кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Древние цивилизации » Античная Спарта — город легенд

Античная Спарта — город легенд

Этот греческий город-государство (полис) приобрел стараниями античных писателей широкую мировую известность, и даже в наше время ни в одной развитой стране нет ни одного взрослого человека, кто не слышал бы о нем. Уникальный по сравнению с другими городами Древней Греции государственный и общественный строй в нем стал темой для многих художественных произведений. И сегодня он продолжаетчем знаменита древняя спарта притягивать воображение деятелей уже современной культуры, знаменитый кинофильм американского режиссера З. Снайдера «300 спартанцев» — тому живой пример. Конечно, в большинстве произведений мировой культуры образ Спарты и спартиатов весьма далек от реальности, овеян романтикой и героизмом. И не мудрено, поскольку даже профессиональные историки продолжают спорить о реальных обычаях этого полиса и их причинах. Ведь спартанцы всю свою историю старательно огораживали свой быт от внимания чужаков, в том числе других греческих городов-государств. Они не любили излишнего внимания иноземцев, опасались, что слишком близкие контакты с другими городами и странами разрушат общинное равенство спартиатов — их основополагающий общественный принцип, столетиями обеспечивавший им внутреннюю стабильность и благополучие. Основой деятельности спартиатов было постоянное удержание в покорности подвластного населения, не пользовавшегося гражданскими правами, и потому большинство времени спартиаты проводили в военных и физических упражнениях, сборах, в походах. Хотя все они умели читать и писать, они не оставили практически никаких памятников литературы и искусства, по которым можно было бы непосредственно с их собственных трудов реконструировать их быт и нравы. Поэтому, в общем-то, все, что нам известно о Древней Спарте сегодня, взято из сведений древних афинян, например, писателя Ксенофонта. А Афины, как известно, были в Древней Греции главным политическим соперником Спарты, и именно жестокой и опустошительной войной со Спартой (Пелопоннесская война) закончилась их гегемония на Балканском полуострове. Понятно, что афиняне описывали спартанский строй чаще всего предвзято и старались «приукрасить» его в худшую сторону. Но, как говорится, дыма без огня не бывает, поэтому хотя бы примерно представить, чем и как жили древние спартанцы, вполне возможно.

что осталось от древней спарты

Руины Древней Спарты

Сам город Спарта, находящийся в центре области Лаконика или Лакедемон на полуострове Пелопоннес (южная часть Балканского полуострова), очень древний и существовал еще в период микенской цивилизации бронзового века. Однако с приходом века железа его в XIII — XII вв. до н.э. захватили жившие прежде на севере Балканского полуострова племена дорийцев, вооруженные железными мечами, перед которыми не могли устоять бронзовые доспехи архаичного греческого населения. Дорийцы и стали предками тех спартиатов, о которых мы знаем сегодня. Четыре столетия ставшая дорийской Спарта, как видно, не играла значительной роли среди других греческих полисов. А в 743 — 723 и 685 — 668 гг. до н.э. состоялись войны Лаконики с соседней областью Мессения, в ходе которых последняя была захвачена спартиатами. С этого времени начинается возвышение могущества Спарты. Она начинает вмешиваться во внутренние дела других греческих полисов, в том числе ее войска участвуют в свержении тамошних правителей. Коренное население завоеванных спартиатами областей делилось на две категории: периэков («живущих вокруг») и илотов. Периэки были лично свободны, могли владеть собственностью, служили в кто такие илотыспартанском войске как вспомогательные силы, но не имели политических прав. Их основным занятием были ремесла, и они же изготовляли оружие для спартиатов. Илоты же считались рабами, хотя принадлежали спартанскому государству в целом, а не конкретным владельцам, жили отдельными селениями и обрабатывали данную им в пользование землю. Как гласят античные источники, личность илотов, несмотря на относительно свободный быт, не была защищена. Они платили в государственную казну подать, были обязаны обрабатывать земли общины спартиатов, выполнять иные приказания. В процессе тренировки молодых спартанских воинов те выслеживали и убивали наиболее сильных и здоровых мужчин из числа илотов, отрабатывая таким способом собственные боевые навыки, а заодно уменьшая число илотов, способных поднять восстание. Именно периэки и илоты и составляли большинство населения спартанского государства. Гражданское население и одновременно привилегированную как было устроено общество в древней спартепрослойку общества составляли гомеи — те самые, которые именуются в литературе спартиатами или просто спартанцами, к которым, собственно, и относится знаменитый спартанский уклад жизни. Существовали в Лаконике и еще несколько социальных прослоек, например, неполноправные граждане, к которым относились, в частности, получившие за какие-либо заслуги (например, за брак со вдовами спартиатов) свободу бывшие илоты. Были и среди илотов свои «привилегированные рабы», например, те, которые лично прислуживали спартиатам на войне. Однако эти сословия были не слишком многочисленными.

как выглядела природа древней спарты лаконики

Лаконика. Современный пейзаж

Основой уклада жизни спартиатов-гомеев было общественное равенство (в рамках их сословия), для чего как жили в древней спартеони активно противодействовали имущественному расслоению в своей среде и даже личностному индивидуализму каждого гражданина. Никто не должен был быть богатым или бедным. В Спарте было запрещено обращение иноземных денег, т.е., медных, серебряных и золотых монет, которые легко было носить с собой в специальном мешочке. Спартанцы долгое время пользовались только собственными деньгами, представлявшими собой тяжелые металлические стержни. Чтобы приобрести какой-либо товар, житель Лаконики запрягал телегу, загружал ее такими своеобразными деньгами (в руках все необходимое для покупок их количество нести было просто невозможно) и ехал на рынок. Там он вынимал из телеги тяжелые деньги, отдавал продавцам и вместо отданных денег грузил в телегу свои покупки. Понятно, что такие деньги из-за их громоздкости было трудно накапливать, трудно украсть и даже слишком часто посещать места торговли было затруднительно. Это эффективно сдерживало стремление спартиатов к обогащению. Кроме того, в Спарту был запрещен ввоз иноземных товаров, а периэкам, которые главным образом и занимались торговлей, сбывая продукцию собственных ремесел, запрещалось производить предметы роскоши. В общем-то, на спартанском рынке можно было купить только местную одежду, простые предметы утвари, оружие. Питались спартанцы в основном тем, что произрастало на их полях, возделываемых илотами. Каждый спартиат, сложив в хранилище на личном подворье зерно и продукты питания, оставлял дверь незапертой: чтобы случайные путники-спартиаты, у которых закончились взятые в дорогу запасы еды, могли беспрепятственно в любое время зайти в его хранилище и пополнить свой запас. Разумеется, совершенно бесплатно. Обычно же спартиаты-мужчины питались в общей столовой своего боевого подразделения. Каждый из них вносил в общую трапезу свою долю продуктами и деньгами. Известен случай, когда после удачно выигранной битвы был оштрафован сам спартанский царь за то что вместо общего пира предпочел отпраздновать победу с женой. Основной пищей спартанских воинов была похлебка из мяса дикого кабана с кровью. Охота являлась важной частью быта спартанских мужчин, где они не только добывали себе пищу, но и оттачивали необходимые в бою ловкость и меткость.

Каждый здоровый мужчина-спартиат был воином. Неспособные к военной службе по причине болезни иликак выглядели спартанские воины увечья были ограничены в гражданских правах. В военных упражнениях, сборах и походах проходила бóльшая часть жизни спартиата. Спартанец был вооружен в бою копьем и коротким мечом, защищали его щит круглой формы, шлем, панцирь и поножи. Как и все древние греки, спартанцы шли в наступление фалангами — ощетинившимися копьями пешими колоннами. Конница в спартанском войске распространения не получила. Спартиаты были очень выносливыми и дисциплинированными воинами, по боевым характеристикам их войско превосходило войска всех других полисов Древней Греции. Однако дальние походы спартанцы совершали не слишком часто: лишь когда их к этому вынуждала внешнеполитическая обстановка. Основное, чем занималась спартанская армия, было удержание в покорности более многочисленного подвластного населения — периэков и, особенно, илотов. Угнетенные своим бесправием неграждане постоянно поднимали восстания, и именно в процессе их систематического подавления спартанское войско выработало свою непревзойденную на то время тактику. Сегодня слово «спартанец» часто ассоциируется с исключительной боевой храбростью. Действительно, спартиаты ценили личное мужество воина, и именно в Лаконике возникло выражение «со щитом или на щите», т.е., лучше было быть принесенным из похода убитым, чем панически обратиться в бегство, бросив оружие. И все же больше, чем храбрость, спартанцы ценили на войне дисциплину и умение беспрекословно выполнять приказания командующих.какими спартанцы были воинами

Как и в других греческих полисах, формой выражения высшей власти в Спарте было народное собрание, называемое здесь апелла. В ней могли принимать участие все полноправные мужчины в возрасте от как управлялась спартатридцати лет. Апелла избирала совет тридцати старейшин — герусию, из числа спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и два царя (архагета), которые осуществляли верховное административное управление в государстве и командовали спартанским войском. Власть царей передавалась по наследству, но они отнюдь не были самодержавными монархами: их права и полномочия были строго регламентированы, они не должны были ничем выделяться в быту и образе жизни от других спартиатов, а любые их указания могли быть аннулированы апеллой или эфоратом. Эфоры — государственные должностные лица, осуществлявшие надзор за сохранением традиционного спартанского общественного строя, с течением времени сосредотачивали в своих руках практически всю государственную власть, за народным собранием оставалось лишь подтверждение или отклонение принятых ими решений. Всего их было пять, они избирались апеллой. Постепенно именно они стали диктовать царям направления государственной политики, контролировали жизнь самих царей и даже могли заключить царя под стражу за плохое руководство войском. Эфоры назначали трех гиппагретов — руководителей личной гвардии царя, состоявшей из трехсот воинов, которые в походе берегли силы, передвигаясь верхом на лошадях, а в бой шли, как все спартиаты, в пешем строю. Эфоры могли и низложить царя, так как в их ведении находилось толкование «небесных знамений», из которых они могли заключить, что древнегреческие божества перестали благоволить тому. Эфоры избирались апеллой сроком на один год. Повторно выдвигать свою кандидатуру на должность эфора никто не мог, что препятствовало узурпации власти. Старейшины герусии избирались пожизненно. В апелле, как правило, не велось никаких обсуждений или дебатов: участникам собрания высшими государственными лицами просто предлагалось готовое решение или кандидатура на должность эфора, старейшины (геронта) или военачальника, и поддерживающие его либо начинали громко кричать, либо расходились с противниками на две стороны. По числу кричавших или разделившихся руководители собрания определяли, поддержано предложенное решение большинством спартиатов или нет. Недолюбливавшие спартанцев афиняне называли такой способ голосования «диким».

По сей день широко распространено ставшее нарицательным выражение: «спартанское воспитание». Воспитанию подрастающего поколения спартиаты уделяли особое внимание, это считалось одной из важнейших обязанностей государства и общества, так как в соответствующем воспитании своей молодежи спартиаты видели залог сохранения стабильности и благополучия. Все дети спартиатов принадлежали государству, и родители имели над ними мало власти. Новорожденного младенца отец относил на осмотр комиссии старейшин, которые искали у ребенка признаки болезненности или увечья. Если таковые находились, младенца относили к горному хребту Тайгет и там оставляли умирать под обрывом или же сбрасывали с обрыва вниз. По мнению спартиатов, для человека, родившегося больным или увечным, жизнь станет хуже смерти. Впрочем, в этом месте, на которое указывают античные сочинения, археологами никаких младенческих останков найдено не было. С семи лет мальчиков забирали у родителей и воспитывали в государственных школах, объединяя в отряды — агелы. Главной задачей было вырастить выносливого и дисциплинированного воина. Руководили воспитанием старейшины — педономы, которые в каждой агеле назначали из самих детей главного. Остальные дети должны были беспрекословно подчиняться руководителю своего отряда. Воспитатели нарочно провоцировали драки между детьми, чтобы выработать у них ловкость и упорство. Каждому воспитаннику выдавалось в год одно платье, а в летнее как в спарте воспитывали детейвремя дети обыкновенно ходили, вообще, без одежды. Мыться по-настоящему им давали лишь несколько раз в год, но каждый день, даже зимой, они купались в реке. Спали дети на подстилках из тростника, который ломали для этой цели собственноручно. Детей интенсивно обучали физическим упражнениям, а также письму, пению и музыке, что, в общем-то, существовало и в других что такое спартанское воспитаниегреческих полисах, хотя и в другом соотношении. Однако спартанцы, сильно занятые военным делом, не могли столь усиленно заниматься духовным творчеством, как жители других полисов, поэтому из спартанской духовной культуры к нашему времени мало что известно. Кормили детей в агелах ограниченно, недостаток в еде они должны были возмещать, добывая съестное сами, в том числе похищая пищу. Хотя, как уже говорилось, продукты питания в Спарте были тоже обобществленными, и каждый нуждающийся в них мог взять нужное на ближайшем подворье, воспитанники агел должны были делать это тайно, чтобы не увидел хозяин. Если воспитанник попадался, его избивали плетью: не за саму кражу, а за неловкость. Так дети обучались необходимому на войне искусству лазутчиков. В определенные дни воспитанников лишали питья, приучая подолгу обходиться без воды. Также от детей требовали говорить всегда четко, кратко и по существу, наказывая за излишнюю болтовню. Так спартиаты общались потом всю жизнь, отчего и возникло выражение «лаконичная речь», т.е., такая, которой говорят в Лаконике. Впрочем, можно поставить под сомнение тот факт, что спартанские дети воспитывались в агелах безвылазно, поскольку это неминуемо привело бы к разложению семейных связей, а они, как можно заключить из других источников, в Спарте держались достаточно прочно, и даже царская власть, как уже говорилось, передавалась по наследству. Более убедительным представляется, что дети спартиатов проводили в агелах лишь определенное время в году, затем возвращаясь в родительский дом.

В 16 лет — перед переводом в отряды, где их обучали непосредственно военному делу, юношей подвергали инициации под видом жертвоприношения богине природы и плодородия Артемиде. В торжественной обстановке в храме Артемиды их секли прутьями над специальной чашей, в которую стекала их жертвенная кровь. При этом они не должны были издавать ни звука. Если у кого-то непроизвольно вырывался стон, его хлестали еще сильнее, пока он снова не замолкал. Некоторые не выдерживали испытания и умирали. Затем до двадцати лет юноши обучались военному делу, при этом должны были следить за своим подобающим воину внешним видом. Каждый год комиссия старейшин осматривала их, и если находила у кого-то признаки хилости или чрезмерной упитанности, того били палками, говоря, что его вид позорит Спарту. Окончившие столь суровый курс общественного воспитания юноши зачислялись в воины, и через десять лет службы становились полноправными гражданами. Те, кто не выдерживал всех степеней спартанского воспитания и прекращал обучение, оставался ограниченным в гражданских правах, не мог занимать руководящих должностей и участвовать в народном собрании. Девочки также воспитывались в общественных школах и тоже обучались разным физическим упражнениям, так как спартиатка должна была быть готовой в случае внезапного нападения восставших рабов суметь защитить дом и имущество своей семьи, если ее супруг будет в это время в военном походе. Однако у спартанских женщин было больше времени для личной жизни, чем у постоянно занятых на военной службе мужчин. Спартиаты всю жизнь сохраняли неприхотливость в быту. Они даже не носили обуви, и лишь во время дальних походов обматывали ноги кусками кожи. Государство регламентировало, как должны выглядеть дома спартиатов, какую они должны носить одежду.

Спартанцы прекрасно видели, что их общественный строй и уклад жизни очень отличается от таковых в других греческих полисах, и гордились этим. Несмотря на то, что их жизнь мелочно регулировалась общиной, они считали себя по-настоящему свободными: ведь они, в сущности, занимались только военной службой и охотой, а в их хозяйствах работали илоты. В то же время они очень ревностно оберегали свои законы, исполняли их с дотошной тщательностью. Так, однажды спартанский подросток убежал из дома, чтобы наблюдать за ходом сражения. Когда спартанское войско не выдержало натиска противника и начало отступать, мальчик схватил оружие и бросился в бой, чем воодушевил воинов, снова перешедших в наступление и на этот раз разбивших врага. Мальчика наградили почетным венком за храбрость и одновременно оштрафовали за то что он принял участие в бою, не достигнув соответствующего возраста. Сами спартиаты считали, что такое общественное устройство, веками сохранявшее равенство граждан, им «подарил» древний царь Ликург, который, стремясь искоренить бывшее причиной тяжелых государственных смут деление спартанцев на богатых и бедных, издал свод законов. Законы Ликурга и закрепляли общественный строй спартиатов. Издав этот свод законов, Ликург взял со спартанцев клятву ничего не изменять до его возвращения, затем покинул Лаконику и, чтобы не освобождать спартанцев от клятвы, уморил себя голодом. Относительно историчности Ликурга мнения специалистов разделены. Некоторые считают его, несмотря на легендарный характер некоторых сведений о его биографии, вполне реальным лицом. Другие же больше склоняются к мнению, что Ликург — мифический персонаж, созданный, чтобы придать древнему спартанскому строю сакральное значение. Расходятся мнения историков и относительно того, действительно ли спартанский общественный строй был установлен искусственно в ходе преодоления вызванных социальным неравенством смут или же является пережитком первобытнообщинного строя. С одной стороны, трудно представить, чтобы давно отмершие формы общественного управления могли быть восстановлены искусственно в ходе государственного переворота. С другой стороны, ожесточенная борьба между богатой и знатной верхушкой общества и малоимущим населением — обычное явление для древнегреческих полисов, не характерное, однако, по понятным причинам для Спарты в ее классическую эпоху.как выглядела древняя спарта

Однако причины долгой сохранности столь специфичного общественного и государственного строя в Лаконике видятся историкам достаточно прозаично. В отличие от других потомков древних завоевателей-дорийцев, спартиаты не стали смешиваться с более многочисленным исконным населением области. Они не просто захватили власть в Спарте, а поработили коренное население, заставили его безвозмездно обслуживать себя. Естественно, они, будучи среди общего населения Лаконики в меньшинстве, оказались вынужденными постоянно быть готовыми подавлять восстания подвластного народа. А это было возможно только в условиях твердой военной организации и дисциплины, регулярных боевых упражнений и строгого внутреннего порядка и единства. Поэтому спартиаты так тщательно оберегали свое общество от социального расслоения, которое подорвало бы их внутреннюю сплоченность. Обычно спартанский государственный строй классифицируют как аристократический. Также предпринимались попытки представить его как олигархический и даже демократический. Но вернее будет сказать, что это был особый, узкоместный политический строй, не относящийся ни к какому из известных на то время в Древней Греции. Нельзя считать спартиатов-гомеев знатной прослойкой в прямом смысле этого слова, поскольку подвластное им население не было гражданским, т.е., не считалось народной частью, а было либо рабами (илоты), либо людьми, которым лишь «милостиво дозволялось» жить и работать на территории спартанского государства (периэки). В целом общественный строй Лакедемона представлял собой иерархичную структуру, в которой все права принадлежали относительно малочисленным «хозяевам» — спартиатам, а уделом прочего населения было их обслуживать и повиноваться. Государственная политика ориентировалась только на интересы спартиатов, а не на интересы их слуг, и это не скрывалось. И в других греческих полисах Лаконика ассоциировалась только со спартиатами как с ее хозяевами, а не с периэками или илотами, пусть те были и более многочисленными.

Лаконика была лучше, чем другие древнегреческие области, обеспечена хлебом, так как в ней имелись достаточно широкие долины, удобные для пахоты. Но главное, за что другие греческие города ценили Спарту, было, конечно, совершенное боевое искусство ее войска. Важную роль спартанская армия сыграла во за что ценили спартувремя Греко-персидских войн (499 — 449 до н.э.). В то же время, поскольку спартанские войска не могли надолго уходить из Лаконики по причине частых восстаний илотов, в окончательную победу над персами главный вклад внесли Афины, ставшие затем гегемоном Древней Греции. Однако политическое усиление Афин привело к их конкуренции со Спартой на Балканском полуострове, что, в свою очередь, спровоцировало Пелопоннесскую войну 431 — 404 гг. до н.э., которая закончилась поражением афинской армии и максимальным за всю историю политическим возвышением Спарты. Спарта стала на некоторое время гегемоном Греции, но именно это и стало толчком, приведшим ее к упадку, так как почему спарта была такой особеннойпобеда над политическими соперниками, захват богатой военной добычи вызвали то, от чего так долго и старательно спартиаты оберегали свое общество — социальное расслоение. В более либеральную сторону стало изменяться законодательство Ликурга. Повысившийся общий уровень материального состояния жителей Лаконики привел и к появлению определенной силы у как раз занимавшихся в основном торговлей периэков. Стремление неграждан к равноправному положению со спартиатами привело к восстанию Кинадона в 397 г. до н.э. Оно было подавлено, но то, что им руководили несколько самих спартиатов, свидетельствовало об окончании эпохи социальной стабильности в уникальном полисе. Плоды этого не заставили себя долго ждать: в 395 г. до н.э. против гегемонии Спарты и союзных ей городов выступила поддерживаемая Персией коалиция Фив, Афин, Коринфа и Аргоса. В ходе восьмилетней Коринфской войны (боевые действия велись преимущественно в районе города Коринф у перешейка, соединяющего полуостров Пелопоннес с остальной частью Балканского полуострова) Спарта отстояла свою гегемонию в Греции, однако ценой переманивания на свою сторону персов и помощи им в восстановлении былого влияния в Восточном Средиземноморье. Однако в 378 г. до н.э. против гегемонии Спарты снова выступили Фивы. И здесь прежде непобедимая спартанская армия потерпела ряд поражений. 6 июля 371 г. до н.э. спартанское войско было разгромлено фиванцами в битве при Левкрах, и с этого времени большинство греческих городов поддерживает Фивы. Хотя война, известная под названием Беотийской (от Беотии — области в Греции, центром которой являлись Фивы), продолжалась до 362 г. до н.э., Спарта уступила свою гегемонию Фивам. В ходе войны в 369 г. до н.э. фиванцы отвоевали у Спарты Мессению и вернули свободу ее жителям, триста лет бывшим илотами. Фиванское войско в 362 г. до н.э. предприняло попытку захвата и самой Спарты, но здесь уже потерпело тяжелое поражение. После Беотийской войны спартанское государство погрузилось в экономическую разруху и беззаконие. В войске упали прежние дисциплина и боевой дух. В 30-е гг. IV в. до н.э. Спарта, как и другие греческие города, попала в политическую зависимость от Македонии. В III в. до н.э. в Спарте началось активное противостояние между превратившейся в олигархию зажиточной верхушкой спартиатов и более бедными жителями. В конце концов в 226 г. до н.э. царь Клеомен III сумел установить свою единоличную власть, упразднив эфорат, и восстановить не имущественное, но гражданское равенство спартиатов. В период его правления благосостояние Спарты и ее политическое влияние вновь стали возрастать, она стала самым влиятельным городом по крайней мере на Пелопоннесе. Однако против нового усиления Спарты выступили несколько греческих городов (Ахейский союз), поддержанных Македонией. В результате Спарта потерпела новое военное поражение и опять погрузилась в тяжелые смуты. В конце концов в 195 г. до н.э. города Ахейского союза, призвав на помощь набиравший тогда все большее влияние в Средиземноморье Рим, вновь чем закончила древняя спартаобъявили Спарте, где правил царь Набис, войну. Римская армия в то время использовала наиболее совершенные боевую организацию и тактику, и уже и без того ослабевшие спартанские войска не могли оказать ей успешного сопротивления. В 192 г. до н.э. Набис был убит. Он оказался последним царем Спарты. В 188 г. до н.э. военачальник Ахейского союза Филопемен, подавив восстание спартанцев против навязываемых тем порядков, разрушил городские стены Спарты и упразднил остатки традиционного спартанского общественного строя. Вместо него в Спарте были введены типичные для других греческих городов законы. В 146 г. до н.э. Древняя Греция была завоевана римлянами. Спарта вошла на правах автономного города в состав древнеримской державы.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

7 комментариев

  1. Любой период истории или событие многослойны. Самый поверхностный и яркий слой это мифы и легенды. Он затмевает все лежащие ниже. А как раз в них и находиться истина. И чем ближе к истине тем суше и академичнее. Такова природа знаний.

  2. Сложная Спарта была страна, давно и мудро сказано: «Город-государство в котором не было счастливых людей».

  3. Вокруг Спарты очень много выдумок. Вот интересно, правда ли, что граждане, которым было за тридцать, собирались и принимали важные решения посредством определения, кто сильнее кричит?

  4. Сильные духом спартанцы строго придерживались своих законов.

  5. Конечно мало конкретной информации по Спарте, всё остаётся в легендах и фантазиях. Но не смотря на все домыслы, статью о Спарте можно оценить положительно.

  6. умный был человек Ликург, понимал, в чём корень бед. Нам бы такие законы. Или хотя бы их форму денег. Зарплату чиновникам выдавать.

  7. Ирина Лазарева

    Впечатлил рассказ о воспитании детей, особенно мальчиков. По сравнению со спартанцами наши военные училища (Суворовское и др.) — просто санатории.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

18 − 15 =