Конкуренция за власть на примере истории Востока - history-thema.com История - от древности до наших дней
кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Восток » Конкуренция за власть на примере истории Востока

Конкуренция за власть на примере истории Востока

Жадность до власти и связанная с нею борьба за право повелевать свойственна не только людям. В животном мире она тоже распространена.  Львы-самцы часто убивают родившихся в прайде львят мужского пола, чтобы те, став взрослыми и сильными, не вытеснили их с львиного «трона». Даже у пчел две появившиеся в улье молодые матки начинают беспощадную схватку за возможность возглавить отделяющуюся при роении пчелиную семью. В человеческом же обществе соперничество из-за власти процветало во все времена, на всех социальных уровнях.

 

В эпоху монархии борьба за престолы принимала порой самый ожесточенный характер между представителями правящей фамилии, несмотря на их родство. Знаменитый иранский поэт Средневековья Фирдоуси сказал в своей поэме «Шахнаме»: «Нет родственных связей между царями».

 

В европейских странах знать придавала очень большое значение своим родственным связям, что являлось наследием родоплеменного строя, и мнение, традиции рода были весьма авторитетны для всех его представителей, даже для королей. Поэтому согласно древней традиции королевская или княжеская власть передавалась от отца к старшему сыну (на Руси до Ярослава Мудрого – к старшему мужчине в роду вообще), а если тот умирал, не оставив собственных сыновей – к следующему по старшинству. Это в значительной мере ограничивало возможности борьбы за власть, потому что, чтобы захватить трон, к примеру, третьему королевскому сыну, ему надо было устранить сразу двух старших братьев. Но и в европейских странах борьба за престол принимала порой очень жестокие формы.

На века прославился русский князь Святополк Окаянный, люто истребивший нескольких родных братьев в борьбе за великое княжение и в итоге потерпевший с дружиной поражение от другого своего брата Святослава. Так что русские князи древней Руси тоже не отличались щепетильностью в борьбе за престол.Конкуренция за власть на примере востока

 

В странах Востока преобладала деспотия – совершенно неограниченная власть правителя над своим государством и подданными. Восточному правителю никто ни в чем не был указ, в том числе родственники, которых он, как и всех остальных, мог казнить, заточить в темницу, отобрать все их земли и имущество.

Власть в восточных странах передавалась одному из сыновей монарха, которого тот сам назначал своим преемником. Обычно это был старший сын, который раньше других начинал помогать отцу в государственных делах. Но если правитель не оставлял преемника, на трон и безграничную власть могли претендовать все его сыновья и от жен, и от рабынь – наложниц. В подобных случаях ханский, султанский или шахский трон занимать должен был тот, кто пользовался наибольшей популярностью у знати и в войсках. Но, понятное дело, у разных аристократических группировок и военачальников были разные интересы, а, соответственно, и мнение насчет того, кто должен был стать правителем.

Монархи обычно сами не занимались воспитанием своих детей, а отдавали их различным воспитателям, порой  в  разные части страны. Принцы росли, не зная друг друга, отца видя редко, находясь в окружении определенных знатных групп, естественно, с возрастом проникаясь интересами тех, начиная защищать их как свои собственные. Часто принцы вырастали под влиянием противоборствующих аристократических партий, и если отец их не оставлял конкретных указаний насчет наследника трона, начинали после его смерти кровавую борьбу за власть, порой выливавшуюся в сотрясавшие всю страну гражданские войны. Остановить их никто не мог по той причине, что выше них был только покойный монарх.

Всевластие правителя делало нестойким положение всех его приближенных: в случае его смены ближайшие министры и военачальники могли потерять монаршую милость, быть отстраненными от двора, лишиться многих своих богатств, а порой и жизни. Поэтому все придворные партии старались, чтобы к власти пришел именно покровительствующий им принц. Случалось, что заговорщики из враждебной клики убивали даже совершенно законного наследника престола, которого сам правитель назначил своим преемником, и приводили к власти кого-нибудь из его братьев. Нередко интриганы устраняли всех способных к правлению наследников трона, приводя к власти принцев слабохарактерных или мало интересующихся государственными делами, которые и на троне продолжали во всем слушаться тех, кто открыл им туда дорогу.

конкуренты на трон в османской империи

В Монгольской империи в ранг государственного обычая вошло убийство не только посягнувшего на ханский престол неудачливого наследника, но и всех его детей мужского пола. Чингисхан, захватив чье-либо государство, убивал его правителя и старших сыновей того, а младших детей отдавал на воспитание своей старой матери, которая растила их в глубокой преданности своему сыну и повелителю Востока.

 

Наивысшее же выражение убийственная конкуренция за монарший трон получила, пожалуй, в Османском Халифате.

В первое время своего существования держава Османов, во главе которой стоял туркменский род, постоянно тяжело страдала от султанских усобиц, чем пользовались ее враги, то и дело нападая на османские земли, разоряя их, угоняя население в рабство. Случаи, когда султан, заняв трон, стремился сразу же избавиться от всех своих братьев – потенциальных конкурентов, были известны в Османском государстве издавна. Но в XVI – начале XVII вв. это стало подлинной закономерностью.

Султан Селим I, при котором Османский Халифат и стал, как бы сейчас сказали, мировой державой, был настолько напуган в свое время кровопролитной войной за власть между своими отцом и дядей (отцом которых был Мехмед Фатих), что, едва заняв трон, приказал убить более десятка своих братьев и других родственников. После него то же самое поспешил проделать со своими братьями и его сын Сулейман I. Позже Сулейман по подозрению в заговоре (возможно, мнимом) приказал убить своего старшего сына. Через несколько лет другой сын Сулеймана Баязет, действительно, поднял восстание против отца, опираясь на недовольных правлением Сулеймана армейских командиров. Возможно, те смогли убедить его, что если престол после смерти Сулеймана займет старший брат Баязета Селим, его ждет участь братьев отца и деда. Однако восстание было подавлено верными Сулейману войсками, а Баязета казнили. Сулейман приказал убить и его трехлетнего сына – своего внука. Впоследствии еще несколько султанов, приходя к власти, приказывали сразу же убить всех своих братьев, чтобы больше не было претендентов на престол.

Однако вошедшая уже в обычай султанская привычка, которая при всей своей аморальности в период становления могущества Османского Халифата сыграла некоторую положительную роль с политической точки зрения, затем выявила и ряд новых негативных черт.

Прежде всего, Османская династия претендовала на роль объединителей и покровителей всех как в османской империи боролись за престолмусульман мира, а султан – хранителя исламского строя. Произвольное истребление ни в чем не повинных, исповедующих Ислам принцев без суда никак не вязалось с принципом шариатской справедливости и не могло не вредить репутации османских правителей. Также в случае смерти бездетного султана возникала угроза, что государство вообще останется без наследника престола, а это бы открыло путь к прямой вражде разных влиятельных родов, наверняка бы привело к распаду державы. Наконец, даже аполитичные сыновья султанов, по-другому и не собиравшиеся занимать трон, имели веские причины сражаться за власть: просто для того,чтобы сохранить свою жизнь. Поэтому в XVII веке султаны оставили свою «кровожадную привычку».

Во избежание влияния враждующих придворных кланов, потенциальных наследников престола поселяли в отдаленном дворце (в просторечии его прозвали «клеткой») под строгим надзором верных султану лиц, не давая им общаться с кем-либо из дворца. Но даже при таких мерах предосторожности иногда вспыхивала ожесточенная придворная борьба, когда недовольные военные круги свергали одного султана и сажали на трон другого – освобожденного из «клетки» какого-нибудь из его братьев. В конце концов, султанским сыновьям запрещено было всякое участие в политической деятельности. Но это привело к тяжелейшему кризису во власти. Молодые султаны, привыкшие заниматься только чревоугодием и наложницами, ничего не видевшие за пределами «клетки», оказывались политически недееспособными.

 

Практически Османский Халифат стал управляться руки везирами – первыми министрами, которые правили обычно лишь в интересах своей партии. В результате в XIX веке Османская держава пришла в совершеннейший упадок и, потерпев поражение в Первой Мировой войне, распалась.

 

придворная борьба ы Османском ХалифатеСправедливости ради надо отметить, что само восточное общество тоже крайне отрицательно относилось к обыкновению своих правителей убивать друг друга из-за власти. Селим I за убийство братьев и родственников получил прозвище «Свирепый» (чем он, кстати, гордился). Многие султаны приказывали убивать родных братьев, очевидно, под влиянием окружавших их сторонников, сами того не желая. Хотя их власть формально была неограниченной, все же они являлись такими же смертными людьми, которые ничего не могли бы поделать, если бы подданные, в том числе вооруженная армия, вдруг прекратили им повиноваться. Зная нравы своего двора, они были уверены в том, что в любой момент могут стать жертвами заговора партии, не желавшей видеть их на троне.

В то время люди несколько по-другому относились к смерти, нежели сейчас, рассматривая ее как переход из одного мира в другой. Согласно исламскому вероучению, любой мусульманин рано или поздно получает вечное блаженство в Раю. Логика султанов – братоубийц была проста: «Раз я занял трон, значит, Всевышний поручил мне заботиться о благе страны. Если мои братья и погибнут, все равно попадут в Рай, а в стране, по крайней мере, будет спокойствие».

 

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 







9 комментариев

  1. Беру у вас дополнительный материал к урокам. Спасибо.

  2. Добрый День!
    Я уверен что не мне одному интересен ваш блог. Буду заходить еще. Творческих успехов!

  3. Интересно было прочесть.

  4. Маруся

    В этом и заключается суть правления, передаваемого по наследству — сначала, нужно родить побольше сыновей, что бы было кому править дальше. А потом, самый сильный, убивает всех слабых — люди ничем не отличаются от зверей, к сожалению. Нужно учитывать, что нравы Османской империи были еще жестче потому, что практически у всех наследников были разные мамы, которые с детства внушали своим сыновьям ненависть к брату — конкуренту!

  5. Братоубийство — вообще «модный» был способ занять престо, не только у султанов.

  6. РоманБ

    Да, борьба за власть была жестокой, и султан в Турции, приходя к власти, отдавал приказ удушить братьев. Но зато меньше расколов и гражданских войн было.

  7. sekersultan89

    Хочу добавить, некоторые факты о Османской империи. В османов существовала традиция, которая потом стала не писанным законом, чтобы избежать посягательства на наивысшую власть в империи и накопления огромных богатств со стороны визирей и других высокопоставленных чиновников все их имущество возвращалось в казну после их смерти, кроме некой доли для родственников умершего. Султаны не считали государственные деньги своими, а скорее всего способом опеки над своим народом, вверенном им Аллахом. Великий везирь Ибрагим-паша сделал попытку соперничать с султаном Сулейманом, даже присвоил себе титул Сераскер-султана, за что поплатился жизнью. Также с 16 века гарем начал активно бороться за власть и влияние на султана, начался так называемый Султанат женщин.

  8. В истории нашей страны такое тоже встречалось. Хорошего из этого ничего не вышло.

  9. Война за престол всегда была жестокой. Мне вспомнилась фраза, которую сказала нам в школе учитель истории — если разбирать вопрос смертности в той или иной профессиональной деятельности, то самый большой ее процент приходится на царей, королей, президентов и их семей. Т.е. самая опасная профессия в истории человечества — это управление государством.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

4 × пять =