кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Запад » Европейские гуманисты эпохи Возрождения

Европейские гуманисты эпохи Возрождения

Первобытные люди воспринимали себя как один из многочисленных элементов окружающей дикойчто такое гуманизм природы, ничем особо не превосходящий все остальные. Наоборот, дикий зверь, способный без огня и глубокого укрытия выжить в степи и в лесу, в одиночку добыть себе необходимое пропитание, людьми каменного века мог восприниматься как более совершенное существо, чем они сами. И очень широко были в первобытные времена распространены верования, что человеческие общины ведут свое происхождение от каких-нибудь сильных, красивых, грозных животных. Одни называли своим предком волка, другие- медведя, третьи — быстроногого оленя. В эпоху варварства человеческий быт отчетливо отделился от дикой природной стихии: основу хозяйства как люди воспринимали свое место в мире раньшелюдей составляло теперь разведение домашних животных и земледелие, большинство времени достаточно стабильно обеспечивавшие общины всем необходимым. Тем не менее, производительный труд еще был очень тяжел, связан со значительным риском, занимал много времени, и периодически на человеческие племена обрушивались стихийные беды, против которых даже самые искусные хозяйственные технологии того времени были бессильны: заразные болезни среди людей и домашних животных, аномальные холода, засуха или дожди, губившие урожай. Особенности быта отражались на осознании людьми своего места в мире: в легендах и сказках человеческий мир находится в тесном контакте с миром стихии, персонажами древних фольклорных произведений наравне выступают люди и духи, олицетворяющие природные силы сверхъестественные существа. Люди, божества, духи, демоны и помогают друг другу, и враждуют, в зависимости от обстоятельств, причем нередко люди одерживают верх над сверхъестественным, но нередко случается и наоборот: герой-человек терпит полное поражение, пытаясь что-либо оспорить у мифического существа. В древних сказаниях мало уделяется внимания моральным качествам героя, основной упор делается на его силу, ум, ловкость: то, что так важно для выживания и помощи соплеменникам в суровых условиях того времени.

По мере развития древних цивилизаций, складывания у народов государственности, четкого разделения когда люди стали обращать внимание на свое особое место в мирепрофессионального труда, когда каждый делал для общества то, что лучше всего умел, взамен получая все необходимое от сородичей других профессий, жизнь людей намного облегчилась. Появилось больше возможностей для борьбы с природными стихиями, больше времени для занятия созидательным искусством, размышлений над мироустройством и законами: физическими и моральными, правящими в окружающем мире. Постепенно развивается древняя философия, и человеку, человеческому обществу самим по себе уделяется в произведениях духовной культуры больше внимания.когда и где началось особое изучение человека и человеческого общества Наивысшее выражение в эпоху древности внимание к человеку как к особому существу, человеческому обществу как к особой среде получило в Древней Греции, в особенности в классическую и последующую за ней эпохи. Широкое применение в античной Греции и позже — в эллинических государствах, рабского труда высвобождало для занятия интеллектуальной деятельностью, философских изысканий очень многочисленную прослойку зажиточного населения. С завоеванием что такое возрождение эпоха возрожденияэллинических государств Древним Римом обращенная к человеку и его сущности философия стала частью и римско-италийской культуры. Имена Платона, Аристотеля, Софокла, Эврипида, пытавшихся исследовать человеческую психологию, законы, по которым развиваются общественные процессы, и найти идеальную форму общественного устройства, прочно вошли в мировую историю. Даже древнегреческие, а затем и древнеримские рисунки и изваяния пытаются изображать людей или антропоморфных существ максимально совершенными, с идеальным телосложением, лишенными всяких физических недостатков. с чего началась эпоха возрождения и когдаВ 476 г. н.э. Западная Римская империя пала под натиском завоевывавших ее земли варварских народов, как относились к человеческой личности сущности психологии к человеческому обществу в средневековьепреимущественно германцев. Это время большинством историков признается началом эпохи Средневековья — долгого времени господства феодальных отношений в экономике и административной системе государств мира. Захватившие на землях бывшей античной империи, в том числе в Италии, власть германцы, на тот момент еще не создавшие собственной цивилизации, плохо понимали культуру и философские изыскания греков и римлян. У них по-прежнему была распространена своя мифология, в которой люди являлись просто с чем было связано возрождениечастью общего бытия наряду с природными стихиями и разными сверхъестественными существами. Античные философия, живопись, скульптура приходят в упадок, так как больше не пользуются широкой государственной поддержкой. Зато усиливается влияние христианской церкви, проповеди которой довольно внимательно слушают германские короли. Христианская религия распространяется далеко за пределы Италии — в исконныекак средневековая католическая церковь относилась к человеческой сущности земли самих германцев и кельтов, вытесняя традиционные местные верования. Согласно проповедям христианских священников тех лет человек — существо падшее, запятнанное первородным грехом своих прародителей Адама и Евы, склонное к искушениям, нашептываемым дьяволом. Полная тягот жизнь на земле — это наказание людям за их греховность, и только следование христианским канонам, собранным в Библии и освященным церковью, является, согласно учению средневековой церкви, путем к очищению от духовной скверны и вечным благам в загробной жизни. В раннеепочему в раннее средневековье в европе мало уделяли внимания человеческим сущности психологии и обществу Средневековье церковь имела огромное влияние на сознание людей всех общественных слоев: на большей части территории Европы человеческий быт по-прежнему был очень тяжел и богат опасностями, технический прогресс и повышение уровня жизни шли медленными темпами. Поэтому люди Средневековья больше заботились о своем спасении после смерти, чем об улучшении бренной жизни. Под влиянием церкви, осуждавшей античную культуру как языческую, философия и идеалы Древней Греции и Древнего Рима на протяжении восьми столетий пребывали в массовом забвении.

Однако в середине Средневековья европейские государства становятся достаточно развитыми для того чтобы обеспечивать своим подданным стабильную жизнь, спокойные условия для ведения хозяйства. Население Европы стало многочисленным. Европейцы вели активную торговлю как в пределах своего континента, так и с богатыми странами Востока. И все больше тяготились духовным господством церкви, поддерживаемой светскими властями. В таких условиях более зажиточные и просвещенные люди все чаще критически задумывались о церковном учении, начинали полагать, что не все произносимое с амвонов следует принимать за безоговорочную истину. В том числе стал снова проявляться интерес к человеческой природе, ее уникальности, светлым и темным сторонам человеческой души. Конечно, первой страной, в которой новые философские взгляды стали развиваться особенно активно, была Италия. Защищенные от остальной Европы высокими хребтами Альп, благодаря свободному выходу в Средиземное море имевшие возможность вести широкомасштабную торговлю от Гибралтара до Кавказа, итальянские города не слишком опасались войск западноевропейских держав, охранявших авторитет папского католического престола и жили очень богато по сравнению с большинством других европейских городов. Хотя резиденция Папы находилась у них под самым боком — в Риме, итальянцы были гораздо более свободолюбивы и критичны, чем население Священной Римской империи или Франции. Наконец, итальянские города находились на развалинах самого ядра античной римской цивилизации, итальянская средневековая культура развивалась, хотя и под значительным западноевропейским влиянием, из античной культуры древних италиков, к которым относились и древние римляне. В Италии, где сохранилось немало античного наследия, идеи древних философов и традиции античной художественной культуры не отмирали полностью, несмотря несмотря на противодействие церкви их распространению.

Одним из первооснователей новой средневековой культуры считается уроженец итальянской Флоренциигде началось европейское возрождение аристократ Данте Алигьери (1265 — 1321). Будучи очень образованным и начитанным человеком, он был хорошо знаком со многими сочинениями античной эпохи, которым подражал в своих собственных произведениях. Приняв активное участие в борьбе за власть между флорентийскими политическими группировками, он был изгнан из родного города и до конца жизни скитался по разным итальянским городам, занимаясь литературным творчеством. Его стихи, повести, трактаты были посвящены человеческим чувствам, в особенности обращенным к возлюбленным, к друзьям. При этом земная любовь, кто был основоположником итальянского литературного языкапреданность любимому человеку в творчестве Данте преподносились как высшее чувство, предмет посвящения всей жизни, а не слабость души, как нередко трактовалось средневековыми богословами. При написании своих произведений Данте активно использовал не церковную латынь, как тогда было принято, хотя древний латинский язык уже несколько веков не использовался широкими массами населения, а понятные всем людям итальянские наречия. Данте является одним из основоположников литературного итальянского языка.

Откровенно критичное отношение к предыдущим представлениям о человеке как о ничтожном и испорченным по сути существе, принципиально новое осмысление человеческой сущности в средневековой европейской культуре появляется впервые в трудах, написанных сыном соратника Данте по политической партии, Франческо Петраркой (1304 — 1374).кто такой франческо петрарка Петрарка родился в городе Ареццо итальянского региона Тоскана невдалеке от Флоренции. Он также писал стихи и философские сочинения. Весьма характерно его идеи выражены в цитатах из одного его трактата: «Истинно благородный человек не рождается с великой душой, а сам делает себя таковым своими великолепными делами» и «Ты будешь тем знатнее, чем более низкородны и гадки твои родители, если ты окажешься добродетельным». Таким образом, Петрарка оспорил не только проповедуемое церковью отношение к человеческой природе, но и господствовавшее в Европе средних веков почитание людей сообразно их происхождению, а не личным качествам, отметил, что благородство человека определяется не принадлежностью его к аристократической прослойке, а его поступками.

После исторической пандемии чумы в Европе XIV в., известной к настоящему времени как Черная Смерть, как чума черная смерть повлияла на развитие культуры возрожденияновые философские идеи весьма бурно распространяются в Италии. Казалось бы, небывало массовая смертность населения должна была повернуть мировоззрение людей вспять и снова обратиться к идее бренности земного бытия. Однако этого не произошло, вернее, произошло не в той форме, которую могло ожидать католическое духовенство. Исторически сложившиеся в Европе государственные институты уже могли и в опустошенных странах поддерживать необходимый порядок, а гибель трети европейского населения способствовала впоследствии причины ренессансазначительному повышению уровня жизни уцелевших людей: свободной земли и ресурсов стало намного больше. Кроме того, пандемия серьезно подорвала авторитет церкви: церковные службы оказались бессильными перед распространением болезни, а священники умирали от чумы не в меньшей степени, чем миряне. В результате в народном мировоззрении европейцев особое внимание стало уделяться наслаждению земными благами, пока не поздно. Такая идея отчетливо прослеживается в произведении последователя Данте и Петрарки что такое декамеронписателя из той же Флорентийской республики Джованни Боккаччо «Декамерон», общая сюжетная линия которого заключается в том, как несколько молодых аристократов скрываются от эпидемии на загородной вилле и коротают дни рассказывая друг другу различные истории. Новеллы «Декамерона» проникнуты возвышением любви и страстей.

Новое мировоззрение, обращенное к человеческим чувствам и человеческой природе, последователи Франческо Петрарки назвали гуманизмом — от латинского «humanus — человеческий». Соответственно, приверженцы этого мировоззрения стали называться гуманистами. К настоящему времени это слово в значительной степени изменило свой первоначальный смысл. Сегодня слово «гуманизм» обозначает человеколюбие, снисходительность к людским слабостям, стремление улучшать общество примерами милосердия и добра. Гуманисты Средневековья, возвеличивая человеческие достоинства, вовсе не обязательно были снисходительны к человеческим порокам. Бывало и наоборот, что их отношение к злодеям оказывалось еще менее терпимое, чем у католической церкви, которая все-таки считала греховность человеческим естеством и учила, что Бог приемлет искреннее покаяние любого грешника. Гуманисты часто полагали, что преступники, причиняющие обществу вред, не заслуживают снисхождения по причине своего посягательства на человеческие интересы, которые для последователей нового мышления ставились превыше всего. Так, в Позднее Средневековье немало гуманистов поддерживало активные преследования людей, заподозренных в колдовстве.

В XV в. новое мышление охватило высший свет практически всех областей Италии. В итальянской культуре стало выраженным подражание античным образцам. После веков восприятия излишеством и подражанием кто такие гуманистыязычеству новое развитие получило итальянское театральное искусство. В театрах ставились пьесы, посвященные человеческим чувствам и взаимоотношениям. Самкакие были известные педагоги в эпоху возрождения глава Флорентийской республики Лоренцо Медичи (1449 — 1492), прозванный Великолепным, писал театральные сценарии. А в 1423 г. в городе Мантуя на севере Италии педагог-гуманист Витторино да Фельтре основал школу, названную «Дом радости», в которой дети обучались не столько церковным канонам и лишь азам прикладных наук, как тогда было принято, сколько полезным в земной жизни знаниям: различным ремеслам, природоведению, физическим упражнениям. Воспитание в «Доме радости» основывалось на непривычном для суровой эпохи Средневековья демократическом принципе; ученики активно вели свободные беседы с учителями, познавая премудрости жизни.

Подражание античности, обращенность к человеческой уникальности нашли отражение и в итальянском что характерно для художественного изобразительного искусства возрождениякакие были известные деятели эпохи ренессанса возрожденияизобразительном искусстве того времени. На смену весьма схематичным изображениям, типичным для большей части истории средних веков, пришла яркая, красочная живопись, центральное место в которой занимали люди. На итальянских картинах новой эпохи старательно прорисовываются физические черты человеческого тела, эмоции на лицах. Подобно античным мастерам, художники старались изображать человеческие тела максимально идеально, гармонично, без физических изъянов. Такой же традиции придерживались и итальянские скульпторы. Правда, нередко художники-гуманисты изображали красоту человеческого тела несколькокакие были художники живописцы в италии в эпоху возрождения гипертрофированно, особо выделяя черты, свойственные полу и возрасту изображаемого персонажа. Можно отметить, что женские фигуры на их картинах часто обладают выраженной полнотой и не очень реалистичной округлостью форм, а детские — неестественно короткие и широкие. Известнейшими деятелями итальянской живописи и скульптуры указанного времени являются и по сей день на весь мир знаменитые Донателло из Флоренции (1386 — 1466), его земляк Леонардо да Винчи (1452 — 1519), Микеланджело Буонарроти из аретинского города Капрезе (1475 — 1564), Рафаэль Санти из восточно-итальянского города Убрино (1483 — 1520).

Раскрепощение мышления, отказ от стремления к проповедуемым церковью в честь кого названы черепашки ниндзяаскетизму и всецелому преданию подготовке к загробной жизни способствовали развитию в Италии не только философской, но и научной мысли. Упомянутый выше Леонардо да Винчи был не только живописцем, но и одним из передовых научных умов своего времени. Он активно занимался изысканиями в области естествознания и физики (правда, самих этих наук как таковых в те века еще не существовало), даже разрабатывал проекты двигателей, летательных аппаратов и оптических приборов. При его жизни многие его исследования воспринимались как невероятная фантастика, однако столетия спустя, когда возрос общий технический уровень развития человечества, его теории нашли свое реальное применение в науке.

чем знаменит леонардо да винчи

Чертеж летательного аппарата Леонардо да Винчи

В средние века Италия никогда не была единым государством. При значительнойпочему идеи возрождения распространились из италии по остальной европе этнической близости ее как выглядел донателлонародов — потомков древних италиков, впоследствии сложившихся в общий итальянский этнос, на ее территории располагались разные независимые друг от друга государства. Этому способствовало не только традиционное итальянское свободолюбие, но и гористый рельеф страны, несколько затруднявший регулярное сообщение между разными областями. Итальянские государства часто соперничали между собой и привлекали на помощь войска сильных единых европейских держав. В XVI в. кто такой микеланджело Италия погрузилась в очередную усобицу, в которой активно участвовали прибывшие войска двух враждующих друг с другом могущественных государств Европы — Габсбургской Испании и Франции. Войны привели к новому упадку культуры и творчества в Италии. Гуманисты, стремясь найти применение своим знаниям и таланту, покидали страну, разъезжаясь по всей Европе. Леонардо дагде умер леонардо да винчи Винчи тоже провел конец жизни во Франции и умер в принадлежавшем французскому королю замке Амбуаз. От итальянских иммигрантов гуманистические идеи восприняли многие представители высшего света других европейских стран. Они продолжили их развитие и основали собственные, отечественные направления гуманизма, который теперь охватил большинство государств Европы. Распространению гуманистических идей способствовали и рост экономической мощи этих стран, и происходившее в указанный период установление в них сильной верховной монархической власти, и развитие их торговли, техники, промышленности. Короли тяготились идеологическим господством церкви, влиятельностью потомственной аристократии, поэтому им весьма импонировало учение гуманистов. Соответственно, кто такой эразм роттердамскийгуманисты пользовались покровительством глав европейских государств. В 1494 г. немецкий поэт-гуманист Себастьян Брант написал сатирическую поэму «Корабль дураков», в которой подверг осмеянию пороки феодального общества. В 1509 г. получило известность сатирическое произведение голландца Эразма Роттердамского «Похвала Глупости». В нем Глупость обещает подчинить себе весь мир, даже императоров, с помощью своих товарищей: Самолюбия, Лени, Лести, Безумия, Наслаждения, Чревоугодия, Разгула и Непробудного Сна. А верными подданными Глупости являются считающие себя лучшими по причине благородного происхождения князья, алчные священники, изнеженные придворные.

Распространение гуманизма, однако, не было каким-либо мощным революционным толчком. Новые идеи утверждались постепенно, в течение десятков и даже сотен лет. Следование им ни для кого не было обязательным: кто-то воспринимал их всецело и пытался реализовать на практике, кто-то увлекался ими лишь частично, а кто-то оставался верен прежним ценностям Средневековья. Они охватывали только высшее, просвещенное общество, а простой европейский народ еще не одно столетие продолжал жить традиционными консервативными идеалами, за тяжелой работой не особо задумываясь о глубинной сути человеческого бытия, предпочитая духовную информацию черпать из церковных проповедей. Выдвигая чем знаменито возрождениепринципиально новые идеи отношения к человеку и человеческому обществу, гуманисты, тем не менее, вовсе не обязательно прямо выступали против церкви. Многие из них, наоборот, были весьма религиозными людьми; очень много произведений гуманистической живописи и скульптуры посвящено библейским сюжетам. Микеланджело и Рафаэля католическое духовенство само призывало для художественной росписи храмов. Вопросы отношения к человеческой духовной природе относились в церковном представлении к разряду второстепенных, поэтому большинство гуманистов не преследовалось церковью. Священники кто такой джордано бруноговорили с амвонов по этой теме одно, философы-гуманисты на встречах с друзьями и последователями — другое, и каждый выбирал сам, как ему смотреть на человеческую натуру. Однако посеянное гуманистическими идеями раскрепощение сознания некоторых особенно радикальных мыслителей побуждало критично относиться и к более фундаментальным вопросам церковного учения. Такие, конечно, подвергались преследованиям инквизиции. В 1600 г. в Риме был сожжен не пожелавший отречься от своих неорелигиозных взглядов философ и теоретик старинной астрономии Джордано Бруно, утверждавший, что в основе мироустройства лежит «мировая душа» — некая саморазвивающаяся материя, которая создает все новые и новые формы.

Будучи людьми светскими, гуманисты сочиняли свои предназначенные светской публике труды на своихкто такой пьер де ронсар национальных языках, а не на церковной латыни. Это способствовало развитию национального самосознания европейских народов, литературному обогащению их языков. В XVI в. французский поэт Пьер де Ронсар писал, что француз теперь стал настолько же велик, как римлянин или грек. Именно во Франции наступившая в Европе эпоха новой духовной мысли получила свое известное и по сей день название — Ренессанс (Renaissance), то есть, Возрождение.

Мыслители позднего Возрождения не оставляли попыток обрисовать идеальное устройство человеческого общества, независимого от пороков. Француз Франсуа Рабле (1494 — 1553) в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» описал Телемскую кто такой франсуа раблеобитель, в которую не могут попасть лицемеры и пустословы. Она населена высокодуховными людьми, пишущими стихи, играющими на музыкальных инструментах, знающими несколько языков. Они живут в прекрасном дворце с парком для прогулок, гимнастическими площадками и зверинцем.

Более известным «проектом» идеального устройства человеческого общества кто такой томас морявляется «Утопия» английского гуманиста Томаса Мора (1478 — 1535). Само это слово взято им из греческого языка и означает «место, которого нет». На этом острове, находящемся где-то в Атлантике и обнаруженном одним моряком (отражение эпохи Великих географических открытий), живут люди в полном социальном равенстве. Совместными усилиями они обрабатывают землю и занимаются ремеслами, прерывая физический труд на время изучения наук. У них нет денежного обращения, а всем имуществом они владеют сообща (средневековыйкакие были деятели возрождения за пределами италии протокоммунизм). В 1529 — 1532 гг. Томас Мор занимал должность лорд-канцлера Англии. Другой лорд-канцлер Англии, занимавший эту должность почти сто лет спустя — Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626), в противоположность Томасу Мору видел идеальное общество в честных и справедливых собственниках и предпринимателях, а основу человеческих отношений — во взаимовыгодных услугах. Эти идеи, изложенные Фрэнсисом Бэконом в его произведении «Новая Атлантида», отражали бурное развитие в Англии указанного периода капиталистических отношений.

Другие гуманисты от романтичных утопий переходили к более прикладным в каких странах был распространен ренессанстеориям, выдвигали предложения реформ в своих государствах. Секретарь короля Польского и Великого князя Литовского Сигизмунда I Анджей Фрич-Моджевский (1503 — 1572) написал трактат «Об исправлении Речи Посполитой». В этом трактате он отстаивал необходимость сильной власти короля на всей территории страны, предоставление всем подданным равными прав, а крестьянам — справедливых земельных наделов. Однако идеи Моджевского, несмотря на покровительство ему со стороны короля, не были реализованы по причине активного противодействия имевшего в Польше и Литве очень сильное влияние поместного дворянства и католической церкви.

К гуманистам позднего времени также относятся английский драматург Уильям Шекспир (1564 — 1616), пьесы которого и по сей день имеют широкую популярность во всем мире, и чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 — 1670) — основоположник педагогики как науки, учредитель и сегодня применяющейся в школах всех стран мира классно-урочной системы обучения.кто такой уильям шекспир кто такой ян амос коменский

С идеями гуманистов во многом перекликались идеи церковной Реформации, охватившей в той или иной как гуманисты относились к реформациистепени большинство стран Европы Позднего Средневековья. В основе и Ренессанса, и Реформации лежало раскрепощение человеческого сознания под влиянием развития экономики европейских стран, повышения общего уровня жизни в них и неуклонного снижения авторитета католической церкви. Реформатские церкви отрицали посредничество священства между людьми и Богом, утверждали, что каждый человек может самостоятельно познать Библию и установленные в ней законы. Как и философы-гуманисты, реформаты в своих проповедях активно обращались к теме духовного совершенствования человека в земной жизни и взаимоотношений между людьми. Они осуждали кичливость феодалов и в целом поддерживали стремление к общественному равенству, призывали всех людей добросовестно трудиться и этим повышать свое благосостояние и благородство. Некоторые гуманисты охотно восприняли идеи Реформации, например, упоминавшийся выше Анджей ФричМожевский. В то же время немало гуманистов критически отнеслось к проповедям реформатов. Например, те утверждали, что человек уже рождается с предопределенностью свыше к добру или злу, к райским благам или адским мукам в загробной жизни, и добрые либо злые дела человека лишь показывают, какая у него судьба, а не являются причиной милости или гнева Бога в отношении него сами по себе. Это явственно противоречило как учению католической церкви, утверждавшей, что загробная жизнь человека зависит от его дел в жизни земной, так и одному из основных положений гуманизма — о том, что человек как бы сам хозяин своей судьбы, волен вести самостоятельное духовное совершенствование. К тому же, Реформация во многом отражала интересы вольнолюбивых европейских князей, тяготившихся верховной королевской властью, и набиравшей силу буржуазной прослойки. Фактически она все больше оборачивалась разрушением исторически сложившихся вокруг католической церкви институтов социальной поддержки населения. Католическая церковь не только собирала церковные налоги, но и снабжала почему некоторые гуманисты не поддержали реформациюподаянием нуждающихся. В странах, где Реформация победила, культивировалось презрение к нищенству, церковные богатства шли на государственные нужды, и начинали действовать безжалостные законы раннего капитализма, когда буржуазия захватывала все больше экономических и политических высот, тогда как массы менее удачливого населения оказывались вовсе без средств к существованию. Так, за критику отхода английского короля Генриха VIII от католической церкви и создания отдельной англиканской церкви (преобладающая разновидность реформатской церкви в Англии) был сначала смещен с должности лорд-канцлера, а затем казнен Томас Мор.

Под влиянием гуманистических идей в общественном сознании европейцев постепенно начинает преобладать рациональное мировоззрение, и церковь — как католическая, так и реформатская, играет все меньше роли в государственной политике, сохраняя в основном лишь духовный авторитет. Продолжают развиваться обращенные к повседневной жизни теории общественного устройства, в соответствии с какова роль эпохи возрождения в историикоторыми европейские монархи начинают издавать государственные законы. Бурное развитие получают наука и техника в самых разнообразных отраслях. В XVII — XVIII вв. эпоха Возрождения — растянутая на несколько веков стадия переосмысления людьми Европы своего места в мире, переходит в эпоху Просвещения — начальный период рационального подхода к жизни. Реформы Просвещения в связи с укреплением абсолютной власти монархов уже затрагивают так или иначе все слои европейского общества.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

3 комментария

  1. Очень сложная тема в изучении истории. Статья хороша как доп.материал. Спасибо за труд.

  2. Вот бы наши школы превратить в Дома радости!

  3. Мне гуманисты всегда представлялись человеколюбивыми и снисходительными. Сочувствующими и понимающими. После статьи изменилось о них мнение.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

3 × четыре =