кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Разное » Эпоха позднего палеолита — первый быт современных людей

Эпоха позднего палеолита — первый быт современных людей

Недавно мы говорили о том, какие этапы прошла история человечества в эпоху палеолита — древнекаменного века, когда люди еще не разводили животных и не выращивали съедобные растения, жилипочему первобытный век называется каменным исключительно присваивающим хозяйством: охотой, рыболовством, собирательством, пользуясь орудиями, изготовленными из камня. Теперь более подробно поговорим об общем укладе жизни палеолитических людей, то есть, о том, как жило человечество абсолютно бóльшую часть своей истории вообще. Да, по сравнению с длительностью эпохи позднего палеолита, когда на земле господствовали уже первобытные люди современного типа, вся история цивилизаций от Шумера до нашего электронно-технического века выглядит лишь небольшим отрезком времени. Десятки тысячелетий люди были частью окружающей девственной природы, были вынуждены следовать ее суровым законам, и о событиях прошлого черпали лишь искаженные мистикой и домыслами сведения из племенных преданий, передававшихся из уст в уста от поколения к поколению.

В этой статье мы будем говорить о первоначальном быте людей современного типа, которые, по данным генетических исследований, появились как минимум около 200 тыс. лет назад в Восточной Африке, а около как жили в первобытную эпоху40 тыс. лет назад стали активно расселяться по всему миру, в том числе по Европе, Северной Азии и Северной Америке, испытывавшим тогда сильное влияние Вюрмского оледенения. Климат современных умеренных широт Северного полушария тогда был намного холоднее, чем сейчас. Север Европы, в том числе тот район, где сейчас стоит город Москва, были круглый год скрыты под толстым панцирем льда. В Сибири, как ни странно, ледник охватил только приполярные районы. Южнее ледников до тянущейся через всю Евразию от Пиреней до южных гор Дальнего Востока гористой цепи простирались обширные площади тундростепи — похожих на высокотравную степь бескрайних травяных просторов, где летом жарко грело солнце (как в современных степях), а зимой наступали суровые и ветреные, подобные арктическим, холода. По этим  просторам бродило огромное количество копытных животных, как подобных тем, что и ныне обитают в степях и северных лесах, так и к настоящей эпохе давно уже вымерших: мамонты, шерстистые носороги, гигантские олени. За ними охотились укрывавшиеся в редких перелесках хищники: волки, медведи обычные и пещерные, пещерные львы и пещерные гиены. И, естественно, люди. Мясо крупных копытных животных, добываемых коллективной охотой, было основной пищей людей палеолита. За горами к югу природный облик был близок к современному: степи, саванны, широколиственные и субтропические леса, которые дальше сменялись тропическими и экваториальными джунглями, но природные пояса по отношению к сегодняшнему их расположению были смещены к экватору. Расселяясь из теплых областей планеты на богатый крупными копытными животными север, люди современного типакак выглядели неандертальцы и как к ним относились современные люди стали делить территорию с жившими в Европе и Азии еще со времени около полумиллиона лет до н.э. неандертальцами — местным видом или подвидом людей, значительно отличавшимся от них внешне, биологически приспособленным для жизни в более холодном климате (так, у неандертальцев был большой и широкий нос, способствовавший хорошему нагреванию вдыхаемого ледяного воздуха зимней тундростепи). Прежде считалось, что быт неандертальцев был сильно примитивен, во многом был похож на стайное поведение животных. Однако последние исследования показали, что, хотя неандертальская культура несколько отставала в развитии от культуры людей современного типа, в своих основных чертах обе культуры были сходны. И неандертальцы, и палеолитические люди современного типа пользовались одними и теми же орудиями, хотя современные люди обрабатывали их более совершенно. Поэтому все, что касается быта людей современного типа в палеолитическую эпоху, в основном может относиться и к неандертальцам.

Первое изученное поселение первобытных людей современного типа находилось в гроте Кро-Маньон у почему кроманьонец так называетсяфранцузского города Ле-Эзи-де-Таяк-Сирёй. Оно было открыто в 1868 г. палеонтологом Луи Ларте. Возраст его составляет около 30 тыс. лет. В Кро-Маньоне Л. Ларте обнаружил несколько скелетов его обитателей и ряд каменных орудий. По названию грота часто всех палеолитических людей современного типа называют кроманьонцами. Обитатели грота Кро-Маньон имели антропологический тип, в настоящее время не встречающийся, но как выглядели кроманьонцыопределенные черты которого сохранились у современных людей балкано-кавказской подрасы. Это были люди европеоидной внешности, обладавшие грубовато-красивыми, не очень резкими чертами лица. Но наиболее близки генетически к самым первым людям современного типа, жившим более чем за полторы сотни тысяч лет до современников обитателей Кром-Маньона, современные койсанские народы Южной Африки: бушмены и какие люди самые близкие к самым первым современным людямготтентоты. Кстати, некоторые их племена в связи с изоляцией среди непригодных для хозяйствования саванн и пустынь до сих пор ведут сходный с палеолитическим образ жизни, и эта же изоляция послужила причиной наилучшего сохранения у них генотипа далеких предков современного человечества. Койсанские народы в целом относятся к негроидной расе, однако в их антропологическом типе хорошо заметны и некоторые монголоидные  черты, на основании чего можно предположить, что негроидная раса — самая древняя, а другие расы в течение тысячелетий выделялись из нее в результате изолированного существования первобытных человеческих популяций, отчего в них закреплялись определенные антропологические черты. Действительно, в Европе археологи иногда обнаруживают относящиеся к первобытной эпохе черепа с выраженными негроидными чертами. Некоторые исследователи считают, что европеоидная раса произошла от смешения переселившихся в Европу и Западную Азию древних людей современного типа с уже жившими там неандертальцами.

Поскольку первобытные люди не могли оставить после себя каких-либо письменных свидетельств своей истории, сведения об их укладе жизни историки получают на основании исследования археологических находок и изучения быта народов, культура которых до сих пор пребывает на первобытном уровне. Народов, жизнь которых подобна жизни людей эпохи палеолита, в наше время немного: это, прежде всего, отдельные племена, живущие в труднодоступных засушливых районах Южной Африки и Австралии. Большинство других народов, живущих первобытным образом, по культурному уровню соответствует уже людям неолита — новокаменного века, которые умели разводить домашних животных и выращивать нужные в хозяйстве растения. Несмотря на много общих черт, уклад жизни в палеолите и неолите все же был заметно различен.

кто сейчас живет как первобытные люди палеолита

Уклад жизни многих племен бушменов в Южной Африке до сих пор соответствует эпохе позднего палеолита

Люди палеолита жили родовыми общинами, состоявшими из 20 — 30 человек, происходящих от одного как жили в первобытную эпохупредка, обычно по женской линии (матрилинейная община). Некоторые исследователи считают, что старшая женщина в роду была и главой общины, ее почитали и слушались как мать, непосредственно или через своих детей давшую жизнь всем членам общины (матриархат). Однако в наше время преобладает мнение, что в палеолитическую эпоху не было выраженного господства в обществе женщин или мужчин, и общество того времени характеризовало равноправие членов. Молодежь как в первобытном обществе относились к женщинеодинаково уважала и слушалась всех старших членов общины как более опытных: и мужчин, и женщин. Тем не менее, археологические находки в виде выточенных из камня или вылепленных из глины статуэток в виде женщины, часто обнаженной, с резко выделенными грудью и животом (явно символизировавшими материнство), показывают, что все равно к женщине у позднепалеолитических людей было отношение особенное, она была окружена исключительным почитанием. Надо сказать, что у многих народов, особенно тех, у которых долго сохранялись черты первобытно-родового уклада жизни, даже в средние века еще сохранялись пережитки первобытного почитания женщины. Даже в эпоху расцвета древнеримской цивилизации, известной фактическим бесправием женщины, современниками ее были древние германцы, для которых слово матери или жены подчас было законом. «Воспоминанием» о былом почитании женщины у многих народов патриархальной эпохи оставалось почитание языческих божеств женского рода.

Родовая община напоминала одну очень большую семью: все ее члены прекрасно знали друг друга, жили как жила первобытная общинапод одним кровом, вместе питались одной и той же пищей, спали рядом друг с другом в соответствующей части жилища, вместе делали все хозяйственные и иные бытовые дела. Понятие собственности практически отсутствовало: все орудия, одежда, добытая пища, прочие вещи принадлежали всей общине, и их мог брать любой из ее членов, кому в данный момент это больше других было нужно. Сплоченность, коллективизм были важнейшим залогом выживания в постоянной суровой и безжалостной борьбе с природой. Каждый работал на благо всей общины, и все сообща защищали каждого человека из своего рода. Добывший дичь охотник приносил ее в жилище, где ее готовили и делили за трапезой по потребности: больше кусков детям, больным, нуждающимся в постоянном поддержании сил добытчикам. За свою работу никто не получал вознаграждения больше, чем обычную словесную похвалу, впрочем, каждый и так понимал, что от старания и упорства зависит его собственное выживание в суровых условиях того времени. Эта система общественного устройства называется первобытный коммунизм. Как правило, отсутствовали и суровые наказания за нарушения неписаных обычаев, по которым жил род: все знали, что без поддержки общины, дружности и порядка в окружающем суровом мире не выжить, поэтому редко кто нарушал сложившиеся в роду правила. Так, у племен бушменов, живущих ныне в Южной Африке, единственным наказанием для нарушителя (как правило, это тот, кто ленится при выполнении работ) является демонстративно-насмешливое подражание всей общины его поведению. Серьезные конфликтные ситуация внутри рода в палеолитическую эпоху встречались нечасто. Злостного ослушника решений общины или ее старших членов могли изгнать, если считали, что его расстраивающее общинную дисциплину поведение хуже, чем потеря лишних рабочих рук. Общие интересы ставились выше личных. У некоторых племен и поныне человека, убившего сородича, подвергают лишь символичному позору и осуждению: убийство одного из членов общины от рук другого — это потеря одной пары рабочих рук, казнь или изгнание убийцы — потеря еще одной.

Родовые общины поселялись чаще всего в естественных укрытиях: пещерах, гротах, скальных навесах, а там, где жили первобытные людигде не было естественных каменных укрытий, — в речных промоинах на берегу. Первобытные люди и сами строили жилища: широкие шатры и землянки из шкур животных, растянутых на жердях, а также бивнях и костях мамонта. В пещерах человек обживал самую широкую — входную часть, избегая поселяться в глубине пещерных коридоров: там холодно, сыро, дым от костра не сможет свободно уходить, а в случае обвала оказавшиеся в пещерной глубине люди могут оказаться замурованными. Возможно, что в глубине пещер люди хранили запасы пищи как в холодильнике. Для защиты от непогоды люди сооружали перед входом в скальное укрытие заслон из ветвей.какие жилища строили первобытные люди Жилище могло условно или даже как-то разграниченно делиться на несколько частей: спальное место недалеко от костра, трапезная, мастерская, где изготовлялись орудия, молитвенный уголок, где отправлялись религиозные культы того времени. Разумеется, заселенное людьми жилище, будь то даже пещера или каменный навес, отличалось от своего современного раскапываемого археологами вида — угрюмого и сырого, так же, как жилой дом отличается от давно заброшенного. Как уже говорилось, от непогоды пещеру ограждал возведенный из ветвей заслон, земляной пол в пещере был устлан сухой травой и мягкими шкурами, в выложенном из плоских камней очаге как жили в пещерах первобытные людивесело горел и потрескивал жаркий костер, а под освещенными его пламенем причудливо выглядящими, украшенными настенной живописью пещерными сводами звучали живые голоса и песни. Кто-то стучал камнями в «мастерской», изготовляя кремневые ножи, рубила, наконечники для копий и пр., кто-то жарил ароматное мясо на костре. Дети играли или помогали взрослым по домашней работе, пожилые люди сидели на вышитых из шкур и набитых мягкой травой сиденьях и рассказывали занимательные воспоминания из своей жизни, предания из глубины давно прошедших, но ничем не отличавшихся от настоящих, времен. Жилища обычно не были постоянными и представляли собой временные стоянки, так как люди мигрировали вслед за стадами копытных животных, служивших им основной пищей.

Существовало разделение труда: самая тяжелая работа доставалась мужчинам, самая кропотливая — женщинам. Мужчины охотились и строили жилища, женщины собирали съедобные растения и прочую мелкую пищу, поддерживали огонь в очаге, готовили еду, следили за чистотой и порядком в жилище, шили одежду с помощью костяных игл. Дети помогали взрослым, выполняли посильные им хозяйственные работы. Однако соотношение числа мужчин и женщин в общине могло сильно меняться: мальчиков рождается больше, чем девочек, в то же время мужчины чаще погибали от несчастных случаев, например, накак изготовляли орудия первобытные люди охоте. Поэтому при необходимости женщины и мужчины могли подменять друг друга: женщина могла сама добыть не очень крупную дичь, мужчина — приготовить обед или прибраться в жилище. Орудия труда, вероятно, активно изготовляли как мужчины, так и женщины. В разных общинах могли быть разные порядки относительно того, чье это больше дело: мужское или женское. Основным материалом для изготовления орудий был кремень и родственные ему камни, например, кварц. Такие камни при ударе более твердым предметом легко дробятся на достаточно прочные пластиновидные доли. Из таких плоских и тонких осколков кремня и других таких минералов первобытные люди путем старательной заточки изготовляли нужные им орудия. Кремневые орудия имеют важное достоинство: они практически не тупятся, что было важным в условиях отсутствия тонких точильных инструментов. Правда, ввиду кристаллического строения кремень быстро ломается, но это как выглядят каменные орудиякомпенсировалось его изобилием в природе. Изделия из других каменных пород тоже встречаются при археологических раскопках палеолита, однако намного реже: обработка более твердых пород в то время требовала особенного мастерства и упорства. С помощью кремня, дающего искры при ударе о него некоторыми другими камнями (а в наше время — и железом), первобытный человек, по-видимому, добывал и огонь. Огонь был совершенно неотъемлемой частью выживания человека в дикой природе: открытым огнем отапливали жилища, на огне готовили пищу, огненными факелами освещали ночью путь, отпугивали опасных животных, а также загоняли в нужные места добычу при охоте. Из камня изготовлялись лезвия ножей и наконечники копий, резцы, сверла, пилы, скребки для выделывания шкур, проколки. Каменными орудиями люди обрабатывали дерево и кость, из которых изготовляли более тонкую утварь: посуду, рукоятки для ножей и копий, иглы, а также предметы культа. Иногда встречаются костяные наконечники копий.

как выглядят орудия позднего палеолита

Орудия позднего палеолита

 

Хозяйство было исключительно присваивающим. Основой рациона людей палеолита было мясо крупных как охотились первобытные людикопытных животных. Так, на Кавказе главным объектом охоты в древнекаменном веке был первобытный бизон — дикий бык, предок современных зубров и американских бизонов. Охотиться на крупную добычу мужчины рода выходили коллективно. Часть скрывалась в засаде, часть гнала на них стадо. Когда животные пробегали мимо спрятавшихся с подветренной стороны охотников, те внезапно выскакивали и убивали ближайшего бизона, оленя или тарпана (дикую лошадь) быстрыми ударами копий. После этого добычу разделывали каменными ножами и рубилами на месте, рубили на куски и по кускам несли в жилище. Особенно трудной и опасной была охота на мамонта, но в случае успеха воздавалась сторицей: такую добычу можно было есть неделями, если правильно сохранить мясо. Также практиковалось коллективное отбирание добычи у хищных зверей с помощью длинных копий. Существовала охота и методом скрадывания: охотник подбирался к животному с подветренной стороны, пользуясь тем, что многие копытные очень близоруки. Однако такая охота была опаснее: одиночного что такое копьеметалкаохотника животное могло затоптать, убегая, или даже напасть на него. Менее крупную добычу убивали метательными копьями — дротиками, причем археологи находят специальные деревянные приспособления для более дальнего броска копья — копьеметалки. Некоторые общины пользовались луками, позволявшими в случае нехватки крупных животных охотиться на мелких, например, птиц. Однако в целом лук в палеолите — еще довольно редкое орудие.

Одним мясом человек, конечно, питаться не мог: кроме белков, человеческому организму необходимы витамины и углеводы, да и не всегда охота была успешной, а стада диких копытных могли уходить в что такое собирательствонедоступные для людей места или вымирать от эпизоотий. Важную роль в первобытном хозяйстве играло собирательство, которым занимались в основном женщины и дети. На лугах и в лесах первобытные люди собирали грибы, ягоды, съедобные травы и коренья, плоды деревьев: дикие фрукты и орехи, желуди, шишки чем питались первобытные людикрупных хвойных пород. В пищу также шли крупные беспозвоночные (саранча, улитки), лягушки и рептилии: суровые условия тесно связанного с дикой природой быта делали людей мало разборчивыми в съестном. В жилище из мяса добытой охотниками дичи, собранных женщинами и детьми растений и грибов, выловленной рыбы готовились на каменных очагах или деревянных шампурах калорийные блюда, необходимые для поддержания сил в тяжелом природном быту.

Одежду люди палеолита изготовляли из шкур добытых на охоте животных. Шкуры сушили, выкраивали каменными резцами, затем с помощью костяных игл и жил животных либо прочных волокон дикорастущих растений сшивали, придавая нужную форму. Можно предположить, что одежда палеолитического населения умеренных широт походила на традиционную одежду большинства коренных народов Сибири и Северной Америки.  как одевались первобытные люди

Первобытным людям были совсем не чужды эстетические представления. Из дерева, прочных трав, жил, какое искусство было у первобытных людейзубов и костей животных, перьев птиц они изготовляли различные украшения, которые носили, красили одежду природными красящими материалами. Добыв стойкую краску, они разрисовывали стены пещер, в которых жили. Наскальная живопись сохранилась лишь в очень немногих местах, например, в пещере Альтамира в Испании (там находятся первые из исследованных рисунков первобытных людей, открытые археологом-любителем Марселино де Саутуолой и его 9-летней дочерью). На скалах постоянно конденсируется влага, сами они постепенно крошатся и осыпаются под влиянием перепадов температур, поэтому любые наскальные изображения сохраняются плохо. И большинство столь часто оставляемых в наше время туристами надписей вроде «Гена и Лена были тут», с надеждой «на века», на самом деле исчезают под влиянием природных факторов зачем первобытные люди рисовали на стенахесли не в первые же годы, то в течение пары десятилетий. И сохранению первобытных изображений способствовало то, что они находились все-таки в более закрытом месте — в пещерах, поэтому не так были подвержены эрозии и вымыванию. В настенной росписи своих скальных жилищ первобытный человек чаще изображал связанную с его бытом окружающую природу: животных, а также охотящихся на них людей. Существуют находки скальных выступов внутри пещер, которым явно человеческой рукой было придано скульптурное подобие животных. На основании данных изучения традиций современных народов с первобытной культурой считается, что многие изображения имеют сакральный смысл.  Так, в некоторых племенах перед охотой принято изобразить ожидаемую добычу, после чего каждый охотник символично поражает изображение копьем. Там считается, что это приносит удачу на охоте. Многие украшения тоже по сути являются культовыми предметами, например, амулетами, которые, по представлениям их хозяев, оберегают от болезни или несчастья. Однако не стоит сбрасывать со счетов и то, что первобытные люди тоже испытывали чувство прекрасного, и что-то могли рисовать просто потому, что им это нравилось.как выглядят рисунки первобытных людей

Родовые общины, жившие в относительность близости одна к другой, говорившие на одном языке и, как правило, имевшие далекое общее происхождение, составляли племя. Общины одного племени, осознавая свою родственную связь, могли вести на племенной территории какие-то общие дела, поддерживать друг друга в трудное дело. Достигшие половой зрелости мальчики из своей родной общины уходили в другую общину своего племени, поселялись там и брали себе постоянную спутницу жизни. Это позволяло избегать чреватых вырождением потомства близкородственных связей. У некоторых племен, и в настоящее время ведущих первобытный образ жизни, отсутствует институт брака: в определенные дни мужчины и женщины племени без какого-либо разбора предаются любовным утехам, после чего родовые общины коллективно как обстояли дела с браком у первобытных людейвоспитывают родившихся детей, часто и не удосуживаясь точно выяснить, кем и от кого ребенок рожден. Однако такая крайность даже для палеолитического общества скорее исключение. В большинстве племен существовало понятие брака, хотя и несколько более простое, чем в наше время: каждый член общины, будь то мужчина или женщина, вступал в половую связь с одним и тем же партнером. Это позволяло избегать половой конкуренции внутри общины. За целомудренностью младших членов рода следили его старейшины. Дети воспитывались в основном тоже коллективно всей общиной, хотя в силу определенной личной привязанности родители могли им уделять несколько больше времени, чем другие сородичи.

Как таковые институты власти у палеолитических людей отсутствовали. Каждая община решала свои дела на общем обсуждении, в котором участвовали и мужчины, и женщины, и вполне вероятно, что и уже кто был главным у первобытных людейсмыслящие в обсуждаемом вопросе старшие дети тоже. Организационной же деятельностью занимались родовые старейшины. Вероятно, они же решали и общеплеменные дела на встречах со старейшинами других родовых общин племени. Конечно, бывали и просто умные, талантливые люди, пользовавшиеся общим авторитетом, к которым прислушивались, с которыми советовались не только сородичи, но и члены других родов. Безусловным авторитетом пользовались и служители первобытных культов (которые часто по совместительству являлись и знахарями-врачевателями). Однако о настоящем институте племенных вождей в палеолите говорить еще рано: почти вся жизнь людей того времени состояла из дел хозяйственных, даже к примитивной политике не относящихся, и вожди просто не были нужны. Часто о людях палеолита бытует представление как о суровых, отважных и безжалостных воинах, постоянно бьющихся то с дикими зверями, то с чужими племенами. Во многом этому представлению способствовало литературное произведение Ж. Рони Старшего «Борьба за огонь», основанное на представлениях о первобытном обществе, распространенных в XIX в., когда научных исследований первобытного уклада жизни еще практически вообще не проводилось. Представление о палеолитических людях как о воинственных и жестоких племенах возникло в результате того, что первые теоретики без углубленной критики пытались провести аналогию между ними и современными первобытными племенами, большинство которых имеет уклад жизни, свойственный не палеолиту, а неолиту. В неолите, когда стало развиваться производящее хозяйство, а с ним и такие пороки человечества, как жадность и равнодушие, распространилась и межплеменная агрессия: людям стало , что отбирать друг у друга, за что сражаться друг с другом. Однако палеолиту это не свойственно: в палеолите человек целиком зависел от изменений условий окружающей среды, ничего не производил, кроме каменных орудий, которые любая община могла сама изготовлять в избытке, а трудный быт, каждодневная борьба с природой не оставляли времени на межплеменные войны. Люди палеолита — это скорее мирные охотники и собиратели вроде нынешних бушменских племен. Конечно, случались иногда столкновения между племенами, не поделившими, например, удобное охотничье угодье, но это было скорее исключение, чем правило. Не то что племя, даже каждая отдельная родовая община жила на достаточно как выживали первобытные людиширокой территории, где можно было достать необходимое количество пищи, с другими общинами, а тем более, племенами, контактировала нечасто. Когда пищевые ресурсы становились ограниченными (например, происходил массовый падеж животных — основных объектов охоты), часть племени или общины прощалась со своими сородичами и уходила искать новое местожительство в дикой необъятной дали, благо из-за высокой смертности нигде население не было постоянным, и всегда можно было найти никем не занятые угодья, полные стад бизонов, оленей и диких лошадей.

Итак, люди современного типа в палеолите друг с другом, как правило, не сражались. А вот с неандертальцами в Европе и Западной Азии, пока те не вымерли или не ассимилировались среди них, вступали в столкновения достаточно часто. Вероятно, современные люди и неандертальцы, имея весьма разную психологию, плохо понимали друг друга, возможно, не всегда видели друг в друге себе подобных и рассматривали как конкурентов за добычу и охотничьи угодья. Причем, бывало, что те и другие не просто убивали друг друга: и на стоянках людей современного типа, и на неандертальских археологи не раз обнаруживали человеческие кости противоположного типа со следами зубов хозяев жилища. То есть, люди современного типа и неандертальцы, случалось, съедали друг друга. Известны и остатки палеолитических стоянок, где в более старом — нижнем слое грунта, обнаружены следы быта неандертальцев, выше — то есть, в не таком старом слое, обнаружены следы быта людей современного типа, еще выше — снова неандертальцев, а в самом позднем слое — снова современных людей. Предположительно, люди современного типа, придя в эти края, вытеснили обитавших здесь прежде неандертальцев, но закрепить не смогли, и через какое-то время неандертальцы изгнали их оттуда и восстановили свое господство на прежнем месте. Однако затем современные люди перешли в очередное наступление и снова изгнали неандертальцев уже насовсем. Хотя возможно, что, наоборот, в этой местности неандертальцы с современными людьми сосуществовали мирно, поэтому попеременно занимали одно и то же удобное для стоянки место: ведь долгое время на одном и том же месте первобытный человек не жил, постоянно перемещаясь за стадами диких животных. Возможно, что после очередного сезона перекочевки животных, вернувшись в прежнюю область обитания тех неандертальцы просто заняли какое-нибудь другое место, а в их бывшем жилище обосновались современные люди. Потом — наоборот, и так далее. Генетические исследования показывают, что палеолитические люди современного типа активно заключали и браки с неандертальцами: неандертальские гены присутствуют у каждого 4 — 6 представителя европеоидной и монголоидной рас. Их нет совсем только у негроидов, и это понятно: неандертальцы в Африке не жили.

Разум, ловкие руки, коллективизм во всяком деле позволяли человеческому роду не пресекаться, несмотря отчего погибали первобытные людина жестокие законы природы, в которых людям приходилось выживать. Тем не менее, смертность среди людей каменного века была очень высока. Лекарств от болезней не существовало, знахари могли лечить лишь целебными травами и психологическими приемами, поддерживавшими моральный дух заболевшего человека. Большинство взрослых мужчин погибало в результате травм, полученных на охоте, хотя встречаются и останки людей, достигших пятидесяти лет. Редкость расселения людей препятствовала распространению смертоносных эпидемий, однако частые колебания температуры воздуха, резкие изменения погоды, свойственные особенно умеренным широтам ледниковой эпохи были причиной опасных простуд. Периодически первобытных людей посещал голод, когда дикие животные вымирали от болезней или уходили в недоступные места, а засуха или поздние весенние заморозки губили съедобные растения. Поселяясь среди скал, люди погибали и от обвалов, соскальзывали на узких тропинках в ущелья, замерзали, застигнутые врасплох снежной вьюгой, особенно когда из-за снежных заносов становилось невозможным добраться до жилища. Конечно, первобытный человек гораздо лучше умел находить выход из критических ситуаций в природе, чем люди наших дней, но и его приспособительные возможности были не безграничны. Особенно высокой была детская смертность. Младенцы и дети первых лет жизни погибали от переохлаждения, голода, болезней так часто, что иногда их даже не рассматривали как полноценных членов человеческого общества: все равно еще неизвестно, выживет или не выживет. У некоторых народов с полупервобытной культурой чуть ли не до нашего времени существовал инфантицид — убийство младенцев в голодные годы, чтобы не было лишних едоков. Даже в обществах ряда древних цивилизаций существовал этот обычай: древние спартанцы оставляли умирать в ущелье увечных младенцев, а римляне некстати родившихся детей просто выносили куда-нибудь на публичное место, рассчитывая, что вдруг они нужны кому-нибудь другому, не задумываясь о том, что если нового хозяина ребенку не найдется, тот умрет.

В первобытном обществе, где очень важны были каждые лишние рабочие руки, выжившие дети очень как жили дети в первобытном обществе и как первобытные люди относились к детямбыстро социально взрослели. С раннего возраста они сначала помогали взрослым тем, на что хватало у них сил, затем самостоятельно уже выполняли более легкую работу. Дети могли успешно охотиться на не слишком проворную мелкую дичь или ловить рыбу, как и женщины, собирать съедобные растения, взрослым мужчинам на охоте помогать нести снаряжение. Тогда личный пример старших членов общины, участие по мере возможности в их труде лежали в основе воспитания детей. Поэтому детей, способных серьезно помогать по хозяйству, то есть, лет от 8 — 10, воспринимали, в общем, как равных членов общины, вместе с ними обсуждали хозяйственные дела. Дети вели себя со взрослыми непринужденно, могли играть со старейшинами рода. Конечно, в силу возраста за ними и присматривали, и ограждали от опасных дел, и ласкали, и стыдили за непослушание, но представлений о том, что «маленьким здесь не место», «дети еще не понимают», «детям это рано», в палеолите не существовало.

Окружающую природу палеолитические люди рассматривали как естественную среду обитания. Часто они одушевляли все предметы и явления вокруг: считали, что растения, камни, водоемы, дождь и ветер — тоже живые существа (анимизм). Хотя и первобытные люди отдавали себе отчет, что они все-таки отличаются от как первобытные люди относились к природеживотных разумом, тем не менее, животных они часто наделяли человеческими чертами. Считали, что животные живут своей осознанной жизнью, по своим плохо ведомым людям законам, могут дружить и враждовать. От этих представлений дошли до наших дней распространенные у всех народов сказки о животных. Бывало, что целые племена, не сохранившие в памяти личности своих предков, полагали, что произошли от каких-то животных, и почитали животных данного вида. Такие верования, относящиеся к тотемизму, и поныне распространены у многих народов, все еще живущих в первобытном состоянии, или недавно из него вышедших. Их пережитком является и символизм в культуре многих народов по отношению к какому-либо животному, как, например, медведь считается национальным символом славян, тигр — народов Индостана.

Примерно девять с половиной тысяч лет назад на земле закончилась последняя ледниковая эпоха. Климат стал гораздо более теплый и влажный. Обширные пространства степей и тундростепей заняли разросшиеся леса, отчего сильно сократилось число крупных копытных животных — основной пищи людей палеолита. Многие из них (мамонты, гигантские олени) были в итоге «добиты» первобытными охотниками. Людям, чтобы выжить, пришлось перестраивать и усложнять свое хозяйство. Среди людей современного типа распространился лук, с помощью которого стало возможным добывать мелкую дичь. Неандертальцы, чья как жили наши предкикультура значительно отставала от культуры современных людей, не смогли приспособиться к наступившим изменениям и вымерли либо вынужденно присоединились к общинам людей современного типа и ассимилировались среди них. Люди современного типа же, чтобы всегда сохранять при себе постоянный источник пищи, стали одомашнивать животных. А затем, научившись применять помет тех как удобрение, стали выращивать и съедобные растения. Появилось производящее хозяйство, человечество вступило в эпоху неолита.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

13 комментариев

  1. В современном мире способы борьбы за ресурсы и выживание, фактически, остались те же, что и во времена палеолита. Усовершенствовались лишь инструменты. Теперь это не каменные топоры, а системы залпового огня, ракеты и ядерные бомбы.

  2. Существование в тот период времени — адский труд! Все делалось своими руками, начиная с одежды, заканчивая жилищем. Антисанитария, короткая продолжительность жизни.. Но только благодаря сотням, тысячам жителей того периода, мы имеем сейчас комфорт. Во всем.

  3. Мне кажется, что в общих чертах быт людей в общих чертах очень похож на современный.

  4. Наше современное общество потребления, конечно, бы и недели не продержалось если бы настала эпоха палеолита. Люди сейчас физически не развиты, ну, конечно, сейчас много псевдо качков, которые нарастили мышечную массу благодаря различным добавкам. Но тогда люди были выносливыми и ловкими, ели мало, а двигались много. А сейчас все наоборот.

  5. Я всегда поражалась рвению и стремлению людей в эту эпоху! Ведь все знает как им тяжело доставалась не только еда и ночлег, но и жизнь! Сейчас человек совершенно не приспособлен к тем условиям, из-за всего изобретенного как бы для облегчения жизни, мы и обленились!

  6. Очень хорошо помню, как в детстве зачитывалась романами Ж. Рони Старшего «Борьба за огонь», «Вамирэх» и «Пещерный лев».
    Хотелось бы узнать у автора статьи, в чем именно заключается их научная недостоверность на данный момент? В смешении стадий развития племен или что-то другое? Понятно, что это фантастическая выдумка автора, но он должен был максимально правдиво донести до читателей быт и нравы доисторических людей.

  7. Ознакомившись со статьей,лично я пришла к выводу;что люди эпохи палеолита,несмотря на все трудности,жили неплохо.Дружно.Ценили труд и уважали женщин.Дети с детства были приучены помогать взрослым,что тоже немаловажно.Вегетарианцев не было и в помине.Никаких денег и «коммуналки»,зато превосходно развито чувство прекрасного!Вывод:нам,современным избалованным цивилизацией «хомо сапиенс»,есть чему у них поучиться!

  8. Да уж, не хотелось бы мне жить во времена палеолита :). Собирать ягоды, жить в жилище из костей мамонта — бррр.

  9. В нашем мире современный человек настолько приспособлен к уюту и комфорту,что навряд ли выжил в таких условиях, где необходимо ходить на охоту,добывать еду,жить в пещере, без света и воды…Каждый период нашего развития интересен по своему.Человечество развивается и все зависит от нас,что мы оставим будущему поколению.

  10. Я думаю, не стоит забывать, что мы и есть они. Их потомки. Да, они больше полагались на силу и ловкость, которые у современных людей немножко атрофировались по ненадобности. Зато у нас более развит мозг, которым большинство все-таки хоть кое-как умеет пользоваться. Так что окажись мы сейчас в тех условиях, все равно как-нибудь да выкрутились бы

  11. Наши предки заслуживают уважения, не смотря на первобытный лад, они характеризуются положительными качествами: сплочённость, умение жить большой семьей, оказывание помощи. Нужно брать пример с них, ведь нам до них, далеко.

  12. Может это только моя фантазия, но читая вначале о периоде оледенения, у меня возникла мысль. Может наша планета, медленно-медленно вращаясь, движется к Солнцу? Возможно ли этим объяснить глобальное потепление? Может в начале бытия на Земле был только холод и лед, а с приближением к Солнцу стали таять ледники и возникла жизнь?

    На Земле практически всю историю чередуются периоды глобальных потеплений и похолоданий, включая оледенения.admin

  13. Может, люди палеолита и считаются дикарями, все-таки мы им уступаем. Нынешний человек вымер бы в тех условиях, в которых древний выжил, да еще и создал условия для возникновения нас. Мы слабые.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

2 × 3 =