кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Россия » Красное солнышко русской государственности – княжение Владимира Святославича

Красное солнышко русской государственности – княжение Владимира Святославича

После смерти в 972 г. в бою с печенегами князя Святослава – «Александра Македонского Древней Руси», власть в Киеве перешла его старшему сыну Ярополку. Олег – другой сын Святослава, правил в склонной к мятежам и неповиновению земле древлян, а что было после смерти князя святославатретий сын Святослава Владимир был наместником в Новгороде – городе, где начинал свое правление над восточнославянскими землями основатель княжеской династии Рюрик. Ярополк как старший брат и князь киевский считался верховным правителем Руси. Однако доверительных отношений между братьями не было; по крайней мере, Олег вел себя как независимый правитель, к чему его, возможно, подговаривали не любившие Киев древляне. Однажды на охоте Олег из-за ссоры приказал своим дружинникам убить дружинника Ярополка Люта – сына ближайшего сподвижника Святослава воеводы Свенельда. Это привело к очередному вооруженному столкновению между Киевом и древлянами, в котором Олег был убит. Решив, что братья, преисполненные княжеского гонора, будут постоянно стремиться к независимости от него, Ярополк решил отныне назначать в отдаленных частях киевского государства избранных им наместников, а младшего брата Владимира отстранить от правления Новгородом. Опасаясь, что старший брат может и его убить, как Олега, Владимир бежал за море в Швецию. Впрочем, в Киеве его не считали серьезным политическим противником: он был сыном не жены Святослава, а рабыни-ключницы по-имени Малуша. Рядом с Ярополком и Олегом у него было не слишком благородное происхождение, и большого авторитета как вождь он не имел. Однако не признанный на родине Владимир (по-древнерусски Володимер – владеющий миром) оказался признанным на чужбине. Вскоре он вернулся из-за моря с сильной варяжской дружиной и захватил Новгород.  Затем возглавляемое Владимиром войско завоевало Полоцкую землю, где правил союзник Ярополка князь-варяг Рогволд. В сражении погибли сам Рогволд и два его сына, а дочь Рогволда Рогнеду Владимир сделал своей женой. После этого войско Владимира двинулось на Киев.

кто такой владимир красное солнышкоВ результате измены воеводы Блуда Ярополк был вынужден отказаться от войны с Владимиром и отрекся в пользу младшего брата от великокняжеского престола. Владимир удовлетворился этим и, став в 978 или 980 г. великим князем Руси, не подвергнул свергнутого брата преследованию, обещал почетное положение при дворе. Однако вскоре Ярополк все равно был убит на переговорах с Владимиром двумя варягами, подговоренными Блудом. Став князем киевским, Владимир через некоторое время отправил служивших ему варягов на службу византийскому императору Василию II, так как те требовали за участие в его войнах с Ярополком дани с киевлян.

Внутренней усобицей на Руси воспользовались соседние народы. Полоцкая и Псковская земли стали с кем воевала русьподвергаться набегам ятвягов – литовских племен, а польский князь-завоеватель Мечислав I захватил часть западных русских земель на Волыни с городами Перемышль, Червен и некоторыми другими. На юге – со стороны Великой степи, сохранялась угроза нападений печенегов. Однако в 981 г. Владимир, собрав новую дружину вместо отпущенных в Константинополь варягов, начал войну с Мечиславом I и вернул Руси волынские земли. Чтобы закрепить там позиции, он возвел новый город, который назвал своим именем. Сейчас этот город называется Владимир-что входило в состав древней русиВолынский (Волынская область Украины). В 981 – 982 гг. Владимир совершил два похода на восток – на Оку, где завоевал и присоединил к Руси земли славянского походы князя владимира святославичаплеменного союза вятичей. В 983 г. киевская дружина вела войну с ятвягами. В результате те потерпели поражение и стали данниками Киева. В 984 г. из-под власти Киева попытались выйти радимичи, жившие в междуречье Верхнего Днепра и Десны, однако, столкнувшись с местным киевским войском под командованием воеводы с именем или прозвищем Волчий Хвост на реке Пищане (современная Могилевская область Беларуси), быстро обратились в бегство. После этого киевляне прозвали радимичей «пищанцами, от Волчьего Хвоста бежавшими». В 985 г. Владимир, как гласит летопись, заключил союз со степным кочевым народом торков и вместе с ними воевал против болгар. Итогом войны Владимира с болгарами стали победа русских и заключенный выгодный для Руси договор. Однако о каких именно болгарах – волжских или дунайских, идет речь, летопись не уточняет. Многие историки склонны считать, что речь идет о Дунайской Болгарии, с которой активно воевал еще Святослав. В то же время по некоторым источником можно судить, что противником руси в этой войне была все-таки Волжская Болгария. В пользу этого говорит и то, что в как русь воевала с хазарамитом же году Владимир воевал с Хазарским каганатом – ее соседом. Если бы русская дружина воевала снова на Дунае, по техническим возможностям того времени ей тяжело было бы за такой короткий промежуток времени развернуться и отправиться в дальний поход в противоположном направлении от Киева. Каганат – некогда грозное степное государство, раньше взимавшее дань с радимичей и вятичей, теперь само стало данником Киева. Это был невиданный для Руси даже со времен Олега и Святослава успех. Владимир даже стал титуловаться каганом. Тревожные для всего Русского государства годы княжения Владимира, войны, постоянно вспыхивавшие то на одном, то на другом рубеже обширной молодой державы, нашли свое отражении в складывании русского былинного эпоса. В основном о них повествуют овеянные легендой и мистификацией знаменитыекогда русь приняла христианство былины о трех русских богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. В 988 г. в ходе вспыхнувшей очередной русско-византийской войны войско Владимира осадило город Херсонес (Корсунь) в кто был византийским императором во время князя владимира святославича Крыму, который был византийским владением. После долгой осады дружинники Владимира разрушили трубы, по которым из колодцев в город поступала вода. После этого защитники города вынуждены были сдаться. Византия вернула город себе после того как император Василий II отдал за Владимира замуж свою сестру Анну. После этого и происходит одно из поворотных в истории русского государства и этноса  событий – крещение Руси.как жила русь при владимире святославиче

Летописи, которые являются основным источником, рассказывающим о событиях на Руси того времени, дают мало информации о предпосылках принятия русскими Христианства. Сами сведения изложены в полулегендарном, далеком от реализма стиле. Сообщается, что прежде Владимир был активным поборником славянского язычества, более того, человеком, порязшим в грехе и разврате. Однако это очень напоминает проповеднический прием, имеющий целью показать людям, как плох был в своих почему русь приняла христианствопривычках князь до принятия христианской религии, и каким благочестивым он стал, приняв крещение. В языческий период своей жизни Владимир утвердил на Руси культ шести божеств: Перуна, Даждьбога, Хорса, Симаргла, Стрибога и Мокоши. Капище с их идолами было возведено в Киеве. Можно предположить, что Владимир не был удовлетворен тем, что славяне поклоняются многочисленному пантеону божеств и духов, которые подчас в разной местности были разными, и предпринял меры, чтобы упорядочить культ. Но после близкого знакомства с византийской культурой и религией посчитал истинной и упорядоченной верой Христианство, предусматривающее поклонение единому Богу-Создателю. Разумеется, без определенных предпосылок невозможно было в одночасть обратить в новую веру всю обширную страну. Еще Святослав в ответ на предложение своей матери Ольги принять христианскую веру отказался, говоря, что тогда его перестанут уважать в дружине. Летопись сообщает, что решение о принятии Христианства Владимир принял на совете бояр в 987 г. – перед походом на Херсонес. После падения Херсонеса Владимир крестился по византийскому обряду, так как крещение было условием выдачи за него замуж императорской сестры. При крещении он взял себе церковное имя Василий – в честь императора. Также летопись рассказывает, что на принятие Христианства Владимира подвигло разочарование в языческой вере. Согласно этому, Владимир однажды решил принести в жертву Перуну – богу грома и молнии, верховному божеству славян-воинов, самого красивого в Киеве мальчика. Выбор пал на сына одного из жителей-варягов, принявшего Христианство. Когда воины и жрецы пришли домой к тому и попытались забрать мальчика, чтобы принести в жертву «хищному божеству», отец ответил: «Если ваш бог такой могущественный, пусть он сам придет и заберет моего сына!». Рассвирепевшие воины убили и отца, и сына. Много времени спустя они были канонизированы как первые христианские мученики Руси под именами Феодор и Иоанн (в самой летописи их имена не приводятся). Это, однако, стало для Владимира поводом задуматься, действительно ли Перун является реальным богом, если не может сам забрать свою жертву. Возможно, в летописном рассказе отражены некие реальные события, связанные с конфликтом между язычниками и христианами Руси. Несомненно, что во время княжения Владимира в связи с активными торговыми и военными связями с Византийской империей Христианство уже было широко распространено в русских землях, хотя не стало еще официальной религией. Ведь еще княгиня Ольга возводила на Руси церкви и монастыри: значит, было, кому в них молиться. Этим можно объяснить и тот факт, что особенно активного противодействия всеобщему крещению оказано не было.

Летопись повествует о том, что Владимир якобы посылал своих людей в разные земли, чтобы узнать, в кого верят и как молятся разные народы, и выбрать наиболее подходящую религию вместо языческой. И соседи, узнав о том, что князь желает сменить веру, отправляли к Владимиру своих послов. Хазары предлагали князю принять Иудаизм, волжские болгары – Ислам, немцы (представители неславянских народов Европы) – Христианство римско-католического толка (уже назревал известный раскол церкви на римскую и греческую, именуемые также католической и православной). Мусульманам, религия которых запрещает употребление хмельного, Владимир, по летописному преданию, ответил: «Руси есть веселье питие: не можем бес того быть!». Речь почему владимир сказал, что русь не может без алкоголяшла в сущности о том, чего боялся еще Святослав: потери авторитета в глазах дружинников. Обязательным ритуалом в жизни князя и дружины было проведение по торжественным случаям тризны – совместного пиршества с распитием пива и вина. Это как бы подчеркивало их дружбу и единение, напоминало князю о том, что он – только «первый среди равных» со своими воинами, а воинам – о том, что они должны быть верными и преданными друзьями князя. Уклониться от участия в тризне для князя означало нанести великое оскорбление своим воинам. Проповедникам римского католицизма Владимир ответил, что приверженцы их религии нанесли росичам смертельную обиду (нечто подобное произошло во время княжения Ольги, когда европейские послы бежали из Киева, спасая свои головы), и народ не примет их веры. Когда же князь выслушал восторженный рассказ своих послов о богослужении в Константинополе, где непонятно «то ли ты на земле, то ли ты небесах», он решил, что греческая вреа – и есть истинная. Рассказ о посланничестве для выбора религии, конечно, легендарен. Хотя хорезмские источники из Средней Азии сообщают о том, что в Хорезм, действительно, приходили послы от Владимира, и приняли там Ислам. Возможно, что соседние христианские и мусульманские правители, увидев, что на Руси начался кризис яызческих культов, предприняли попытки обратить русских в свою веру. Но в итоге, как, в общем, и следовало ожидать, победу в этом деле одержали византийские проповедники, так как у Руси с Византией были давние культурные и политические связи.

Приняв Христианство ортодоксального (по-славянски «православного») толка, Владимир объявил его государственной религиейкак владимир принял христианство Руси и повелел креститься всем подданным. Кто уклонялся, того княжеские воины силой как русь приняла христианствозагоняли в воды Днепра, где над ними совершался обряд крещения. Исповедание языческих культов было запрещено, а главный идол Перуна в Киеве был привязан к хвосту коня и сорван с места. После этого идол утопили в Днепре. Вслед за Киевом массовое крещение населения было проведено и в других областях Русского государства. С этих пор и вплоть до 1917 г. Православное Христианство оставалось русской государственной религией.  Русская церковь до 1589 г., когда было учреждено собственно русское патриаршество, подчинялась Константинопольскому патриарху, и вместе с ним в 1054 г. вышла из-под власти папы римского (Великая Схизма, раскол церкви на римско-католическую и греко-католическую (православную)). Разумеется, древние славянские культы и верования отмирали не сразу. Долгое время существовали общины, тайно или явно продолжавшие поклоняться языческим богам и духам. Даже после того как практически все население Руси приняло крещение, образы прежних божеств как распространялось христианство на русипрочно сохранились в народном фольклоре, и им по привычке, особенно в деревнях и селах, где христианская проповедь проводилась не так часто, посвящались некоторые народные обряды. Христианством в его классической форме были охвачены в основном знатная прослойка русского общества и, естественно, духовенство, простой народ же был приверженцем так называемого народного христианства – смеси христианских догм с традиционными верованиями, в которой церковному учению отводилось главенствующее место, но и пережитки языческих представлений держались очень прочно, порой отождествляясь с отдельными христианскими элементами. Например, в некоторых областях до недавнего времени полагали, что светящиеся болотные духи (блуждающие огни) – это души детей, умерших без крещения. Многие духи и божества, в которых славяне верили раньше, стали в сознании простого народа отождествляться с упоминаемыми в христианских текстах демонами (бесами) и получили название «нечисти» или «нечистой силы».

В связи с крещением Руси Владимир стал отправлять детей из знатных семей учиться грамоте в школах, что вызвало недовольство недостаточно укрепившихся в новой вере подданных. После женитьбы на Анне – сестре Василия II, он отпустил всех своих прежних жен и наложниц.почему русские православные христиане

Принятие Русью Христианства еще больше укрепило ее связи с Византийской империей. Теперь две державы стали выступать как равноправные союзники. В 989 г. русские войска помогали Василию II подавлять восстание болгар на Дунае, а в 1000 г. шесть тысяч русских воинов приняли участие в византийском походе в Армению. Одновременно Владимир продолжал сам совершать походы для расширения пределов Русского государства и отражения вражеских нападений. В 991 г. он совершил поход в Прикарпатье, где покорил своей власти племенной союз белых хорватов. В 990, 992 и 993 гг. на Русь совершили набеги печенеги. В 996 г. русские потерпели от них поражение при Василеве. А в 997 г. они напали на сам Киев. Сказания о русско-печенежской войнекак русь воевала с печенегами тоже вошли в русский эпос. В 1001 и 1013 гг. печенеги совершили вторжение на Русь совместно с поляками. Печенеги были в то время самым опасным противником для Руси: их кочевья находились всего в одном дне пути от ее пределов, они легко и быстро передвигались по маловодным степным просторам. Но у них не было централизованной власти и государственности, поэтому они больше грабили русские города, завоевать же русские земли были не в состоянии. Для защиты от нападений печенегов Владимиру пришлось возвести еще ряд укреплений на Нижнем Днепре.

Во время похода на печенегов в 1015 г. Владимир и умер. Летопись сообщает, что народ горько опалкивал его смерть, а похоронили его в мраморном гробу. Заслугой Владимира является не только защита русских рубежей от многочисленных врагов, но и связанным с принятием Христианства началом интенсивного просвещения на Руси, что означало грядущий выход молодого государства на передовой по европейским меркам культурный уровень. Конечно, это было еще впереди, но именно при Владимире были созданы необходимые для этого условия: прибыли в большом количестве христианские проповедники из Византии, открылись школы. Русь превращалась в сильное, цветущее государства с собственной своеобразной культурой. Православная церковь причислила Владмира к лику святых. Поэтому в историю он вошел еще под именем Владимира Святого. Но больше он известен под своим летописным именем Владимира Красное Солнышко. В поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» знаменитый киевский князь упоминается под именем Владимира-cолнце.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

12 комментариев

  1. Удивительный человек! Конечно, образ Владимира в христианской культуре все же несколько идеализирован, но отрицать его бесценный вклад в историю России невозможно.

  2. Религия была одним из объединяющих государство факторов. Владимир сначала пытался объединить языческие верования, но потерпел крах. Затем решил насадить одну из чужеземных религий. Скорее дело было именно так. Но в летописях, естественно, это обрисовано духовным подвигом.

  3. Super Mario Star Scramble 2

    Так рисует время киевского князя Владимира Красное Солнышко русский былинный эпос. А былины — это история народа, рассказанная им самим.

  4. Былинный князь Красно-Солнышко и Владимир-Кровавый не имеют ничего общего.

  5. После узурпирования власти, насаждения огнём и мечом христианства (порядка 30% населения вместе с городами было уничтожено), после многочисленных войн, в.ч. гражданской, да, Русь наверное скатилась на «передовой» по европейским меркам культурный уровень.

  6. Неоднозначная личность и сложная насыщенная судьба… Но принятие Христианства Русью отодвинуло на задний план все остальное.

  7. Мудрый князь Владимир привел русский мир к христианству. Именно это делает его значимой фигурой в истории.

  8. Владимир дал толчок в развитии Руси, не знала что его называли Красным Солнышком.

  9. Текст познавательный, только в нем есть исторический и лингвистические неточности. Древнерусского языка не было никогда, тогда говорили на древнеславянском. И нельзя говорить про «Русь/на Руси» и потом употреблять слово «российского». Это как говорить про землю Австралии, а потом писать про австрийскую землю. Но в историческом контексте вроде все верно.

  10. Я уважаю Владимира, за то, что он почитал христианство и принял его, а также посвящение христианскую веру.

  11. Князь Владимир очень значимая фигура в истории Руси. Очень много сделал для развития христианства на Руси. В этом году исполнилось 1000 лет со дня его смерти.

  12. Следует упомянуть, что согласно историческим исследованиям до принятия христианства у Владимира было несколько сотен наложниц, как у язычника, помимо «официальных» жён, да и масса других соблазнов, и выбор веры для него был достаточно непростым решением. Он видел, к чему привёл например иудаизм Хазарский Каганат, некогда могущественное государство на Востоке, которое пало и которому Русь ещё когда-то платила дань. И его правильный выбор «веры» подарило Руси тысячелетнюю историю.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

16 − два =