кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Кавказ » Независимый дух против самодержавия: Кавказская война (часть XIII)

Независимый дух против самодержавия: Кавказская война (часть XIII)

Регулярные военные действия на Северном Кавказе между коренным населением и российскими войсками продолжались уже как воевали горцы в кавказскую войнусвыше тридцати лет, и успех явственно не склонялся ни на одну, ни на другую сторону. Давно уже находясь в глубоком российском тылу, со всех сторон обложенные русскими укрепленными линиями, на которых дислоцировалось до 200 тыс. человек, горцы продолжали упорное и активное сопротивление, отказываясь присягать российскому императору и пускать неприятеля в свои горы, самостоятельно изготовляя порох, оружие и боеприпасы, питаясь тем, что могли дать их довольно скудные хозяйства. Армия, громившая Карла Шведского и Наполеона, бравшая Берлин и Париж, отправившая в небытие некогда грозное Крымское ханство, никак не могла покорить малоимущие горные народы, у которых совсем недавно появилось первое объединенное государство. Начало 50-х гг. XIX в. на Кавказе характеризуется расцветом административно-политической системы Имамата Шамиля – государства, объединившего абсолютное большинство противостоявших российской колонизации кавказских народов.как воевали русские, российская армия в кавказскую войну

В этот период активно формировалась административная система в западной части Имамата, возглавляемой наибом Мухаммедом как адыги воевали в кавказскую войнуАмином Асиялау. Формально объединенное адыгское государство подчинялось Шамилю, однако в связи с тем, что от остальной части Имамата его отделяли не вступавшая в активное противостояние с Россией Кабарда с зависимыми от ее князей землями, лояльная России преимущественно христианская Осетия и несколько русских кордонных линий, связь с Шамилем была нерегулярной, и Мухаммед Амин фактически являлся независимым правителем на Западном Кавказе. Как уже говорилось, несмотря ни на что, он до конца сохранял свою верность Шамилю, не отступал от проводимой имамом политики и предпринимал попытки соединения своего государства с остальной территорией Имамата. Однако взгляды Шамиля и Мухаммеда Амина относительно считавшегося тогда верховным правителем всех мусульман-суннитов османского султана прямо противоречили. Если Шамиль считал себя подданным султана, пусть и условно, то Мухаммед Амин, посетив однажды с дипломатической миссией Стамбул, был потрясен, увидев, в каком нравственном и политическом упадке пребывает Османский Халифат, который кавказцы считали могущественнейшей державой мира и образцом исламского благочестия. После этого наиб открыто говорил, что не считает султана своим покровителем, и что мусульманам Кавказа не стоит ждать помощи от османов, а следует, положившись на Бога, вести борьбу с Россией только своими силами. Так сложилась несколько парадоксальная ситуация: Шамиль считал себя подданным султана, Мухаммед Амин считал себя подданным Шамиля, но верховную власть султана не признавал. Впрочем, тогда это уже не имело особого значения: Османский Халифат, и раньше не оказывавший особенно глубокого влияния на кавказские события, теперь, когда его границы были отодвинуты Россией далеко от Кавказа, тем более терял здесь свое влияние.

как россия воевала с кавказом и где был имамат шамиля

Кавказ в середине XIX века. Красной линией обозначены границы Имамата Шамиля (слева — государство Мухаммеда Амина, справа — территории, управлявшиеся самим Шамилем)

Государство Мухаммеда Амина стало первым в истории собственным государством адыгского этноса, объединившим несколько его история государства мухаммеда аминасубэтнических групп. Его устройство во многом дублировало государственную систему Шамиля, установленную имамом на Восточном Кавказе, однако, в связи с тем, что горные адыги еще не до конца распрощались с традиционным родоплеменным строем, жили довольно замкнутыми общинами, оно было несколько проще. Территория государства Мухаммеда Амина была поделена на участки, население каждого из которых насчитывало около ста дворов. Такой участок возглавлялся старшиной – мухтаром, которого выбирали сами его жители. Несколько возглавляемых мухтарами участков объединялись в административный округ – махкаме, во главе которого стоял муфтий. При муфтии заседали три кадия – судьи и советника. Администрация кавказская войнамахкаме выполняла одновременно и административные, и военные (муфтий был и военным командиром округа), и судебные функции. Силовую поддержку власти в государстве Мухаммеда Амина, как и в восточной части Имамата, обеспечивали муртазеки – гвардия. Каждому муфтию предоставлялся в распоряжение конный отряд муртазеков. Общие полицейские функции, надзор за общественным порядком осуществляли тоже подчиненные муфтию заптии. Администрацию махкеме и приданные ей отряды муртазеков и заптиев содержал живший на территории округа народ. Была введена всеобщая воинская обязанность. Каждая семья должна была содержать воина-всадника, который не имел право без разрешения властей покидать свое селение и был обязан по первому призыву явиться в строй и отправиться в военный поход. Это положило конец обычному явлению в адыгском войске, когда воины выступали в поход каждый по своему усмотрению, не могли договориться, кто в ополчении главный, и подчас в самый ответственный момент убирали шашку в ножны и возвращались домой. В случае особой военной угрозы власти округа мобилизовали все боеспособное мужское население.как черкесы воевали в кавказскую войну

В каждой махкаме находились мечеть, школа – медресе, суд, место (яма) для заключения преступников, административные здания, продовльственный магазин и государственная конюшня. Мухаммед Амин и его сподвижники активно занимались религиозным просвещением адыгов, которые в своем абсолютном большинстве приняли Ислам менее ста лет назад, поэтому еще далеко не все отличались глубокой религиозной сознательностью и значительными духовными знаниями. Всему взрослому населению было предписано совершать обязательную для мусульман ежедневную пятикратную молитву, нарушителей крупно штрафовали. Впервые в адыгской истории было введено обязательное общее образование для детей: в медресе их обучали основам Ислама, арабскому письму и нравственным нормам. Общественные отношения стали строго регулироваться шариатским правом. На подконтрольной администрации Мухаммеда Амина территории закончились времена, когда каждое селение было само себе хозяином, могло идти войной на соседнее село, и опасно было выехать за околицу без оружия. Убийства, разбой карались смертной казнью через расстрел, изменников, вступавших в сговор с российским командованием, как и прежде, бросали в горные реки, их имущество конфисковывали. За воровство назначалось отрубание руки, за пьянство, аморальное поведение – наказание плетьми или розгами. В народную память адыгов Мухаммед Амин вошел как справедливый, но суровый и быстрый на расправу правитель. В действительности он был, вероятно, менее деспотичен, чем сам Шамиль, однако консервативные адыги, привыкшие веками ограничивать свою свободу только неписаными народными обычаями, не смогли сразу отказаться от привычного образа жизни, тяжело адаптировались к новым условиям, которые неизбежно несла с собой государственность. Поэтому в государстве Мухаммеда Амина карательная система Имамата работала особенно активно. Прежде же суровые наказания в обществе адыгов-горцев были редким явлением. У адыгов даже возникла поговорка: «Знамя наиба – плеть муртазека». Тем не менее, в результате суровых мер по наведению порядка и репрессии против недовольных правлением Мухаммеда Амина (особенно из числа горской знати), в результате политики наиба в адыгском обществе ушли в прошлое ранее процветавшие (как и на Восточном Кавказе до Шамиля) такие явления, как разбои, кражи и угоны скота, похищения людей, пьянство.как кавказцы воевали с россией

Постоянная ставка Мухаммеда Амина – в сущности, столица адыгского исламского государства, находилась в урочище Каменный Мост – широком участке долины реки Шхагуаш (русское название Белая), окруженном лесистыми грядами переходящих в горы предгорий Западного Кавказа. По имени наиба небольшая речка, впадающая в Белую в этом урочище с левой стороны, называется к нашему времени Аминовкой.где жил мухаммед амин

Важным итогом политики Мухаммеда Амина стало прочное укрепление адыгского народа в Исламе. До него адыги, не имевшиечто принес мухаммед амин адыгам собственной письменности, с Османским Халифатом имевшие связь лишь по морю, хотя уже считали себя мусульманами, нередко не отличались глубокой исламской религиозностью, продолжали следовать древним языческим культом. После десяти лет правления наиба Шамиля адыги, как позже писал французский эмиссар на Западном Кавказе А. Фонвилль, «сделались совершеннейшими мусульманами», в них окончательно утвердилась исламская сознательность, они стали строго выполнять все исламские обряды.

В войске Мухаммеда Амина сражались не только адыги, убыхи и абхазы, но также представители каким было первое адыгское государстводругих народов. Так, на его службе состояло целое подразделение казаков-перебежчиков, добровольцы из Османского Халифата, а также поляки – участники антироссийского восстания 1830 г. в Польше, в наказание сосланные в действующую армию на Кавказ и, не долго думая, перешедшие на сторону горцев. Некоторую поддержку Мухаммеду Амину оказывали агенты увидевшей в нем сильного лидера, на которого можно опереться, чтобы не дать Российской империи закрепиться на Черноморском побережье Кавказа, Великобритании (ее традиционная политика заключалась в том, чтобы не позволять какому-либо государству доминировать в Европе, а Россия после победы в войне с Наполеоном стала активно вмешиваться в европейские дела). Именно при помощи британских инженеров в государстве Мухаммеда Амина началась активная выплавка серебра и свинца.

Российское командование, разумеется, с тревогой следило за административными и политическими успехами Мухаммеда Амина. как шла кавказская войнаНе работал традиционный прием, с помощью которого Россия одерживала верх над горским сопротивлением: разделение горцев на партии, из-за чего они не могли выступить единым фронтом. В рапорте 5 апреля 1850 г. полковник Волков сообщал, что «наказанием же смертью лазутчиков и лишением имущества, за подозрение в сношениях с русскими затрудняет теперь получение нами сведений». В 1851 г. Мухаммед Амин предпринял первое крупное наступление против русских войск, которое стало очередной попыткой руководства Имамата объединить разделенные Кабардой и Осетией части своей территории. Многочисленное войско Мухаммеда Амина предприняло поход из гор Абадзехии на область Карачай в верховьях Кубани. Жившие там карачаевцы – тюркоязычный как воевал мухаммед амингорский народ, полностью прекратили сопротивление России еще в 1834 г., так как вследствие ранее прошедшей по их землям эпидемии чумы их человеческих ресурсов не хватало для длительной войны с русскими войсками. Мухаммед Амин предполагал теперь, когда прошло уже довольно много времени, и численность боеспособного народа должна была относительно восстановиться, поднять на восстание Карачай, а затем Кабарду, после чего совместно с кабардинскими силами и наступающими с востока войсками Шамиля овладеть Дарьяльским ущельем и, таким образом, соединить обе части исламского где проходили действия кавказской войныгосударства, создать сплошной фронт для борьбы с Россией. Поход оказался неудачным: горцы смогли преодолеть запиравшую их в горах Лабинскую кордонную линию, но в битве на реке Уруп, где протягивалась другая укрепленная линия, потерпели поражение от стянувшихся русских войск и отступили. Однако сам факт попытки войска Мухаммеда Амина прорваться в Карачай, преодоление адыгами Лабинской линии свидетельствовали об успешном складывании на Западном Кавказе опасного для российского влияния национального объединения, возникновении серьезной угрозы российским владениям и на Кубани. Возможно, укрепления Кубанской линии, казачьи станицы Приазовья и Ставрополья тоже стали бы подвергаться таким частым и опустошительным набегам, какие совершали воины Шамиля на Восточном Кавказе. Однако с севера государство Мухаммеда-Амина отделяли от русских владений земли равнинных адыгских племен, живших в условиях феодализма, а значительные военные силы отвлекались на поддержание внутреннего порядка в государстве, населенном плохо привыкавшим к новым строгим законам, часто оказывавшим неповиновение народом. Тем не менее, централизованное государственной управление в землях адыгов, так же как и на востоке Кавказа, позволяло оперативно перебрасывать необходимое количество сил на нужные участки фронта и эффективно противостоять русским карательным экспедициям, оказывать материальную поддержку пострадавшим от войны общинам.

В 1852 г. Имамат Шамиля продолжал расширение своего влияния: войско имама, возглавляемое самим Шамилем, его сыном какие победы одерживал северокавказский имаматГази-Мухаммедом и наибом Даниял-Султаном перешло покрытый вечными снегами Главный Кавказский хребет и, спустившись в земли лезгин какие генералы и военачальники руководили кавказской войнойАзербайджана – мусульман-суннитов, без боя заняло город Загаталу (Закаталы). Население, уставшее от поборов и тяжелого прифронтового режима российских властей, приветствовало мюридов. Из Загаталы горское войско во главе с Даниял-Султаном выступило на русские опорные пункты в Закавказье по реке Алазани, падение которых закрепило бы власть Шамиля над суннитским севером Азербайджана. Однако российские войска под командованием князя И. Орбелиани сумели преградить путь войску Даниял-Султана и завязали с ним бой. Пока мюриды преодолевали их сопротивление, к русским подошли свежие силы во главе с князем М. Аргутинским-Долгоруким, и войско Даниял-Султана отступило.

Власть Шамиля на Кавказе продолжала укрепляться, а функционирование его тактика кавказской войныгосударственной системы – отлаживаться. Горцы укрепляли свои позиции в горах, но и русские отнюдь не дремали. За десятилетия беспрерывной войны появилось целое поколение российских военачальников, «специализированных» на кавказском конфликте, умеющих проводить экспедиции с минимальными потерями, разрабатывать соответствующую стратегию, укрепляющую позиции российских властей. Русские уже не совершали дальних и частых карательных экспедиций против горцев, но и как жили кавказские горцы во время кавказской войныгорские атаки на свои укрепления хорошо научились отбивать. Государственные же преобразования среди не распрощавшихся еще до конца с родоплеменным строем горцев, содержание многотысячной единой армии требовало все больше материальных средств, восполнять которые в условиях почти полной изоляции русскими кордонными линиями становилось все труднее. Несмотря на все успехи Шамиля и его воинов, в целом силы оставались неравными, и чтобы закрепить достигнутое, требовалось событие широкого геополитического масштаба, способное всерьез пошатнуть позиции Российской империи на Кавказе. Этим событием сопротивлявшиеся российской экспансии народы Кавказа посчитали разразившуюся в очередной раз в 1853 г. войну между Россией и Османским Халифатом, в которую затем активно вмешались ведущие европейские державы. Войну, вошедшую в российскую историографию под названием Крымской.каков был быт кавказских горцев

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

7 комментариев

  1. Люблю читать исторические статьи. Многое открывают о настоящем. Правду говорят что история лучший учитель. Так и есть.
    Эта статья показывает древность конфликта между кавказскими народами и Российской империей. Малые народы трудно победить и завоевать, особенно на их территории. Их независимый дух питается от их малочисленности и внутренней свободы, воспитанной поколениями.
    Крупные империи напрасно считают что если народ малочислен то его можно безнаказанно угнетать, воевать за их территории, насильно брать их под свой контроль. События показывают что чем меньше народ тем больше он заботится о своей независимости и воспитывает своих детей независисмыми, самостоятельными, воинственными.
    Для того чтобы подчинить кавказские народы нужна не сила, а мудрость. Думаю здесь важно показать им преимущество дружеских взаимоотношений с империями, которые могут оказывать им помощь и в религиозном преобразовании, и в поднятии культурного образовательного уровня, становлении государственности.
    Проблема пьянства, воровства актуально прозвучала в этой статье. С этим злом необходимо бороться. Правда методу жесткие, но тогда и время было такое. далеко не наше время. Но борьба с подобными явлениями необходима в любом обществе.
    Вообще это хорошо что мы не живем в те времена, жестокое время и войны случались чаще чем сейчас. Замечательная статья, познавательная что и говорить Много можно уроков взять из нее.

  2. С удовольствием ознакомилась с новой для се6я информацией. В очередной раз убедилась, что историю творим мы сами, не было бы великих людей таких как Мухаммед Амин не было бы великих событий, меняющих историю. Но о нем я что-то раньше не слышала или не слушала в институте. Для достижения поставленных целей лидер кавказцев Шамиль придерживался идеям национально освободительного движения горцев на Северном Кавказе. Именно оно должно было стать основой прочного мусульманского движения. Шамиль приложил очень много усилий для реализации своих замыслов, но он все равно оставался в меньшинстве так как горцы народ вольный и их организовать и собрать в одну команду практически невозможно, но Шамиль явно в этом приуспел. Судя по статье Шамиль был очень сильной и амбиционной личностью, слов на ветер не бросал, что ни раз доказывал.

  3. В целом статья понравилась. Однако, я как человек сведущий в практике написания статей(сам пишу уже второй год) советовал бы Вам прибегать к ссылкам на источники. Автор хорошо разложил структуру и организацию гордых и воинственных народов Кавказа. И все же, советую рассказывать более живо, представляйте что ведет лекцию или же диалог с читателем. Тогда информация воспринимается в разы легче. Вообще, в статьях старайтесь не писать в научном стиле. Современный обыватель не любит нагружать себя потоком информации. Надо бить четко в цель, фактами, событиями, лицами.

    Стоит добавить большей биографий. и действий отдельных лиц. Общая картина это конечно хорошо, однако, через призму человека выходит наглядней.

    Оптимальный стиль для исторической статьи — научно-популярный/научно-публицистический. У Вас же я увидел скорее сухой изложений обстановки. Так дело не пойдет. Что ж, развивайтесь, и я верю что у вас всё получится!

  4. Люблю читать историю. Не понимаю тех, кому это не интересно и кто вообще не вникает в то, что было «до». Вообще привить что-то нашей современной молодежи сложно, но хотелось бы, чтобы такого побольше читали. Действительно смышленее становишься Прочитал статью с интересом. Конечно для меня, как человека немного знающего историю сверх нового ничего не было, но вот для так сказать «новичков» статья в самый раз будет.

  5. Кавказ — еще одна страна, которая страдала от Российской империи. Всегда восхищалась смелостью и свободолюбием этого горного народа. Устрой правления Мухаммеда — Амина на своем примере показывает, как можно эффективно наладить порядок в обществе. Когда страна сильна внутри, она сильна и за своими границами. Только так народ может победить угрозу для своего существования.

  6. Очень познавательно, но хотелось бы узнать более подробно про русских военачальников и их биографию, ведь они внесли такой огромный вклад в расширение границ Российской Империи.

    В более ранних частях этой статьи приводится характеристика некоторых наиболее выдающихся главнокомандующих Отдельного Кавказского корпуса.admin

  7. В статье затронута тема борьбы с пьянством в наибствах Шамиля. Хотелось бы добавить, что методы предложенные имамом Шамилем против пьянства, были хоть и жесткие, но крайне эффективные. Прежде чем указывать что-то другим, он начал со своего дома. Ведь отец Шамиля Денгав был известным виноделом. Много раз сын просил его прекратить заниматься виноделием и убрать все вино из дома. И только после того, как Шамиль поклялся отцу, что убьет себя, если тот не прекратит, Денгав выбросил все вино из погреба и больше никогда этим не занимался. Он отлично понимал, что Шамиль не из тех людей, кто не сдержит своего слова.
    Про наиба Мухамада-Амина слышу, честно говоря, впервые. Это мое большое упущение.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

три + двенадцать =