Биография Карла Маркса – идеолога общественного абсолютизма - history-thema.com История - от древности до наших дней
кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Известные личности » Биография Карла Маркса – идеолога общественного абсолютизма

Биография Карла Маркса – идеолога общественного абсолютизма

В 1818 г. в городе Трир Рейнской Пруссии в семье потомков раввинов Генриха (Гиршеля) Маркса и Генриетты Пресбург родился где родился карл маркссын Карл. Семья была еврейской. В христианской Европе вплоть до грянувших после Первой Мировой войны революций еврейское население было сильно откуда происходил карл марксограничено в правах: евреи как иноверцы не могли занимать государственных должностей, еврейские общины владели относительно небольшими участками земли. Поэтому евреи на протяжении многих веков искали другие способы зарабатывать на жизнь, помимо занятия сельским хозяйством и государственной службой. Многие еврейские роды преуспели в торговле и ростовщичестве, а с усложнением государственной системы в Новое Время выходцы из еврейских семей стали обучаться в светских университетах: хорошее образование тогда давало верный кусок хлеба. Генрих Маркс тоже был адвокатом. В 1824 г. семья Марксов приняла лютеранство, что уравнивало их в гражданских правах с остальным населением Пруссии.

Будучи человеком образованным, Генрих сумел привить сыну любовь к идеям эпохи Просвещения, в частности, к философии ее как выглядел карл маркс в молодости яркого немецкого представителя Иммануила Канта. В 1835 г. Карл Маркс, закончив Трирскую гимназию, поступил в Боннский, а затем в Берлинский университет, где изучал юриспруденцию, но больше его увлекали история и философия. В студенческие годы он сильно увлекся идеями немецкого философа Г. Гегеля (1770 – 1831), предусматривавшими рационализм и объективизм откуда карл маркс взял свои идеикак высшую степень развития человеческого сознания и человечества в целом. Согласно мнению Г. Гегеля, человечество в целом и каждый отдельный народ в частности проходит за свою историю несколько ступеней совершенствования мировоззрения. В конце концов все люди должны полностью освободиться от всех социальных, национальных и иных предрассудков, ложных стереотипов и зажить единым обществом, в котором будут действовать только объективные и полезные всем законы. Все, что вредно или не нужно для общественного блага, будет оставлено. Высшим выражением совершенства человечества Г. Гегель считал государство. Он верил в установление в будущем справедливого государства, построенного всем обществом (а не возглавляемого определенными классами или единоличными правителями), которое будет полностью заправлять всеми сторонами жизни общества на его благо. Г. Гегель в своих идеях как бы пытался совместить тоталитарную диктатуру с народовластием, полагая, что в рационально мыслящем обществе, лишенном классовых, национальных и прочих различий, невозможно несправедливое правление.

В 1841 г. Карл Маркс, защитив диссертацию на тему философии древнегреческого мыслителя Эпикура, закончил Берилнский университет. В Берлине он присоединился к кружку так называемых «левых гегельянцев»: сторонников философии Г. Гегеля, искавших способы реализовать гегельянские идеи на практике путем распространения атеизма и свершения государственной революции. В том же кружке состояли и другие позже ставшие знаменитыми идеалисты-гегельянцы, например, Б. Бауэр. Идеологическим главой кружка был профессор Л. Фейербах – убежденный сторонник материализма и критик христианских религиозных доктрин, в 1832 г. лишенный университетской кафедры.

Получив высшее образование, Карл Маркс переехал из Берлина в Бонн, где рассчитывал стать преподавателем в университете, но в это время власти, представленные опирающимися на церковь немецкими аристократами, повели наступление на распространявшиеся по Германии оппозиционные идеи. После Французской революции 1789 г. все монархи и дворяне Европы жили в постоянном опасении за свои троны и привилегии. Все, что нарушало традиционный порядок и вековое мировоззрение европейцев, вызывало их страх и подозрение. За связь с известными гегельянцами Марксу было запрещено работать в где жил карл марксуниверситете. Однако ревнителям традиционного феодально-монархического строя германских государств противостояла другая сила, за счет своей экономической активности набравшая мощное влияние – буржуазия. В XIX в. она, как правило, была двигателем европейских революций, так как свойственные традиционному европейскому государству многочисленные торговые монополии, сословные ограничения очень мешали широкой коммерческой деятельности. Многие буржуа были потомками «третьего сословия» — простолюдинов, добившихся высокого достатка благодаря предприимчивости, терпению и упорству. В ту пору интересы европейской буржуазии и трудового народа, искавшего на фабриках возможность свободно зарабатывать на жизнь, не уплачивая налоги феодалам и церкви, не находясь в прямой зависимости от снижавших урожай капризов природы, еще не так резко разошлись, как к концу XIX столетия. И капиталисты, по собственному опыту знавшие, что социальная успешность человека зависит не от его происхождения, а от труда и настойчивости, нередко симпатизировали гегельянцам. В 1842 г. Карл Маркс и Б. Бауэр были в качестве главных сотрудников приглашены в Кёльн – редакцию оппозиционной буржуазной «Рейнской газеты». В октябре 1842 г. Маркс стал ее главным редактором.

В газете Маркс работал недолго: во-первых, при его редакторстве публикации в ней начали приобретать все более выраженный революционный характер (в частности, содержать открытую критику прусской государственной системы), и правительство сначала подвергло ее дотошной цензуре, а уже 1 января 1843 г. и вовсе закрыло, во-вторых же, сам Маркс счел себя мало компетентным в политической экономии, а потому решил подробнее изучить эту дисциплину.

В 1843 г. Маркс вступил в брак со своей подругой детства Дженни фон-Вестфален, происходившей из семьи дворян, причем как звали жену карла марксанастроенных реакционно. Впоследствии шурин Маркса как раз в период особенно жесткого подавления революционного инакомыслия в 50-х гг. XIX в. стал министром внутренних дел Прусского королевства, т.е., был одним из руководителей преследования революционеров. Осенью Маркс уехал в издавна недружелюбную Пруссии Францию – в Париж, с намерением издавать собственный политический журнал. Вместе с ним занялся работой над так называемым «Немецко-Французским ежегодником» и еще один радикально настроенный гегельянец – Арнольд Руге (позже стал сторонником объединителя Германии канцлера О. Бисмарка). Во Франции были как нигде живы демократические идеи; люди хорошо помнили Французскую революцию и правление Наполеона Бонапарта. Но в консервативной Германии распространять радикальный революционный журнал оказалось делом очень трудным и опасным, поэтому малоперспективным. Кроме того, у Маркса и А. Руге в процессе публицистической деятельности возникли серьезные разногласия. В итоге в свет вышел только первый выпуск «Немецко-Французского ежегодника».

В сентябре 1844 г. Карл Маркс познакомился с приехавшим в это время в Париж немецким философом Фридрихом Энгельсом. Два общественных деятеля обнаружили схожесть своихкак связаны карл маркс и фридрих энгельс социальных взглядов и стали впредь ближайшими друзьями. Во второй половине 40-х гг. XIX в., находясь в тесном контакте с активно действовавшими во Франции различными революционными группами, они занялись выработкой революционного учения, очищенного от преобладания интересов определенных классов. В те времена главной движущей силой европейских революций была обычно буружуазия, которая вела за собой трудовой народ. Однако ее революционные идеи учитывали, прежде всего, ее интересы. Поскольку главной целью революционной буржуазии было не облегчение положения задавленного тяжелой нуждой, разорительными поборами и бюрократическим произволом народа, а получение возможности свободно заниматься предпринимательской деятельностью, буржуа часто шли на компромиссы с властями, сами подавляли чрезмерное стремление народа к свободе. В этот период Марксом и Энегельсом и была разработана теория пролетарского революционного социализма или коммунизма. Позже по имени одного из своих основателей она получила название марксизм. В гегельянских традициях Маркс и Энгельс пытались представить будущее человечества в объективной форме. Они полагали, что человечество прошло несколько закономерных этапов своего социально-экономического развития (рабовладение, феодализм, капитализм), на каждом из которых в человеческом обществе господствовал определенный социальный класс. Это, согласно учению марксизма, было следствием ряда объективных причин (например, непросвещенности населения земли в прошедшие эпохи), сложилось стихийно в результате хозяйственного прогресса человечества. Следующим этапом же, в связи с развитием экономики интенсивного производства, должен был быть переход ресурсов и средств производства в общественное владение, разрушение в чем заключается коммунизмклассового строя. Маркс и Энгельс считали, что уравнение всех людей в правах, полное обобществление народного хозяйства (социалистическая революция), обязательная забота всего общества о каждом отдельном своем члене и несение одинаковых обязанностей по отношению к обществу всеми его членами наступятв чем заключается марксизм неизбежно. В социалистическом обществе все трудятся на общее благо, а не на интересы аристократии, буржазии или других определенных социальных групп; общество безвозмездно заботится о каждом своем члене, в том числе престарелых, больных, инвалидах, и каждый человек в меру своих возможностей также безвозмездно должен служить своему обществу (принцип «от каждого – по способности, каждому – по потребности»). Социалистические идеи были сформулированы фактически еще средневековыми мыслителями, но Маркс и Энгельс возвели их в абсолют, фактически предлагая модель общества, подобного единому организму, где общественное благо является мерилом всех ценностей, отсутствуют товарно-денежные отношения, и все, что не имеет практического значения для общественного блага, отвергается. Кроме того, Маркс и Энгельс разработали тактику революционных преобразований, полагая, что наступление коммунистической эпохи можно искуственно ускорить.

Маркс в своих трудах доходчиво излагал коммунистическую теорию, активно опираясь на исторические факты и проводя подробный анализ социально-экономических процессов. Он жестко критиковал общественные и государственный пороки своего времени, обличая алчность предпринимателей, высокомерие аристократии. В 1845 г. по настоянию правительства Пруссии он был выслан из Парижа как опасный революционер. Новым его местожительством стал Брюссель. В 1847 г. Карл Маркс и Ф. Энгельс вступили в тайное общество под названием «Союз коммунистов», занимавшееся пропагандой революционных идей. В феврале 1848 г. ими был создан так называемый «Манифест Коммунистической Партии», заключивший в себе основы нового революционного учения. Тогда же по Европе грянула череда буржуазно-демократических революций. Маркс был выслан из Бельгии и вернулся в Париж, где была свергнута монархия и установлена Вторая республика. Но долго он там не задержался: как карл маркс участвовал в революции и революционной деятельностиначавшаяся в марте революция в Германии (по ее итогам Германия стала объединенным государством с конституционной монархией) побудила его вернуться в Кёльн, где в течение почти года он был главным редактором революционной «Новой Рейнской газеты». Однако в 1849 г. германская как жил и работал карл марксреволюция резко пошла на спад, прусский король Фридрих Вильгельм IV с помощью войск разогнал сформированный в ходе нее общегерманский парламент и самостоятельно издал германскую конституцию. Начались аресты наиболее активных деятелей революционного движения. Карл Маркс тоже попал под суд, однако был оправдан, а в мае 1849 г. выслан из Германии. Вернувшись опять в Париж, где власть прочно перешла в руки представителей буржуазии, превращавшейся в новую аристократию, он продолжил активную революционную деятельность. После демонстрации 13 июня 1849 г. в Париже, когда сторонники демократии заявили протест против однобокой политики Законодательного собрания, Маркс был выслан и из Франции. Он переехал в Лондон. В силу консервативного менталитета английского населения революционные идеи не имели в Великобритании особенно широкой поддержки, поэтому британское правительство так не боялось их, как власти государств континентальной Европы. В Лондоне часто оседали изгнанные из Европы различные оппозиционные идеологи, в том числе русский публицист, критик российского помещичье-бюроктратического строя А. Герцен. После своего переезда в Лондон в 1849 г. Карл Маркс оставался там вплоть до самой смерти.

Долгое время в Лондоне Маркс, не имевший в Англии ни связей, ни стабильного источника дохода, жил со своей семьей в крайней нужде. Порой само выживание семьи Марксов зависело только от финансовой помощи Ф. Энгельса. В этих условиях революционный идеолог продолжал активно работать над дальнейшим развитием своей теории. В основном он теперь уделял внимание политической экономии, и именно в этот период был написан первый том его, пожалуй, самого известного сочинения «Капитал» (1867). Маркса и его труды продолжали активно критиковать не только ревнители традиционных порядков, но и другие социалисты, считавшие его теорию утопичной и противоречивой.как жил карл маркс в лондоне

Положение К. Маркса улучшилось после нового витка общественных движений в Европе в конце 50 – начале 60-х гг. XIX в. 28 что такое первый интернационалсентября 1864 г. в Лондоне была создана международная революционная как выглядел карл марксорганизация Международное товарищество рабочих (I Интернационал). Самое активное участие в его деятельности принял Маркс, в том числе написал его первое Обращение. В этот период Маркс своими призывами пытается объединить революционные течения всех направлений, одновременно криктикуя, по его мнению, несостоятельные и противоречащие общественным интересам элементы их теорий. Однако впоследствии в рядах Интернационала произошел серьезный раскол, а после установления в континентальной Европе политической гегемонии монархическо-буржуазной Германии, разгрома во Франции Парижской коммуны власти всех государств стали преследовать его членов. В 1876 г. I Интернационал прекратил свое существование. Итогом его деятельности стало возникновение рабочих социалистических партий в разных странах Европы – тех самых партий, которым суждено будет в не столь далеком будущем, действительно, в корне преобразовать политическое устройство европейских государств, заложить фундамент европейской демократии.чем занимался карл маркс

И после распада Интернационала Карл Маркс продолжал активную теоретическую работу, в том числе продолжал сочинение когда умер карл маркс«Капитала». Однако он был уже не молод, здоровье его было сильно подорвано частыми переездами имогила карла маркса лишениями в прошлом, и активная общественная деятельность, беспрестанный труд за пером еще больше подрывали его физические силы. В 1881 г. умерла его жена Дженни. За почти сорок лет брака она родила ему семерых детей, из которых только две дочери: Лаура и Элеонора, пережили отца. Все достигшие совершеннолетия дочери Маркса были замужем за известными социалистами. Сын умершей незадолго до смерти отца старшей дочери Маркса Дженни Лонгэ стал членом Французской социалистической партии. Карл Маркс умер 14 марта 1883 г. в своем кресле в возрасте 64 лет. Он похоронен в Лондоне на Хайгейтском кладбище рядом со своей женой.

Встречавшийся с К. Марксом русский мемуарист П. Анненков так описывал его: каким был карл марксВозникнув в 40-х гг. в., марксизм стал наиболее радикальным социалистическим течением, предусматривающим абсолютную кто из россии встречался с карлом марксомперестройку сложившейся веками политической системы и общественных ценностей. И после смерти К. Маркса он получил свое дальнейшее теоретическое развитие, особенно в России, гдекакую роль сыграл в истории марксизм наиболее ярким его выразителем стал В. Ульянов-Ленин. Основываясь на гегельянском объективизме, он прорывал традиционную классовую зашоренность революционеров, позволял реалистично смотреть на социальные проблемы и находить верные способы их решения. В этом была его сильная сторона, это было причиной того, что марксисты стояли в авангарде всех рабочих движений, начиная с I Интернационала. Очень многие закономерности развития экономики и общественной системы, корни социальных проблем того времени К. Маркс подмечал точно и справделиво. В то же время марксизм возник в идеалистическую эпоху, когда господствовало убеждение, что может существовать социальная система, обеспечивающая благоденствие всего человечества, надо только ее найти и реализовать. Все социально-политические течения того времени считали себя единственно верными и непогрешимыми, а свою систему – единственно верным путем к общечеловеческому благу. Монархисты считали, что благо человечества зиждется на единоличной справделивой власти людей блародного проихождения (т.е., правителей королевских династий), сторонники буржуазных партий – что на возможности каждого свободно трудиться, в чем недостатки и ошибки марксизмазарабатывая себе на жизнь. Марксизм не был исключением. При всем своем рационализме он мало уделял внимания человеческой психологии, тому факту, что каждому человеку так или иначе свойственны индивидуализм, предпочтение личных интересов общим, и человек согласен поступаться личными интересами в пользу общих, только если уверен, что в итоге это для него обернется еще большим благом. Поэтому, хотя марксисты были всегда в первых рядах революционных демонстраций и баррикад, ни в одной стране идеи К. Маркса и Ф. Энгельса где марксизм достиг наибольшего успеханигде не были реализованы полностью. Дальше всех удалось пойти российским марксистам, действительно, создавшим первое в мире социалистическое государство – Союз Советских Социалистических Республик. Однако и в СССР быстро выявился кризис марксистских теорий, коммунистическая партия фактически превратилась в новую аристократическую прослойку, а общественный труд, где личная заинтересованность производителей была минимальна, показал свою низкую продуктивность. После Ноябрьской революции 1918 г. в Германии, в авангарде которой, как обычно, находились коммунисты, при попытке реализации своей политической программы они были безжалостно разгромлены своими вчерашними собратьями «умеренными социалистами», причем это поддержало даже большинство немецких рабочих, желавших именно свободного и достойно оплачиваемого труда, а не нахождения в «рабстве у коллектива».

как общество отнеслось к марксизму

Подавление восстания спартакистов в Берлине. Январь 1919 г.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 







14 комментариев

  1. Мануфактурне разделение труда путем расчленения ремесленной деятельности, специализации орудий труда, образования частичных рабочих, их группировки и комбинирования в один совокупный механизм создает качественное расчленение и количественную пропорциональность общественных процессов производства, то есть создает определенную организацию общественного труда и вместе с тем развивает новую, общественную производительную силу труда

  2. Александр

    Глыба, матерый человечище! По моему беда марксизма в том, что стремясь реализовать гегельянство, Маркс и «товарищи» уцепились за атеизм, который являясь в своей основе безнравственной теорией, заложил мину в марксизм. Через 74 года после ВОСР мина взорвалась, погребя под собой одно из самых замечательных государств планеты — СССР, государство будущего, которое без нравственности существовать не смогло. Пришли безнравственные люди к руководству страной и наступил крах, а экономика в данном случае оказалась вторичной.

  3. Удивительно, человек, которого можно просто назвать теоретиком нового учения, всколыхнул почти весь мир, особенно удачный проводник его идей — В.И.Ленин, что в «сухом остатке» принесло беды огромной российской нации — людям!

  4. Характеристика, которую дал Марксу Анненков отображает всю суть этого идеолога — неуважение к человеку и личности!

  5. Утопические идеи

  6. Ирония

    Удивительным образом люди такого типа практически всю жизнь живут за счет других в материальном отношении, не суть важно — за счет родственников или друзей, или «общей кассы». А своими идеями перемешивают все мировые ценности и устои, подвергая обычных людей, таких как мы с вами, жизни в хаосе, потери близких, пока все вновь не войдет в нормальный ритм. До следующего идеолога!

  7. Нашему молодому поколению просто обязательно знать историю! В этой статье опубликована интересная информация,а главное полезная.

  8. Карл Маркс – действительно выдающаяся историческая личность, но судьба его непростая. Буду ссылаться на статью на уроках.

  9. Это наша история. ЕЕ нужно знать. И хорошо , что интернет пополняется такими статьями, учитывая интерес молодежи к интернет ресурсу.

  10. Вообще люблю историю. К. Маркс был выдающийся личностью, его идеи были за гранью времени и живут до сих пор, может в другом свете, но живут.

  11. Интересно узнать как из простого мальчишки вырастает незаурядная, мощная личность. Трудности, сопротивление, поддержка со стороны ближнего круга, вера в свою идею или врожденная гениальность, или все вместе? Практический результат его теоретической концепции настолько глобален, что оценить его сложно — новый мировой порядок, не меньше.

  12. Анатолий

    Карл Маркс был действительно великим революционером. Его имя будет еще долго в наших устах и история его не забудет.

  13. Наталия

    Удивительно ёмкая по содержанию статья с первых слов захватывает воображение благодаря красочному повествованию и отлично подобранным иллюстрациям. С первых слов как будто погружаешься в мир 19 века с его политическими проблемами и надеждами молодых философов. И незаметно для себя проникаешься симпатией к утописту Марксу, некогда казавшемуся грозным и сложным человеком, глядящим на тебя с портрета.

  14. Татьяна

    Этот человек родился именно в то самое время, когда его идеи не могли не развиться в грандиозное течение, захватившее (только вдуматься) миллионы.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

три × один =