кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Разное » Кратко о мировых цивилизациях (часть II)

Кратко о мировых цивилизациях (часть II)

Китайско-конфуцианская цивилизация в своем классическом виде охватывала Китай и некоторые соседниечто характерно для китайской цивлизации страны, например, Корею. На становление китайского менталитета сильно повлияли природные условия региона, в котором сложилась ханьская народность: плодородная почва давала обильные урожаи, но возделывать ее приходилось, каждый год борясь то с засухой, то, наоборот, с наводнениями. Рис — основная возделываемая культура, довольно капризное растение, для выращивания которого необходимо создавать очень влажные поля наподобие искусственных болот. Все это требовало задействования очень большого числа рабочих рук, и в Китае как нигде в мире был важен коллективный труд. А коллективный труд формировал и коллективистское сознание: китаец не почему китайцы все делают для обществамыслил себя без общества, всегда был готов поступиться личными интересами ради общественных. Собственно, счастьем для китайца было счастье его общины, горем — горе его общины. Такой уклад жизни требовал строгой дисциплины, неуклонного подчинения выработанным за века порядкам. Младшие — как по возрасту, так и по общественному положению, беспрекословно подчинялись старшим, дети — родителям, население государства — своему правителю. Самые близкие сановники повиновались императору так же, как простой народ; за неповиновение, преступления император мог бить своих министров бамбуком или казнить без суда. Важные государственные сановники управляли в провинциях, в отдельных землях, и все нижестоящее население тех тоже беспрекословно им повиновалось, а сами они беспрекословно повиновались более важным начальникам. Вся земля в государстве принадлежала правителю, и он по своему усмотрению наделял ею население или забирал ее.

При этом человек, получивший в руки власть, должен был сам показывать пример добродетели и скромности, ответственно выполнять свой долг. Ставя выше всего единство и сплоченность своего общества, почему у китайских императоров было столько властикитайцы и другие народы, воспринявшие ценности их цивилизации, могли долго терпеть деспотизм и своеволие императоров, их наместников, феодалов, чтобы не допустить внутренних смут. Но когда уже вся правительственная система действовала наперекор конфуцианским ценностям, не заботилась об общественном благе, погрязала в разврате, народ поднимал мощные восстания против власти. Эти восстания сметали в Китае целые императорские династии. После чего народ провозглашал из наиболее популярных в нем людей нового императора, и издревле сложившаяся государственная система, лишь обновив кадры, пополнившись справедливыми и преданными долгу людьми, продолжала существовать, как  прежде. Основные духовные ценности китайской цивилизации были сформулированы мудрецом Конфуцием в VI — V вв. до н.э., поэтому она и называется еще китайско-конфуцианской.

Китайская цивилизация была созидательной и прогрессивной. Именно в Китае были изобретены очень многие вещи, которыми мы пользуемся и по сей день. Это и бумага, и фарфор, и порох, и шелк, и многое какой была китайская цивилизациядругое. Китайцы, изначально населявшие лишь земли по реке Хуанхэ, в ходе завоевательных войн расширили свою державу на очень обширные территории, доведя ее северные границы до Сибири. На Китай стремились равняться многочисленные соседние государства, активно перенимая у китайцев их блестящие технические и культурные достижения, систему государственного управления, само конфуцианское учение. Но движущими силами прогресса китайской цивилизации были чувство национальной гордости и сознание национального единства. А человеческая природа такова, что большинство людей все-таки более усердно стремится работать на себя лично. Поэтому темпы развития китайско-конфуцианской цивилизации все же были намного медленнее темпов развития европейской цивилизации Нового Времени, где прогресс был основан на личной заинтересованности людей: капиталистов, стремившихся выгоднее сбыть свой товар, рабочих, стремившихся заработать на фабрике больше денег, солдат, стремившихся подняться по службе в ходе колониальных захватов. Верность порядкам, тысячелетиями обеспечивавшим их обществу благополучие и процветание, сформировала глубокий консерватизм китайцев. Вплоть до XX в. они ничего не хотели менять в своем традиционном жизненном укладе и считали себя благороднее всех других народов. Тем тяжелее морально они восприняли тяжелые военные поражения от европейцев и американцев в ходе Опиумных войн в середине XIX в.

Индийская цивилизация, охватывавшая в своем классическом виде территорию современных Индии и Шри-Ланки (Цейлона), как и китайская, существовала с очень древних времен. Но, в отличие от китайской, она была статичной. В основе ее духовной культуры лежало представление о человеке как об одной из частей окружающего мира, полностью зависимой от него. Согласно индусским воззрениям, человек существует в бесконечном круговороте жизней и смертей: после смерти заново рождается, перевоплотившись в другую личность (а по некоторым представлениям, даже в животное или растение). Поскольку весь мир, все процессы в нем постоянны и неизменны, человек не должен пытаться изменить естественную суть вещей, а должен лишь спокойно проживать выпавший ему в этом мире удел. Жизненные неудачи, бедность, болезни индусы считали воздаянием за какие-то грехи в предыдущей жизни. И соблюдение целомудрия, благочестия, справедливости считали залогом более легкой и счастливой следующей жизни. Главным для индуса были дела его сегодняшней и следующей жизни: забота о семье и близких, соблюдение существующих нравственных норм, чтобы обеспечить себе благое перерождение. Оставление по себе вековой какие были особенности у индийской цивилизациипамяти, какие-то революционные свершения оставались на втором плане. Индийская цивилизация была развитой, подарила миру шахматы и арабские (попавшие в Европу через арабское посредство) цифры, но развивалась она медленно, в течение долгих тысячелетий. Индийские правители не совершали завоеваний за пределами Индостана, да и сама Индия в прошлые времена не была единой, а была представлена разными феодально-государственными владениями. Напротив, Индию часто захватывали время от времени приходившие на ее земли завоеватели. Но изменить тысячелетиями существующий статичный менталитет ее населения они были не в состоянии, и либо постепенно сами его воспринимали, как индоарии, либо жили обособленно от основного населения, сохраняя собственный менталитет лишь в своей узкой среде, как, например, правившие Индией бóльшую часть Средневековья мусульмане.какой была индийская цивилизация

Отражением статичного индийского менталитета, отсутствия видения смысла в изменении привычного почему у индийцев касты и кастовый стройжизненного уклада стала такая характерная черта индийской цивилизации как кастовый строй. Каждый человек занимался в жизни тем, чем из поколения в поколение занимались его предки, и его собственные потомки тоже должны были заниматься этим же делом. Общность людей, занимавшихся одним и тем же, и составляла касту. Существовали касты земледельцев, водоносов, воинов, жрецов и др. Основное занятие касты считалось исключительно ее прерогативой. В большинстве случаев индус не мог выбрать себе другое занятие в жизни: касты не принимали в свои ряды чужаков и не позволяли, чтобы у них появлялась трудовая конкуренция. Лишь в немногие касты можно было попасть не по праву рождения. Это в привилегированную касту верховных жрецов — брахманов, куда попадали, пройдя специальное обучение, и в низшую касту — неприкасаемых, в рядах которой оказывались как по рождению, так и просто при несоблюдении обычая избегания ее представителей. Касты несколько напоминали европейские сословия Средневековья, но отличались от них, главным образом, тем, что принадлежность человека к касте была освящена индуистской религией и существовала не просто по объективным социальным и экономическим обстоятельствам, а как безусловный принцип, закрепленный в сознании каждого индуса. Переход из одной касты в другую, занятие делом не своей касты было немыслимо даже при наличии способствующих этому объективных условий.

На формирование такого индийского менталитета издревле влияли природные и географические почему индийская цивилизация такая особеннаяхарактеристики Индостана. Теплый и влажный климат, наличие полноводных рек и широких долин способствовали интенсивному развитию земледелия. С полей и садов снималось по нескольку урожаев в год. Это сегодня Индия, после колониального прошлого с трудом встраивающаяся в отношения мировой экономики, ассоциируется с бедностью и голодом. В прошлые времена большинство индийцев имели регулярный достаток, а индийские правители просто купались в роскоши. В то же время ограждающие Индию с севера высокие Гималаи, с запада — безводные пустыни, с востока — труднопроходимые джунгли препятствовали совершению индийцами завоевательных походов в удаленные земли. Индийцы жили среди своих богатств, не используя те на общие дела. Отсутствие необходимости добывать хлеб тяжким трудом, совершать военные походы и удерживать в подчинении покоренные земли делали жизнь однообразной и размеренной. Что в конце концов выработало у индийцев соответствующее мировоззрение.

Индийская цивилизация раньше других мировых цивилизаций испытала агрессивную экспансию европейцев, поскольку завоевание европейцами и их последующий колониальный произвол, приведший к массовой гибели населения, большинство индийцев, как обычно, восприняло со смирением как очередной естественный процесс, происходящий в мире. В XVIII в. Индия была завоевана Британской Ост-Индской компанией, а во второй половине XIX в. перешла непосредственно под управление британской короны. Несмотря на европейское влияние, традиционная индийская духовная культура в колониальную эпоху не была разрушена. Только уже после обретения Индией независимости в 1947 г. в связи с активно развивающейся индустриализацией крайне консервативное и статичное индийское мировоззрение стало постепенно раскрепощаться. В то же время и поныне в Индии развит кастовый строй в обществе, и большинство индийцев, несмотря на все жизненные трудности, не желают ничего менять в привычном укладе жизни, что является одной из главных причин современного экономического отставания страны.

Помимо регионов, где четыре мировые цивилизации существовали в своей классической форме, в мире имелись и обширные области, где существовали охватывавшие относительно небольшие территории местные цивилизации со своими особенностями (Центральная Америка) либо жили народы, не создавшие развитой государственности. А также регионы, где были смешаны черты разных цивилизаций либо существовал строй, характерный в основном для какой-либо из мировых цивилизаций, но со значительной долей типично местных особенностей. Например, государства Юго-Восточной Азии находились одновременно под влиянием и китайско-конфуцианской, и индийской, и исламской цивилизаций. Япония восприняла многие черты китайско-конфуцианской цивилизации, в частности, верность каждого человека общественному долгу и неукоснительность подчинения страшим по возрасту и положению. Однако для Японии в силу ее географических особенностей были характерны и некоторые черты, соответствующие европейским: ограниченность полномочий государственной власти, поощрение личных инициативности и предприимчивости. Последняя черта стала причиной, по которой Япония единственная из стран Востока не оказалась в зависимости от европейских стран, поскольку в ней сложилась собственная мощная буржуазная прослойка. Россия также испытала на себе влияние двух цивилизаций: европейской и исламской. Будучи европейским по происхождению и материальной культуре, русский народ длительное время развивался под властью сильного мусульманского государства — Золотой Орды, откуда на Русь пришли свойственные Востоку глубокая централизация власти и ее широкие полномочия, подробно регламентирующие жизнь подданных. какие были смешанные цивилизации к какой цивилизации относится русская

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

6 комментариев

  1. Индия представляет собой сочетание разных культур и религий. Разнообразен и национальный состав. Индийская цивилизация ровесница китайской. Большое влияние на культуру Индии оказала Греция.

  2. Прогресс во многих восточных странах,(Китай,Япония,Корея),с древних времен ушел далеко вперед;многое изменилось, но одно осталось неизменным- все без исключения представители мировых цивилизаций и сегодня являются образцом упорства и трудолюбия.Многим странам стоит брать с них пример; учиться чему-то новому, перенимать опыт…

  3. Китайская цивилизация одна из самых древних. Она включила большое количество стран и культур. Китай долгое время был культурным центром Восточной Азии. Именно Китай является родиной изобретения бумаги, пороха и компаса.

  4. Трудоголизм китайцев вывел их на мировой рынок, теперь вряд ли найдешь человека у которого нет чего нибудь «китайского». Вот и вывод Китай — на первом месте общественность, на втором семья, Индия на первом месте семья на втором общественность. Делаем выводы кто как выглядит сейчас.

  5. В целом статья хорошая , но хотелось бы прочесть про чудеса света у цивилизаций , например про Великую Китайскую стену в Китае.

  6. На примере Индии видно, что этническая обособленность играет отрицательную роль в развитии государства.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

девятнадцать + 6 =