около 9700 — 9600 гг. до н.э. закончилась последняя ледниковая эпоха в истории Земли — так называемое как выглядят хибиныВюрмское оледенение. Ледник, охвативший около трети Северного полушария, отступал на север, пока не вернулся в пределы северной ледяной шапки далеко за Полярным кругом. С изменением климата земной ландшафт стал принимать современный облик: в Северном и Южной полушарии тропические леса стали распространяться на север и юг от экватора, потеснив саванны, а в умеренном поясе большинство обширных территорий тундростепи вытеснили широколиственные леса, тайга и типичные степи с низким травостоем. Глобальное сокращение обширных площадей пастбищ привело к постепенному исчезновению большинства так называемой плейстоценовой мегафауны: мамонтов, шерстистых носорогов, гигантских оленей, и сокращению численности других крупных копытных животных: зубров и бизонов, быков-туров, диких лошадей, благородного оленя. Эти животные служили основным объектом охоты и главным источником питания для первобытных людей эпохи палеолита. Теперь, когда их становилось все меньше, люди были вынуждены во многом менять свой образ жизни, переходить от охоты на крупных животных к новым — более сложным, формам хозяйствования.

Около 9500 г. до н.э., то есть, через сто — двести лет после окончания ледниковой эпохи, на Ближнем Востокечто такое плодородный полумесяц — в зоне так называемого Плодородного полумесяца, включающего в себя современные Египет, восточное побережье Средиземного моря, где люди впервые стали заниматься земледелиемИорданию, Сирию и Ирак, появились первые племена, начавшие заниматься земледелием и скотоводством. То есть, перешедшие от присваивающего хозяйства (охоты, рыбной ловли и собирательства) к производящему. В последующие тысячелетия скотоводство и земледелие постепенно осваивали первобытные племена в других регионах мира: в Евразии, Африке и Америке. Вероятно, и в палеолитическую эпоху люди иногда приручали детенышей животных, отбитых у родителей на охоте, но больше для развлечения: как мы сейчас содержим в городских квартирах кошек и морских свинок, не имеющих для нас практического значения. Теперь же, когда из-за изменения климата крупных диких животных — основного источника пищи, становилось все меньше, люди стали уже целенаправленно пытаться добыть на охоте их живых детенышей, чтобы в голодное время, когда охота будет неудачной, имелся такой своеобразный запас пищи. Так появились зачатки животноводства. Первым же домашним животным у людей была собака, которую одомашнили еще в палеолите, однако она чаще служила для помощи на охоте и защиты от диких зверей, чем шла в пищу. В эпоху палеолита племена вели кочевой образ жизни, переходе со стоянки на стоянку вслед за постоянно мигрирующими стадами диких копытных животных. Когда возникла необходимость приручать животных как живой мясной запас, перегонять их с собой при перекочевках стало весьма трудоемким делом. Это стимулировало людей переходить к оседлому образу жизни, но, поскольку тогда становилось невозможным постоянно иметь в досягаемости объекты охоты, им пришлось заняться не просто приручением, а разведением животных. Установившийся теплый и более влажный климат, чем в когда люди стали разводить животных и сажать культурные растенияледниковую эпоху, этому способствовал, так как пастбища, хотя и сократились по площади, но уже быстро не истощались: трава постоянно подрастала вновь, и небольшое стадо можно было долгое время выпасать на одном и том же месте. В разных регионах мира одомашнивали разных животных, в зависимости от того, как легко было за ними следить и ухаживать. В Малой Азии одомашнили безоарового козла — родоначальника пород домашних коз, в Средней Азии — барана-аргали, от которого происходят домашние овцы, на Ближнем Востоке — дикого быка — предка современных коров, в Южной Америке — гуанако, от которого происходят ламы. Так племена перешли от первобытной охоты к разведению скота, мясо которого стало заменять им мясо диких животных, а кроме того, от домашних животных еще можно было получать молоко и молочные продукты. Конечно, этот процесс был далеко не единовременный, а растянулся на тысячелетия. Одни племена вступили в неолит раньше, другие, особенно населявшие наиболее суровые по природным условиям регионы планеты, еще очень долго жили в условиях палеолита. А некоторые народы, например, бушмены и готтентоты в Южной Африке, и по сей день находятся на палеолитическом уровне культуры: живут только охотой и собирательством, перекочевывают по саванне вслед за стадами антилоп.

Навоз, который получали от домашнего скота, стал служить удобрением для почвы вблизи мест обитания людей. Воспользовавшись этим, люди стали рыхлить участки земли деревянными сохами и мотыгами, перемешивать землю с навозом и высевать там семена съедобных растений. Развитие земледелия позволило восполнить недостаток в растительной пище, вызванный тем, что люди, проживая теперь все время на одном месте, начинали опустошать сбором дикорастущих растений окрестные леса, луга, кустарники. когда начался неолит

У племен, перешедших к производящему хозяйству, тоже оно стало основным далеко не сразу. Еще долгое время скотоводство и земледелие оставались лишь вспомогательными формами хозяйства: небольшое стадо чем неолит отличается от палеолитаи огород либо поле, принадлежавшие первобытной общине, служили «подстраховкой» на случай голодного времени, когда в местности по какой-то причине исчезнут животные, на которых охотились, в лесу истощатся природные запасы ягод, грибов, кореньев, а на лугах — съедобных дикорастущих злаков и зелени. Охота и собирательство по-прежнему были важной отраслью хозяйства племен. Но изменение природных условий внесло в них свои коррективы. Вследствие сокращения поголовья крупных животных люди все чаще были на какие периоды делится первобытная эпохавынуждены охотиться на мелких, в частности, на дикую птицу. Поэтому в неолите широко распространяется лишь изредка встречавшийся в палеолите лук. Лук позволял убивать мелких животных и птиц, которых из-за размеров трудно было поразить копьем. Лук изготовляли из гибких пород деревьев, натягивая тетиву из жил животных, в том числе одомашненных. Увеличение добычи птицы у некоторых племен послужило развитию интереса к возможности ее тоже одомашнить. В Азии так около III тысячелетия до н.э. были одомашнены дикие банкивские куры, ставшие родоначальниками современных пород домашних кур. В эпоху неолита многие племена также стали селиться вдоль морских побережий и развивать технику рыболовства и добычи моллюсков, что тоже позволяло всегда иметь под рукой запас пищи, даже когда диких животных — традиционных объектов охоты, не хватало.

Охота с луком могла успешно осуществляться силами одного охотника и не требовала отвлечения всех мужчин общины, разведение скота и выращивание съедобных растений избавили людей от необходимости постоянно совершать трудные перекочевки. У людей появилось гораздо больше свободного времени, чемкто придумал вел названия палеолит и неолит прежде. А значит, появилась возможность для более широкого творчества, размышлений о том, как улучшить свой быт. Эпоху неолита можно считать началом неуклонного культурно-технического прогресса человечества, который продолжается и поныне. Помимо собственно таких культурных достижений, как переход к скотоводству и земледелию, важным достижением неолита стало изобретение более совершенных — шлифованных и сверленых, орудий. Поэтому, собственно, эта эпоха, особо выделенная в истории первобытного общества британским ученым Джоном Лаббоком (1834 — 1913), и получила от него такое название, в переводе с греческого означающее «новый камень» (νέος — «новый», λίθος — «камень»). Иногда неолит называют еще новокаменным веком.

Первым усовершенствованием в изготовлении каменных орудий стало собирание их из мелких пластинок. что такое мезолит и микролитыРаспространение лесов позволило людям добывать смолу. Теперь, чтобы изготовить большой нож или наконечник копья, людям не надо было искать подходящий по размеру и форме кусок кремня или другого поделочного камня. Люди от камней любой формы откалывали мелкие пластинки, которые с помощью смолы приклеивали к деревянной или костяной основе, вставляя в вырезанные в ней желобки. Это также позволяло использовать для изготовления орудий не только кремень или кварц, но и халцедон, агат, встречающиеся чаще мелкими кусочками. Так люди научились изготовлять сборные из мелких каменных пластинок орудия — микролиты, которым могли придавать уже более четкую форму. Именно с распространением микролитов связано выращивание, по крайней мере, злаковых культур: таким образом был изобретен первобытный серп, который нельзя было изготовлять из цельного камня. Каменными серпами люди срезали как созревшие злаки на своих полях, так и дикорастущие растения. Период использования людьми микролитических орудий, но еще при отсутствии шлифованных называют мезолитом («среднекаменным» веком). Обычно мезолит считают ранним периодом эпохи неолита, но иногда рассматривают как переходный этап от палеолита к неолиту. В некоторых регионах мира, например, в Юго-Восточной Азии, микролитические орудия, вообще, не изготовляли, а сразу перешли к шлифованным орудиям из цельного камня, а в Индии они были в ходу еще во II тысячелетии до н.э., т.е., уже в эпоху металла.

Постепенно люди научились шлифовать и сверлить орудия, придавать уже собственно камню нужную,чем отличаются неолитические орудия от палеолитических точную форму. В некоторых местностях люди не искали поделочные камни на берегах рек и не откалывали куски от выходов скал, а добывали кремень и кварц в специально вырытых шахтах. Так появились зачатки рудного дела. Совершенствуется разнообразие орудий. Появляются резцы, гарпуны, мотыги и сохи, специальные орудия для шлифования камня. Распространяются как выглядел каменный топоршироко не только каменные, но и костяные орудия. Классическое же неолитическое орудие — каменный топор. В кинофильмах и художественной литературе его часто можно увидеть у людей палеолита, однако это неверно: палеолитические люди еще не изготовляли топоры, да они им и не были нужны. В неолите люди каменными топорами рубят лес, очищая площади для возделывания как обрабатывали камень в неолитекультурных растений, изготовляют плоты и лодки, выдалбливая стволы сваленных деревьев. Хотя многие племена продолжают жить в пещерах и гротах, все больше возникает поселений с искусственно возведенными жилищами из нарубленных древесных жердей, бревен, шкур животных. Сами такие жилища становятся шире, чем в палеолитическую эпоху, могут разделяться внутри стенами на отделы для отдыха, приготовления пищи, совершения обрядов. Используя шерсть домашних животных и волокна культурных растений, многие племена научились прясть и ткать; ткани приносили большую пользу в быту, служа занавесками, для уборки, для изготовления мешков и сушки плодов и трав. Также из них изготовляли более удобную в пользовании, чем шкуры животных, одежду.

в каких жилищах жили люди неолита

Жилище племен Трипольской неолитической культуры в Ливии

как люди из первобытного времени перешли в цивилизацию

Жилище племени сенека-ирокезов в Северной Америке

С усложнением орудий и переходом людей к новому образу жизни начинают развиваться ремесла. Рыболовы возводят из жердей и веток, которые в изобилии могут нарубить топорами, запруды на речках, чтобы построить пруд, в котором разводится рыба. В холодных северных районах, где зимой выпадает много снега, делающего леса непроходимыми для человека, охотники становятся на лыжи, позволяющие преследовать дичь по сугробам. Переход к оседлому образу жизни позволял теперь пользоваться более хрупкой, зато легкой в изготовлении глиняной посудой, которая в прежние времена могла не выдержать постоянных перекочевок и треснуть во время перехода людей. Теперь же племена стали собирать глину по речным берегам, лепить из нее горшки, миски нужной формы и обжигать их на огне, придавая твердость. В прежние времена люди пользовались в качестве посуды бурдюками из кожи животных, скорлупой яиц крупных птиц, ореховой скорлупой. Все эти материалы достать было не так просто, и вариантов использования такой посуды было не так много. Глиняную же посуду можно было при наличии источника глины изготовлять практически в неограниченном количестве любой формы. В глиняных сосудах люди получили возможность долго хранить зерно, предохраняя его от намокания, в ней варили горячую пищу, держали кислое молоко. Глиняную посуду украшали, нанося поверх слой цветной глины, расписывая минеральными красками или процарапывая на еще мягкой глине узоры. Глину использовали также для возведения печей и очагов. Поскольку община теперь постоянно жила на одном и том же месте, можно было хорошо постараться, соорудив вместо простого палеолитического очага из камней красивую и более удобную в эксплуатации, а также дольше сохраняющую тепло печь. Продолжала развиваться и настенная живопись, которой украшали стены жилищ. Усложняется и технология изготовления нательных украшений, которые носили люди.

когда люди стали жить как сейчас

Глиняные сосуды эпохи неолита

Так в неолитическую эпоху быт людей, хотя еще пользовавшихся каменными орудиями, приближался постепенно к более современной форме.

как жили люди в позднем каменном веке в неолите

Люди эпохи неолита в лодке, выдолбленной из ствола дерева

К эпохе неолита на земле остался только один биологический вид людей — человек разумный (Homo sapiens). В позднем палеолите исчезли: вымерли или ассимилировались среди современных людей, последние неандертальцы.

Развитие скотоводства и земледелия способствовало увеличению численности человеческих общин, так как становилось больше пищи. Община, остающаяся родовой, то есть, происходящей от одного предка, теперь может достигать ста и больше человек. Более четкой становится ее внутренняя организация. Усложнение что изменилось с приходом неолитабыта требует закрепления накопленных из поколения в поколение знаний, возвышает авторитет более умелых и опытных людей.  Старейшие люди в общине приобретают оформленные лидерские полномочия: к их мнению не просто больше прислушиваются, как в прежние времена, но их решение становится законом, в любом случае обязательным к исполнению. Взрослые члены общины проводят целые уроки с подросшими детьми, обучая тех премудростям земледельческого, скотоводческого искусства и ремеслам. Усиливается половое и возрастное разделение труда. Мужчины охотятся, пашут землю, пасут скот и ловят рыбу, женщины все больше занимаются домашними делами, приготовлением пищи, уходом за детьми и как выглядел быт неолитастариками, изготовлением посуды. Замещают друг друга в работе мужчины и женщины все реже. Дети по мере сил помогают в работе взрослым, старики обучают молодежь и рассказывают мудрые предания о прошлых временах, которым верили как сегодня историческим свидетельствам. Община была матрилинейной, то есть, с рождения и до смерти в ней жили только женщины, а юноши, достигнув половой зрелости, покидали ее и присоединялись к другой родовой общине, где брали в жены девушек. Женщины в общине были все родственницы, но их мужья были тоже выходцами из других общин. Это позволяло избегать близкородственных браков и, как следствие, вырождения населения. Вероятно, этот первобытный обычай и лег в основу мифов о женщинах-амазонках, которые для продолжения рода приводили в свои исключительно женские селения мужчин из других народов. Раньше ученые считали, что в ту эпоху господствовал матриархат, то есть, женщины занимали главенствующее положение. Однако изучение обычаев и уклада жизни племен, до сих пор находящихся на неолитическом уровне культуры и быта, показывает, что в обществе того времени царило равноправие женщин и мужчин. Просто женщину почитали как мать и хранительницу родового очага, да и мужчинам с их природным более или менее авантюрным характерам было, возможно, морально проще переселиться из родной общины, привычных мест в селение своей невесты. К началу эпохи металла из-за возросшей интенсивности скотоводства и земледелия, а также необходимости защищать общинные стада и поля от чужаков увеличивается потребность в мужских руках. Общины начинают особенно ценить своих мужчин, и уже не юноши уходят в чужую общину для заключения брака, а девушек приглашают из других общин в жены своим юношам. Основное производящее хозяйство все более сосредоточивается в мужских руках, и мужской авторитет в обществе все сильнее возрастает. Так зарождаются патриархальные отношения.

Родовые общины, происходящие от далекого общего предка, а также вступившие с ними в близкий союз другие общины составляли племя. Территория обитания племени в эпоху неолита могла быть менее широкой, чем в эпоху палеолита, так как земледельцы и скотоводы не нуждались в таких широких угодьях, как охотники. Племя говорило на общем языке, на общих собраниях решало общие дела, связанные с использованием хозяйственных угодий, отношениями с другими племенами. У некоторых племен могли быть общие органы власти: родовые общины выдвигали для общеплеменного руководства своих представителей-старейшин. Народная память могла точно не сохранить сведения о личности и имя основателя племени, и племя часто полагало, что его предком было какое-то животное или даже неодушевленный предмет (например, дерево). Нередко это закреплялось в первобытном культе, и люди начинали наделять своего мифического предка сверхъестественными способностями, верить, что он до сих пор живет в невидимом для них краю и продолжает оказывать им помощь.

В эпоху неолита распространяется межплеменная агрессия: люди быстро поняли, что в случае нехватки первобытные люди воевали друг с другомсобственного скота или зерна их можно отобрать у соседа. Между соседствующими племенами начинается конкуренция за необходимые в хозяйстве водопои, удобные пастбища, естественным или искусственным путем орошаемые поля. В палеолите люди тоже иногда могли враждовать, но все же делить им было особенно нечего: тогда они целиком зависели от когда были храбрые первобытные воиныприхотей природы, от количества диких животных, не имели даже постоянного местожительства. В неолите начинаются первые настоящие войны. Оружие эпохи неолита: копья, каменные кинжалы, лук и стрелы, в равной степени предназначались и для охоты, и для войны. Здесь было важно участие, прежде всего, молодых, сильных мужчин. Под предводительством таких племя и выступало в поход на врага, но слушались военных вождей лишь в том, что касалось военных действий, все «гражданские» же дела решали, как и прежде, старейшины. За ними оставалось и решение самого вопроса о войне или мире. Внутри племени родовые общины тоже могли иногда враждовать между собой. Община сохраняла свой прежний суверенитет, и гибель своего члена в стычке с представителем другого рода могла воспринять как агрессию. Тогда, если дело не удавалось решить миром, мужчины из враждующих родовых общин выступали на войну друг против друга. Впоследствии этот обычай трансформировался во все еще распространенную в некоторых регионах мира кровную месть.

В эпоху неолита стада скота, возделываемые поля, средства производства в основном находились в общинной собственности. Однако повышение благосостояния общины, увеличение с развитием хозяйства продукции производства и времени для личной жизни способствует внутреннему разделению общины на семьи. Каждая семья выстраивает себе отдельное жилище рядом с жилищами других семей общины, обзаводится некоторым личным хозяйством. Где-то, в зависимости от местных условий, в общинном когда появились преступления и наказания и войныпользовании остаются пастбища и скот, а съедобные растения уже каждая семья сама выращивает на своем участке, где-то, наоборот, в общинном пользовании находятся поля, а домашних животных каждая семья имеет своих. Появляется институт частной собственности. В это период в общественном сознании племен идет борьба между древним представлением об общности хозяйства и имущества и новым менталитетом: что имущество принадлежит только тому, кто затратил силы на его получение. У некоторых современных племен, находящихся на неолитическом общественном уровне, каждый, у кого закончились свои овощи, может взять то, что ему нужно, на огороде у соседа. У других, наоборот, брать чужое считается самым постыдным делом. Развитие хозяйственных навыков в эпоху неолита побуждает некоторые семьи отделиться от общины и жить своим хозяйством, как они считают нужным. Из-за возросшего благосостояния притупляется чувство страха перед ведущими к разорению природными катаклизмами, некоторым начинается казаться, что сытная жизнь будет продолжаться бесконечно, а это дает почву для занятия интригами внутри общины, попыток вынудить ее поступать в личных интересах конкретного человека, несмотря на то, что это ослабляет ее. Поэтому общины вынуждены укреплять дисциплину внутри себя; распространяются наказания за действия, расцениваемые как неуважение к общине (например, нежелание делиться имуществом с родственниками), сговор с врагами, ослушание родовых и племенных старейшин. Где-то преступников подвергали ритуальному позору и общественному порицанию, где-то отстраняли от уважаемой работы (например, мужчину-охотника могли заставить выполнять домашние работы вместе с женщинами) до тех пор, пока он не загладит свою вину, где-то подвергали телесному наказанию, а за особенно тяжкие преступления изгоняли из общины или даже убивали.

Заключительный период неолита называют энеолитом или халколитом — «меднокаменным» веком (иногдачто такое энеолит халколит его выделяют в отдельную эпоху или считают начальным периодом уже бронзового века). В среднем он длился лишь около тысячи лет — с IV по III тысячелетие до н.э. Не подавленные уже совершенно борьбой за существование, как раньше, люди нашли способ выплавлять из руды медь, а затем выковывать из нее легкие, прочные, а главное — идеально соответствующей формы орудия. Медь, однако, не слишком распространенный металл, поэтому в течение всего периода энеолита из нее изготовляли только наиболее значимые в хозяйстве орудия, тогда как прочие продолжали изготовлять из камня.

Сегодня большинство народов, до сих пор живущих в первобытных условиях какие народы сейчас живут как в неолите(индейцы Амазонии, некоторые племена Юго-Восточной Азии, Экваториальной Африки), находятся именно на неолитическом культурном и общественном уровне. По историческим меркам совсем недавно (в XIX — начале XX вв.) из неолита вышли ряд народов Сибири и Дальнего Востока (чукчи, коряки), Северной Америки (эскимосы, североамериканские индейцы). Это связано с суровыми природными условиями, в которых традиционно проживают эти народы, что долго препятствовало развитию в тех регионах более сложного хозяйства. Однако период, когда на всей планете в культуре и укладе жизни людей господствовали неолитические особенности, был в сравнении с палеолитом недолог: в первой половине IV тысячелетия до н.э. — примерно через 6 тыс. лет после возникновения на Ближнем Востоке первого неолитического хозяйства, на побережье Черного моря и на Кавказе начинается активное производство бронзы. Из бронзы — сплава меди и олова, имеющего бóльшую прочность, чем медь в чистом виде, стали изготовлять уже большое количество крупных и мелких, важных и второстепенных орудий, позволяющих легко расчищать под поля обширные площади лесов, быстро и глубоко вспахивать нивы. Наступает бронзовый век. В последующие два тысячелетия бронзовые орудия широко распространяются по миру, в связи с чем уровень производство резко возрастает, появляется большое количество прибавочного продукта, то есть, люди начинают выращивать больше, чем могут сами съесть. Появляются богатые общины и семьи, обобществленность хозяйства постепенно уходит в прошлое: теперь, с орудиями качественно нового типа, большинство семей может прокормить себя самостоятельно, к помощи родственников и соседей прибегая лишь в особо тяжелое время. Но новый уровень жизни, новые особенности быта требуют усложнения ремесел, которыми человек не сможет заниматься, если будет загружен земледельческой работой или пастьбой скота. Появляются ремесленники-профессионалы: кузнецы, знахари, плотники, которые живут за счет платы, отдаваемой земледельцами и скотоводами за изготовляемые ими изделия. Так начинается классовое разделение общества. Впоследствии в обществе появятся классы профессиональных воинов, а затем — родоплеменной знати, аристократов и, наконец, из военных предводителей возникнет институт самодержавных правителей. С началом бронзового века первобытные отношения и уклад жизни людей в большинстве регионов мира постепенно уходят в прошлое, сменяясь варварством — уже разделенным на классы, но не имеющем государственности и живущим еще в условиях первобытного равноправия обществом, а затем и первыми цивилизациями.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

19 комментариев

  1. Ваш сайт в закладках!

  2. Жить в эпоху шерстистых носорогов и другого «гигантского скота», спать в сырых пещерах и быть под властью одного желания: поесть — бедные наши предки! Но, не исключено, что через тысячи лет потомкам и нас станет жаль, особенно если они будут жить без войн. Это просто мои размышления. Всем добра и мира!

  3. Как же хорошо, что мы уже живем в столь развитую эпоху. Сложно даже представить, что до сих пор есть целые селения, которые живут как первобытное общество.

  4. В те времена люди приспосабливались к условиям жизни. Также иногда коварная природа диктовала им свои условия.

  5. Жадность и зависть, это такие человеческие пороки, от которых и происходят все недоразумения, бойни, преступления. Что изменилось с новокаменного века? НИ-ЧЕ-ГО! Человеку разумному также завистливо и жалко, так почему он до сих пор называется разумным? Авторам или автору статьи благодарность за интересное и понятное изложение материала.

  6. У нас в России до сих пор приличное количество людей живет в неолите и по его законам. Продаем другим государствам газ, а у самих газопровод до Дальнего Востока не дошел. Люди дровами да углем спасаются. Благо электричество есть, хотя и то не везде. А народ спасается только тем, что сам свинку вырастит, картошку посадит, да рыбку с фазанами сможет добыть. А кто не может — поддается искушению отобрать у «соседа».
    Раньше боролись со стихией, сейчас к ней еще и экономика присоединилась. Грустно как-то.

  7. Новокаменный век был очень прогрессивным. Это именно в этот период появились кровнородовые общины, прекращали своё существование стада. Культура проявлялась в виде фетешизма, выражающегося в культе зверей. По мнению ученых северные племена обладали членораздельной речью, но она была замедленна и неуклюжа.

    Переход к родовому строю произошел не позднее начала верхнего (позднего) палеолита. В неолитическую эпоху на земле оставался уже только один вид человека — человек разумный, в полной мере развитый, включая обладание совершенной речью.admin

  8. А я вот никогда не задумывалась над тем когда и вообще по какой причине возникли войны, а оказывается все крайне просто и по большому счету ничего не поменялось. Раньше готовы были убивать за тушку оленя, сейчас же жадность достигла своего апогея.

  9. Александр

    Да, а ведь действительно, люди постепенно приспосабливались к суровым условиям окружающей среды, выживали и развивались и этим нельзя не восхищаться. При том многие орудия труда и инструменты перекочевали в наше время. Пускай не много в измененном виде. Жаль конечно что, людям приходилось соперничать, но такова природа.

  10. Последний раз интересовался каменным веком в школьные годы. Сейчас больше искал информацию про железный век или средневековье. Но вот наткнувшись на эту статью интерес снова пробудился. В очередной раз убедился что конфликты были присущи человеку всегда. Ведь кровь лилась рекой с тех самых пор как человек взял в руки камни и палки. Печально, но конфликты лежат в основе классового разделения общества.

  11. Ну тут еще можно учесть что со сменой целей охоты у людей немного изменился возраст самих охотников — дети начали присоединятся к взрослым, ведь птица это легкая и неопасная добыча, что дало прирост времени на другие занятия. И именно в это время началось формирование науки и технологий, пусть весьма примитивных, но благодаря «кочеванию» мужчин и женщин из племени в племя и новым связям знания начали собираться и распространяться.

  12. Люди до сих пор используют в усовершенствованном виде то, что было придумано в те далекие времена – топоры, молотки, серпы. Все современные технические достижения стали возможны только потому, что когда-то наши предки изобрели примитивные орудия труда.

  13. Печально, что природа распорядилась так, что люди стали враждовать и конкурировать.

  14. Эпоха неолита — это время , когда закладывались основы человеческой цивилизации , то , что сейчас считается незыблимым и основоположным.

  15. Как оказывается изменения климата полностью изменили образ жизни человечества. Выходит — не меняйся он — мы бы так и остались первобытными охотниками, ведь разводить скот и высаживать зерновые не было бы необходимости — охоться и ешь….

  16. В целом информативно, но как-то все больше о южных племенах. А ведь развитие северных народов несколько отличалось, причем не только временем.

  17. Читая статью, вспомнил школьные годы, потому что мое любопытство к истории началось именно неолитической эпохи. Тогда еще заворожило весь быт людей именно того интересного времени. Особенно интерес проснулся еще из -за того что именно с этого периода остался тока один пример людей — человек разумный.

  18. Вот недаром слышала где-то, что новокаменный век научил людей не выживать и приспосабливаться, а жить так, как они хотели бы. Началось развитие земледелия, строительства домов, изобретение орудий труда и т.д. Люди стали делать для себя все то, что помогало бы им чувствовать себя комфортно.

  19. Как обычно просто сёрфил по просторам интернета, наткнулся на эту статься, вспомнил что мой последний приток знаний в этой области был на первом курсе колледжа, на парах Всемирной истории, ну и конечно почему бы в 2 часа ночи не почитать про первые этапы в истории человечества)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

17 + шесть =