кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Кавказ » Независимый дух против самодержавия: Кавказская война (часть XVI)

Независимый дух против самодержавия: Кавказская война (часть XVI)

После того как успехи горского сопротивления в Кавказской войне достигли апогея в связи с неудачной для почему горцы проиграли в кавказской войне с россиейРоссии Крымской войной 1853 — 1856 гг., у народов Северного Кавказа началось резкое снижение воли к борьбе. Сорокалетняя вооруженная борьба истощила материальные и человеческие ресурсы горских народов, а руководство Османского Халифата, Великобритании и Франции, разочарованное малыми масштабами той помощи, которую горцы Кавказа смогли оказать союзникам в войне с Россией, уже не предпринимало сколько-либо значимых действий в их поддержку. И, хотя в первой половине 50-х гг. XIX в. горцам удалось потеснить позиции России на Кавказе, в частности, вынудив российское командование ликвидировать Черноморскую береговую линию, стало очевидным, что изнурительная и кровопролитная война будет продолжаться и впредь еще неизвестно сколько времени. Русские научились хорошо оборонять свои укрепления и станицы на Кавказе, и попытки осаждать и разорять их, как раньше, приносили горцам только новые тяжелые потери. Вдобавок ко всему, в такой обстановке усугублялись внутренние противоречия в горской среде: между увлекшимися властью и обогащением наибами, чиновничеством и простым народом в Имамате Шамиля, между сторонниками исламского строя и сторонниками древних что стало главной причиной поражения горцев кавказа в войне с россиейобычаев в государстве Мухаммеда Амина, между феодальной знатью и трудовым населением у племен, не охваченных властью Северокавказского имамата. Активно играя на этих внутренних противоречиях, используя тот фактор, что многие уставшие от бесконечной войны горцы всерьез стали рассматривать возможность принятия российского подданства в обмен на гарантии мира и безопасности, русское командование решило предпринять меры для коренного перелома в военных действиях в пользу России. Явно прослеживалось и то, что царские власти победой на Кавказе пытались как бы взять реванш за поражение в Крымской войне. И вскоре российскому командованию представился случай изменить геополитическую обстановку на Западном Кавказе в свою пользу.

Как уже говорилось, непосредственно граничившие с Кубанской линией равнинные племена адыгов в то почему адыги проиграли в кавказской войневремя испытывали особенно сильное угнетение со стороны своей феодальной прослойки, на вершине которой находились племенные князья. Сосредоточение в руках князей значительного богатства, их традиционно решительная роль как потомственных воинов в борьбе с русскими войсками приводило к их попыткам расширить свои строго определенные неписаными обычаями полномочия. Князья и потомственное дворянство, на которое они опирались, намеренно старались довести под всевозможными предлогами до обнищания простой народ различными поборами, присвоением скота, остановками на постой в домах простолюдинов — тфокотлей. Обедневшие тфокотли часто были вынуждены переходить со своими семьями в полное услужение князьям и дворянам, становясь их крепостными, и лишь как социальные противоречия у адыгов повлияли на исход кавказской войнынекоторых «избранных» князья набирали в личную гвардию — байколов, которая защищала их в том числе от попыток ограничения их власти влиятельными дворянами. Естественно, более всего ценившие личную свободу адыги были крайне возмущены таким оборотом дела. Успешное установление социального равенства в соседнем государстве Мухаммеда Амина побуждало простой народ равнинных адыгов к выступлениям против собственной знати. Особенное влияние в равнинно-адыгском обществе стали иметь зажиточные скотоводы и земледельцы, разбогатевшие на торговых операциях. Стремясь усугубить раскол в адыгском обществе и не дать распространиться идеям строительства исламской государственности, расширению зоны влияния Имамата, российские власти дали адыгской аристократии гарантию, что в случае ее конфликта с собственным народом встанут на ее сторону. В том, что Россия ­– мощная феодально-крепостническая империя, в данном случае сдержит свое обещание, можно было не сомневаться: охрану традиционной власти и влияния аристократии российский император считал своим приоритетным делом.

В феврале 1856 г. настал решительный момент, связанный с событиями у равнинного адыгского племени бжедугов, жившего прямо напротив одного из главных опорных пунктов Кавказской линии — крепости роль восстания бжедугов в кавказской войнеЕкатеринодар на Кубани. Доведенные до отчания тиранией своего верховного князя Пшимафа Кунчукокова, простолюдины: тфокотли, крепостные и рабы, поддержанные прибывшим из государства Мухаммеда Амина военным отрядом горцев: абадзехов и шапсугов, подняли восстание против своей знати. Во главе восстания стояли богатые тфокотли Кимчерий Ханахоко и Хусен Депчен. Повстанцы захватили центральное селение бжедугской земли Понежукай и в разыгравшейся ожесточенной схватке перебили множество аристократов. Уцелевших спасла от смерти их клятва навсегда отказаться от притязаний на власть и слиться с народом. Часть феодалов смогла бежать в Екатеринодар. Освободившись от засилья князей и дворян, бжедуги избрали наделенную исполнительными полномочиями коллегию из народных представителей. Однако здесь сложившуюся обстановку использовали российские власти. Выполняя гарантии, данные адыгским феодалом, начальник Екатеринодарского округа Черноморского казачьего войска полковник Борзиков возглавил экспедицию в Бжедугию. Лишенные поддержки традиционно главной ударной силы своего войска — феодальных дружин, плохо вооруженные как адыгская знать стала благожелательной к россиибжедуги, несмотря на ожесточенное сопротивление, не смогли выдержать натиска объединившихся с беглыми феодалами российских войск. На степной равнине Прикубанья адыгским силам, не имеющим артиллерии,  очень трудно было держать оборону. В течение 1856 — 1857 гг. Борзиков совершил несколько экспедиций, в ходе которых российские войска разорили родные селения К. Ханахоко и Х. Депчена Энем и Гатлукай. После этого бжедуги были вынуждены капитулировать и признать власть своих князей, которая теперь держалась на русских штыках. Разыгравшиеся в Бжедугии события побудили к лояльности царским властям феодальную верхушку других равнинных племен адыгов. Стало ясно, что не сегодня — завтра равнины Закубанья полностью отойдут к какую роль играли в кавказской войне османская империя и страны европыРоссии, и русской армии откроется удобный плацдарм для прямого наступления на государство Мухаммеда Амина — западную часть Имамата Шамиля. Стремясь не допустить выхода российских войск к Черноморскому побережью Северного Кавказа, в феврале 1857 г. в Туапсе высадился османский корпус числом в три тысячи человек, усиленный британским десантом и польскими добровольцами, возглавляемыми полковником Теофилом (Тевфик-беем) Лапинским. Адыги доброжелательно встретили османских солдат, еще считая султана надежной опорой всех мусульман мира.

Российское командование, в свою очередь, рассчитывая упредить складывание на Западном Кавказе опасного для русских позиций адыго-османо-британского альянса, предприняло меры по закреплению своего положения. Использовав возникшие симпатии к царской России как царские войска наступали на адыгов и как был основан майкопопасавшихся народных выступлений равнинных адыгских князей, начальство Кубанской линии сформировало в Тенгинском укреплении экспедицию, которая должна была, пройдя земли равнинных адыгов, занять урочище Майкоп в месте, где река Шхагуаш вытекает из предгорий на равнину, и заложить там опорный пункт. Оттуда планировалось наступать вверх по Шхагуашу непосредственно на столицу государства Мухаммеда Амина — Хаджико в горном урочище Каменный Мост. 3 мая 1857 г. экспедиция во главе с самим командующим Кавказской линией генералом В. Козловским заняла Майкоп. 18 мая, выдержав бой с горцами-абадзехами у селения Псеноко, экспедиция заложила Майкопское укрепление. В мае — июне войска Мухаммеда Амина совместно с проживавшими в Майкопе исконно адыгами племени егерухай совершали упорные атаки на новое русское укрепление, как русские наступали на государство мухаммеда аминапытаясь его захватить и разрушить, однако русские уже хорошо усовершенствовали тактику противостояния горским набегам. 26 августа наступающий русский отряд сумел подойти к самому урочищу Каменный Мост, выдержав бой с абадзехами в нескольких километрах от него в узком, заваленном камнями ущелье Мешоко. 8 ноября 1859 г. снова завязались бои невдалеке от Каменного Моста между русской экспедицией и войсками горцев: абадзехов и махошей, в верховьях речки Зераль. 30 ноября российские войска с боями начали рекогносцировку широкой как шла кавказская война возле майкопа и на курджипседолины реки Курджипс, впадающей возле Майкопа в Шхагуаш: по ней можно было подняться к горам и выйти к столице адыгского государства с запада. На следующий день русская армия вела бои в долине Курджипса при рубке просек. 31 декабря российские войска вновь сражались с горцами племен абадзехов, махошей и егерухаевцев в лесистых верховьях реки Зераль у начала гор. Пока горным адыгам, преисполненным любви к свободе и верности религиозному долгу, хорошо организованным под предводительством наиба Мухаммеда Амина и его заместителей, умело использовавшим сложный рельеф родной местности, состоящий из крутых гор, густо поросших лесами, удавалось отражать попытки натиска русской армии в глубину своей земли, однако постепенно их силы таяли.

как выглядела майкопская крепость

Майкопское укрепление. Рисунок современника

как адыги сражались с русскими

Река Белая (Шхагуаш) в предгорьях Западного Кавказа

С 1858 г. российское командование на Кавказе, возглавляемое новым императорским наместником А. кто такой барятинскийБарятинским, повело решительные наступательные действия против Имамата Шамиля на Восточном Кавказе. К этому времени напряженность в отношенияхкак шла кавказская война между властями Имамата и рядовыми горцами достигла предела. Особенно сильное недовольство широкими властными полномочиями наибов и их произволом выражали не привыкшие к государственности чеченцы. Исторически жившие в подавляющем большинстве весьма бедно, они очень дорожили личной свободой, правом жить по своему усмотрению. Поэтому особенностью чеченского менталитета было то, что всеобщее повиновение оказывалось лишь наиболее авторитетным, выглядевшим во всех отношениях безупречно вождям. Чеченцы даже гордились тем, что каковы бы ни были прежние заслуги их лидера, они без раздумий свергали его, если он хоть раз показывал себя с плохой стороны. В действительности такая погоня за идеалом оборачивалась против них самих: всем общинам угодить было невозможно ни одному вождю, и случалось, что в решительный момент чеченцы прекращали повиновение талантливому и здравомыслящему руководителю, отчего проваливалось все дело борьбы. Подобное случилось и в отношении Шамиля: видя, что он не может справиться с самовластием своих наибов, но укрепляет собственную власть, что под руководством имама они все равно никак не могут нанести решительного поражения русским, чеченцы все больше отстранялись от главы Имамата. Хотя оставалась и часть верных имаму людей, многие в Чечне уже предполагали продолжать борьбу с Россией независимо от него, а некоторые, особенно вдохновленные пацифистскими проповедями Кунта-хаджи Кишиева, уже задумывались о том, чтобы принять российское подданство и платить России подати в обмен на гарантию сохранения русскими традиционного чеченского уклада жизни. Древним обычаям чеченцы были привержены не меньше горных адыгов, в основе чего лежал сильный в Чечне традиционный культ предков.

почему чеченцы перестали поддерживать шамиля

Старинный чурт — каменный могильный памятник в Чечне

Во второй половине января 1858 г. генерал Н. Евдокимов повел войска со стороны Кавказской линии в направлении Большой (Восточной) Чечни. Ожидая наступления русских с этой стороны, откуда они могли бы угрожать столице Имамата Ведено, Шамиль срочно перебросил в Большую Чечню войска с других направлений. Сделав неожиданный маневр, Евдокимов резко развернул экспедицию в противоположном как русские войска захватывали чечню в кавказскую войнунаправлении и почти без боя захватил оставленное армией Имамата Аргунское ущелье, разделявшее Чечню на две части: Большую и Малую. Это окончательно подорвало боевой дух большинства чеченцев. Прекратив повиновение Шамилю, население Чечни, кроме ряда восточных ее районов, наиболее близких к Ведено, присягнуло на верность России. Часть чеченцев по указанию генерала Н. Евдокимова была переселена из гор на низменность. В конце июня началось русское наступление против Имамата в Северном Дагестане, возглавляемое генералом бароном И. Вревским. Наступая по реке Андийское Койсу на территории современного Гумбетовского района, российские войска разорили сорок селений и взяли штурмом три горных укрепления.Однако при штурме селения Китури сам командующий получил смертельное ранение и вскоре скончался, перевезенный в грузинский город Телав (Телави) Тифлисской губернии.

как горцы устали от войны

Кавказские казаки при вооружении. Фото второй половины XIX в.

На западном фронте Кавказской войны с середины мая по конец ноября 1858 г. продолжались ожесточенные бои между русскими войсками и войсками Мухаммеда Амина в ведущих к Каменному Мосту долинах рек Шхагуаш (Белая), Курджипс и Фарс. Горцам по-прежнему удавалось сдерживать русское наступление на свою столицу.как россия присоединила кавказкак ход кавказской войны переломился в пользу россии

Но в начале 1859 г. на всех фронтах Кавказской войны положение горского сопротивления стало крайне отчаянным: множество мужчин, в том числе лучшие воины, погибли в сражениях, не хватало рук не только для боевых действий, но и для пастьбы и пахоты, обеспечивавших войска продовольствием. Не хватало оружия и боеприпасов. Положение же Шамиля стало буквально катастрофическим: бóльшая часть Чечни отложилась от него и была занята русскими войсками, а в районах Имамата, еще контролируемых им, население все более открыто выражало недовольство. Падал авторитет уже пожилого имама и у многих его наибов, стремившихся свои властные полномочия использовать для переговоров с русскими и сохранить, таким образом, свои богатство и влияние. В конце декабря 1858 г. русские войска обступили граничущую с Дагестаном считавшуюся особенно неприступной из-за крутых высоких гор и густых лесов юго-восточную часть Чечни — Ичкерию, где находилась столица горского государства Ведено. В январе 1859 г. русская армия заняла селение Таузен (Тевзана) на подступах к Ведено.

Руководство Имамата приняло решение до конца оборонять столицу своего государства. Гражданское население было эвакуировано в селение Ичичу в Дагестане, воины принялись возводить дополнительные укрепления. По настоянию наибов Шамиль покинул Ведено и расположился недалеко в более безопасном укрепленном селении Эрсеной, откуда руководил обороной. На месте командованием защитниками Ведено осуществлял сын Шамиля Гази Мухаммед. Пользуясь тем, что основные силы армии Имамата были как шли последние годы кавказской войныотвлечены на оборону Ведено, генерал барон А. Врангель в начале марта начал наступление на север Ичкерии; войска под его командованием уничтожили чеченские селения Саясан, Аллерой и Шамхал-Берды. 1 апреля 1859 г. российские войска начали штрум Ведено. После долгого и кровопролитного сражения горцы, поняв, что им больше не удержать столицы, стали отступать. К десяти как чечня присоединилась к россиичасам вечера Ведено покинули и отошли в горы последние защитники. Падение Ведено, столько лет совершенно недосягаемого для русской армии, стало окончательным моральным ударом для изнуренного десятилетиями войны населения. К лету уже почти вся Ичкерия капитулировала и объявила о принятии российского подданства. Шамиль лично взывал к совести горцев и уговаривал их до конца выполнять мусульманский долг перед Богом, продолжать сражение с захватывавшими чеченскую землю иноверцами, несмотря ни на что, однако народ уже не желал его слушать. Дальнейшее пребывание в отказавшейся повиноваться Чечне становилось опасным для имама и оставшихся ему верными сторонников, и те были вынуждены удаляться в Дагестан через высокогорный перевал Харами. Шамиль с семьей и государственной казной остановился в селении Ичича.

Летом 1859 г. российские войска начали решительное и планомерное наступление на горный Дагестан с последние сражения шамилянескольких направлений, в том числе из Чечни, под общим командованием наместника А. Барятинского. В Дагестане, истощенном войной, уже свирепствовал голод. Шамиль собрал заседание государственного совета — шуры, в присутствии наибов и ближайших сподвижников близ селения Хунзах — столицы фактически упраздненного мюридами Аварского ханства, и потребовал ото всех клятвы биться с русскими до конца. Имам как россия наступала на дагестанприказал эвакуировать жителей из селений по левому берегу реки Андийское Койсу, который из стратегических соображений решено было сдать наступавшей русской армии, заняв усиленную оборону по правому берегу. Сами селения мюриды сожгли, чтобы русские не могли найти в них продвольствие и фураж. В августе 1859 г. Чеченский отряд Кавказской армии во главе с князем А. Барятинским перешел перевал Харами и вступил в Дагестан. Уже опытные в действиях в горах военные инженеры быстро наводили дороги в труднопроходимых местах.

Дальнейшие события развивались стремительно: измученный десятилетиями войны народ в своем большинстве уже не горел желанием героически умирать вместе с Шамилем и его наиболее преданными сподвижниками. Понимая, что война проиграна, горцы теперь надеялись попытать спокойствия под новой властью. Лишь на тех укрепленных пунктах, которые обороняли особенно непримиримые воины, завязывались бои, остальные уже не пригодились погибающему единому государству Северного Кавказа: их защитники, в том числе многие наибы, опускали оружие и сами выходили навстречу наступавшим русским войскам, объявляя о своей преданности императору России. Сын Шамиля Гази Мухаммед, руководивший обороной позиций горцев при селении Карата, увидев, что его войско не желает сражаться и самовольно где был последний бой шамиляобъявило о желании вступить в российское подданство, сжег дом, где располагался его штаб, и покинул селение. А. Барятинский объехал селения по реке Андийское Койсу, Ашильту, Гидатль, и всюду воины-мюриды и местные жители впускали русских без боя. Шамиль, видя, что русские вот-вот вступят в Ичичу, начал поспешный отвод остатков своего войска с государственной казной в считавшееся неприступным селение Гуниб в горах Южного Дагестана, при этом из-за спешки пришлось оставить тринадцать артиллерийских орудий. В это время в ближайшем окружении имама вспыхнул мятеж: группа его вчерашних сподвижников захватила обоз с казной и ценным имуществом, а самому Шамилю удалось ускакать от них на коне, отбиваясь шашкой.

В Гунибе Шамиль и оставшиеся ему верными приближенные, в том числе сын Гази Мухаммед, провели всеобщую мобилизацию способных держать в руках оружие мужчин. Таким образом, гарнизон селения-крепости, расположенного на неприступных скалистых высотах, составил около четырехсот человек при четырех орудиях. Однако по техническим возможностям того времени этого оказалось недостаточным, чтобы полностью контролировать довольно большую крепость. Подступы к селению были тщательно чем знаменит гунибукреплены; даже своих жен и невесток Шамиль отправил таскать камни. В середине августа русские войска блокировали Гуниб со всех сторон. 18 августа к Гунибу прибыл А. Барятинский. Его уполномоченный полковник И. Лазарев вступил с Шамилем в переговоры и потребовал сдаться в течение двадцати четырех часов. Взятию последнего оплота имама Кавказа российскими властями придавалось особое моральное значение. Насчет как шли переговоры с шамилем в гунибеШамиля в Петербурге уже были соответствующие планы: российское правительство не намеревалось его убивать или подвергать жестоким репрессиям, а сделать его своим «почетным пленником» как достойного борца за свободу своей родины. Император Александр II по сравнению со своим отцом Николаем I отличался определенным либерализмом. По расчету российских властей, это должно было убедить горцев в милосердии императора к побежденному врагу и склонить их к окончательному прекращению сопротивления.

Переговоры длились долго: пять дней вместо двадцати четырех часов. Шамиль был верен своим принципам и религиозному долгу, предпочитал смерть в бою капитуляции перед иноверцами. Российские военные делегаты даже заявили, что император разрешает Шамилю эмигрировать в Османский Халифат, но выдвинули условие, что дожидаться ответа от султана имам будет в одном из русских укреплений. Шамиль как гарантию своей безопасности в таком случае потребовал отдать в заложники мюридам  кого-нибудь из русских генералов. В конце концов имам заявил, что служит только Богу и вместе со своими оставшимися сподвижниками будет до самой смерти обороняться в окруженном селении.

25 августа 1859 г. на рассвете начался штурм последнего оплота Шамиля российскими войсками. С помощью специально изготовленной для скалолазания обуви и крючьев сто тридцать егерей (аналог современного спецназа) стали подниматься в Гуниб по отвесным скалам, высотой доходящих до двадцати метров. Добравшись до очередного более пологого места, егеря спускали вниз лестницы и веревки, и за ними поднимались солдаты ударного батальона. Не ожидавшие появления неприятеля со стороны отвесного обрыва горцы вовремя не заметили приближения русских, а когда открыли стрельбу, егеря уже подбирались к каменным стенам селения. К шести часам утра под стенами Гуниба оказалась вся штурмовая группировка, как шамиль и его сподвижники сражались в последний раз в гунибеи на окраинах селения завязались ожесточенные бои. Вместе с воинами-мужчинами на баррикадах сражались вооруженные женщины, три из них погибли. Во время боя солдаты Ширванского полка убили женщину, с грудным ребенком укрывавшуюся в пещере; девочку-младенца спас от расправы прапорщик Вриани, и позже ее, окрещенную Ниной Ширванской, взял себе на воспитание командир полка Кононович. В девять утра горцы были оттеснены русскими войсками вглубь селения, после чего штурм был приостановлен. Начались новые переговоры. Полковник И. Лазарев лично прибыл на площадь Гуниба. Среди сподвижников Шамиля начались разногласия: одни изъявляли готовность умирать в бою, другие советовали принять условия русских и сдаться, поскольку уцелеть в сражении не представлялось возможным, а народ Дагестана больше не желал продолжения сопротивления. Шамиль долго колебался. В конце концов имам вышел из селения на личную встречу с А. как шамиль сдалсяБарятинским. После недолгого разговора в роще возле Гуниба Шамиль сказал наместнику: «Я простой уздень (дворянин), тридцать лет дравшийся за религию, но теперь мои народы изменили мне, а сподвижники разбежались. Да и сам я утомился: я стар, мне шестьдесят три года. Не гляди на мою черную бороду: я сед. Поздравляю вас с владычеством над Дагестаном и от души желаю государю успеха в управлении горцами, для их блага». Так завершил свою отчаянную борьбу, которой посвятил всю свою жизнь, ставший легендарным имам Шамиль — человек, впервые в истории объединивший под общей государственной властью практически все мусульманские народы Северного Кавказа. Окружившие Гуниб российские войска приветствовали капитуляцию борца, десятки лет в глубоком русском тылу сопротивлявшегося колонизации и самодержавию, оружейным салютом и криками «Ура!».

Данные Шамилю гарантии российское правительство, в общем, выполнило. На положении «почетного как выглядел имам шамильимператорского пленника» имам был в сопровождении эскорта вывезенкак жил шамиль после сдачи в плен и где умер со своей семьей в Калугу, где поселен в доме генерала М. Чичагова, которому был поручен надзор за ним. Там, получая приличное содержание из российской государственной казны, он проживал в течение десяти лет, пока в 1870 г. ему не было разрешено императором переселение вместе с семьей в Османский Халифат. Султан Абдул-Азиз принял бывшего великого кавказского предводителя очень ласково и с большим почетом. Шамиль умер в Медине после совершения хаджа — мусульманского паломничества к местам проповеднической деятельности пророка Мухаммеда, 4 или 16 февраля 1871 г. в возрасте 73 лет. Похоронен там же на кладбище Джаннату-ль-Баки (современная Саудовская Аравия). Его сын и ближайший сподвижник Гази Мухаммед активно участвовал в войне против России на закавказском фронте русско-османской войны 1877 — 1878 гг., а находившийся в контакте с ним Алибек-Хаджи Алдамов возглавил антироссийское восстание в Дагестане 1877 г. За участие в войне Гази-Мухаммед был удостоен султаном звания маршала. Другой сын Шамиля Мухаммед Шафи сделал карьеру на русской военной службе, умер в 1906 г. в Кисловодске в чине генерал-майора. Младший сын Шамиля Мухаммед Камиль, родившийся уже в Калуге, с детства прожил всю остальную жизнь в Турции и Аравии, умер в 1951 г., его сын Саид Шамиль был известным деятелем провозглашенной на Северном Кавказе после революции Горской Республики.

Имя Шамиля неотделимо связано с историей Кавказской войны и Кавказа вообще. Без преувеличения его как относятся к шамилюможно назвать самым выдающимся политическим деятелем из среды коренных народов Северного Кавказа. Как глубоко преданный своим идеалом, харизматичный лидер, сумевший осуществить в те времена казавшееся совершенно невероятным объединение только начавших выходить из состояния варварства северокавказских горцев, еще и установить среди них государственное правление, Шамиль имеет мировую известность. Его имя является своего рода символом самоотверженной борьбы за независимость своей родины и несокрушимой воли к свободе. Мусульмане, причем не только представители народов Кавказа, кроме того, почитают его как образец героизма в борьбе за дело религии в то время, когда исламский мир уже пребывал в состоянии глубокого политического упадка. Само понятие «Кавказская война» порой настолько прочно ассоциируется с личностью Шамиля (хотя он возглавил горское сопротивление только в 1834 г., и хотя подавляющее большинство, но все-таки не все сопротивлявшиеся завоеванию Россией горские народы были объединены под его властью), что даже в учебниках по истории 25 августа 1859 г. иногда называется как дата окончания Кавказской войны. Однако это совсем не соответствует действительности: хотя Шамиль капитулировал, непокоренными России еще оставались обширные горно-лесистые земли адыгов на Западном Кавказе, а в Чечне оставался очаг сопротивления мюридов, возглавляемых наибом Байсангуром. И сами российские военачальники с капитуляцией Шамиля отнюдь не считали войну на Кавказе оконченной. В Дагестане Шамиль по-прежнему высоко почитается как величайший национальный герой, в том числе народами, которые долго не сопротивлялись российской колонизации и не входили в его Имамат. Как уважаемая личность остался он и в народной памяти адыгов Закубанья, хотя они контактировали не непосредственно с ним, а с его наибом Мухаммедом Амином. Тем не менее, до наших дней известна старинная адыгская песня, в которой выражается солидарность с Шамилем и его войском в борьбе против гяуров. В Чечне же к Шамилю существует двоякое отношение: часть ее жителей, как и народы Дагестана, считает его своим уважаемым национальным героем, другая же часть рассматривает его как узурпатора власти и предателя народных интересов. Свободолюбивым чеченцам прочно запомнились обиды, связанные с принудительным установлением имамом Кавказа государственных институтов власти, борьбой со многими древними народными обычаями. Тем более постыдной они посчитали сдачу Шамиля, угрожавшего подданным смертью только за разговоры о возможности присоединения к России, в плен. Однако народная память избирательна, и в Чечне обычно не хотят вспоминать о том, что именно с выхода из повиновения Шамилю чеченцев и их массовой капитуляции перед наступавшими русскими войсками началось крушение Имамата.

Мемориал, посвященный Шамилю, на названном в его честь проспекте в Махачкале, Республика Дагестан

Мемориал, посвященный Шамилю, на названном в его честь проспекте в Махачкале, Республика Дагестан

 

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

6 комментариев

  1. Павел Юрьевич

    Да и ещё, забыл выразить свое мнение по поводу кавказского народа. Я всегда был за то, что это народ высокоморален и этичен, но как говорится: «в семье не без урода». Именно в этой войне основные предпосылки были от как раз таких «людей». Но тут, конечно же, важную роль сыграли захватнические последствия и действия, на которые нельзя было не ответить

  2. Павел Юрьевич

    В принципе, эта война была предсказуема. Да и кавказский народ всегда отличался стойкостью как моральной, так и физической. И при любом удобном случае мог взять всё в свои руки и начать становление своих интересов как на своей земле, так и в не её.

  3. Такой народ не сломить! Кровь бурлит в жилах, гордый, решительный справедливый народ. Нам есть чему поучиться у жителей Кавказа, то как они почитают свои традиции, помнят и уважают своих предком, стоят брат за брата, слова родина и семья для них превыше всего.

  4. Читая статью я вспомнил героев мусульманского мира и как отреагировали весь мир который окружает нас мусульман . Мы боримся не за себя не задурную славу мы боримся за наш народ и при этом мы забываем о нашей жизни которую ценят и нехотят растаться с ним немусульмане . Я блогодарен тем кто напоминает как жилось истинным верующим в эпохи войны , они напоминает мне о сути жизни мусульман.

  5. Считаю, что исторические темы в наше время должны освещаться как можно чаще, особенно такие. Несмотря на важность Кавказской войны, ей на удивление часто не уделяется должного внимания. Читая эту статью, невольно вспоминаешь проблемы с Чечнёй в начале века и видишь истоки этих конфликтов.
    Подобные кровавые страницы нашей истории нужно хорошо помнить.Ведь историю нужно знать, чтобы не повторять уже совершённых ошибок.

  6. Еще раз подтверждается тот факт, что цикличность в истории имеет место быть. Сопротивление народа, его последующее истощение, прямо скажем, хитрость русских привела к одной из самых кровавых страниц кавказского народа. Можно не писать о том, что многие факты нельзя объективно воспринимать, так как, что ни говори, но некоторые события довольно таки искажены в общем восприятии действительности того времени.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

двенадцать − 10 =