кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Восток » История Индии в средние века: господство мусульманских государств

История Индии в средние века: господство мусульманских государств

К началу средних веков на территории Индии существовало несколько самостоятельных государств, самым большим из которых была держава, управляемая династией Гуптов и занимавшая более половины региона, в том числе всю северную часть. Это было культурно и технически очень высоко развитое государство для того времени, и его воины неоднократно одерживали победы над соседями. Однако богатство, сила и роскошь развращают и расслабляют. Наместники провинций государства Гуптов все меньше желали слушаться верховного правителя и делиться с ним податями и военной добычей. Они превращались в полунезависимых князей, единолично управлявших в своих уделах. Как и в большинстве регионов мира, в Индии в те годы постепенно складывались феодальные отношения с типичной для них политической раздробленностью. Последним правителем, при котором держава еще сохраняла относительное единство, был Бханугупта, правивший в начале VI в. Ко времени его правления держава уже вела ожесточенные войны со сложившейся в Центральной Азии грозной империи эфталитов — народа предположительно иранского происхождения, который китайские летописи относят к гуннам. После Бханугупты эфталиты завоевали северные области Индии. Оставшаяся непокоренной часть державы Гуптов распалась на отдельные независимые княжества. В некоторых из них продолжали править потомки династии, в других утвердилась власть собственных наследственных правителей. Вскоре, однако, та же участь постигла и государство эфталитов. Очень долгое время после этого Индия состояла из многих независимых владений, во главе которых стояли наследственные князья — махараджи.

как было устроено средневековое индийское общество

Территория государства Гуптов

Махараджи («великие князья») свои земли могли делить между династиями младших князей — раджей. кто такой раджа махараджаЧасть земель, причем значительная, передавалась в пользование индусским храмам и монастырям. На землях раджей и духовенства трудились земледельцы и скотоводы, которые отдавали владельцам часть продукции, выполняли различные повинности. В частности, податное население храмовых земель должно было поставлять священникам все необходимое для службы: благовония, ритуальные гирлянды из живых цветов и др. При храмах жили танцовщицы, исполнявшие во время службы ритуальные танцы. Князья правили, опираясь на армию профессиональных воинов. Сложившийся в древние времена кастовый строй в Индии запрещал человеку заниматься чем-то другим, нежели его родители. Деревенские труженики пахали землю и пасли скот из поколения в поколение. То же самое касалось городских ремесленников. И воинами становились дети воинов. Эта социальная система консервировала уклад жизни индийцев, делала общественную жизнь вялотекущей, стабильной, мало подверженной изменениям. Однако это способствовало значительному прогрессу в материальной культуре и искусстве: мастера, из поколения в поколения делая одно дело, высоко его совершенствовали. И по сей день индийские архитектура и живопись считаются одними из ценнейших в мире. А в те давние времена Индия лидировала на земном шаре по уровню развития медицины и техники, и поспорить с ее мастерами за право первенства на этом поприще мог разве что Китай.

Несколько столетий многочисленные индийские княжества существовали, подчиняясь лишь сложившимся издревле местным законам, защищенные от завоевателей безводными пустынями на западе, уходящими в небо хребтами Гималаев на севере, чащобами джунглей на востоке, а также водами Индийского океана, омывающими вдающийся далеко на юг обширный полуостров Индостан. С середины VII в. в Индию стали время от времени вторгаться войска Арабского Халифата, стремившиеся на всей земле установить исламский закон. Состоявшие в основном из уроженцев пустынных регионов: арабов, иранцев, тюрков, войска Халифата без особых затруднений преодолевали пустыни в окрестностях реки Инд. Однако им трудно было сражаться с высокопрофессиональным воинством раджей, укомплектованном боевыми слонами. Индийские воины были не только вооружены искусно сделанным оружием, но и отличались исключительным упорством в битве: будучи военными по рождению, они были убеждены, что от того, как они исполнят свой долг перед раджой, счастливой или несчастной станет их будущая жизнь. Веря в переселение душ, они не боялись смерти. Только к XI в., когда сам Арабский Халифат уже фактически распался, мусульмане научились эффективно противостоять боевой тактике индийцев. Государство Газневидов в Афганистане, Средней Азии и Восточном Иране, управляемое эмирами из тюркского племени кайы, в этот период захватило Пенджаб — область на северо-западе Индии, по которой протекают пять священных для индусов рек. В первой половине XI в. эмир Махмуд Газневи совершил семнадцать военных походов на Индию, в одном из которых захватил 57 тыс. рабов и 350 боевых слонов. Раджи, за долгие столетия после распада государства Гуптов привыкшие ни на кого не оглядываться в своей политике, не могли собрать против могущественной Газневидской державы единой коалиции. Многочисленные армии эмиров легко разбивали их скромные войска, захватывали их роскошные города и дворцы, увозили на северо-запад возы золота и серебра. В конце XI — начале XII вв. эмир Масуд перенес столицу государства в западно-индийский город Лахор. К концу XII в. держава Газневидов сама впала в сильную феодальную раздробленность; разбогатевшие вассалы чувствовали силу и влияние и переставали повиноваться верховным эмирам. В 1186 г. умер последний ее правитель Хосров-Малик, и она окончательно распалась. Вскоре Лахор был захвачен быстро расширявшей свои пределы другой центрально-азиатской державы — Гуридского султаната, основанного в 1148 г. таджиками (персоязычными оседлыми жителями Центральной Азии). В 1193 г. гуридский султан Мухаммад захватил Дели — крупный индийский город, а затем завоевал почти всю Северную Индию. В 1206 г. гуридский наместник Кутбу-д-Дин Айбек — туркмен из что такое делийский султанатсреднеазиатского племени халадж, провозгласил индийские мусульманские владения независимым государством. В 1214 г. султан Шамсу-д-Дин Илтутмиш перенес столицу в Дели. Поэтому в историографию первое мусульманское государство, целиком располагавшееся на территории Индии, вошло под названием Делийского султаната. Первые правители новой державы отражали вторжения на ее территорию войск Монгольской империи с северо-запада и индусов-раджпутов с юга. Затем вплоть до середины XIV в. влияние и могущество Делийского султаната все возрастало. Султаны отвоевывали у раджей новые территории. Султан Мухаммад-шах ибн Туглак с войском доходил до города Мадурай на самом юге полуострова Индостан. Там ему удалось установить мусульманское правление, но в связи с удаленностью от Дели местные правители фактически вышли из подчинения верховного и образовали самостоятельный Мадурайский султанат.

Хотя власть в государстве находилась в руках мусульман, которые назначались на все важные должности, большинство населения Делийского султаната составляли по-прежнему индусы, так как индийцы с их очень консервативным менталитетом остерегались переходить в другую веру. Составляя религиозное меньшинство в стране, мусульмане были вынуждены, чтобы сохранить свое влияние, держаться единства. Поэтому как мусульмане стали править индиейсултаны обладали очень большими властными полномочиями, наместникам приходилось слушаться их. Индусское население платило джизью — особый годовой налог на покровительство мусульманского государства. Обильные урожаи, снимаемые на индийских полях по причине всегда теплого климата при развитой системе орошения по нескольку раз в год, многочисленность платившего джизью населения способствовало обогащению султанов.

Однако с середины XIV в. Делийский султанат постепенно приходит в упадок. От него откололись земли в Центральной Индии, где местные шиитские правители образовали отдельный Бахманидский султанат (о суннитах и шиитах мы прежде рассказывали здесь: http://history-thema.com/omeyyadyi-i-stanovlenie-islamskoy-derzhavnosti/. В 1336 г. индусские раджи оставшихся непокоренными мусульманами земель объединились для противостояния мусульманскому наступлению и образовали на юге региона Виджаянагарскую империю, которая поглотила не просуществовавший и полувека Мадурайский султанат. А в 1398 — 1399 гг. страшный удар по Делийскому султанату нанесла вторгшаяся в Индию непобедимая армиякогда тимур тамерлан приходил в индию среднеазиатского эмира Тимура (Тамерлана). По своему обыкновению конница «железного эмира» опустошила все земли, по которым прошла, безжалостно вырезая не успевшее скрыться население десятками тысяч. Войском Тимура была взята и столица султаната Дели. Хотя созданная страшным эмиром империя оказалась очень непрочной и распалась вскоре после его смерти, после разорения среднеазиатской армией Делийский султанат больше никогда не достигал прежнего могущества. Упадок мусульманских государств в Индии сыграл на руку Виджаянагарской империи, которая в правление великого махараджи Деварайи II (1422 — 1446) предпринимала завоевательные походы в соседнюю с Индией Бирму на востоке и остров Цейлон (Шри-Ланка) к югу от Индостана.

Пришедшей к власти в Делийском султанате во второй половине XV в. династии Лоди удалось навести относительный внутренний порядок в государстве. К югу от него располагался независимый Бахманидский султанат, который в 60 — 70-е гг. столетия посетил русский путешественник Афанасий Никитин. Он был потрясен невиданной роскошью, в которой жили бахманидские правители: «…выехал султан на прогулку, а с ним двадцать везиров (министров) великих да триста слонов, наряженных в доспехи… с башнями, а башни окованы. В башнях же по шесть человек … с пушками да с пищалями… коней выехал простых тысяча в сбруе золотой, да верблюдов сто с литаврами, да трубников триста, да плясунов триста, да дев из гарема триста… На султане кафтан весь унизан яхонтами, да на шапке большой алмаз… А брат султанов сидит на носилках золотых, и над ним балдахин бархатный, маковка золотая с яхонтами». В 1498 г. к берегам Южном Индии впервые прибыла организованная европейская экспедиция — португальцы во главе со знаменитым мореплавателем Васко да Гамой. Васко да Гама посетил государства Кожикоде и Гоа на западном побережье Индостана, пытался торговать с индийцами, но больше первый контакт индийцев с европейцами носил конфликтный характер.когда европейцы васко да гама появились в индии

Тем временем за счет потока переселенцев с северо-запада — из Афганистана и Средней Азии,  росло население Делийского султаната. В 1525 г. вассалы и наместники султана Ибрахим-шаха II, недовольные его крутым нравом, в частности, казнями видных представителей знати, обратились за помощью против него к амбициозному правителю Кабула в Афганистане Захиру-д-Дину Мухаммаду по-прозвищу Бабур («лев, тигр, барс»). Бабур, происходивший из жившего в Ферганской долине Средней Азии народа тюрков-чагатаев, был потомком Тимура и Чингисхана. Из родного города Андижана он, как и другие Тимуриды, был вынужден кто такие великие моголымигрировать в Афганистан после захвата Ферганской долины узбеками во главе с ханом Мухаммадом Шейбани. В Кабуле он основал свое отдельное государство, из которого, после безуспешных попыток взять реванш в Средней Азии, стал обращать внимание на более южные земли. В 1526 г. войско Бабура нанесло сокрушительное поражение войску Ибрахим-шаха при Панипате. Сам султан погиб. Бабур с войском прошел по всем землям султаната до самых восточных окраин. Теперь его владения простерлись от реки Амударьи в Средней Азии до индийского Ганга. В истории Индии наступил период, который позже британские авторы назовут эпохой Великих Моголов. «Моголами» индусы называли всех мусульман, так как те приходили в Индию с земель, входивших в давние времена в Монгольскую империю.

В 1530 г. Бабур умер, завещав свою державу сыну Хумаюну. Правление того прошло в тяжелых войнах с восставшими вассалами. Афганской династии Суридов удалось изгнать сторонников Хумаюна из Индии и на некоторое время восстановить Делийский султанат. Однако в 1555 г. Хумаюн перешел в контрнаступление и отвоевал часть утраченных территорий с городами Дели и Агра. Делийский султанат на этот раз окончательно прекратил свое существование. Правда, сам Хумаюн через год погиб: он спускался по мраморной лестнице из библиотеки, неся в руках стопку тяжелых книг, и, услышав призыв к молитве, от благоговения попытался встать на колени, вследствие чего поскользнулся, получив смертельную травму черепа. После смерти Хумаюна престол перешел к его сыну Абу-ль-Фатху Джалалу-д-Дину Мухаммаду Акбару, вошедшему в историю под именем Акбара I. Акбар I правил сорок девять лет, посвятив свое правление внутреннему умиротворению своего государства и фактически пытаясь подчеркнуть его самобытность. Будучи исключительно талантливым полководцем, он расширил территорию державы Великих Моголов, подчинив своей власти отпавшие от бывшего Делийского султаната провинции и некоторые индусские феодальные владения. Многих мелких правителей он привлек на свою сторону выгодными предложениями покровительства и единения. В том числе индусских раджей: им было провозглашено равенство всех подданных независимо от вероисповедания, и к большой радости индусов от отменил взимавшуюся с них прежде джизью. От своего отца унаследовав любовь к литературе и искусству, Акбар очень много читал, в том числе индуистские книги, интересовался культурой и мировоззрением индусов, а также людей других немусульманских вероисповеданий (зороастрийцев, христиан). Уравнением населения в правах Акбар сумел достичь внутренней стабильности в своем государстве. Однако впоследствии ему в ходе духовно-культурной унификации стало явно изменять чувство меры: в 1580 г. он объявил о создании новой религии «дин-и-иллахи», объединявшей в себе наиболее ему импонировавшие положения разных религий, а себя — ее пророком. В глазах мусульман, составлявших главную военную опору Великих Моголов, это означало вероотступничество и, соответственно, потерю правителем влияния. Против Акбара восстали многие поддержанные мусульманскими богословами военачальники. Используя свой полководческий талант и поддержку индусов, которые составляли большинство населения державы, Акбар подавил восстание, однако до конца правления испытывал отчуждение со стороны представителей мусульманской знати, в том числе своего сына Селима.

В этот период на юге Индии тоже происходили значительные геополитические изменения. В 1527 г. Бахманийский султанат распался на пять независимых государств (так называемые Деканские султанаты — по названию плоскогорья Декан в Центральной Индии, гед они располагались). Однако извечный противник султанатов — Виджаянагарская империя, не смогла этим воспользоваться. В 1565 г. Деканские султанаты объединились в коалицию против нее и в битве при Таликоте нанесли ее войскам тяжелейшее поражение, от которого империя уже не смогла оправиться и стала приходить в необратимый упадок.

В 1605 г. умер правитель державы Великих Моголов Акбар I. После его смерти у введенной им новой религии почти не осталось последователей. Престол унаследовал его сын Селим, который принял титул Джахангир — «завоеватель мира». Прославился же он больше как знаток и поборник художественного искусства. Как полководец он был не слишком удачлив: его попытка завоевать плоскогорье Декан успеха не принесла, зато постоянно ему приходилось сражаться с собственными сыновьями, которые восставали против него. После его смерти его сын Джахан перебил угрожавших ему конкуренцией за престол родственников и утвердился на троне Великих Моголов. Он стал известен любовью к своей жене Арджуманд, которую называл Мумтаз-и-Махал — «избранница дворца». Когда в 1630 г. она умерла, Джахан приказал воздвигнуть ей грандиозную усыпальницу — Тадж-Махал («венец дворца»), которая из-за архитектурных особенностей и отражающей солнечный свет облицовки кажется легкой, будто призрачной.

что такое тадж махал

Тадж-Махал

К тому времени в ряде мест на побережье Южной Азии обосновались прибывавшие сюда по проложенному в конце XV в. Васко да Гамой морскому пути португальские торговцы. Одним из таких португальских опорных пунктов был город Хугли в Бенгалии (северо-восток региона). Туда Джахан в 1632 г. повел свою армию. Город был взят после трех дней осады, уцелевшие португальцы попали Джахану в плен. Затем Джахан водил войска на северо-запад, где, воюя с Сефевидским Ираном, присоединил к своей державе афганский город Кандагар и таджикские Балх и Бадахшан. А затем на юг, где его войска завоевали большинство Деканских султанатов. В 1646 г. распалась Виджаянагарская империя — бывший основной геополитический противник мусульман в регионе. Однако с конца 70-х гг. XVII в. Джахан все чаще терпит поражение от войск Сефевидов. В 1647 г. держава Великих Моголов потеряла Балх, а через два года — Кандагар. тяжелый урон государству нанесла длительная засуха, в результате которой миллионы людей умерло от голода. В 1658 г. Джахан тяжело заболел, и его четыре сына, не дожидаясь, пока он умрет, начали междоусобную борьбу за власть. Победу одержал третий сын Аурангзеб (Аламгир), принудивший тяжело больного отца отречься от престола и заточивший его в собственных покоях, где Джахан и умер в 1666 г. Его тело положили в Тадж-Махал, где уже покоилась его любимая супруга.

Аурангзеб, правивший до 1707 г., стал известен как ревностный поборник исламского строя, непримиримо воевавший с противоречившими Исламу культурными и политическими новшествами, появившимися при его предшественниках. Он вновь ввел джизью для немусульман, а также запретил занятия живописью, музыкой, танцами (это не позволяется исламской традицией). Будучи правителем решительным и жестким, он сумел присоединить к державе новые территории, и в его правление она разраслась до наибольших когда в индии был афанасий никитинразмеров. Однако из-за недовольства уже привыкших к подданическому равноправию индусов сильно расшаталась ее внутренняя стабильность. Особенно тяжелым испытанием для Аурангзеба и его армии стало восстание индусского народа маратхов во главе с вождем Шиваджи в начале XVIII в. Попытки подавить его оказались безуспешными, и маратхи образовали свое независимое государство на территории Декана. Вышли из повиновения Аурангзеба и раджпуты, которых поддержал его собственный сын. После смерти Аурангзеба держава Великих Моголов погрузилась в тяжелые феодальные смуты и стала быстро распадаться. Эмиры отдельных провинций враждовали между собой, возводили на престол послушных себе марионеточных правителей. В 1739 г. в Индию вторглись войска иранского Надир-шаха, которые почти два месяца грабили Дели. Во второй половине XVIII в. распадавшаяся держава потерпела сокрушительное поражение от государства маратхов, от которого уже не оправилась, хотя некоторое время правителями некоторых ее провинций считались номинально представители династии. В когда индия стала британской английскойэтот период, желая усилить свое влияние за счет поддержки вытеснивших португальцев с индийского рынка британцев, многие индийские феодалы способствуют возникновению в Индии британских опорных пунктов. Вмешиваясь в феодальные войны, британцы установили свой протекторат над одними владениями, а другие полностью подчинил собственной власти. В 1803 г. британской армией было разгромлено государство маратхов. Постепенно вся Индия в той или иной степени переходит под британское владычество. В ее истории начинается долгий период британского господства. Британцы, чья метрополия находилась очень далеко за морями и океанами, не ассимилировались среди населения земли, которой завладели, как это прежде бывало со многими захватывавшими Индию народами, и не стремились создавать на ее территории отдельного, независимого государства. Индия превратилась в источник сырья для бурно развивавшейся в те годы британской промышленности.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

8 комментариев

  1. В Индии вопиющее расслоение на богатых и бедных, но кажется это их не достаточно напрягает по двум пунктам: религия (верят в перерождение) и кастовость.

  2. Сказочная страна.

  3. Отдыхала в Индии! Хочу туда вернуться и не один раз. Страна и в самом деле с очень богатой историей . Ее колорит никого не оставит равнодушным.Но к сожалению очень бедная страна, что немного портит общее впечатление и навевает грусть во время отдыха.

  4. Все-таки не зря Колумб поплыл Индию искать, информация о богатствах и в Европу дошла.

  5. Страна просто роскошная, но в основном люди бедны и даже нищенствуют. Может, это последствия колонизации?

  6. История неотъемлемая часть нашей жизни. Это наши предки. Они сражались, выживали как могли. В наше время им только почёт и уважение! Я был в Индии! Действительно очень красивые места, много запоминающихся моментов! Их праздники, костюмы. Очень красиво! Даже была разыграна сцена,как земледельцы и скотоводы отдавали всё. Как танцовщицы танцевали траурные танцы. Зрелище конечно, обалденное. Жаль только этих трудяг которые работали как лошади, а при этом большую часть отдавали! По сравнению с тем временем у нас всё хорошо!

  7. Знать историю государства — это уважение к стране. В Индию я давно мечтаю съездить, чтобы поучаствовать в каких-нибудь благотворительных мероприятиях, и просто посмотреть ее древние места. А узнав историю, понимаешь как непросто им выживалось и раньше.

  8. Максим Смирнов

    Помню нам учительница в школе показывал документальный фильм на эту тему, очень запомнилось сражение в 1803 гола, Британская армия была тогда как никогда хороша.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

3 × два =