кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Восток » Арабы до Ислама

Арабы до Ислама

Сегодня арабские народы и их культура прежде всего ассоциируются с Исламом – последней по времени возникновения из где жили арабымировых религий. Однако сами арабы существовали задолго до появления Ислама. В те давние времена их территория ограничивалась Аравийским полуостровом, а сирийцы, палестинцы, египтяне, ливийцы и другие народы, сегодня являющиеся частью арабского этноса, еще не влились в него и говорили на собственных, хотя и родственных арабскому, языках. Поскольку именно в арабском обществе Ислам зародился как религиозная система, в общей культуре исламского мира имеется множество арабских элементов, но древняя арабская культура, в свою очередь, тоже претерпела глубокие изменения под влиянием Ислама. В наши дни основные сведения о том, как жили арабы в доисламский период, мы можем черпать из древнеримских и византийских письменных источников и ранней исламской литературы, рассказывающей о жизни первых мусульман, начавших исповедовать свою религию в окружении арабов-язычников.

Развитые державы поздней античности и раннего Средневековья: Римская и Византийская империи, Сасанидский Иран, как жили арабывоспринимали Аравию, сплошь покрытую знойными безводными пустынями, как полудикую и бедную землю. Ее население римляне, византийцы и иранцы обычно представляли как вольных кочевников, перегоняющих по бескрайним пескам стада овец и верблюдов. На самом деле арабы-кочевники – бедуины, составляли чем занимались арабыменьшую часть населения Аравийского полуострова, просто в связи с тем, что им в пустынном регионе требовались широкие угодья, чтобы пасти скот, они редкими стойбищами расселялись по большинству его территории. Но большинство арабов вело оседлый образ жизни, довольно скученно населяя оазисы и долины пересыхающих рек – вади, где имелись снабжавшие их водой колодцы. Оседлые арабы занимались скотоводством на опустыненных пастбищах и земледелием на более увлажненных участках в долинах. Они разводили сады, в которых выращивали большей частью стойкую к длительной засухе финиковую пальму. Бедуины жили в переносных шатрах, оседлые арабы – в глинобитных домах. Города могли обноситься каменными стенами.

как выглядит арабское жилище

Традиционная арабская архитектура

как выглядели арабские воиныАрабы славились как бесстрашные и жестокие воины; древние римляне нередко нанимали их на службу в своих войсках. Описывается случай, когда конный отряд арабов на римской службе атаковал пешее германское войско. Германцы, как все варвары Европы, умеющие хорошо отражать конные атаки, долго и упорно держались, не подпуская арабских всадников на достаточное для перехода к рукопашной схватке расстояние. Однако в конце концов одному из воинов-арабов удалось сразить германца. Торжествуя, араб спрыгнул с лошади, приложился губами к исходящей кровью ране на теле поверженного противника и стал высасывать кровь, а затем запрокинул голову и издал громкий вой подобно волку. Германцы, увидев такую картину, решили, что перед ними оборотень и в ужасе обратились в бегство. Саму Аравию ни римляне или византийцы, ни персы завоевать не могли, да и, вероятно, не хотели: большей частью безжизненные горячие пески, вглубь которых без надежных проводников не могло пройти войско ни одной державы, не привлекали богатые империи.

что такое вади

Вади

Только на юге Аравийского полуострова – в области под названием Йемен, существовало древнее государство (не путать с современным  государством Йемен в той же области) с довольно богатыми торговыми городами. Однако от Римской империи, Византии и Ирана его отделяли тысячи километров безводной пустыни – Неджда, служившей ему естественной защитой от воинственных устремлений императоров. Редкие города, основанные торговцами, находились также в горных долинах западной части полуострова, где было больше оазисов и колодцев. Арабские купцы торговали верблюжьей шерстью, финиками, маслом, которые скупали у земледельцев и скотоводов и верблюжьими караванами везли на север – во владения империй, где выгодно перепродавали. Из торговцев и военных предводителей в арабских городах к началу VIIв. сложилась родовая знать, которая встала во главе племен.

что выращивают в пустыне

Финиковая пальма

Арабский этнос не был консолидирован, каждое племя, из которых он состоял, управлялось по своим обычаям и отношения с другими племенами выстраивало по своему усмотрению. И сами арабы, в первую очередь, относили себя к своему племени, а потом уже к арабам вообще. Племя обычно возводило свои корни к какому-то одному предку, а все арабы – к древнему пророку Исмаилу (Измаилу). Племя делилось на роды, тоже происходящие от одного предка, во главе родов стояли старейшины – шейхи. Во главе всего племени стоял вождь – эмир, являвшийся и военным предводителем. Суровость природных условий, отсутствие наводящей порядок единой власти приводила к распространению разбоя и грабительских войн, когда более бедные роды и племена пытались поживиться за счет грабежа более богатых. Поэтому важное место в жизни арабов занимала военная подготовка, военному искусству арабские мальчики обучались с детства. Каждый мужчина был воином, непременно владел оружием. Основным оружием были длинные мечи, копья, лук и стрелы. Арабы сражались как конными – на лошадях и верблюдах, так и пешими. В схватке часто использовался щит против ударов врага. Тяжелый и тревожный быт заставлял общество ценить способных трудиться и сражаться членов, радоваться рождению мальчиков. В воспитании детей арабы тесно сочетали порой безмерные любовь и ласку со строгой дисциплиной и субординацией. В то же время в доисламской Аравии был широко распространен инфантицид: в голодные годы новорожденных девочек как менее полезных обществу, чем мальчики, живыми закапывали в землю.

Вообще, женщина в глубоко патриархальном древнеарабском обществе почти не обладала какими-либо правами. Если в семье рождался мальчик, устраивался большой праздник, если же рождалась девочка, семья проводила обряды скорби. Богатые люди, случалось, заводили целые гаремы из десятков жен; некоторые мужья заставляли своих жен заниматься проституцией и на вырученные средства содержали семью. Женщины ели отдельно от мужчин. Конечно, не каждый араб относился к женщинам как к презренным существам, и некоторые знатные, обладавшие умом и решительностью женщины даже могли иметь значительное влияние в обществе, но в целом отношение к слабому полу доминировало высокомерное, потребительское. Уже проповедуя Ислам, пророк Мухаммед в VIIв. особо указывал, что за убийство женщины преступник тоже подлежит казни.

Первобытно-патриархальный уклад жизни древних арабов выражался не только в восприятии женщины как второстепенного члена общества, но прежде всего в четкой внутриродовой субординации. Глава семьи имел полную власть над всеми домочадцами, родовые старейшины – над всеми другими членами рода. Практиковались продажа детей родителями, обмен людьми между родами. В раннее Средневековье широко распространилось патриархальное рабство (рабы находились на положении младших членов семьи, но после смерти ее главы не становились свободными, а распределялись между наследниками). Случалось, что род, не желая по обычаю кровной мести терять своего члена, убившего кого-то из другого рода, по договору с кровниками убивал одного из своих рабов: и свободный представитель рода оставался живой, и на пару рабочих рук по принципу воздаяния становилось меньше.

как жили арабы когда не были мусульманами

Реконструкция древнего арабского города

Одежда арабов в древности была похожа на одежду современных арабов-бедуинов, но в силу давности времени имела и определенные отличия. Нижней одеждой был изар – род длинной набедренной повязки. У богатых людей изар достигал длиной до ступней и даже до земли. На торс надевалась длинная и широкая рубаха: широкие складки одежды в характерную для аравийских пустынь жару способствовали поддержанию оптимальной температуры между телом и тканью. Для дополнительной защиты от жары во время переезда по пустыне и от свойственного пустыням ночного холода сверху надевался широкий халат. Голову арабы обвязывали чалмой, защищавшей от солнечных лучей, перегрева и впитывавшей в себя пот, не давая тому растекаться по лицу и причинять неудобство. Женщины носили также просторные длинные накидки, называемые аба. На ноги арабы надевали сандалии – жесткие подошвы на ремешках, защищавшие ноги от ожогов при передвижении по раскаленному солнцем песку.как одевались арабы в древности

Арабский язык относится к семитской группе афразийской семьи языков. Языки афразийской семьи грамматически во многом построены подобно языкам индоевропейской семьи (присутствуют предлоги, окончания родительного и винительного падежа), но имеют и свои важные особенности. Например, словообразование осуществляется не прибавлением приставок или суффиксов, не сложением слов, а изменением гласных в слове. Например «катаба» в арабском языке означает «писать», отсюда «катиб – писатель», «китаб – книга». Арабы имели свою письменность, сохранившуюся почти без изменений и до нашего времени, с некоторыми изменениями заимствованную в эпоху Арабского Халифата другими народами, исповедующими Ислам. К началу VIIв. в арабской среде начался значительный культурный подъем. В большом почете было стихосложение. Самым известным поэтом доисламской Аравии является Маджнун.

В религиозном отношении подавляющее большинство арабов придерживалось языческих верований. В основе их религиозных представлений лежал культ того же Бога – создателя Вселенной, что и в Иудаизме и Христианстве. Его арабы называли Аллах – от древнего семитского слова со значением «бог, божество»; подобным именем – Элях, Бога называют и некоторые древнеиудейские тексты. Однако если иудеи и христиане почитали Бога как единого, то арабы-язычники считали, что кроме Бога – Аллаха, существует еще ряд богов младшего порядка, которым они поклонялись наряду с Аллахом. Других богов арабы изображали в виде идолов, которые помещали в святилищах и проводили вокруг них религиозные обряды. Своим богам арабы приносили жертвы из скота, иногда практиковались и человеческие жертвоприношения. Например, существовал обычай принесения в жертву первого родившегося в семье ребенка мужского пола. В отличие от иудеев и христиан, арабы-язычники не верили в жизнь после смерти, а следовательно, и в посмертное наказание за грехи при жизни. Поэтому в древнеарабской среде было распространено обыкновение жить, что называется, «на всю катушку» с буйными празднествами и возлияниями, доставшейся от первобытных времен мужской половой свободой, грабительскими вылазками на территорию соседних племен. Многие обычаи древних арабов выглядят, с нашей точки зрения, развращенно, например, женщины некоторые религиозные обряды совершали в обнаженном виде. Религиозным центром всех арабов-язычников был построенный пророками Исмаилом и его отцом Ибрахимом (Авраамом) храм кубической формы – Кааба, находящийся в городе Мекка в Западной Аравии. К Каабе периодически совершали паломничество – хадж, люди со всех концов Аравии. Человека, держащегося за стену Каабы, нельзя было убить. Регулярное паломничество к Каабе, сопровождавшееся жертвами многочисленным богам и подношениями служителям их культа, приносило очень большой доход жившему в Мекке и ее окрестностях племени курайш (курайшитов), которое фактически было самым влиятельным из арабских племен. Однако помимо приверженцев языческих верований, среди арабов встречались и иудеи, и христиане, в некоторых местах населявшие целые города. Также встречались ханифы – люди, верившие только в одного Бога – Аллаха, и отрицавшие существование других богов, но при этом не следовавшие ни иудейской, ни христианской религии.

Помимо божеств, арабы верили в различных невидимых простому человеческому глазу существ. В частности, как и приверженцы монотеистических религий, они верили в служителей Аллаха – ангелов (по-арабски «маляк»), обладающих сверхъестественной силой. Окружающую среду же: пустыни, горы, долины, человеческое жилище, населяли огненные духи – джинны, способные принимать различный облик. Джиннов считали способными как помогать людям, так и вредить им. Некоторых духов наделяли большой силой и опасностью для людей, например, гулей – чудовищ-людоедов, по представлениям древних арабов, водившихся в пустыне. Враждебных людям духов арабы называли шайтанами – от древнесемитского слова со значением «враг», то же происхождение имеет перешедшее из древнееврейского языка в греческий слово «сатана». какова природа аравии

В VIIв. в Мекке пророк Мухаммед начал проповедовать Ислам, которому в очень скором будущем было суждено стать второй по числу приверженцев из мировых религий. Новая религия, предусматривающая веру только в одного Бога и строгое исполнение данных людям Богом законов, веру в жизнь после смерти и посмертное воздаяние Раем или Адом за добрые дела и грехи, в считанные десятилетия распространилась сначала в Западной Аравии, а затем и на всем Аравийском полуострове, стала распространяться и за его пределами в Сирии, Палестине, Египте, Ираке, принадлежавших тогда Византийской и Сасанидской империям. Ислам непримиримо боролся с языческими верованиями вплоть до полного их искоренения. Кроме того, он принес в арабское обществе систему новых ценностей, повсюду возобладала строгость нравов, а в течение веков жившие разрозненно арабские племена на базе одной религии объединились под властью сначала Мухаммеда, затем – его преемников – халифов. Все это происходило с такой по тем временам быстротой, что в Византии и Иране вовремя не заметили, как под боком у этих двух древних империй на месте полудиких пустынь Аравии возникло новое, сильное своей сплоченностью и преданностью подданных своей религии государство – Халифат. Вторжение войск Халифата в принадлежавшие Византии и Ирану земли Сирии, Палестины, Ирака, где среди местного населения тоже появилось много мусульман, хотевших видеть своим правителем халифа, а не императора, во многом стало неожиданностью для этих держав. Под знаменем Ислама арабы с головокружительной быстротой отвоевали половину территорий, принадлежавших Византии и сокрушили вековую «опору Востока» — иранскую империю Сасанидов, завоевав все ее территории, превратив Иран в одну из провинций новой – религиозной, империи. И затем, пополнив боевые ряды принявшими Ислам другими народами, продолжили свои завоевания дальше на восток и запад, создав огромную державу, вошедшую в историю под названием Арабского Халифата – территорию, на которой вплоть до нашего времени твердо укрепился Ислам, распространились исламские духовные ценности и культура. Однако мусульмане, расширяя границы своей державы, активно заимствовали культурные и технические достижения народов, покорившихся халифу, в том числе персов и византийцев. В свою очередь, как уже говорилось, Ислам отменил многие древние арабские обычаи и элементы культуры. Поэтому исламская культура несет в себе лишь часть, причем сравнительно скромную, культуры Древней Аравии.

 

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

27 комментариев

  1. С интересом прочитала. Ведь все арабское такое экзотическое и непонятное, только по сказкам Шехерезады известное.

  2. Мухаммад даже обвинял арабов в том, что они узурпировали для язычества место, которое было первоначально предназначено для мечети!

  3. Однако, арабы были физически сильными, боевыми, храбрыми людьми, готовыми пожертвовать собой ради того, в истинности чего они убеждались — именно такой народ оказался наиболее подходящим для распространения Ислама.

  4. Согласно мусульманскому богословию, вроде бы Мухаммед не основал новую религию, но являлся ее последним пророком. Где правда?

    Согласно исламскому вероучению, все пророки проповедовали суть одну религиозную систему взглядов — поклонение единому Богу. Под словом «Ислам» обычно подразумевается ее выражение в той форме, которой придерживался Мухаммед. admin

  5. Я интересуюсь арабской культурой, статья произвела неизгладимое впечатление.

  6. Анна Пяткина

    Я считаю, что арабы всегда есть и будут жестокими людьми, еще с давних времен. Их еще можно понять, так как им тяжело жить в Аравии всегда было.

    • Не согласен. Жестокость присутствует в любой нации, но не у КАЖДОГО человека. Возьмите нынешнюю Америку- США или то, что происходит внутри Северной Кореи. А наше российское прошлое пролистайте.

  7. Именно метафорой аравийской пустыни и является Ислам, монотеизм вообще, весь вышедший из пустыни: концентрирующиеся вокруг оазиса (Бога) люди, жизненно зависимые от воды. И авторитет для поклонения — власть имущий, контролирующий оазис.

  8. Видела в Стамбуле во всех религиозных местах используются арабские буквы.

  9. Так или иначе, а арабы, пожалуй третья этническая группа (после индусов и китайцев), которая смело может претендовать на доминирование (по крайней мере, по численности населения) на нашем шарике лет через 80-100. А уж благодаря их культуре и религии, или вопреки — решать историкам и социологам.

  10. Вот я узнал почему женщина в арабском мире так поражена в правах — она не воин. А вот наша другое дело — «и коня на ходу»……и «в горящую избу»…..и костыль в шпалу кувалдой. Универсальный солдат. И гарема не надо.

  11. Да уж, не сладко жилось арабам в жарких пустынных местах. Особенно ничего не вырастишь, не к чему привязаться, вот и кочевали, грабили, воровали, нанимались на военную службу. Привычные распри, борьба за власть, духовный спад — с приходом Мухаммеда многое ушло и народ стал более дисциплинорован. Но для меня арабский мир всегда остается синонимом красивой поэзии, рифмы, житейской мудрости. И так было всегда — до ислама и в наше время:)))

  12. Возникновение Ислама в арабском мире, объединило их и навело полный порядок в необузданной жизни этих людей.

  13. Короткий экскурс по истории зарождения и распространение исламской религии в арабском мире, подтверждает лишь тот факт, что в истории все закономерно и имеет свою цикличность.

  14. мой сын как раз сейчас в школе изучает эти темы, к сожалению школьная программа несовершенна и поверхностна… спасибо за эту статью, очень познавательно и интересно. Материал нам очень пригодился при подготовке к уроку:)

  15. Римляни нанимали арабов на воинскую службу в качестве «расходного материала». Говоря современными понятиями — арабы стояли на «блок-постах» и первыми умирали под «градом».

  16. Интересно то, что новая религия позволила объединиться до того соперничающим племенам, создать империю и управлять своей частью мира, а традиционный уклад жизни лишился жестокости и несдержанности. Можно проследить связь с Крещением Руси.

  17. Действительно, сегодня уже как-то не воспринимаешь арабов вне их религии, но лично мне статья помогла восполнить этот пробел.

  18. Весьма интересно… Как любая религия, Ислам «смирился» с некоторыми обычаями язычников. Почему, интересно, у нас женщин берегли в языческие времена, а у арабов — нет? Только ли из-за природных условий или же причиной было ещё желание мужчин занять раз и навсегда главенствующее место?

  19. Интересно, что арабы верили во всё подряд: ведь чем больше веришь в различных духов, тем аккуратнее себя ведёшь, меньше вредишь себе и окружающим, потому что побаиваешься расплаты.

    • В принципе такая вера буквально во всё была изначально у всех народов. Но я лично считаю ислам достаточно жестокой религией по сравнению с нашей.

  20. Ислам сильно изменил жизнь арабов, но некоторые обычаи все равно не искоренить. Например, не смотря на то, что в Исламе женщина и мужчина равны, арабы и сейчас продолжают унижать женщин и игнорировать их права.

    • Вы плохо понимаете и знаете жизнь и быт арабских женщин с приходом ислама до сего дня. На самом деле арабская девушка свободна в делах поступках если не выходить за рамки выйдя которые начинают играть с женщинами злую шутку . Женщина у мусульман ведет женский образ жизни . Она может работать если захочет а может и нет. С приходом ислама женщина имеет право на наследство, чего небыло в христианской европе до недавних пор .. И как раз таки женщин не ценили в европе да и не ценятся сегодня. Рассматривая их как свободные руки в работе и пополнении гос бюджета . Арабские дамы освобождены от этого правом дающий ей ислам, и ничто ,ни один правитель не изменит это право так как ей это право дано Богом.

  21. Очень интересная статья. Да действительно, исламская культура несет в себе часть культуры Древней Аравии, но на мой взгляд не такую уже и скромную. А бедуины? Помоему они так и остались «староверами». Сейчас, конечно, это все красиво и интересно. Но женщин они и по сей день считают второстепенным членом общества.

  22. Вот насчет буйных празднеств с возлияниями у древних арабов я не согласен. Условия пустыни не позволяют выращивать ни виноград для получения вина ни зерновые культуры для пива. Делали какое то подобие кумыса? Такое возможно, но маловероятно, в жару быстро портится.

    • Как же не пили арабы, если в Коране вино запрещено, значит, было что запрещать. Они «гнали» алкоголь из фиников. Всего лишь…

  23. Получается, что Ислам сформировался под влиянием образа жизни общества того времени. И когда в целом мир уже изменился, религия не позволяет людям измениться вслед за ним, сохраняя в большей своей части исторические ценности.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*