кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Кавказ » История древности и Средневековья в Дагестане

История древности и Средневековья в Дагестане

На северо-востоке Кавказа горы имеют особенно резкую крутизну. Полоса предгорий здесь неширокая, и что такое дагестануже почти от побережья Каспийского моря поднимаются могучие хребты, быстро набирающие значительную высоту. Самые высокие вершины их увенчаны белыми шапками вечных снегов и ледников. Глубоко между крутыми хребтами будто проваливаются долины, по которым текут стремительные реки; часть горных рек впадает в Каспийское море, часть — в протекающую у подножия восточно-кавказских гор полноводную реку Терек. Такая резкая крутизна высоких гор на севере от восточной части Главного Кавказского хребта исстари обращала на себя внимание населявших степи Предкавказья и Закавказья тюркских народов. Эту очень населенную область, жители которой строили свои дома прямо на склонах высоких гор, тюрки называли Дагестан, что значит «горная почему в дагестане столько народовстрана». С запада Дагестан отделяет особенно высокий Андийский хребет, который служит преградой на пути движущихся со стороны Черного и Азовского морей влажных воздушных масс, и поэтому в горах Дагестана выпадает значительно меньше осадков, чем в других горных районах Кавказа. Поэтому в горном Дагестане произрастает относительно немного лесов, а вечные снега и ледники расположены очень высоко; это издревле давало возможность людям поселяться непосредственно на уступах горных склонов, а покрывающие горы обширные луга и степи круглый год служили и служат превосходными пастбищами для мелкого рогатого скота. В нижней части гор — ближе к каспийскому побережью, на склонах разбивают фруктовые сады и виноградники.

Как и другие области Кавказа, Дагестан населен с древнейших времен, поскольку крутизна гор и обилие скальных массивов служили надежным убежищем первобытному человеку. Первобытные люди селились в пещерах и под скальными навесами. Причем, следы самых древних стоянок имеют возраст 1,4 — 2 млн. лет, то есть, относятся к ашельской культуре, принадлежавшей давно вымершему человеческому виду Homo erectus. Около 100 — 80 тыс. лет по всей Европе и Западной Азии, в том числе на Кавказе, распространяется мустьерская культура, носителями которой были неандертальцы — необыкновенно мощные физически люди-охотники, добывавшие себе пищу, с короткими толстыми копьями выходя против бизонов, оленей и других крупных копытных животных. Около 40 тыс. лет назад Кавказ заселили люди современного типа, которые пользовались весьма сложно обработанными каменными орудиями позднего палеолита и охотились с когда в дагестане появились людипомощью метательных копий, поражавших добычу на расстоянии. В эпоху последнего оледенения, когда кавказский климат был довольно холодным (110 — 11,6 тыс. лет назад), первобытные люди вели преимущественно кочевой образ жизни, следуя по обширным степям и тундростепям за регулярно мигрирующими стадами служивших им основной пищей крупных копытных животных. После окончания ледниковой эпохи, когда разросшиеся леса сократили площадь природных пастбищ, численность копытных стала намного меньше, и люди стали вести оседлый образ жизни, переходя больше на несколько иные формы добычи пропитания: охоте на мелкую дичь с помощью лука и ловушек и рыболовству. Через несколько тысяч лет люди перешли к производящему хозяйству: скотоводству и земледелию, причем Дагестан является одним из первых земледельческих регионов на планете (в его центральной части найдены остатки земледельческого поселения возрастом около 6 тыс. лет). Как можно судить по антропологическим данным, именно в период неолита (новокаменный век) Дагестан, как и Кавказ вообще, заселяют прямые предки современных кавказских народов, возможно, происходящие от смешения пришлых рас с местным исконным позднепалеолитическим населением.

В III тысячелетии до н.э. на территории Дагестана распространяется культура бронзового века. Земледелие и скотоводство становятся основными занятиями людей, окончательно оттесняя на второй план охоту, рыболовство, собирательство. Племена становятся многочисленными, в обществе устанавливается четкий патриархальный строй. За удобные для хозяйствования угодья и обильные плоды труда племена все чаще ведут борьбу друг с другом, отчего важной составляющей общественной жизни становится военное дело. Из бронзы изготовляются как сельскохозяйственные орудия, так и боевое оружие. Тогда же в Дагестане складывается просуществовавший несколько тысячелетий вплоть до XX в. образ строительства селений на горных склонах, когда наряду с общей каменной стеной естественной защитой жителям служили отвесные скалы. Обитатели дагестанских селений бронзового века жили в домах-полуземлянках с глиняным полом и обложенной каменной кладкой подземной частью. Очаги того времени, выкапываемые в земле, напоминают по форме традиционные очаги некоторых современных народов Дагестана. В целом культура Дагестана бронзового века несет черты двух крупных культурных общностей того времени: Куро-Араксской, которая была распространена в Закавказье, и Майкопской на Северном Кавказе. Это естественно, поскольку Дагестан располагался на стыке территорий проживания племен обеих данных культур. Во II — I тысячелетии до н.э. на территории Дагестана распространяются железные орудия.

почему дагестан так называется

Гунны

Во II в. до н.э. Дагестан, по крайней мере, его южная часть, вошел в состав древнего государства Кавказскаякакая была история у дагестана Албания, первоначально располагавшегося только в бассейне реки Кура в Закавказье, но затем значительно расширившего свою территорию. Албания часто упоминается в древнегреческих и древнеримских источниках; по-видимому, она представляла собой политическое объединение разных местных народов, у каждого из которых был свой собственный правитель. В III в. н.э. Кавказская Албания, истощенная войной с Римской империей, распалась на отдельные царства. В следующем столетии в степях, прилегающих к горному Дагестану с севера, кочевые племена гуннов основывают свое царство Савир. В VI в. на юге Дагестана укрепляются наместники Сасанидского Ирана, сделавшие своим административным центром город Дербент, расположенный на узкой низменной полосе между горами и Каспийским морем. Степи Предкавказья же были заселены тюркоязычным кочевым народом хазар, в вассальную зависимость от раннефеодального государства которых — Каганата, попало гуннское царство Савир. С того времени началось соперничество Хазарского каганата и Сасанидской империи за влияние в Дагестане. Сасанидский царь (шах), стремясь защитить границы своих владений от вторжений хазар, возвел ряд мощных каменных укреплений, перекрывших узкую низменность между морем и горами — Дербентский проход. В то же время часть другого кочевого народа европейских степей — аваров, осев в горах центральной части Дагестана, основала там государство Сарир. В VII в. Сасанидская империя была сокрушена молодым государством, сложившимся на пустынном Аравийском полуострове под влиянием религии Ислам — как в дагестан пришел исламАрабским Халифатом. Отвоевав у Сасанидов Закавказье, арабы, стремившиеся распространить мусульманскую веру на возможно большей территории мира, стали сражаться с хазарами за влияние на Северном Кавказе. К VIII в. арабам удалось прочно закрепиться на юге Дагестана и сделать Дербент северным форпостом исламского государства. Оттуда несколько раз они совершали походы вглубь Каганата хазар, в результате которых тот стал приходить в упадок. С этого же времени в Дагестане и на Северном Кавказе вообще начинает распространяться Ислам. В 737 г. арабский полководец Марван ибн Мухаммад какие государства, общества и владения были в дагестанепошел войной на горное государство Сарир, бывшее союзником Хазарского каганата. После годовой осады столицы Сарира — селения, сегодня называемого Хунзах, его царь признал вассальную зависимость от Халифата. Помимо Сарира, в VIII в. в Дагестане известны небольшие княжества Кайтаг, Гумик (Кумух), Лакз, Табасаран и Туман, точное местоположение которого к настоящему времени неизвестно. В IX — X вв. произошло ослабление позиций Халифата на Кавказе, в результате чего государство Сарир получило независимость и поднялось на вершину своего могущества. Сарир соперничал и воевал с государством шахов Ширвана (Северного Азербайджана) за влияние в находившемся на важном торговом пути вдоль Каспийского моря городе Дербенте. В конце концов ширваншахам удалось закрепиться в Дербенте. После XI в. государство Сарир в летописях больше не упоминается. Само это название — арабское, означающее «трон». Хотя его основателями были переселившиеся из степей в горы авары, основное население, скорее всего, составляли разные горные племена. Относительно немногочисленные авары ассимилировались среди него. Вероятно, однако, что соседние народы называли по происхождению правителей аварами всех жителей этого горного государства, а впоследствии это название закрепилось только за самым многочисленным из его этносов — аварцами, которые сами себя, однако, называют магIарулал, то есть, «горные».

В 1222 г. через Дербентский проход прошли совершавшие разведывательный поход на запад тумены (войсковые подразделения численностью примерно по десять тысяч человек) монгольских военачальников монголы приходили в дагестанДжэбэ и Субэдэ, к тому времени разорившие Восточное Закавказье и едва не разбившие армию могущественного Грузинского царства. Несмотря на упорную осаду, Дербент монголы взять не смогли и двинулись на север — в Предкавказье, в обход, через горы, сражаясь с местным населением. В 1239 г. войска обширной Монгольской империи, завоевав Ширван, начали наступление на Дагестан, и в 1240 г. захватили управляемый шамхалами (князьями) Гази-Кумух (бывший Гумик). Однако полностью завоевать Дагестан, как и горную полосу Кавказа вообще, монголам, несмотря на все их непровзойденное по тому времени военное искусство, не удалось. Первоначально прилегающие к горам Дагестана степные территории вошли в состав созданной монголами могущественной державы Улуса Джучи (Золотой Орды), в которой сами монголы позже растворились среди более многочисленного тюркоязычного населения. Затем власть над Кавказом у джучидских ханов стали оспаривать правители другого осколка Монгольской империи — государства Хулагуидов, включавшего в себя Иран и Закавказье. Дагестан постоянно являлся ареной военных действий между джучидской армией и армией ильханов — потомков основателя их державы монгольского хана Хулагу. Систематически войска джучидов и ильханов вторгались в горную полосу Кавказа, грабя и уводя в плен местное население. Жизнь в постоянных военных тревогах почему дагестанцы такие искусные в спорте и военном делевынуждала кавказских горцев вырабатывать соответствующий уклад жизни, позволяющий в любой момент отразить нападение врага и спасти хозяйство и имущество. Все взрослые здоровые мужчины были профессиональными воинами, искусными наездниками. За пределы своего жилища редко выходили, не нацепив на пояс хотя бы кинжал. Мужчины носили одежду, заимствованную у степных народов, но переделанную под соответствующий уклад горской жизни: узкий, сильно приталенный кафтан с большим вырезом на груди, который почти не стеснял движения. С распространением огнестрельного оружия на груди этого кафтана, по-русски называемого черкеской, стали нашиваться специальные вместилища для патронов — газыри. К военному делу и физическим упражнениям  горцы, особенно представители знати, приучались с детства. В обществе царила строгая субординация младших перед старшими, позволявшая общине организованно и эффективно предпринимать меры при возникновении военной угрозы. Горцы сражались, умело используя преимущества горной местности, совершая на противника внезапные набеги, заманивая вражеские силы в засаду ложным отступлением, устраивая засады, что позволяло им малыми силами останавливать продвижение более сильной и многочисленной армии. Поскольку через Дагестан проходил вдоль каспийского побережья важный торговый путь, связывавший Азию с Европой, именно сюда в первую очередь устремлялись всякого рода завоеватели. Поэтому горцы Дагестана особенно тщательно совершенствовали воинское искусство, мужчины даже учились ходить по натянутой веревке, чтобы уметь быстро преодолевать препятствия в виде горных ущелий.

Дагестанские селения, как уже говорилось, располагались на горных склонах, где выступы и обрывы скал служили естественным укреплением. Они обносились общей высокой каменной стеной, ворота которой запирались на ночь. В селении строилась каменная башня, из небольших окон-бойниц которой дозорные вели наблюдение за окружающей местностью, а в случае нападения врага воины метко стреляли по нему. Жилые дома строились из обмазанного глиной плетня, после чего снаружи тоже обкладывались камнем; дворы обносились каменными оградами. Обычно дом состоял из двух этажей: на первом размещались хлев, конюшня и прочие хозяйственные помещения, а на втором жили сами хозяева. Крыша была плоской с небольшим наклоном для стока дождевой воды. На крыше в летнее время сушились вещи и продукты, могли отдыхать хозяева. Иногда крыша одного дома одновременно служила двором другому — расположенному выше по склону. Планировка селений была нарочно запутанной, чтобы врагу, если бы удалось прорваться за общую стену, было трудно ориентироваться на узких улицах, порой заканчивающихся тупиком или проходящих под дворами в виде туннелей. В центре селения, обычно у родника, из которого жители брали воду, находилась площадь для общественных собраний — годекан. Рядом находилась мечеть.почему дагестанские селения такие интересные

Сильная расчлененность горного рельефа, труднодоступность многих горных урочищ способствовали политическому и национальному дроблению Дагестана. В XIII в. на его территории существовало несколько феодальных владений и не имеющих постоянного правителя, управляющихся родовыми старшинами обществ. Иногда какое-либо совершенно независимое, никому не подчиняющееся и не платящее дань общество занимало всего одно селение. Газикумухское шамхальство было вассалом Улуса Джучи. Вокруг бывшей столицы Сарира — Хунзаха, сложилось Аварское ханство (нуцальство). В горах юго-востока Дагестана располагалось сильное феодальное владение уцми (князя) области Кайтаг. На самом юге — у Главного Кавказского хребта, отделяющего Дагестан от Закавказья, находились владения Цахурского ханства и Рутульского вольного общества. В 1394 — 1396 гг. Дагестан подвергся нашествию среднеазиатского правителя и полководца Тимура (Тамерлана), который совершил поход на Кайтаг и жестоко разорил Газикумухское шамхальство. К XV в., однако, в связи с распадом Улуса Джучи Газикумухское шамхальство не только восстановило свое бывшее могущество, но и превратилось в фактического гегемона Дагестана. В XV — XVI вв. под верховенством шамхала феодальные правители Дагестана систематически совершали военные походы на другие области Кавказа, в особенности в Черкесию (страну адыгов на западной половине территории Северного Кавказа, в то время исповедовавших преимущественно традиционную языческую религию) и на север Грузии. В то время Дагестан, хотя оставался по сути объединением разных феодальных протогосударств и независимых обществ, тем не менее, стал похож на единую страну, прежде всего, в экономическом отношении. Оружие поставлялось преимущественно из одних сел (Верхнее Казанище, Амузги), одежда — из других (Сиух, Куппа), конская сбруя — из третьих (Шукты), и т.д. В наиболее экономически развитых областях традиционная родоплеменная община сменилась соседской, хотя родственная солидарность продолжала играть важную роль в общественной жизни. Шамхалы присоединили к своему государству, помимо горного Дагестана, часть терских степей на севере и восточную часть соседствующей с Дагестаном Чечни.

чем интересна история дагестана

Кавказские области XVI в. Дагестан обведен красным

Со второй половине XVI в. Газикумухское шамхальство все чаще вступает в контакт с расширяющим пределы своего влияния Московским государством (Россией). В 1556 г. шамхал отправил к царю Ивану IV посольство с богатыми подарками, в числе которых был живой слон. Однако вскоре отношения между Россией и Шамхальством испортились, так как Иван IV, поддерживая более выгодного в борьбе с главным врагом России — Крымским ханством, союзника — Кабарду, начал против шамхала войну. В 1560 г. московский воевода Иван Черемисинов выступил из завоеванной ранее Россией Астрахани по Каспийскому морю и, высадившись на побережье Шамхальства, захватил «вторую столицу» шамхала Тарки. В 1567 г., когда русские по просьбе кабардинского князя Матлова стали возводить крепость при впадении в Терек реки Сунжи, погибли в разыгравшемся сражении пытавшиеся помешать им братья-шамхалы Будай и Сурхай. Внук Будая Чопан признал вассальную зависимость Шамхальства от Османского Халифата — могучей державы, в то время стремительно распространявшей влияние на Ближнем Востоке и в Передней Азии. Однако в 1574 г. он умер, и союз между Шамхальством и османами был нарушен. В 1582 г. османская армия, за четыре года до того завоевавшая Северный Азербайджан, совершила поход на Газикумух, который захватила и подвергла жестокому разорению. Тем не менее, в последующие годы именно при активной поддержке османских и крымских войск Газикумухское шамхальство в союзе с другими феодальными государствами Дагестана вело борьбу против усиливающейся российской экспансии на Северный Кавказ. В 1604 г. возглавляемое воеводами Бутурлиным, Плещеевым и Пóлевым десятитысячное русское войско при поддержке наемных казаков, кабардинцев, вступивших в вассальное подданство России ногайцев и некоторых враждебных шамхалу Сурхаю II чеченцев снова захватило Тарки. Однако в следующем году в битве на Караманском поле полководец Шамхальства Султан Махмуд во главе объединенного дагестанского войска с помощью османов и крымцев наголову разбил все московское воинство. Погибли и все три русских военачальника. После этого российское продвижение к Дагестану было остановлено более чем на сто лет. Однако вскоре у южных границ горной страны появился новый враг: шах Сефевидской империи, включавшей в себя Иран, часть Ирака и Азербайджан, Аббас I. Кызылбашам — шиитам — подданным Сефевидов, удалось вытеснить османов из Северного Азербайджана, и захватить Дербент. Сефевиды, бывшие шиитами, ожесточенно боролись с мусульманами суннитского толка, к которым принадлежали и народы Дагестана, поэтому систематически совершали вторжения в горы. В XVII в. Дагестан погрузился в феодальные смуты и войны, в которые активно вмешивались представители османского султана и сефевидского шаха. Прежде единое шамхальство в конце концов распалось на два владения: Тарковское шамхальство с центром в Тарках, населенное преимущественно народом кумыков, сохранившее влияние на прилегающие к горному Дагестану степи, и Газикумухское ханство в горах, с центром в Газикумухе, населенном преимущественно лакцами. Тарковское шамхальство, контролировавшее северную часть Дербентского прохода, сохраняло, однако, значительное влияние в Дагестане и на Северо-Восточном Кавказе вообще. К XVIII в. в Дагестане существовали следующие независимые области: Тарковское шамхальство, Газикумухское, Аварское и Мехтулинское ханства, Эндирейское княжество, Илисуйский султанат (бывшее Цахурское ханство), Бамматулинское владение, Табасаранское майсумство, Кайтагское уцмийство, Рутульское, Докузпаринское, Алтыпаринское и Ахтыпаринское вольные общества, Андадал.

Первичной административной структурой любого дагестанского общества являлась сельская община — джамаат, все важные дела которого решались на сходе всех его мужчин возрастом старше 15 лет. Несколько близлежащих селений объединялись в союз джамаатов, а все общество — в общий союз области. Род (тухум) возглавлялся тухумным старшиной; старшины всех родов общества составляли совет родовых старшин. Важные судебные дела и тяжбы разбирались кадием — судьей, осуществлявшим правосудием на основе исламского права. Шариат — исламский закон, в силу наиболее давнего распространения в Дагестане Ислама, играл в жизни дагестанцев значительно более важную роль, чем у населения других областей Северного Кавказа. Мелкие дела разбирались народными судьями на основе традиционного права — адата. В феодальных государствах существовали диван — совет при правителе, и нукеры — личная гвардия правителя, состоявшая из гулямов — воинов-рабов, поддерживавшая государственный порядок.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

6 комментариев

  1. Смотришь и дух захватывает,какая красота. Разве сейчас можно увидеть что-то подобное. Жили люди не тужили.Какая была раньше природа-по с равнению с тем,что твориться сейчас.Скоро останутся одни пеньки. Люди одумайтесь!

  2. Действительно, Дагестан это не просто страна с живописным пейзажем, но и богатой историей. Культурное наследие жителей гор очень разнообразно, а история народа своими корнями уходит в далекое прошлое.

  3. Каюсь, плохо знаю историю Кавказа, поэтому поразило, что люди здесь жили еще в первобытные времена.

  4. Интересно читается. Дагестан — уникальная республика с мастеровитыми людьми.

  5. В многонациональной России было бы хорошо ввести урок по нациям. Их так много, у них разная культура и история до вхождения в Россию, но мы очень поверхностно знаем об особенностях каждого народа. Больше бы знали, больше бы понимали и принимали, дружнее бы жили.

  6. Сразу вспоминается х/ф «Бриллиантовая рука». Там в восточном городе такая же запутанность улочек. Но в Дагестане еше запутанней судя по описанию.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

один × пять =