История Вавилонии: кодекс Хаммурапи – «око за око» - history-thema.com История - от древности до наших дней
кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Древние цивилизации » История Вавилонии: кодекс Хаммурапи – «око за око»

История Вавилонии: кодекс Хаммурапи – «око за око»

Царь Хаммурапи – правитель Месопотамии в XVIII веке до н. э. (1792 – 1750 гг). По его собственному мнению, боги передали ему власть для защиты обездоленных, вдов или сирот от всяческих притеснений более сильных, а так же для того, что он принес богатство, процветание и порядок Вавилону и всему Двуречью. При Хаммурапи был издан (им же самим) свод законов, обязательных к исполнению во всех сферах общественной жизни во всех землях подвластных Вавилону. Эти законы были по его указу выбиты на большом каменном столбе и к ним прилагалось изображение царя Хаммурапи. Всего законы содержат 247 статей нормативно-правового характера, охватывающих все основные сферы общественной жизни Двуречья. Столб с их записью был найден при раскопках французскими археологами в Сузе – столице Древнего Элама.

Законы («Кодекс») Хаммурапи являются особо ценным историческим источником, так как отражают практически весь образ жизни населения и внутриполитические отношения Вавилонии XVIII века до н. э., «пронизывают» вавилонское общество сверху донизу.  Какие были законы в старину, мы можем видеть из нижеприведенного списка, где представлены выдержки из «Кодекса» Хаммурапи.

законы хаммурапи

§ 21. Если человек (стену чужого) дома проломил, перед проломом этим его должны убить и зарыть.

§ 25. Если в доме человека огонь загорелся, и человек, который для тушения (пожара) пришел, на пожитки хозяина дома позарился и пожитки хозяина дома присвоил, человек этот в этот самый огонь должен быть брошен.

§ 109. Если у корчемницы злодеи в ее заведении собираются, а злодеев этих она не схватила и во дворец не представила, эта корчемница должна быть убита.

§ 128. Если человек взял жену, но договора касательно нее не составил, эта женщина – не жена.

§ 129. Если жена человека с другим мужчиной на (ее) лоне была схвачена. Их должны связать и бросить в воду, (но) если господин жены свою жену пощадит, (то) и царь своего раба должен пощадить.

§ 131. Если жену человека ее муж клятвенно обвинил, но с другим мужчиной на (ее) лоне она не была схвачена, во имя бога она должна поклясться, и (тогда) она может вернуться в свой дом.

§ 134. Если человек уведен (в плен), и в его доме пропитания нет, его жена в дом другого может войти, на женщине этой вины нет.

§ 135. Если человек уведен (в плен), и в его доме пропитания нет, (и) вследствие этого его жена в дом другого вошла и сыновей (ему) родила, (а) потом ее муж вернулся и своей общины достиг, эта женщина должна вернуться к своему первому мужу, сыновья (же) должны следовать за своими отцами.

§ 141. Если жена человека, которая в доме человека живет, задумала уйти, расточительствовать принялась, дом свой разоряла, унижала своего мужа, ее должны изобличить, и, если ее муж заявил о намерении покинуть ее, он может ее покинуть, на дорогу ей и (в качестве разводной платы) ничего он может ей не давать; если (же) ее муж заявил о намерении не покидать ее, муж ее другую женщину может взять замуж, (а) эта женщина должна жить в его доме как рабыня.

§ 142. Если женщина возненавидела своего мужа и сказала: «Не прикасайся ко мне», ее дело ее кварталом должно быть исследовано, и если она себя блюла (и) греха на ней нет, а ее муж – гуляка и очень ее унижал, на женщине этой вины нет, она может забрать свое приданое и в дом своего отца она может уйти.

§ 143. Если она себя не блюла, гуляла, разоряла свой дом, унижала своего мужа, эту женщину должны бросить в воду.

§ 148. Если человек жену взял замуж и ее постигла болезнь ла’бу (заразная кожная болезнь), (и) он решил жениться на другой, он может жениться, (но) жену свою, которую постигла болезнь ла’бу, он не должен покидать, в доме, который он создал, она должна жить, и он должен пожизненно ее содержать.

§ 149. Если эта женщина не согласна жить в доме своего мужа, свое приданое, которое она принесла из дома ее отца, он должен ей возместить, и она может уйти.

§ 150. Если человек подарил своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и документ с печатью ей выдал, что после смерти ее мужа ее сыновья не должны с ней спорить, мать (же) то, что остается после нее, своему сыну, которого она любит, может отдать, а другому может не отдавать.

§ 153. Если жена человека даст убить своего мужа ради другого мужчины, эту женщину должны посадить на кол.

§ 154. Если человек познал свою дочь, этого человека должны изгнать из общины.

§ 155. Если человек выбрал невесту своему сыну, и его сын познал ее, (а) потом он сам на лоно ее возлег, и его схватили, этого человека должны связать и в воду его должны бросить.

§ 157. Если человек после (смерти) своего отца возлег на лоно своей матери, их обоих должны сжечь.

§ 195. Если сын ударил своего отца, ему должны отрезать руку.

§ 196. Если человек ослепил глаз сыну человека, его глаз должны ослепить.

§ 197. Если он сломал человеку кость, ему должны сломать кость.

§ 200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, ему (самому) должны выбить зуб.

§ 218. Если врач человеку сделал большой надрез бронзовым ланцетом и (тем) причинил человеку смерть или на виске у человека сделал надрез бронзовым ланцетом и (тем) ослепил глаз (этого) человека, ему должны отрезать руку.

§ 229. Если строитель построил дом человеку, но работу свою сделал непрочно, и построенный дом рухнул и причинил смерть хозяину дома, этот строитель должен быть убит.

§ 230. Если он причинил смерть сыну хозяина дома, должны убить сына этого строителя.

§ 250. Если бык, когда по улице он шел, забодал человека и убил его, по этому делу нельзя предъявлять иск.

 

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 







19 комментариев

  1. КЕСИРОВ

    А ЕЩЕ Я СО СТУДЕНЧЕСКИХ ЛЕТ ЗАПОМНИЛ,ЧТО ЗООФИЛИЯ КАРАЕТСЯ СМЕРТЬЮ ТОЛЬКО ЗА СВЯЗЬ СО ЗМЕЕЙ!

  2. Действенные, думается, законы.

  3. Диковатые законы…

  4. Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть живя в определенном обществе и законы тоже влияют на это.

  5. Врача зачем линчевать за неудачный разрез? Можно так всех врачей перепугать, что лечить никто не захочет, избрав себе дело попроще. За умышленные убийства и причинения вреда — это да, наказание должно быть строгим.

  6. О врачах — нормально. Ответственность зато чувствовали.

  7. Денис Петр

    Свод законов царя Хаммурапи соответствовал своей эпохе, что обсуждать-то, нынче время другое.

  8. Константин

    «Око за око» — в общем-то, вполне справедливая вещь! Но законы должны применяться ко всем одинаковые, а не избирательно.

  9. Как по мне — то не смотря на радикальность, вполне действенные меры для соблюдения порядка, особенно, если учесть скачок в развитии того времени.

  10. Наталья

    Ой… Конечно, наказание должно быть равноценным, но если ввести это сейчас… У меня слов нет. Впрочем, каждому времени свойственны свои законы, которые должно соблюдать.

  11. Не мешало бы и в наше время что-то подобное ввести, но чтобы все под законом были равны — независимо от статуса и дохода

  12. Кодекс очень напоминает некоторыми своими разделами слова из библии. Если твой враг ударил тебя по правой щеке подставь ему левую и никогда не мсти.

    • В Кодексе как раз не о всепрощении речь, а о мести!

      • славянский man

        Degil, ты тоже не очень-то прав — просто за преступлением следует равное наказание — об этом и Закон!

  13. СергейС

    Относись к людям так, как хочешь чтобы относились к тебе, и не делай того, чего не хочешь чтобы делали тебе.

  14. РоманБ

    Принцип талиона, когда наказание равно проступку, известно издавна, и действовало не только в Вавилоне. Но именно здесь оно, наверное, впервые было оформлено не обычаем, а зафиксировано письменно в норме права.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

двенадцать − семь =