кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Кавказ » История Древней Армении — могучая держава Южного Кавказа

История Древней Армении — могучая держава Южного Кавказа

Государственная и историческая Армения занимает самую южную часть Кавказа — у его границ с Малой и Передней Азией. Она охватывает в основном территории высоких и крутых гор Малого Кавказа, поросшихкак выглядит армянское нагорье широколиственными лесами, и покрытых однообразной степью, разделенных глубокими речными долинами холмистых плато Армянского нагорья, среди которого возвышаются одинокие конические вершины потухших вулканов, увенчанных теперь шапками вечных снегов. История Армении очень древняя, богата различными знаменательными событиями, сменой периодов могущественных царств и глубоких падений, изобилия и процветания и драматичных войн. В этой статье речь пойдет о самой древней части истории этой страны: от первобытных времен до Средневековья.

Как и весь Кавказ, рельеф которого богат естественными укрытиями вроде пещер, скальных завалов, речных когда на территории армении появился человек и первобытное время в армениипромоин, территория нынешней Армении сотни тысяч лет назад была благоприятна для жизни и расселения первобытного человека. Возраст самых древних находок каменных орудий, обнаруженных археологами в Армении, составляет почти два миллиона лет. На Лорийском плато в северной части страны обнаружены свыше двадцати стоянок древнейшего человека Homo erectus, из которых извлечены более тысячи орудий так называемой ашельской культуры: рубил, пик, чопперов и др. Относительно культуры современного человека Homo sapiens знаменательная находка на палеолитической стоянке Ереван I, где были обнаружены принадлежавшие ребенку в возрасте от восьми до двенадцати лет фрагменты черепа и зубы и зуб (верхний резец) 30 — 40-летнего взрослого человека.

В эпоху неолита — новокаменного века, когда человек еще пользовался каменными орудиями, но уже умел сажать съедобные растения и разводить домашних животных, на территории Армении и в сопредельных районах Закавказья была распространена Шулавери-Шомутепинская культура (VI — IV тысячелетие до н.э.). Позже здесь распространилась Кура-Аракская культура (IV — II тысячелетие до н.э.), названная по крупнейшим рекам Закавказья Кура и Аракс, и Триалетская культура, названная по грузинскому поселку Триалети, существовавшая примерно с 2200 по 1500 гг. до н.э. В V — IV тысячелетии древнее население какие известны памятники истории древнейшего населения арменииАрмянского нагорья научилось выплавлять медь из руды, то есть, в этих землях наступил бронзовый век, когда большинство орудий люди изготовляли из бронзы — сплава меди и олова. Из поселений бронзового века в Армении известно селище на территории современного города Ереван — возле округа Шенгавит. На юго-востоке Армении в пещере Арени археологами обнаружена древняя обувь, изготовленная около трех с половино тысяч лет до н.э. Примечательно, что она практически не имеет отличий от традиционной старой армянской обуви: заостренные на конце мягкие туфли — чарохи, то есть, многие детали традиционного армянского костюма восходят к очень древним временам. Обувь из пещеры Арени, найденная в 2008 г., является самой древней находкой обуви в Европе и Азии.

Люди бронзового века оставили на территории нынешней Армении много типичных для этого периода в Европе и Западной Азии сооружений из массивных каменных монолитов: дольменов, кромлехов, циклопических стен (в которых устойчивость достигается не скрепляющим раствором, а исключительно громадной тяжестью каменных глыб). Особенно много их возле горы Арагац, городов Парпи, Сисиан, бронзовый век в арменииОшакан. При  раскопках поселений и захоронений эпохи бронзового века найдены бронзовые скульптуры, декоративное оружие (например, серебряный топорик из Карашамба), посуда (золотая чаша, на которой изображены львы, из Ванадзора), сувениры (статуэтка в виде лягушки из Лчашена) и даже древние четырехполосные повозки (село Лчашен). Во II тысячелетии до н.э. население территории нынешней Армении стало выплавлять железо и изготовлять их него орудия. Начался железный век.

Из источников, оставленных древнейшими цивилизациями Востока, можно почерпнуть сведения о Южном Закавказье в их эпоху. Так, в расшифрованных клинописных текстах Хеттского царства XVI — XIII вв. до н.э. неоднократно упоминается располагавшееся на территории нынешней Западной Армении государство Хайаса с находившейся в верховьях реки Евфрат столицей Куммаха (позже собственно древний армянский Кеммах). Несмотря на отдельные периоды мира, чаще Хеттское царство и Хайаса враждовали и воевали между собой с переменным успехом. Было время, когда хетты обкладывали Хайасу данью, а бывало, что Хайаса наносила им тяжелые поражения. Решительной победы в итоге так и не одержала ни одна из сторон, а в XIII в. Хайаса была захвачена народом хурритов, создавшим в Северной Месопотамии государство Митанни. В XI в. до н.э. на территории Армянского нагорья в результате объединения местных племенных какое отношение урарту имеет к армениисоюзов сформировалось мощное и богатое государство Урарту, уже хорошо известное историкам. Общество урартов — это уже типично классовое общество, население в котором делилось на несколько прослоек, уклад жизни каждой из которых при их тесной взаимосвязи был, однако, совершенно специфическим. Большинство населения составляли земледельцы и скотоводы, жившие родоплеменными общинами, важную роль в экономике государства играли рудокопы и кузнецы, правили государством цари, опиравшиеся на силу профессиональных воинов и передававшие свою власть по наследству. Урарту практически всю свою историю враждовало с располагавшейся на севере Месопотамии воинственной Ассирией, противопоставляя ее военному искусству свое обилие рудников, где добывали необходимый для производства оружия металл. В урартский период началось объединение различных древних племен Армянского нагорья (в основном урартских, хурритских и лувийских), позже осознавших себя единым армянским этносом. Язык, постепенно ставший для них общим, был, однако, еще более древним: на нем говорили, по всей видимости, племена бригов, пришедшие в Азию с Балканского полуострова и заселившие Армянское нагорье еще до урартов, хурритов и лувийцев. Заселяя Южное Закавказье, эти народы, происходившие из разных областей Западной Азии, говорили на разных языках и для межнационального общения стали пользоваться языком коренного населения, то есть, бригов. Но впоследствии бриги, бывшие гораздо малочисленнее, оказались ассимилированы перенявшими их язык пришельцами. К VI в. до н.э. армянский этнос сформировался окончательно. В это же время государство Урарту, истощив свои силы в беспрестанной борьбе с Ассирией, не смогло противостоять новому врагу — мидянам, и прекратило свое существование. Вскоре Армянское нагорье вошло в состав созданной персидским царем Киром II  Ахеменидской империи. На его территории образовалась иранская сатрапия (провинция), во главе которой персидским царем был поставлен местный род Ервандидов (Ервандуни). В IV в. до н.э. в связи с крушением державы Ахеменидов под ударами войск Александра Македонского сатрапия Ервандидов стала независимым государством и, присоединив к себе обширные территории на юге и западе — в Передней и Малой Азии, образовала Айраратское царство или Великую Армению. Айраратское царство, управляемое династией Ервандуни, считается первым собственно армянским государством. Кроме него, армяне проживали в двух соседних областях: между Евфратом и Верхним Тигром (Софена), между Евфратом и Верхним Ликосом (Малая Армения).

Самоназвание армянского народа — hay, которое, по наиболее убедительной версии, происходит от урартского названия области, где жили закавказские бриги. Армянская мифология же говорит о том, что это название происходит от имени легендарного прародителя армян Айка. Некоторые ученые, однако, слово hay возводят к древнему государству Хайаса. Слабость этой теории в том, что Хайаса прекратила свое существование задолго до начала образования армянского этноса. Современное международное название армян также имеет древние корни. Арминией персы называли государство Урарту, а арминами — ее жителей. Из персидского языка это название, происходящее от хурритского названия одной из областей Армянского нагорья Арми в верховьях реки Тигр, перешло в другие языки Западной Азии, а затем и в греческий язык. Из греческого и латинского языков название «Армения» в средние века проникло уже во все европейские языки, включая русский.

Столицей царства Ервандидов был город Армавир, и поныне стоящий в Армении в плодородной Араратской долине. В 302 г. до н.э. царь Ерванд III перенес ее в город Ервандашат. В 190 г. до н.э. в армянском царстве воцарилась новая династия — Арташесидов (возможно, являющаяся ответвлением династии Ервандидов), основанная Арташесом I. В этот период в состав царства включаются и не входившие прежде в него когда древняя армения была наиболее сильной и богатойармянские области. Наступает расцвет Великой Армении, которая своего наивысшего богатства и могущества достигла при царе Тигране II (95 — 56 гг. до н.э.) Великом. Границы Великой Армении в его правление простирались от Средиземного до Каспийского морей, от реки Куры до Месопотамии, включали в себя бóльшую часть Передней Азии. Возводились новые города. Так, в 77 г. до н.э. Тигран основал город Тигранакерт на юго-западе от озера Ван, приказал обнести его могучими стенами и перенес туда столицу своей державы. В настоящее время на месте древнего Тигранакерта находится город Сильван (Турция). Однако с начала новой эры с двух сторон от величественного армянского государства встают две новые могущественные державы, соперничающие между собой за влияние в Западной Азии — Римская империя и Парфия. Внутри Великой Армении тоже шло соперничество за влияние двух партий: сторонников распространения эллинических (древнегреческих) ценностей в армянском обществе и консерваторов, выступавших за традиционные восточные порядки. Первая партия ориентировалась на построенное на культурной базе эллинистических государств (образовавшихся в результате распада империи Александра Македонского) Римское государство, вторая — на населенную ираноязычными племенами Парфию. До середины I в. н.э. армянский престол занимали цари, опиравшиеся на первую партию, которые признавали верховенство римских императоров. Однако во второй половине первого столетия нашей эры, начиная от основавшего династию Аршакидов Трдата, к власти пришли сторонники Парфии. Когда свое влияние не с кем воевала древняя арменияудавалось поддержать миром, римляне, по своему обыкновению, приступали к военному вмешательству. Римский император Нерон отправил войска против Армении. Римско-армянская война, отношения между арменией и римомоказавшаяся очень тяжелой и изнурительной, шла несколько лет и в итоге завершилась полюбовно. Трдат на словах заявил о своей покорности римскому императору, не подтвердив это никакими официальными договорами, а затем, после пышных празднеств и выражений взаимной любви между Трдатом и Нероном, римские войска оставили Армению. Во II в. римляне и парфяне в ходе ожесточенных войн между собой захватили владения армянского царства, населенные другими народами. Армянское государство вернулось к своим изначальным пределам, ограниченным этнической территорией армян. Столица его располагалась в городе Нор-Кахак — будущем Вагаршапате. Здесь жили и когда армения стала христианскойактивно действовали христианские проповедники, преследуемые в Римской империи. Их проповедь имела очень широкий успех, учение новой религии пришлось по душе как простому народу, так и армянской знати, и в 301 г. при царе Трдате III, вдохновленном проповедью одного из своих приближенных Григория Просветителя, Христианство было объявлено государственной религией Армении. Армения была первым государством, официально признавшим христианскую веру. После этого в ней началась борьба со старыми языческими культами. Наиболее фанатичные язычники оказали ожесточенное сопротивление, но, тем не менее, довольно быстро прежние верования были забыты. В Армении, находившейся далеко от главных культурных центров Римской империи, христианская наука развивалась достаточно изолированно, и здесь сложилась отдельная Армянская церковь во главе с католикосом. Католикос занимал и государственную должность верховного судьи.

В 325 г. после столетий гонений христианское учение победило и в Римской империи, император Константин объявил его государственной религией. Поэтому в начавшихся постоянных войнах римлян с возникшей в Иране молодой державой Сасанидов Армения активно выступала на стороне римских императоров. Однако противостояние на этот раз завершилось не в пользу древней могущественной армения и сасанидыимперии: римляне потерпели поражение, их влияние в Передней Азии было сильно потеснено. В ходе войн Сасаниды в 80-х гг. IV в. захватили бóльшую часть первого армянского государства. Остальные армянские провинции, не желая попадать под власть иноверцев-зороастрийцев, вступили в подданство Римской империи. Первое время и иранской, и римской частями Армении продолжали править наследники Аршакидов. Но в 391 г. царская власть была упразднена в Римской Армении, и ею стал управлять императорский военный наместник. В Иранской Армении царскую власть упразднили в 428 г., и там стал управлять иранский наместник — марзпан. Однако при Сасанидах еще как жила армения в древности и откуда происходят армяненекоторое время Армения сохраняла внутреннее самоуправление. Марзпаны назначались из числа местной знати. На главные должности в администрации назначались нахарары — армянские князья. Военачальником в армянской провинции Сасанидской империи был тоже местный вождь — спарапет, руководивший как собственно армянскими войсками, так и дислоцировавшимися в Армении иранскими гарнизонами. В последующее время, начиная с приступившего к внутреннему упрочению своей державы персидского царя Йездигерда II (439 — 457), Сасаниды ограничили армянское самоуправление. Нахарары были смещены с наиболее значимых административных должностей, а судебная власть отнята у католикосов и передана иранским зороастрийским жрецам. Иранские чиновники непосредственно стали собирать налоги с населения. Опасаясь, что христианское воззрение будет все время способствовать симпатии армян к Риму, Сасаниды неоднократно пытались обратить население Армении в зороастризм и подвергали преследованиям христиан и церковь.

Эта политика неоднократно провоцировала масштабные восстания в Армении. Первое во главе с Варданомкак армяне боролись с сасанидским ираном Мамиконяном вспыхнуло в правление же Йездигерда II. С огромным трудом и потерями персам удалось разгромить войска повстанцев в Аварайрской битве летом 451 г. Вардан Мамиконян погиб, персы жестоко разорили Армению. Однако урон, нанесенный персидской армии, был очень велик, а Армения из-за военной разрухи оказалась неспособной платить полноценные налоги. В это же время над Сасанидской империей нависла угроза набегов кочевых племен. Йездигерд II  был вынужден смягчить свою политику и прекратить преследования христианской религии, разрешил вернуться в нее тем, кто был насильно обращен в зороастризм. Наступления на права армян и христиан возобновилось при сасанидском царе Перозе в 60-е гг. V в. Однако с новым армянским восстанием персам оказалось справиться еще сложнее. В 484 г. между Арменией и Сасанидами был заключен договор в селении Нварсак, согласно которому Иранской Армении возвращались ее прежний полунезависимый статус и полная религиозная свобода. После этого наступил продолжительный период благополучия, развития сельского хозяйства, торговли и ремесел. Центр экономической и культурной жизни Армении сосредоточился в ее южном городе Двин.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

14 комментариев

  1. Интересно, а действительно ли такая история у Армении и армян и их предков, может называвших себя по-другому, иначе? Ясно, что история этих мест древняя и богатая.

  2. Комментарий удален за использование ненормативной лексики и содержание, противоречащее законодательству Российской Федерации.admin

  3. Невероятно, что такая маленькая страна долго и упорно противостояла Риму

  4. Я сама армянка и мне интересно знать историю своего народа.В школе и институте изучала историю всех народов мира,а теперь хочется и о своих корнях узнать.

  5. Очень познавательно. Мне понравилось читать эту статью. Ведь я люблю всякие истории. Я и не знала, что Армения занимает южную часть Кавказа.

  6. Интересная и поучительна история Древней Армении, интересно теперь узнать мнение других историков на эту тему.

  7. Очень познавательно.

  8. Жду продолжения. Оказывается у Армении очень древняя, а также интересная история. Продолжайте нас образовывать, а то со школы практически ничего не осталось.

  9. У армянского народа до сих пор чувствуются древние корни. Это ощущается в почитании армянами своих национальных традиций и в особой гордости за принадлежность к армянскому роду. При общении с армянами всегда ощущается их особенность, непокорность и кавказское своенравие.

  10. Вот уж не думала, что у Армении такая древняя история! Школьные уроки истории забылись напрочь, поэтому статью читала как совершенно новый увлекательный рассказ. Само по себе государство мне это очень интересно, и близки его жители. И то, что Армения одна из первых приняла в качестве государственной религии христианство, тоже очень важно. Думаю, армяне должны гордиться такой историей своей страны.

  11. Узнал много интересных фактов о древней Армении. Особенно интересен был тот факт, что на территории древней Армении впервые приняли Христианство как официальную религию. До этого особенно никогда не интересовался историей древней Армении, но после этой статьи я думаю, что прочту какую- ни будь книгу по данной тематике.

  12. Меня давно интересует тема дольменов, кто и как их строил? На Кавказе, а именно в Армении их наибольшее количество. Если учесть тот факт, что дольмены расположены на большей части Евро-Азийского континента и Северной Африки, то значит люди населявшие в то время территорию нынешней Армении были довольно развиты и коммуникабельны. Но вот как они их строили при их орудиях труда для меня загадка?

  13. Сильные качества армянского народа способствовали тому, что он — один из единичных древнейших этносов, которые до сих пор существуют на земле. Слабые стороны нашей нации — причина того, что после Тиграна Великого по факту Великая Армения более ни разу не возродилась. Какими были эти препятствующие национальные черты, знает каждый армянин.
    Ну а армянская вера (в древности и церковь) всегда была и остается тем оплотом, который объединял армян и способствовал сохранению нации, не дав ей ни умереть, ни ассимилироваться.

  14. Много нового я узнала,так как я армянка,эту статью мне было очень интересно читать

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

четыре × 2 =