Наставления «Домостроя» - регламент для старорусской семьи - history-thema.com История - от древности до наших дней
кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Россия » Наставления «Домостроя» — регламент для старорусской семьи

Наставления «Домостроя» — регламент для старорусской семьи

По мере развития у народов государственности общественный уклад жизни усложнялся, становился более мобильным. Это неизменно влекло за собой изменения в традициях семейного быта: новые условия жизни в что такое домостройобществе требовали приведения отношений супругов, родителей и детей в соответствие с новыми стандартами, а подрастающее поколение приходилось воспитывать так, чтобы оно смогло благополучно адаптироваться в сложном внешнем социальном мире. Существовавшие испокон веков народные традиции постепенно изживали себя, и им на смену приходили письменные рекомендации общественных деятелей, размышлявших над тем, как привести семейные отношения в среде своего народа в соответствие с требованиями качественно нового уровня, в условиях развитого государства. Не было исключением и русское общество. В XV в. Россия стала единым и полностью политически независимым государством, а в следующем столетии в ней стал складываться политический строй, близкий к монархическому абсолютизму, для которого были характерны сильная государственная власть, отмирание феодальных пережитков, интенсивное развитие внутренней торговли. Русские люди стали чаще выезжать за пределы своих сел и городов, чаще общаться с жителями отдаленных местностей, чаще контактировать с представителями государственной власти. Жизнь общества все сильнее становилась привязанной к государственной политике. При этом идеологическая основа русской государственности того времени была религиозной: после падения в 1453 г. столицы Византийской империи Константинополя Россия стала единственным независимым православным государством. Стремление сохранить свободу православной веры было главным, что идейно привязывало русских к своему правителю — Великому князю, который со времени правления Ивана IV (1547 — 1584) стал еще носить титул Царя, то есть, независимого и неограниченного во власти монарха. И в XVI в. в России широко распространяется сочинение религиозного характера, содержащее свод рекомендаций, как семейный быт привести в соответствие с канонами христианской веры и общественными требованиями в условиях развитой монархической государственности. Полное его название: «Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». В обиходе оно называется просто «Домострой». Возникнув еще в Средневековье, «Домострой» оказывал сильнейшее влияние на семейный уклад жизни большинства слоев населения России вплоть до XX в., и лишь падение в 1917 г. русского самодержавия, общее резкое снижение роли православной церкви в жизни общества, возрастание в современных условиях социальной роли индивида, активная пропагандистская политика советской власти привели к массовому отмиранию основанных на его учении традиций. Таким образом, «Домострой» является очень ценным историческим источником, по которому можно в значительной степени реконструировать быт и ценности русской семьи в конце Средневековья — Новом Времени до периода Революции.

как жили люди по домострою

А. Васнецов «В горнице древнерусского дома московских времен»

Ряд историков царского времени, в том числе С. Соловьев, считали, что само по себе появление «Домостроя» относится еще к XV в., и что возник он в Новгородской боярской республике, откуда затем распространился когда появился домостройна остальную Восточную Русь. Широкое же распространение он получил, когда священник Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестр — выходец из Новгорода, в середине XVI в. представил его молодому тогда великому князю Ивану IV. Современные исследователи до сих пор спорят, был ли «Домострой», действительно, более давним произведением, или же Сильвестр является его полным самоличным автором. Однако несомненно, что Сильвестр как минимум в значительной степени отредактировал «Домострой», поскольку одна из его глав (в некоторых редакциях 64), представляющая собой обращение отца к сыну, бесспорно, написана лично им и адресована его сыну Анфиму. Содержание «Домостроя» больше соответствует авторитарному духу Московского государства, чем относительно демократичным порядкам Новгородской республики. Тем не менее, даже если Сильвестр сам сочинил кто написал домостройвесь текст «Домостроя» от начала до конца, то в любом случае он был далеко не единственным автором содержащихся в книге поучений как таковых. Изложенные в «Домострое» нравственные нормы во многом перекликаются с более ранними иными христианскими сочинениями, например, основанным на проповедях константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста (347 — 407) древнерусским сборником «Златоуст», чешской «Книгой учения христианского» и др. Автор или авторы «Домостроя» либо систематизировали идеи разных христианских трудов, либо были вдохновлены ими при написании своей книги. «Домострой» существует в нескольких редакциях, но именно редакция (или оригинал) Сильвестра считается наиболее точной. Сильвестр пользовался неограниченным доверием Ивана IV, пока тот был молод. Он не стеснялся обращаться с увещательной речью к самому великому князю, и Иван с готовностью принимал его назидания. Наряду с А. Адашевым Сильвестр был передовым деятелем так называемой «Избранной рады» — правительства, которое в 1549 — 1560 гг. фактически решало все государственные дела России. Однако в 1560 г. Иван IV, пожелавший править единолично и начавший патологически бояться заговоров, удалил от себя бывшего своего духовного учителя. Сильвестр принял монашеский постриг в Соловецком монастыре под именем Спиридона и там продолжал уже частные религиозно-философские изыскания. В XVII в. в связи с развитием в России книгопечатания «Домострой» был отредактирован монахом Чудова монастыря в Кремле Карионом. Печатная редакция, однако, была составлена на основе нескольких дополняющих друг друга рукописных версий, в связи с чем в ней присутствуют некоторые путаница и повторы.

Характерной стилистической особенностью «Домостроя» является активное использование в нем живого народно-русского языка того времени. Отдельные изречения на официальном церковно-славянском языке органично вписаны в общий текст. Общий стиль написания построен так, будто бы автор доходчиво обращается непосредственно к читателю. Вероятно, простота и доступность для понимания и сделали «Домострой» столь популярным произведением, фактически ставшим настольной книгой по организации семейного быта. Он не нуждался в специальном толковании: понять его в то время мог любой грамотный человек. Предваряет основное содержание «Домостроя» предисловие, в котором кратко излагаются основные цели его написания: указание на то, как через исполнение семейного, а также общественного долга практически достичь Божьей милости и спасения в день Страшного суда. Далее следуют 67 глав, каждая из которых посвящена определенной тематике. «Домострой» содержит как основанные на библейских текстах духовно-нравственные поучения, так и практические указания по разным вопросам домоводства (например, о заготовках продуктов и кройке одежды). Таким образом, по нему можно судить не только о семейном и общественном, но и о хозяйственном быте большинства населения царской России. В «Домострое» упоминаются многие продукты питания и блюда, появлявшиеся в старое время на русском столе: щи, лапша, гречневая, овсяная и ячневая каша, ботвинья, студень, мясо свиньи, теленка, барана, курицы, гуся, утки, рыба (сельдь, белуга, копченый осетр), икра осетровых и сига, молочные продукты, яйца, грибы. Из овощей упомянуты репа, капуста, огурцы, горох, свекла, морковь, чеснок. Из выпечки пироги, сочни, блины, калачи. Десертные блюда и напитки: кисель, яблоки, груши, орешки, дыни, арбузы, морсы из вишни и малины, брага, квас, пиво.

Основная суть поучений «Домостроя» сводится к соблюдению христианского благочестия; много вниманиячему учит домострой уделяется правильному соблюдению церковных обрядов. Исходя из христианской догматики, утверждаются патриархальный семейный домострой это хорошо или плохоуклад жизни, доброе отношение к окружающим, взаимоподдержка в обществе, полная покорность духовной и светской власти. «Домострой», ссылаясь на слова апостола Павла: «Вся власть от Бога», приравнивает противление царской или княжеской власти к противлению Божьей воле. Повиновение земной власти, согласно «Домострою», воспитывает повиновение какие черты эпохи отражал домостройвласти небесной, которое необходимо для спасения души: «Если земному царю с правдою служишь и боишься его, научишься и небесного царя страшиться: этот временен, а небесный вечен, он судья нелицемерный, каждому воздаст по делам его». Это отражало особенности эпохи монархического абсолютизма, который все больше регламентировал жизнь общества. Также «Домострой» устанавливает общественную субординацию по возрастному признаку: «Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних почитай как братьев, немощных и скорбных любовно утешь, а младших как чад возлюби, ни одному созданию божью не будь лиходеем». Подтверждается авторитет священников и монахов: «Всегда приходи к священникам и воздавай подобающие им почести, проси у них благословения и духовного наставления и, припадая к ногам их, во всем богоугодном им повинуйся. Отнесись с доверием и любовью к священникам и монахам, во всем покоряйся и повинуйся им, от них получая спасение души. В трудных делах без стеснения спрашивай их совета и о духовном, и обо всем греховном».

кто жил по домострою

А. Рябушкин «Купеческое семейство XVII в.»

Большинство глав «Домостроя», как следует из его названия, посвящено отношениям в семье и домоводству. Стоит отметить, что членами семьи в то время считались не только люди, связанные супружескими отношениями и кровным родством, но и обслуживавшие дом слуги. Поэтому «Домострой» много внимания уделяет отношения между домохозяевами и их работниками. Главе семейства предписывается быть благочестивым, справедливым и заботливым, на него возлагается главная обязанность по обеспечению благосостояния семьи, удовлетворению нужд ее членов, и конечно, по их воспитанию в страхе перед Богом и доброй нравственности. Домочадцы же: как жена и дети главы семьи, так и слуги, должны во всем повиноваться ему и вести себя почтительно перед ним. Важность личного примера, который должен подавать глава семьи домочадцам, оговаривается в 27-й главе: «Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по-божески ведет, и о своей душе не радеет, и людей своих правилам этим не учит, — и сам себя погубит в этой жизни и в будущей и дом свой, и всех остальных с собою. Если же добрый муж радеет о своем спасении и жену и чад своих наставляет, как и слуг своих, всякому страху божию учит и достойной христианина жизни, как здесь написано, то он со всеми вместе во благоденствии и по-божески жизнь свою проживет и милости божией удостоится». Не ограничиваясь духовной стороной воспитания, «Домострой» указывает и на необходимость родителям учить детей ремеслу, что было тогда главным залогом способности прокормить себя в весьма суровых реалиях старины: «Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец — сыновей, а мать — дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст». Как можно отметить, «Домострой» призывает при выборе ремесла для обучения смотреть на личные склонности и способности детей, что можно считать прогрессивным для того времени шагом: в средние века подавляющее большинство людей, независимо от своего таланта, обучалось тому делу, которым занимались их родители, и профессия обычно передавалась по наследству.

Первоначально по «Домострою» выстраивала свою семейную жизнь преимущественно элита российского кто автор домострояобщества: бояре и дворяне, священники, купцы. Это была наиболее зажиточная и просвещенная часть населения, ее представители могли приобретать книги, стоившие в те времена очень дорого, и читать их. Простой народ в подавляющем большинстве был неграмотен, и практическое руководство по ведению семейных дел черпал из церковных проповедей. Однако в селах и провинциальных городах священники часто сами не отличались высоким уровнем грамотности. Но постепенно тираж «Домостроя» увеличивался, книга все шире распространялась по России. Понемногу возрастал и процент грамотных людей среди простолюдинов. В конце концов основанные на «Домострое» традиции стали преобладать над древними обычаями и в крестьянской среде. Российское дворянство после реформ Петра I стало все больше следовать европейской моде, и к XIX в. дворяне, наоборот, оставили заветы «Домостроя», а отношения в своих семьях строили на заложенных гуманистами и просветителями традициях высшего света Европы. Стабильно «домостроевские» принципы соблюдались в семьях мещан и купцов. Конечно, все это не означало, что в любой российской семье того времени дотошно следовали поучениям «Домостроя», и в семейных отношениях обывателей монархической России царила некая христианская идиллия. Как и сейчас, в те времена тоже были люди, по-разному склонные воспринимать нравственные учения. Более религиозные и грамотные люди более старательно следовали «Домострою», маргинальная часть общества вообще могла им пренебрегать, как и любыми духовными рекомендациями.

В XIX в. «Домострой» стал подвергаться критике со стороны либерально настроенной части российского дворянства. В то время Россия вступила в полосу необратимого экономического отставания от развитых капиталистических стран Запада, главной причиной которого была ограниченность свободы предпринимательства. Сильная власть императора, высокая доля государственного сектора в экономике затрудняли развитие свободной конкуренции. «Домострой», на рекомендациях которого в течение по крайней мере трехсот лет базировалось семейное воспитание большинства российских сословий, не только взращивал всецело покорные государской воле поколения, но и сильно привязывал русского человека к его постоянному коллективу. Покорность младших старшим, детей — родителям, прихода — священнику, общины — градоначальнику, сельскому старосте, помещику сковывала социальную инициативность людей. Поэтому лишь немногие деятельные, обладающие широким кругозором люди могли заняться предпринимательской деятельностью или пробиться в высшие эшелоны власти: чаще всего они даже не помышляли об этом, свои энергию и талант отдавая делам лишь своей узкой общины. Промышленность и торговля находились в руках либо государства, либо ограниченного числа дворянских и купеческих фамилий, а политические дела вершили мало вникающие в дела простого люда и озабоченные больше личной выслугой, чем общественными проблемами, аристократы. «Домострой» фактически воспитывал характерный для русского общества той эпохи консерватизм.

чем интересен домострой

В. Поленов «Московский дворик»

Критики «Домостроя», желавшие повести Россию по западному пути развития (т.н. «западники»), подготовили почву для дальнейшей идеологической борьбы с заложенными в нем принципами со стороны революционных партий конца XIX — начала XX вв. Революционеры видели в царском самодержавии врага, а в религии — конкуренцию собственной идеологии, поэтому стремились разрушить все, что воспитывало людей в покорности императорской власти и религиозным догмам. Поэтому после Октябрьской революции, а в особенности — в период сталинской «культурной революции», основанные на «Домострое» нормы стали усиленно изгоняться из семейного уклада жизни на всех уровнях. Ревностные последователи его ставших вековыми традиций по инициативе Партии подвергались общественному осуждению как сторонники изжившего себя уклада и противники социального прогресса. Именно советские популярная литература и синематограф сформировали до сих пор еще довольно стойкий образ «Домостроя» как едва ли не инструкции по домашнему насилию. В некоторых главах «Домостроя», действительно, содержатся рекомендации применения телесных наказаний при воспитании детей и слуг, однако в этом отношении «Домострой» нисколько не отличается от любого другого средневекового педагогического пособия. Точно так же телесные наказания считали необходимой частью воспитания и видные европейские гуманисты, например, Томас Мор или собственно основатель педагогической науки Ян Коменский, и просветители в странах Востока, как например, выдающийся общественный деятель исламского мира Абу Хамид аль-Газали. Христианская же педагогическая традиция, представителем которой является и «Домострой», возводит необходимость этого к Книге притчей Соломоновых (часть Ветхого Завета Библии): «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (гл. 13/ 25), «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (гл. 23/ 13,14). Рекомендации применять физические наказания при дисциплинировании детей или воспитанников, имеющиеся в педагогических трактатах Средневековья, в том числе в «Домострое», отражают суровость старинного быта, тяжелые условия, при которых человек обеспечивал свое благосостояние в отсутствие современных хозяйственных технологий, развитой медицины, быстрых коммуникаций. Чтобы выжить, сохранить свое имущество, в те времена были исключительно важны строгая общественная дисциплина, неукоснительное подчинение старшим и опытным. Если же рассматривать «Домострой» в общем контексте, то он, скорее наоборот, призывает к человеколюбию и снисходительности. Сама эмоциональная окраска его поучений выдержана в отчетливо мягких и дружелюбных тонах. А правда ли что домострой предписывает бить детей жен и слугобращение Сильвестра к своему сыну вообще изобилует любвеобильными и исключительно нежными выражениями. Также первая же глава «Домостроя», представляющая собой благословение автора на пользование книгой, содержит следующие слова: «…а себя утверждая в страхе божьем и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьем, не тяжкою работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке». Применение телесных наказаний «Домострой» регламентирует скорее как исключение из общего правила ласкового обхождения с домочадцами, а также устанавливает принцип справедливости, предписывая предварительное разбирательство: «Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить». В целом «Домострой» предостерегает как от чрезмерной суровости, так и от попустительства в отношении домочадцев.

когда перестали следовать домострою

Дети на холме. Одна из первых цветных фотографий в России, сделанная в 1909 г. С. Прокудиным-Горским

Конечно, выход из употребления принципов «Домостроя» в семейной жизни большинства жителей России связан, прежде всего, не с пропагандистской деятельностью советской власти, а с коренными изменениями в почему по домострою перестали житьукладе жизни россиян после Революции. Резкое возрастание интенсивности экономической жизни страны в советское время, весьма подробно ставший регламентировать жизнь всех ячеек общества государственный тоталитаризм, возросший уровень мобильности населения, облегчение доступа к государственной службе — все это разрушало традиционное постоянство соседских, производительных, родственных коллективов. Люди стали легко менять свою социальную среду: на одном и том же предприятии могли одновременно трудиться дети крестьян и рабочих, госслужащих, военных, работников торговли и т.д. В этих условиях идеи безоговорочного послушания младших старшим, неизменного патриархального быта, сковывавшие инициативность людей, звучали неактуально. Основанный на «Домострое» быт разрушился сам собой с разрушением традиционных основ старой русской государственности.

 

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 







7 комментариев

  1. СВЖ (феминизм, левые идеи) победил домострой.

    Прощай большие традиционныей семьи, где много детей и где почитают Бога.

    Но я верю что человечество избавится от этой «онкологии» и вернется к истокам от Бога.

  2. Нинтина

    Очень интересно и познавательно.

  3. Евгений

    Всему свое время. В текущих реалиях я думаю домострой не имеет места быть.

  4. Л.Ф.Чук

    Отличное было руководство по всем фабулам жизнеустройства.

  5. Самарец

    Как памятник истории Домострой, безусловно, интересен, но жить по нему, увольте…

  6. Ленчик

    Домострой имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

  7. Всё же грустная была книга, «Домострой»! Печальнее, наверно, только «Молот ведьм».

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

11 − 3 =