Азербайджанцы – самый многочисленный народ Кавказа - history-thema.com История - от древности до наших дней
кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Кавказ » Азербайджанцы – самый многочисленный народ Кавказа

Азербайджанцы – самый многочисленный народ Кавказа

Название «Азербайджан» — гораздо более древнее, чем сам основной населяющий его народ.откуда происходит азербайджанский народ Благодатные земли северо-запада Ирана и востока Закавказья испокон веков привлекали внимание разных народов, потому что через них проходила самая удобная дорога из Азии в Европу – Великий Шелковый путь. В далекой древности эту область населяли различные ираноязычные племена, часть которых была известная древним грекам под названием албанцев (не путать с албанцами Балкан). После завоевания Ирана Александром Македонским в IV в. до н.э. сатрап (наместник) восточной иранской области Мидия Атропат (по-ирански Атурпатак) основал на этих землях новое независимое государство, получившее название Атурпаткан-и-Мад – Мидия Атропата. Древнегреческие источники называют эту страну Атропатеной. Большинство ее территории находилось в северо-западном Иране, а на севере она граничила с располагавшейся в Закавказье Албанией. Персы – самый многочисленный иранский народ, называли Атропатену, как было удобнее для фонетики их языка, Адербадган (от мидийского «Атурпаткан»).

В VII в. полководцы Арабского Халифата завоевали Иран, а в VIII в. – Кавказскую Албанию, дойдя до высоких гор Большого Кавказа. Древний город Дербент между горами и побережьем Каспийского моря стал пограничной крепостью Халифата. Арабы принесли на земли иранского северо-востока и Албании Ислам, который местное население, ранее исповедовавшее Зороастризм, восприняло довольно быстро, привлеченное простотой догматики и учением о равенстве всех мусульман независимо от происхождения. С XI в. на этих землях начинают селиться кочевые племена огузов, говоривших на тюркском языке, но особенно активно иранский Адербадган и закавказскую Албанию тюркоязычные народы стали заселять после завоевания Кавказа монголами в XIII в. После распада Монгольской империи Закавказье долгое время находилось под властью ильханов, которые сделали тюркский язык официальным в своем государстве. Впоследствии власть в различных областях Ирана, Малой Азии и Закавказья стали захватывать пришедшие из Средней Азии туркмены. Местное население смешивалось с пришлыми тюрками, привыкало использовать тюркский язык сначала в межплеменном, а затем и в повседневном, общении, а впоследствии забыло родные языки. Тюрки от иранского названия Адербадган земли и собственно Адербадгана, и лежавшей к северу от него Албании стали называть, как им было удобнее, Азербайджаном. К концу XV в. все мусульманское население Азербайджана, говорившее на тюркском языке, осознало себя единым народом.

Поскольку в образовании азербайджанского этноса участвовали те же тюркские народности, что и в образовании турецкого в Малой Азии, азербайджанский и турецкий языки очень похожи, и их носители могут вполне хорошо понимать речь друг друга. Но в антропологическом отношении азербайджанцы и турки сильно различаются: азербайджанцы имеют прикаспийский антропологический тип, характерный для населения иранских земель вблизи Каспийского моря, а большинство турок относятся к переднеазиатскому антропологическому типу – как арабы и армяне. Древнее соседство с народами, населяющими исключительно Кавказ (грузинами, горцами Северного Кавказа), обусловило интенсивное проникновение в азербайджанскую среду кавказских культурных элементов в одежде, быту и традициях. Культура азербайджанцев представляет собой как бы смешанный кавказско-иранский тип.

В начале XVI в. глава азербайджанского религиозно-племенного союза кызылбашей («красноголовых» история азербайджанского народа— отличительным знаком последователей духовного учения этого объединения были чалмы красного цвета) Исмаил Сефеви стал верховным правителем – шахом, Азербайджана, а затем присоединил к своим владениям весь Иран. Под именем шаха Исмаила I он стал правителем целой империи, основателем знаменитой иранской династии Сефевидов. Столицей Сефевидской державы стал город Тебриз в южном Азербайджане (сегодня находится в составе Ирана). Сефевидское государство делилось на провинции, возглавляемые шахскими наместниками – хакимами. Азербайджанский язык был языком государственной элиты империи Сефевидов, также его использовали в армии. Сефевидскому государству платили джизью – налог на государственное покровительство, христианские народы Закавказья – армяне и грузины; сефевидские войска постоянно угрожали государствам и племенам Средней Азии, которую шахи Сефевиды неоднократно пытались с переменным успехом присоединить к своим обширным владениям. По названию духовного объединения, которое возглавлял шах Исмаил, впоследствии всех подданных Сефевидов, которые принадлежали к отмежевавшемуся в VII — VIII вв. от мусульманской общности течению шиитов, стали называть кызылбашами. Исмаил I официально сделал шиитское учение, основанное на особом почитании Али — двоюродного брата первопроповедника Ислама пророка Мухаммада, и потомков Али и жены того — дочери пророка Мухаммада Фатимы, государственной религией своей державы, с этого времени в Иране начинаются жестокие притеснения ортодоксальных мусульман-суннитов, которые постепенно переселялись в другие страны, и сегодня подавляющее большинство иранцев является приверженцами шиитского течения. Неоднократно между шиитской державой Сефевидов и суннитским Османским Халифатом вспыхивали ожесточенные войны за Ирак и Закавказье. Периодически армии кызылбашей удавалось отражать натиск османов, выбивать их с ранее захваченных ими территорий, но их собственные попытки захватить принадлежавшие османам земли обычно терпели неудачу, поскольку османскую армию вполне можно считать самой мощной и организованной армией того времени.

К XVIII в. Сефевидская держава пришла в упадок. На земли Азербайджана, прежде всего – на побережье Каспийского моря, начала засматриваться продвигавшаяся на Кавказ Россия. Постоянно восставали зиммии – христианское население зависимых от Сефевидов областей Грузии и Армении. В 20-х годах XVIII в., во время очередной войны государства Сефевидов с Османским Халифатом, российские войска, приплывшие на кораблях по Каспийскому морю, высадили десант и захватили ряд прибрежных городов, в том числе Баку на богатом нефтью (она уже тогда высоко ценилась как топливо для светильников) Апшеронском полуострове. В 1722 г. афганцы захватили новую столицу державы Исфахан и низложили последнего сефевидского шаха. В 1724 г. Россия и Османский Халифат поделили территорию закавказского Азербайджана: Россия получила побережье Каспийского моря, а Халифат – всю остальную часть. Но затем отношения между Россией и османами резко обострились, и российские дипломаты подговорили иранского шаха Надира начать войну с Османским Халифатом, взамен обещав передать ему азербайджанское побережье Каспийского моря. В 30-х гг. XVIII в. Надир отвоевал у османов Азербайджан, часть Грузии и Ирана, а в 1735 г. Россия, согласно заключенному договору, уступила ему завоеванные у Сефевидов земли по побережью. Азербайджан снова вошел в состав Ирана, которым теперь правили персы.

Однако жестокое правление шаха Надира вызвало всеобщую ненависть населения. Попытка Надира силой присоединить к своей державе Дагестан вылилась в изнурительную войну, закончившуюся бесславным поражением шахских войск, а дагестанские воины заняли Дербент. После неудачной дагестанской кампании экономика Ирана пришла в расстройство, среди высших сановников началась смута, и впоследствии Надир был убит собственными военачальниками. После его смерти центральная власть Иранской империи ослабла, и в Азербайджане укрепились несколько полунезависимых государств, возглавляемых местными ханами: Карабахское, Шекинское, Ширванское, Бакинское, Гянджинское, Кубинское, Нахичеванское, Талышское и Эриванское ханства.

Во второй половине XVIII в. кубинский хан Фатали попытался объединить все азербайджанские земли. Его войско захватило сильное Эриванское ханство; другие ханы присягнули ему на верность. Воины Фатали-хана заняли былую азербайджанскую столицу Тебриз. Однако после смерти Фатали азербайджанское государственное объединение вновь распалось.

В начале XIX в. Россия начала враждовать с Ираном за земли в Закавказье. В 1813 г. по Гюлистанскому мирному договору правитель Ирана признал ханства Северного Азербайджана, носившего общее название Ширван, владением России. Сами азербайджанцы, на которых шах уже фактически не имел никакого влияния, были отнюдь не в восторге от такого поворота событий, тем более что для уплаты повинностей русскому царю были повышены налоги. Однако народные выступления были подавлены российскими войсками. Впоследствии шах неоднократно пытался восстановить свое господство над Ширваном, но российская армия всякий раз разбивала уже давно отстающую по организации и тактике иранскую. На территории российского Азербайджана была учреждена Бакинская губерния, центром которой стал город Баку. Южный Азербайджан с городом Тебриз и поныне находится в составе Ирана. В царской России азербайджанцев называли ширванскими татарами.

В этнографическом сборнике С. Броневского 1823 г. «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе» об Азербайджане (Ширване) и его жителях сообщаются следующие сведения: «Домы строят из нетесаных камней, связывая оные глиною и деревянными перекладинами; крышки плоския, засыпанныя землею, а где есть нефть, смешивают землю с нефтью. Сим последним образом сделанная терраса весьма прочна. О внутренних уборах комнат упоминать нечего в разсуждении бедности жителей и отчуждения их всякой роскоши. Окна без стекол, закрываются камышевыми рогожами; несколько ковров и подушек заключают в себе украшения комнат и богатство хозяина. В Баку и Дербенте у зажиточных людей комнаты расписаны на персидский вкус изрядными арабесками. Мечети в городах и караван-сараи по большим дорогам суть прочнейшия строения; простота оных имеет довольно приятную и величественную наружность…», «…сверх ремесл, необходимо нужных в общежитии, в Шемах и в Дербенте есть несколько фабрик шелковых и бумажных, выделывающих разнаго рода ткани изрядной доброты. Лавки ремесленников расположены обыкновенно по обеим сторонам главной улицы по восточному обычаю», «внутреннее управление Ширвана и Дагестана, касательно власти ханов и зависимости их подданных, почти одинаково. Владельцы пользуются большею или меньшею властию, смотря по личным качествам каждаго; но самовластие повсюду ограничивается духовными законами и обычаями, кои по существу феодального правления составляют иногда благоприятный в пользу народа перевес. Ханы ширванские и дагестанские владельцы ничего важнаго предпринять не могут без согласия совета их, составляемаго из старшин, беков и других чиновников».как жили азербайджанцы в старину

С конца XIX в. в Азербайджане, как и в других областях Российской империи, бурно развивается промышленность, устанавливаются капиталистические отношения в обществе. В 1883 г. была построена железная дорога от Тбилиси до Баку. В начале XX в. в Бакинской губернии осуществлялось до половины всей мировой нефтедобычи. Нефть, используемая в технический век на транспорте и в промышленности, теперь ценилась исключительно высоко, превратилась в так называемое «черное золото». Однако развитие капитализма в условиях, когда сильны были пережитки феодального строя, привело к глубокому имущественному расслоению населения. Знать и купцы наживались на безжалостной эксплуатации ставшего совсем бесправным трудового населения. Простой народ терпел и ужесточившийся сословный гнет от своей знати, позиции которой усиливали российские штыки, и повальную нищету, так как натуральное хозяйство не могло конкурировать с фабриками и заводами, и произвол российских чиновников.

В начале XX в. в Азербайджане появились, как и во всей Российской империи, различные политические партии, как общероссийские (КД, СР, РСДРП), так и местные (Дашнакцутюн – партия революционно настроенных армянских националистов, Гнчак – армянская национальная партия). В 1911 г. азербайджанская буржуазия основала партию Мусават («равенство»), идеология которой базировалась на осознании национального единства азербайджанцев с другими тюркскими народами и объединении, вопреки религиозным различиям, с управляемым тюрками Османским Халифатом.

После Февральской революции в России власть в Азербайджане перешла в руки Исполнительного комитета общественных организаций – местного органа общероссийского Временного правительства, и Совета рабочих, офицерских и солдатских депутатов – местного представительного органа под председательством С. Шаумяна. В конце 1917 г. власть на всей территории Азербайджана, кроме района Баку, который удерживали большевики, захватили вооруженные формирования Мусавата, направляемые из Тбилиси Закавказским комиссариатом – объединенным правительством всех антибольшевистских (преимущественно буржуазных и националистических) сил в Закавказье. Весной 1918 г. Закавказский комиссариат объявил о государственном отделении от Советской России и начал формирование органов власти нового государства – Закавказской Демократической Федеративной Республики. Однако вспыхнувшие межнациональные конфликты не позволили создать единое закавказское государство.

В марте – апреле 1918 г. большевики Бакинской коммуны (преимущественно армяне) во главе с С. Шаумяном и армянские националисты Дашнакцутюна, объединив силы, начали захватывать власть в азербайджанских областях, получая помощь от Советской России. При этом войска большевиков и дашнаков осуществляли массовое истребление шиитского и суннитского населения. До 12 тыс. человек было убито в Баку. На помощь мусаватистам в Азербайджан вошли османские войска числом в 15 тыс. человек, которые, объединившись с отрядами Мусавата, начали боевые действия против большевиков и дашнаков, попутно расправляясь с армянским населением Азербайджана. 28 мая 1918 г. Временный Национальный Совет мусульман Закавказья под председательством лидера Мусавата Мамед-Эмина Расулзаде провозгласил Азербайджанскую Демократическую Республику со столицей в Гяндже. После некоторого времени боев с переменным успехом османские войска разгромили большевистско-дашнакские силы и заняли Баку, устроив там резню армянского населения.

После поражения Халифата в Первой Мировой войне османы ушли из Закавказья, и осенью 1918 г. в Баку вошли прибывшие из Ирана британские войска. Опираясь на военную поддержку британцев, Азербайджанская Демократическая Республика в 1919 – 1920 г. вела войну с Арменией за Нахичеванский, Шаруро-Дарлагязский, Зангезурский уезды и Нагорный Карабах, населенные как азербайджанцами, так и армянами. Тем временем на Северном Кавказе Красная Армия успешно завершила войну с Добровольческой армией А. Деникина. 27 апреля Красная Армия вторглась в Азербайджан и на следующий день вошла в Баку. Азербайджанская армия не могла противостоять в открытом бою с подготовленными профессиональными специалистами из бывшей царской армии красноармейцами. Азербайджанская Демократическая Республика была упразднена, и вместо нее учреждена Азербайджанская Советская Социалистическая Республика (АССР), в 1922 г. вместе с другими большевистскими государствами вошедшая в состав Союза Советских Социалистических Республик. Была национализирована промышленность, установлен социалистический строй, предусматривающий строгий контроль государства за благосостоянием населения, вся власть перешла к коммунистической партии.

В годы Советской власти в Азербайджане, как и во всех советских республиках, интенсивно развивалась промышленность, было введено обязательное общее образование для населения, каким был азербайджан в советское времябесплатное здравоохранение. Уровень жизни в Азербайджане, как и во всем СССР, после Второй Мировой войны (непосредственно Азербайджана военные действия не коснулись) стал одним из самых высоких в мире. Развивались наука, техника и искусство. Однако Советская власть под предлогом борьбы со «старыми порядками» проводила политику культурной унификации, разрушения традиционных быта и ценностей населения. Особенно жестоким преследованиям подвергалась религия. Мечети принудительно закрывались и разрушались, соблюдающие религиозные предписания люди не имели права занимать ответственные должности, получать высшее образование.

В период упадка советского государства в Азербайджане обострились многие досоветские противоречия. После распада СССР Азербайджан получил независимость, в нем вновь сформировалась многопартийная система власти, завязались рыночные отношения в экономике. Вновь начала свою деятельность в советские годы функционировавшая в Турции партия Мусават, правда, уже не имея былого досоветского влияния. В то же время крушение советской системы привело к упадку в экономике, ослаблению государства как такового. В 1992 – 1994 гг. между Азербайджаном и Арменией шла ожесточенная война за входивший в состав Азербайджанской ССР Нагорный Карабах, значительную долю населения которого составляют армяне. Война сопровождалась жестоким насилием над мирным населением и этническими чистками с обеих сторон. Армении удалось аннексировать Нагорный Карабах и установить там свою администрацию, однако Азербайджан так и не признал эту область за ней, и осенью 2020 г. азербайджанская армия возвратила бо́льшую часть карабахской территории под контроль своего государства; периодические столкновения на границе Нагорного Карабаха вспыхивают до сих пор.

После падения Советской власти в Азербайджане была дана свобода религиозного просвещения. При этом особенно активно возрождением религиозных традиций занимались ранее немногочисленные в Азербайджане мусульмане-сунниты. В результате в настоящее время большинство азербайджанцев по-прежнему причисляет себя к шиитскому толку, но именно среди соблюдающих религиозные предписания преобладают сунниты.

В настоящее время Азербайджан – многопартийная республика, самое большое по территории и населению государство Закавказья. Собственно азербайджанцы составляют 91,6 % его населения (8,2 млн. человек). Азербайджанцы являются вторым по численности из народов Ирана (Южный Азербайджан) и самым многочисленным народом Кавказа. Основу дохода Азербайджана составляет экспорт продукции химической промышленности, продуктов питания, нефти и природного газа. В Милли Меджлисе (парламенте) Азербайджана преобладает партия Новый Азербайджан (63 депутата), поддерживающая действующего президента Ильхама Алиева. 50 мест принадлежит независимым депутатам, четыре места – партии Мусават. Представители остальных партий занимают в Милли Меджлисе по одному – два места (Блок YeS, Партия гражданской солидарности, Умид и др.). какие государства существовали на территории азербайджана

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 







27 комментариев

  1. МАКСИМ

    «В далекой древности эту область населяли различные ираноязычные племена, часть которых была известная древним грекам под названием албанцев» — Не могу понять каким образом руководствовался автор когда писал про ираноязычеые племена населеяющих территорию Албании? Само название Албания произошло от лезгиноязычного Алпан(бог громовержец), а по описанию Геродота там проживало 26 племён объединением которым послужило создание государства Албания, среди крупных племён он выделяется утииев, легов, гелов, гаргаров. Государственный язык в основном существовал на удинском языке входящим в лезгиноязычную ветвь, государственной религией Албании до прихода Ислама был не зароостризм, а христианство которое было принято одними из первых после Армян. Даже алфавит на котором писали в Албании был свой, но создан он был армянин ом месропом маштоцем. Поэтому не упоминание в статье ни слова о автохтоном коренном населении Албании «в большинстве своём лезгиноязычном» попахивает заказным характером и страхом писать правду.

    Конечно, тайным мировым правительством запрещено писать про то, что кавказские албанцы говорили на удинском языке, что нахские народы происходят от этрусков, а Чингис-хан и его войско имели славянское происхождение. И кстати, лично я с ним солидарен в этом вопросе: была бы моя власть, запретил бы распространение маргинальных теорий.admin

    • Путешественник, ученый- этнограф А. Вамбери о тюркских народах Передней Азии:

      «Туркмены во многом способствовали тюркизации северных областей Персии, особенно во время правления атабеков в Иране, и большая часть тюркского населения Закавказья, Азербайджана, Мазендерана и Шираза, ….  бесспорно, туркменского происхождения.».
      Вамбери путешествие по Средней Азии, (часть 23).
       http://nature-tm.narod.ru/index/0-455

  2. Магомед

    Зачем вводите народ в заблуждение?Лишь часть азербайджанских тюрок имеет отношение к Кавказской Албании,а по сути основной массив азербайджанского народа проживает в Иране (около 30 млн. человек) под названием тюрки,в дореволюционных записях фигурировали как Иранские туркмены,прямыми наследниками Кавказской Албании являются удины и прочие лезгиноязычные народности Азербайджана и армяне Карабаха (Арцаха),тюрки сельджуки начали переселяться на нынешние территории в XIII веке и являются пришлым элементом на Кавказе, частью ассимилировав автохтонов этой земли,другой частью заселение после монгольского нашествия не составляло труда,но пришельцами тюрки в регионе считались и в XVIII веке,читайте Гербера,описывавшего походы Пётра I в Персию.

    • Если смотреть на проблему глобально, то вся история Человеческой цивилизации это вечные переселения и смешивания народов. Поэтому тезис об автотхонных народов всегда относителен. Автотхоны также когда то в силу всяких Природных катаклизмов в поисках спасения занимали новые земли. Тюрки на Кавказе появились еще в начале нашей эры. Туркмены, те же Огузы принявшие Ислам стали проникать на Кавказ в 9-10 веках, а массово с начала 11 века.
      Приведу в пример Иран. Историк  М.Бахрамнежад писал о кызылбашчком тюркском народе:

      «В результате господства в регионе туркмен Каракоюнлы и Аккоюнлы многие туркменские племена поселились в регионе, а их остатки стали основой  государства Сефевидов в Иране.
      Сегодня восточный огузский или туркменский диалект, называемый азербайджанским, который используется в Ыгдыре и Карсе, Иране и Азербайджане, в некоторых частях Восточной Анатолии, является важным наследием, оставленным нам.».
      —-
      M. Behramnejad. Кара коюнлы, Ак коюнлы: туркменские династии в Иране и Анатолии», с.14

  3. Вероника

    А почему у азербайджанцев и татар так похожи языки? Живут в разных концах, а понимают друг друга.

    Потому что в формировании татарского этноса, как и азербайджанского, принимали активное участие тюркские народы, через степи пришедшие из Центральной Азии.admin

  4. Полазили в Интернете и отыскали несколько великолепных статей на вашем сайте по истории народов. Эта тема всегда будет актуальна. Каждый интересуется историей национальности, к которой принадлежит.

  5. на сайте у вас расположено все по тематическим группам, из которых несложно выбрать соответствующий материал, мне нравится читать о кавказских народах и хорошо, что у вас есть отдельная рубрика.

    Спасибо. admin

  6. В новом необычном стиле подана история

    • Да, конечно, «необычность» в том, что предельно доступно все преподносится, детям понятно. Благодарность админам.

  7. Гость М.

    У каждой национальности свои обычаи, своя история, поэтому об этом интересно читать — больше знаешь о других культурах и истории, правильнее осмысливаешь жизнь

  8. Светлана поддерживаю ваше предложение, действительно хотелось бы больше узнать про все республики. Азербайджанцы приветливый хороший народ. Мы с мужем были в трех республиках по туристической путевке еще при Союзе. Понравились азербайджанцы и армяне…

  9. Светлана

    Неплохо было бы прочитать такие статьи о каждой из бывших республик СССР

  10. Не очень понятно. как можно о нации говорить — они торговцы, эти воры, третьи мошенники. Бесспорно, у каждой есть свой менталитет, но вначале идет ЧЕЛОВЕК — о нем и надо говорить — вор он или бессребрянник, убийца или напротив жажадет помочь ближнему. ЧЕЛОВЕК, а потом нация.

  11. Сергей Евгеньевич

    Это же нация торговцев в основном, потому удивительно, как они вообще дотянули до нашего времени. По пальцам можно пересчитать азербайджанцев, достигших каких-либо успехов в других областях, кроме торговли.

    • Пересвет

      это стереотипы друг мой, азеры сильная нация, не зря же у них была Империя Сефевидов, Если бы они были нация торговцев, то не построили бы империю и не противостояли бы одной из сильнейших империй того времени Османской.

      • Правильно, отметили, Пересвет, стереотипы живучи

      • Именно из-за многочисленности и силы мне невдомёк, почему армяне не отделились от Российской Империи гораздо раньше. Всё-таки они ближе к Ирану, Турции по менталитету, складу жизни, чем к славянам.

    • Однозначно вы не правы, но спорить считаю излишним — вы в плену стереотипов.

  12. Хотя основная религия азербайджанского народа мне не слишком понятна (они, насколько точно известно, в большей мере исповедуют ислам шиитского толка), я симпатизирую этим любознательным храбрым людям.

    • Кавказцы всегда славились храбростью на грани безрассудства.

    • Верно, большинство азербайджанцев причисляют себя к шиизму, но практикующих ислам в Азербайджане в основном мусульмане-сунниты и последние скоро будут составлять паритет.

  13. Анастасия

    Азербайджан- это уникальная самобытная страна Закавказья. Азербайджан также славится своим единодушным и сплоченным народом. Обязательно туда съезжу, ведь это моя мечта.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

5 × 2 =