кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Кавказ » Независимый дух против самодержавия: Кавказская война (часть VI)

Независимый дух против самодержавия: Кавказская война (часть VI)

Переговоры между Гамзатбеком и ханской семьей сразу не заладились. Гамзатбек в обмен на признание мюридами власти ханов как шамиль стал имамомтребовал от тех не только согласия на установление в ханстве законов шариата, но и объявления войны – газавата, России. Ханша Паху-бике категорически отказывалась выступать против сильного врага и настаивала на сохранении российского подданства. Поняв, что «железную монархиню» не удастся склонить к уступкам, Гамзатбек и Шамиль приняли решение в крайнем случае захватить Хунзах штурмом и снести его укрепления, а для начала попробовать отдельно поговорить с ее сыновьями. Это дало неожиданный успех: молодой хан Абу-Султан (Нусал), прельстившись обещаниями имама мюридов передать ему всю полноту реальной власти и командование мюридскими войсками (сам Гамзатбек предложил себя на роль ценного ханского советника), согласился выступить против России. Затем к предложению Гамзатбека удалось склонить и брата Абу-Султана Умма-хана. Оба хана, взяв с собой своего одиннадцатилетнего младшего брата Булач-хана, в сопровождении ста дружинников прибыли для дальнейших переговоров в лагерь мюридов. Булач-хан был отдан братьями мюридам как аманат в залог верности заключенному договору; Гамзатбек отправил мальчика к своему дяде в селение Гоцатль. Ханы же разместились для разговора с Гамзатбеком в походной палатке.

Негодованию властной Паху-бике не было границ, когда она узнала, как бесцеремонно ослушались ее старшие сыновья, да еще отдали мюридам младшего. Решив во что бы то ни стало не допустить сближения ханского семейства с мюридами, она тайно отправила посланца к ближайшему сподвижнику имама Шамилю с предложением большой суммы денег в обмен на то, что Шамиль уведет войско и оставит Гамзатбека на расправу ханской гвардии. Паху-бике была женщиной не только отважной, властной и суровой, но и весьма самонадеянной: Шамиль давно слыл человеком исключительной честности и преданности своим принципам. Он не только отказал ханше, но и доложил о случившемся Гамзатбеку. Поняв, что ханша готовит его убийство, имам мюридизм на кавказепопытался задержать братьев-ханов во избежание кровопролития и отойти с войском от Хунзаха. Однако охранявшие братьев ханские дружинники расценили это как посягательство на честь их господ и открыли огонь по мюридам. В завязавшейся стычке дружинники случайно застрелили своего господина Умма-хана. Выскочивший из палатки Абу-Султан был убит мюридами. Затем войско Гамзатбека ворвалось в Хунзах. Не ожидавшая такого оборота дела ханскаякакие общества не подчинились мюридам дружина в этот раз была разбита, и мюриды овладели аварской столицей. Гамзатбек поселился в ханском доме и вскоре собственноручно отрубил голову авторитарной, но не слишком дальновидной ханше Паху-бике, а на другой день расправился с ее двоюродным братом Сурхай-ханом, полковником русской армии. Через некоторое время он повел войско на земли независимого даргинского общества, центром которого было селение Цудахар, рассчитывая подчинить его своей единой власти и установить среди него законы шариата, однако ополчению цудахарцев удалось остановить мюридов и отбросить их от своих пределов.

Убийство ханской семьи вызвало возмущение жителей Хунзаха, которые, в отличие от остального населения Аварии, до сих пор уважали династию своих прежних правителей. Как население столицы ханства, хунзахцы были зажиточнее своих сородичей, и им не было слишком в тягость связанное с российским подданством увеличение податей, зато очень импонировала мирная жизнь в безопасности от русских карательных экспедиций. Избрание столицы ханства местом своей постоянной ставки, хотя и подчеркивало авторитет имама, было, по всей видимости, ошибкой Гамзатбека, так как именно в Хунзахе популярность мюридов являлась самой низкой среди всех аварских обществ. Хунзахцы смотрели на мюридов как на тиранов и узурпаторов власти, и не удивительно, что очень скоро в Хунзахе созрел заговор, во главе которого стояла сановная семья Гаджиевых. В пятницу 19 сентября 1834 г. Гамзатбек в сопровождении 12 мюридов-телохранителей вошел в мечеть, где ему предстояло произнести установленную в шариате еженедельную пятничную проповедь. Перед этим один из мюридов, случайно узнавший о заговоре, предупредил имама, но кто выступал против мюридов в дагестанеГамзатбек ответил в том духе, что никому не дано избежать предписанного Аллахом окончания срока земной жизни. В мечети на имама сразу же набросилась группа заговорщиков во главе с братьями Османом и Хаджи Муратом Гаджиевыми. Получив несколько огнестрельных ранений, Гамзатбек упал, тогда мюриды в ответ атаковали загаворщиков и убили Османа Гаджиева. Однако в следующий момент в мечеть ворвалась поднятая на восстание толпа жителей Хунзаха. Мюриды, находившиеся в селении, частью были перебиты восставшими хунзахцами, частью изгнаны за его стены. Тело Гамзатбека было брошено на площадь и четыре дня пролежало там, подвергаясь надругательству толпы. Мюриды вновь потеряли контроль над Хунзахом, однако для подавляющего большинства населения Аварии это уже особого значения не имело: после гибели ханской семьи у народа появилось моральное право считать своей законной властью преемника Гамзатбека. Аварское ханство, в не столь отдаленном прошлом взимавшее дань с северных областей Грузии, фактически прекратило свое существование (формально упразднено российскими властями в 1863 г.).

Российские власти в отместку за истребление мюридами ханского семейства, в том числе состоявшего на русской службе Сурхай-хана, и захват верного России Хунзаха совершили новую карательную экспедицию в родное селение Шамиля Гимры. Захваченное врасплох российскими войсками селение было безжалостно сожжено. Хунзахцы после убийства Гамзатбека выбрали своим предводителем Хаджи-Мурата, но российские власти, которых он не устраивал слишком независимым нравом, впоследствии сместили его. В 1837 г. Хунзах был включен в состав владений подданного России Мехтулинского ханства, во главе которого стояла династия кумыкских правителей. Уже в 1840 г. Хаджи-Мурат, оскорбленный недоверием со стороны российских властей, перешел на сторону мюридов и был назначен наибом (наместником) Аварии.как шла кавказская война

Очень быстро после смерти Гамзатбека в урочище Готлокаль состоялся съезд  духовных лидеров мюридизма, на котором новым где находилась первая ставка имама шамиляимамом единогласно был избран Шамиль. Этому человеку суждено было сыграть одну из величайший ролей в истории Северного Кавказа и укрепления на нем Ислама. Свою ставку Шамиль основал в селении Ашильта на берегу большой реки Андийское Койсу (современный Унцукульский район Дагестана). Первые годы своего руководства он посвятил укреплению власти имама и влияния мюридизма в Дагестане. По его приказанию был брошен в реку Аварское Койсу малолетний наследник аварского престола Булач-хан. На склоне лет Шамиль говорил, что не желал смерти ребенку, но этого требовал народ, опасавшийся, что сторонники реставрации ханской власти устроят смуту за возможность возвести мальчика на престол. Глубокая набожность, преданность общему делу, исключительная храбрость и красноречие сделали Шамиля необычайно популярной личностью в Дагестане, затмившей даже всех имамов-предшественников: Мухаммеда Ярагинского, Гази Мухаммеда и Гамзатбека. Беспрекословно повиновавшиеся ему мюриды контролировали подавляющее большинство территории Дагестана, широкую поддержку он имел и в соседней Чечне. Не признававшие власть Шамиля селения подвергались набегам войск имама, разорялись. Непосредственных действий против России имам пока не предпринимал, рассчитывая первоначально упрочить внутреннюю обстановку на подвластной территории. Поэтому в середине 30-х гг. XIX в. основные события русско-кавказского противостояния разворачивались на так называемом правом фланге Кавказской линии – на границе российских владений и адыгских земель.

Адыги, еще недавно населявшие половину территории Северного Кавказа вплоть до низовий Дона, в XIX в. переживали период глубокого геополитического упадка. Вследствие наступления России на Кавказ в конце XVIII в. этническая территория адыговкакие народы кавказа воевали с россией сократилась в два раза, ограничиваясь теперь менее доступными для российских войск, чем равнины Предкавказья, Кабардой и частью горными, частью лесостепными землями между рекой Кубань и Черным морем. Кабарда почти вся уже присягнула на верность российскому императору, и наступление России теперь было направлено в Закубанье. Россия руководствовалась тем, что земли между Кубанью и Черным морем ей передал по Адрианопольскому договору 1829 г. османский султан, никакой реальной власти над адыгами не имевший и считавший их своими подданными только по духовному принципу (потому что подавляющее большинство адыгов тогда уже исповедовало Ислам, а султан считался покровителем всех мусульман). Адыги, в большинстве своем принявшие какого вероисповедания были адыгиИслам относительно недавно, в то время еще почти не руководствовались исламскими законами в повседневной и политической жизни. Большинство адыгов ограничивалось в исламском вероисповедании лишь верой в единство Бога (Аллаха) и божественное посланничество Мухаммеда, совершением ежедневной пятикратной молитвы – намаза, и еще некоторыми установлениями. В основном же адыгское общество по-прежнему жило, руководствуясь древними неписаными законами, нередко прямо противоречившими Исламу, и даже многие языческие культы еще оставались в силе. Весь адыгский этнос делился на двенадцать территориально-племенных групп, различия в языке, культуре и быте которых (кроме составляющих особый адыгский субэтнос кабардинцев) были очень невелики. Однако адыги, хотякак раньше жили адыги были очень консервативны и гордились принадлежностью к своему общему этносу, отличались племенной замкнутостью. Каждое племя считало себя лучшим из всего своего столь прекрасного народа и не видело ничего предосудительного во вражде, даже войне, с другим адыгским же племенем. И даже внутри одного племени отдельные феодальные владетели, селения и родовые общины могли враждовать между собой, в помощь против своих же сородичей звать представителей другого племени и даже другого народа. И при этом все очень дорожили своей свободой и независимостью, нерушимостью древних обычаев и уклада жизни, не мыслили себе иного существования и готовы были умирать, защищая свои независимость и быт. В земли закубанских адыгов переселились многие не смирившиеся с присоединением к России своей страны кабардинцы. За Кубанью также находились владения некоторых кабардинских князей (так называемая Закубанская Кабарда) и земли родственного кабардинцам горного адыгского племени бесленеевцев. И те, и другие не желали считать себя российскими подданными.

где жили адыги раньше

Карта адыгских земель (Черкесии) 1830 года

Равнинные племена адыгов Закубанья и некоторые адыги-горцы управлялись наследственными князьями. Князья осуществляли как одевались раньше адыгисвою власть всей семьей, то есть, титул присваивался княжескому ребенку фактически с рождения. В семье же главным был отец, а когда тот умирал – старший брат. Князья распределяли землю между родовитыми дворянами, те – между дворянами среднего ранга, а представители среднего дворянства могло распределять свои уже не столь обширные земельные участки между дворянами младшего ранга. Существовали княжеские дружинники, поддерживавшие власть князя. Одним племенем могло управлять несколько княжеских родов, тогда один в каких домах жили адыгииз них признавался старшим. Такая сильная феодальная раздробленность приводила к тому, что знать была,как правило, не намного богаче своих подданных, и дом князя отличался от дома простолюдина в основном лишь более крупными размерами. Важнейшее отличие знати от простых людей заключалось в том, что князья и дворяне с детства обучались различным боевым приемам, отчего их воинскому искусству мог бы позавидовать сегодняшний спецназ. Но они не занимались ни производительным трудом, ни торговлей, а только разрешали спорные вопросы внутри племени и были главной ударной силой на войне. Взамен трудовой народ содержал их. Также у феодалов в услужении находились крепостные пастухи и земледельцы, подчинившие им себя от тяжелой нужды, и рабы, происходившие в основном из военнопленных, а также наказанных за какие-либо проступки простолюдинов. Основную же часть адыгского населения составляли свободные пастухи и земледельцы, жившие родовыми и соседскими общинами. Большинство адыгских племен, живших в горах и на побережье Черного моря, не имели князей. Во главе племени стояла родоплеменная знать, но ее полномочия были сильно ограничены народной властью. Бытовые вопросы разрешались родовыми старейшинами. Высшим органом власти у всех адыгских племен признавалось хасэ – собрание представителей от всех общин племени, однако часто его постановления исполнялись не всеми, так как отсутствовал четкий механизм административного принуждения.

как управлялись адыги раньше

Хасэ

В XIX в. у адыгов появилась частная собственность на землю, которая раньше принадлежала всей общине. В среде трудового народа чем были вооружены кавказские горцыпоявилась зажиточная прослойка, разбогатевшая на торговле с соседними племенами и народами. В то же время с конца XVIII в. происходит усиление княжеско-дворянской власти, увеличение социального разрыва между знатью и простым народом. Младшие князья стремятся к сепаратизму, к полной независимости от старших. Знатные племенные предводители активно предпринимают грабительские походы в земли соседних племен и народов, захваченную добычу сбывают на османских и российских рынках, что приводит к их обогащению. Зато наступает ухудшение положения простого народа: злоупотребляя древними обычаями, регулирующими отношения между знатью и подданными, феодалы разоряют собственное трудовое населения остановкой со своей дружиной в селениях простолюдинов (по обычаю, те должны были тогда за свой счет достойно содержать своих предводителей), систематическим угоном скота. Разорившиеся пастухи и пахари вынуждены были полностью подчиняться феодалам и становиться их крепостными. Число крепостных увеличивалось, а среди свободных тружеников росло недовольство. Если у равнинных племен князьям удавалось его пресекать, поскольку народ перед лицом постоянных вторжений русских экспедиций видел в своей знати необходимую для защитыкаково было социальное устройство адыгского общества своих домов военную силу, то у горных адыгских племен пошел обратный процесс. Там, где из-за сильно облесенного пересеченного рельефа было меньше пастбищных и пахотных угодий, чем на равнине, и влияние знати было меньше, и российские войска появлялись не столь часто. Трудовой народ на попытки знатной верхушки расширить свои полномочия ответил решительными выступлениями. После долгой и кровопролитной войны с собственным народом в чем были вооружены русские солдаты в 19 векеконце XVIII в. отказалась от своих притязаний на более высокие привилегии родовая знать адыгского племени шапсугов, проживавшего в горах и на побережье Черного моря. В конце 30-х гг. XIX в. под напором трудового населения лишились своих привилегий, а также своих крепостных и рабов, которые были освобождены, дворяне жившего в невысоких леситсых горах и на Черноморском побережье крайнего запада Кавказа племени натухайцев. Примерно в это же время были уравнены в правах с простым народом, хотя по традиции остались политическими предводителями, знатные вожди самого высокогорного адыгского племени абадзехов. Потере знатной прослойкой горно-причерноморских адыгских племен своего привилегированного положения способствовали не только исторически сложившиеся внутренние социально-политические условия, но и распространение Ислама с его учением о равенстве всех мусульман. Тем более что адыги-горцы больше всего контактировали с представителями Османского Халифата, пока крепости того на побережье Черного моря не отошли к России.

Такова была внутренняя обстановка в среде населявших Северо-Западный Кавказ закубанских адыгов, когда Россия начала решительное наступление на их земли.

В 1835 г. начальником Кубанской линии был назначен генерал Г. Засс. Согласно его плану, основное наступление следовало вести на земли Закубанской Кабарды и бесленеевцев, чтобы овладеть предгорными лесостепными районами востока Закубанья (Черкесии) и оттеснить адыгов в горы. При этом откровенно заявлял о том, что для успеха дела возможно и нужно пренебречь даже российским законом: «Лучше подвергнуться ответственности, нежели оставить хищников без преследования». Под руководством Г. Засса российские военные экспедиции начали решительный натиск на закубанских адыгов. Достаточно подробные сведения как в исторических архивах, так и в адыгском фольклоре сохранились об уничтожении войсками Г. Засса селения закубанских кабардинцев Старая Лаба. В изданном в Тифлисе в 1904 г. третьем томе книги «Утверждение русского владычества на Кавказе», составленной под руководством профессора Н. Белявского и генерала В. Потто, рассказывается:как засс разорял адыгские аулыкто такой засс

В сохранившейся до наших дней народной адыгской песне «Плач о Старой Лабе» описывается, как захватчики надвигали местнымкак россия присоединяла кубань женщинам шапки на глаза и, привязав к лошади, рысью угоняли в плен, водили их за косы как за уздечку, разрывали на них, вероятно, для полового насилия, штаны носками сапогов. Некоторые женщины вступали в неравную схватку с солдатами, предпочитая смерть надругательству. По реке же плыли детские трупы. Также адыгские предания рассказывают, что имели место случаи, когда женщины, забеременевшие после изнасилования солдатами Г. Засса, кончали с собой, не желая порождать на свет потомков убийц. Песня «Плач о Старой Лабе» заканчивается словами:

Сражайтесь, жители аула,

Кто не умеет драться с врагом,

Тот не обладает мужеством.

Хаджретская (буквально: «переселенческая»; возможно значение «геройская, богатырская») наша молодежь

На этом месте пусть и погибнет,

Злому царю мы не сдадимся.

Декабрист А. Бестужев-Марлинский, во время ссылки на Кавказ оказавшийся в войсках Г. Засса, говорил: «До сих пор я учился воевать, а теперь выучился и разбойничать». Сам Г. Засс в разговоре со служившим также под его началом другим декабристом Н. Лорером – разжалованным в рядовые майором, говорил:как засс воевал с адыгами (черкесами)

Далее Н. Лорер сообщает:современники о зассесовременники о зассегде можно почитать о кавказской войне

Адыгами о Зассе была сочинена песня, до наших дней сохранившаяся только в русском переводе:адыги о кавказской войне

В течение года Г. Засс совершал опустошительные военные экспедиции в северо-восточные земли закубанских адыгов. Адыги, в как выглядела русская армия в 19 векеотличие от других кавказских народов, не делали построек из камня: дома возводились из обмазанного глиной плетня, селения были защищены не каменными, а бревенчатыми стенами. В случае разрушения селение было легко восстановить заново. Однако эта оборонительная тактика была удобна против где воевал генерал зассприходивших раньше в адыгские земли долго на одном месте не задерживавшихся ногайцев и крымских татар. Теперь же она обернулась против адыгов: российские войска легко выжигали дотла их селения, вытаптывали посевы и угоняли скот, после чего раполагались в относительной близости в крепостях Кубанской линии. Едва уцелевшие жители возвращались в разрушенное селение и отстраивали его вновь, как русская экспедиция снова возвращалась и все разрушала. У адыгов отсутствовало политическое единство: каждый князь пытался противостоять русским своими силами. Поэтому адыгские ополчения не могли взять укреплений Кубанской линии, могли лишь совершить на них набег, обстрелять, а затем были когда была кавказская войнавынуждены ретироваться в свои степи и леса под огнем русской артиллерии. Адыги превосходно владели искусством рукопашного боя, но тактика конных набегов даже искусных на войне адыгских феодалов оказалась устаревшей по сравнению с европейской тактикой сильного империалистического государства, которым была Россия. Адыгская конница не могла разбить ощетинившихся штыками, плюющихся ружейным огнем плотных колонн русской пехоты. В 1836 г. адыги, не выдержав постоянного чудовищногокаков был итог военных действий засса напряжения, в котором держали их войска Г. Засса, оставили обширные лесостепные земли между реками Кубань и Лаба (левый и самый большой приток Кубани), как россия завоевывала кавказпереселившись глубже в Закубанье, потеснив живших там своих соплеменников. Для адыгского этноса в целом это означало потерю одного из самых хлебородных своих районов, где многие другие племена закупали зерно. Согласно разработанному им плану, Г. Засс возвел по Лабе новую укрепленную линию – Лабинскую, с командным центром в Зассовском укреплении (современная станица Зассовская, Краснодарский край). Жившие в непосредственной близости от нее адыги были принуждены к принесению присяги на верность России, но самым тяжелым, прежде всего морально, ударом для них был приказ о разоружении. Сдача оружия российским властям для адыгов, веками живших в постоянной борьбе с разного рода завоевателями и налетчиками, была страшным, невиданным унижением.

Междуречье Кубани и Лабы. Река Уруп

Междуречье Кубани и Лабы. Река Уруп

С Лабинской линии российские войска получили возможность совершать экспедиции в высокие и лесистые горы, населенные адыгским племенем абадзехов – потомками собственно адыгов и переселившихся сюда в давние времена, воспринявших адыгские язык и культуру абхазов и крымских татар. Однако штурмовать урочища в труднопроходимых горно-лесных дебрях российским войскам было уже не так легко. Горы Западного Кавказа леса, в которых укрывалось местное население, покрывали еще гуще, чем в Чечне: сказывалась увлажняющая климат близость Азовского и Черного морей. Абадзехи, которых в начале XIX в. этнографический сборник С. Броневского описывал как «менее всех склонных к буйству», жили в основном натуральным хозяйством: занимались полукочевым скотоводством, летом отгоняя стада овец на высокогорные пастбища, и охотой. Они мало торговали, хлеб выращивали на небольших участках в горных долинах. Знатная прослойка у них была выражена довольно слабо. Будучи простыми пастухами и охотниками, абадзехи, действительно, редко совершали грабительские походы в соседние земли, но и особенно сильно дорожили своей свободой, любили свою полную первозданной природы землю. Поэтому они яростно и упорно сопротивлялись любым попыткам подчинить их своей власти, искусно оборонялись, используя для этого горные кручи и густые леса. Мальчики с семи лет ходили с отцами на охоту и учились метко стрелять по движущейся цели. Сходу предпринимать попытки захвата лесистых гор Г. Засс, при всей своей изуверской жестокости бывший вполне реалистичным военачальником, не стал, ограничившись совершением периодических карательных экспедиций против абадзехов. За блестящие успехи в деле завоевания Восточного Закубанья он был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени.

откуда появился город армавирНа отвоеванной у адыгов территории Г. Засс предоставил земли жившим с XIV в. на востоке Закубанья потомкам переселенцев из Армении – черкесогаям, при впадении в Кубань большой реки Уруп. Черкесогаи, которые исповедовали Христианство, а потому благосклонно отнеслись к приходу России, приняли российское подданство и основали в устье Урупа поселение, которое назвали Армавир. Там же были размещены несколько сотен крепостных адыгов, отданных в услужение черкесогаям. В настоящее время Армавир – важный промышленный город в восточной части Краснодарского края, важный железнодорожный узел.

кто раньше жил на территории краснодарского края

Мост через Кубань у станицы Прочноокопской (район крепости Прочный Окоп). Фотография конца XIX — начала XX вв.

В среде кубанских казаков, которые получили большинство захваченных у адыгов земель между Кубанью и Лабой, имя Г. Засса пользуется уважением, его воспринимают как освоителя Закубанья и благодетеля казачества. В Армавире ему поставлен памятник. В адыгской же среде Г. Засса и по сей день воспринимают как А. Ермолова в Чечне и Дагестане, на его имя наложено проклятие, и он представляется как само олицетворение захватнической политики, грубого насилия и дикой, изощренной жестокости.

как были устроены русские крепости на кавказе

План крепости Прочный Окоп на Кубанской линии

чем знаменит генерал Григорий Засс

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

18 комментариев

  1. После прочтения этой статьи сразу приходит в голову-Кавказ дело тонкое. Урегулировать вольные народы Кавказа России никогда не удавалось и не удастся. А так как всегда конфликт амбиций на лицо.

  2. Отношения между Россией и Кавказом никогда не отличались особым пониманием.

  3. Статья очень понравилась, я хоть и кавказец, но настолько углубленно не читал про кавказскую войну!

  4. Игорь Козаков

    Никогда не вмешивайтесь в чужую культуру, даже если вас неистово об этом просят. Ислам и православие только с виду похожие религии.

  5. Произведение интересное, захватывающее. Понравилось описание быта и общей обстановки как в России, так и мусульманских землях. Не совсем понятна позиция автора к «русским захватчикам», а что, сидеть и ждать набега, когда голову отрежут?

  6. Кавказ всегда был и остается местом загадочной культуры, воинственных нравов и темпераментных людей, которые умеют за себя постоять. Приятно ознакомиться с насыщенным материалом, включающим гравюры, карты, фото — от этого восприятие информации становится красочнее.

  7. Всем политикам обязательно нужно хорошо знать историю. Стольких войн и конфликтов можно было бы избежать, если бы люди помнили и делали выводы из исторических событий. К сожалению мы видим, что жадность, ограниченность и личные амбиции и сейчас процветают, вытесняя здравый смысл.

  8. Да, жестокая была война.

  9. Не думал что горцы так яро сопротивлялись против белого царя. Восстание адыгов схоже с войною сербов против турков. Газават имама Шамиля был ярким напоминание империалистам что есть среди простого люда свой хранители спокойствия. Конечно горцы действовали систематично благодаря отличным полководцам. Но кто они без хорошего вооружения и боеприпасов, толпа безумных воинов газавата с саблями против кубанцев и имперских солдат. Иронично конечно но мне казаки напоминают имперских штурмовиков из Звездных войн. Хорошо что есть такие статьи, которые открывают здравый взгляд на всю историю Северного Кавказа и самих кавказцев.

  10. Думаю по внутреннему мироустройству не чего не изменилось на Кавказе, те же между усобные конфликты, только в другом формате. Если бы не Англо-Османские игры, Россия не полезла бы туда. Аляску отдали из-за этих войн.

  11. Вся история человечества рассказывает в основном о войнах. Даже сегодня еще не все поняли, что лучше жить мирно и свободно торговать, что война не приводит к желаемым результатам. События на Кавказе в конце 20 и начале 21 веков есть следствие войн 19 века.

  12. Елена Иванова

    Да, жестокое время было… Ради захвата территории убивали даже детей и стариков, насиловали женщин, разрушали города, а теперь для кого-то они герои, а для кого-то проклятые. Я живу в другом крае, но, думаю, что если также детально разобраться, то у нас тут тоже такое творилось ))) История…

  13. Нина Волкова

    Народ Кавказа всегда умел отстаивать свои права. В нужный момент люди сумели обьединится для общей цели.

  14. Да, очень тонкая и глубокая тема. Я житель Кубани. Армавир — моя вторая Родина. Войны, распри и беды, которые пережили наши предки научили нас, ныне живущих жителей Кубани, быть мудрыми и уважительными к своим землякам — адыгейцам, армянам, туркам, украинцам и прочим народностям живущим в нашем благодатном крае.

    Сегодня мы единый народ, традиции адыгейцев вошли в наш быт, наши традиции — в адыгейские семьи, тоже самое относится и к другим национальностям. Мы дышим единым воздухом, создаём интернациональные семьи, воспитываем детей, прививаем с детства уважение к многонациональному укладу жизни. Прежний беспредел ни в коем случае нельзя допустить.

  15. История учит, что только объединённое, крупное государство способно существовать нормально, когда все сыты и довольны. Дробление на мелкие феодальные княжества ведут к бедности и частым захватническим войнам, кровопролитию.

  16. Сильным государство может стать только в том случае, если в нем установится прочная централизованная власть, что мы можем наблюдать на большом количестве примеров. А борьба за власть между различными родами мешает развитию и прогрессу, так как все силы брошены на эту борьбу. Ну и нет ничего хорошего в том, что религия мешается со светскими делами. Лучше держать одно отдельно от другого.

  17. очень ценная информация ! спасибо за статью.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

10 + 1 =